Образовательная реформа Александра II
Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13335-reforma-obrazovaniya-aleksandra-ii.html
Содержание
Реформирование начальной школы
18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.
Начальные школы теперь были следующих типов:
- Воскресные.
- Церковноприходские.
- Земские.
- Частные.
- Государственные.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/reforma-obrazovaniya-1864.html
Это интересно: 1692,Ремесла Киевской Руси
Краткая биография Александра II
- 1818, 17 апреля — рождение
- 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
- 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
- 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
- 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
- 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
- 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
- 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
- 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
- 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
- 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора Александра III (умер в 1894 году)
- 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
- 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
- 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
- 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
- 1855, 18 февраля — смерть Николая I
- 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
- 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
- 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
- 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
- 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
- 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
- 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
- 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
- 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
- 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
- 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
- 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
- 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
- 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
- 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации «Народная воля»
18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Реформирование средней школы
19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.
Тип гимназии | Что преподавали | Что давало окончание |
---|---|---|
Реальные | Естественные науки. | Обучение в технических ВУЗах |
Классические | Гуманитарные науки. | Поступление в университеты. |
Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.
Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.
В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/reforma-obrazovaniya-1864.html
Причины реформ Александра II
- Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
- Поражение в Крымской войне
- Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Создание учебных заведений
Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
• Земские школы, которые создавались земствами;
• Церковные школы;
• Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
• Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
• Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13335-reforma-obrazovaniya-aleksandra-ii.html
Реформы Александра Второго
- Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
- Финансовые реформы (с 1863 года)
- Реформа образования (1863 год)
- Земская реформа
- Городская реформа (1864 год)
- Судебная реформа (1864 год)
- Военная реформа (1874 год)
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Результаты реформ
1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13335-reforma-obrazovaniya-aleksandra-ii.html
Это интересно: 1696,Реформа системы образования
Крестьянская реформа
- Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
- Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
- Земля предоставлялась крестьянской общине
- Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
- По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
(крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.) - До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
- Расположение крестьянских наделов определял помещик
- Крестьянин получал
— личную свободу,
— независимость от помещика;
— право переходить в другие сословия;
— право самостоятельного вступления в брак;
— свободу выбора рода занятий;
— право защиты своих дел в суде.
— самостоятельно совершать сделки
— приобретать и распоряжаться имуществом;
— заниматься торговлей и промыслами
— участвовать в выборах местного самоуправления
Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Финансовая реформа
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Земская реформа. Кратко
Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Городская реформа
Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Судебная реформа. Кратко
Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения
- Независимость судебной власти
- Единый суд для всех сословий
- Гласность судопроизводства
- Состязательность судопроизводства
- Право сторон и подсудимых на защиту в суде
- Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
- Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
- Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
- Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
- Несменяемость судей
- Обособление прокуратуры от суда
- Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
В ходе реформы были созданы две ветви судов — мировые и общие. Они в свою очередь имел по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты). Общей третьей инстанцией были Кассационные департаменты Правительствующего Сената
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Военная реформа
- Упразднены военные поселения
- Отменены телесные наказания
- Учреждены военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий
- Провозглашена всесословная воинская повинность
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://istoriarusi.ru/imper/reforma-obrazovaniya-1864.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1965 (8%)
- https://moluch.ru/archive/234/54110/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 10522 (44%)
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13335-reforma-obrazovaniya-aleksandra-ii.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 2778 (12%)
- https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/vnutrennyaya_politiki_rossii_vo_vtoroy_polovine_xix_v/reforma_sistemy_narodnogo_obrazovaniya_pri_aleksandre_ii/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1201 (5%)
- http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-ii-kratko.html: использовано 9 блоков из 12, кол-во символов 7478 (31%)