9,«Путь из варяг в греки» и его значение для древнерусской торговли и истории

Этот военно-торговый маршрут считается длиннейшим из известных (общая протяженность более 3000 км). Его существование способствовало расцвету городов и стран и обуславливало их значение для соседей. Его наименованием пользуются как нарицательным обозначением долгого пути, не зная часто, что же это был за маршрут на самом деле.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 329
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/torgovyj-put-iz-varyag-v-greki.html

Дорога апостола Андрея

Название «путь из варяг в греки» появилось с легкой руки летописца Нестора. Он же привел первое письменное описание этого маршрута. В его хронике , в не датированной части это звучало как, «путь из варяг в греки и из грек в…».

По свидетельству летописца, апостол Андрей, проповедуя святое Евангелие проплыл по воде от Черного моря по Днепру, речке Ловати, Ильмень-озеру, Волхов-реке, через Ладожское озеро и Неву к Балтийскому Морю. Нестор пишет и о том, что часть дороги от верховьев Днепра до Ловати лодку пришлось тащить по суше волоком. Это событие могло произойти в только в I веке нашей эры, что немного снижает достоверность этого повествования.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 676
Источник: https://ege59.ru/2018/09/05/put-iz-varyag-v-greki-istoki-osobennosti-znachenie/

Балтика и малоазийская Греция

Карта торгового пути из варяг в греки

Варяг – древнерусское наименование скандинавского воина-наемника и скандинава вообще. «Греками» на Руси называли представителей Византии, поскольку «государственным языком» империи был греческий (как видим, никакого отношения к Элладе данный маршрут не имеет). Торговый маршрут известен более по русским источникам, почему и терминология используется соответственная.

Очевидно: «путь из варяг в греки» – маршрут, по которому можно было более-менее удобно добираться из Византии в Скандинавию и наоборот. Столь же очевидно, что основная его часть проходила по русским землям. Путь соединял Балтийское и Средиземное моря.

Первооткрывателями маршрута считаются скандинавы: саги называют имена Ивара Широкие Объятия и Эрика Путешественника. Он активно действовал с IX по XII века, когда изменение расстановки сил в Европе перенесла и направления потоков людей и грузов.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 935
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/torgovyj-put-iz-varyag-v-greki.html

Маршрут пути из варяг в греки

Главная особенность маршрута – подавляющая часть его протяженности приходится на водные пути. Это его главное достоинство – ведь нормальных сухопутных дорог в то время не было вовсе. На суше также был больше риск подвергнуться нападению врагов или разбойников. Такое путешествие требовало больше расходных грузов (лошадей надо кормить, а реки и озера сами кормят путешественников).

Наверняка путь из варяг в греки имел много разных вариаций, но можно назвать несколько основных его пунктов. Начинался он в одном из торговых центров Скандинавского полуострова (Бирка, Сиггуна); затем маршрут выглядел так: Балтийское море – Финский залив – и реки: Нева – Ладога – Волхов – Ильмень – Ловать. Затем следовал длинный волок (то есть перетягивание кораблей по суше) в Западную Двину. Из нее волок вел к Днепру, а им можно было справляться до Черного моря, обходя по суше только пороги.

Некоторые специалисты предполагают, что путь из Балтики в Днепр мог пролегать и через Вислу и Буг. Очевидно одно: Днепр – основная часть древнего торгового маршрута.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1076
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/torgovyj-put-iz-varyag-v-greki.html

Финский залив

По Балтийскому морю скандинавы плыли к Финскому заливу. Путешествие по морю могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров — не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров. Такая ладья имела не менее 8−10 пар весел и обязательно парус.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 294
Источник: https://diletant.media/excursions/36908055/

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1912
Источник: https://diaryrh.ru/istoriya-drevnego-mira/put-iz-varyag-v-greki

Исторические источники

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
  • Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения — Рим.

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

  • Плавание происходило в июне.
  • Торговый маршрут был регулярным.
  • В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1579
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/put-iz-varyag-v-greki.html

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Варяги

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3300
Источник: https://ege59.ru/2018/09/05/put-iz-varyag-v-greki-istoki-osobennosti-znachenie/

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 513
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/put-iz-varyag-v-greki.html

Запомни главное

  • «из варяг в греки» – это основной торговый, транспортный и культурный коридор, который связывал Русь со всей Северной Европу с Византией в X — XII веках.
  • маршрут проходил из Балтийского Моря до Черного, по рекам, в том числе самый протяженный участок, по Днепру.
  • Название пути дал летописец Нестор в своей «Повести Временных Лет»
  • Хотя, «путь из варяг в греки» активно просуществовал, чуть более 250 лет, но за это время дал колоссальное развитие Древнерусскому Государству.

Стоит сказать, что на наших курсах подготовки мы разбираем углубленно все эти темы. Именно поэтому наши ребята получают не меньше 90 баллов за одну дисциплину на реальном егэ. Узнай больше о наших курсах подготовки здесь.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 713
Источник: https://ege59.ru/2018/09/05/put-iz-varyag-v-greki-istoki-osobennosti-znachenie/

Озеро Ильмень

Из Волхова через Рюриково городище суда попадали в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 161
Источник: https://diletant.media/excursions/36908055/

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. — шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век), кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долблёные ладьи на 30-40 человек — однодерёвки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок — в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками — бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски — кормчими, кормщиками, а по-гречески — кибернетами.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1903
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C_%D0%B8%D0%B7_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3_%D0%B2_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8

Днепр

Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг (примерно в районе Орши), вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги. А в низовьях Днепра было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Достаточно выразительны имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и т. д.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 505
Источник: https://diletant.media/excursions/36908055/

Черное море

Путь по Днепру выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. Перед тем как выйти в море, судам требовалась дополнительная оснастка. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Выходя в море, суда двигались на запад, шли вдоль черноморского побережья (Румелийского берега).

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 374
Источник: https://diletant.media/excursions/36908055/

Константинополь

Таким образом варяги прибывали в Константинополь. Скандинавские торговцы везли туда железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, янтарь. Из Северной Руси они везли меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кожи, смолу. Обратно из Византии везли вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, иконы, книги.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 377
Источник: https://diletant.media/excursions/36908055/

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 16395
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/torgovyj-put-iz-varyag-v-greki.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2340 (14%)
  2. https://diaryrh.ru/istoriya-drevnego-mira/put-iz-varyag-v-greki: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1912 (12%)
  3. https://istoriarusi.ru/kiev/put-iz-varyag-v-greki.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2092 (13%)
  4. https://ege59.ru/2018/09/05/put-iz-varyag-v-greki-istoki-osobennosti-znachenie/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 4689 (29%)
  5. https://diletant.media/excursions/36908055/: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 2720 (17%)
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C_%D0%B8%D0%B7_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3_%D0%B2_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2642 (16%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий