1014,Культура России в XVIII веке — основательный взгляд на вопрос

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 243
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/russkaya-kultura-18-veka-kratko-tablica.html

Особенности культура России XVIII века

XVIII век в истории нашего государства ознаменован многими значимыми историческими событиями: получение доступа к Чёрному морю, «окно в Европу», укрепление авторитета страны на международной арене.

Значительные изменения претерпела духовная сфера. Отличительная особенность культуры данного периода — её светский характер. Теперь церковь уже не определяет её характер и направления, как то было веком ранее. Таким образом, всё большее значение приобретает научное знание, а не религиозное учение.

Укрепление взаимоотношений Российского государства со странами Европы способствовало распространению в стране вольнодумной мысли. Главные её темы — обличение пороков самодержавия и критика крепостнического строя. Первым русским революционером принято считать А. Н. Радищева.

Исторически принято подразделять культуру XVIII века на два периода:

• конец XVIII — первая четверть век XVIII а (становление новой культуры, в которой разум господствует над верой, а наука над религией, которая обличает недостатки самодержавия и крепостничества),

• вторая четверть — конец XVIII века (складывание культуры сословной: дворянство всё более пытается походить на лордов и баронов Европы, устраивая пышные балы с музыкой и танцами, буквально, задыхаясь в роскоши; крестьяне же до сих пор живут в своём, глубоко религиозном, мире, работая с утра до ночи).


Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1392
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Образование и наука

Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали за границу учиться ремеслу — корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству. С 1 января 1700 года указом Петра I было введено новое летоисчисление « от Рождества Христова».

В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук — навигационная школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах — горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы — цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.

К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году — Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов — Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году — Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.

Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (1724 г.). В неё входили Академия, Университет и гимназия. М. В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755 году по его инициативе был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В созданной университетской типографии издавалась газета «Московские ведомости», выходившая на протяжении 162 лет. Из стен университета вышли Д.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.

Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге — танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 6508
Источник: https://vuzlit.ru/504956/rossiyskaya_kultura_xviii_veka

Светская школа

Большая роль в создании светской школы, возникшей как замена духовной, принадлежит Петру I. В начале века в начала свою работу московская Школа математических и навигацких наук, основана Морская академия в Петербурге. Позднее были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. Учились в них дети дворян.

Помимо этого, было открыто ещё множество учебных заведений: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет, Смольный институт благородных девиц. Однако, в практически всех из них учились только представителей дворянского сословия.

В 1708 году было сделано важное открытие: переход к новому, более простому, гражданскому шрифту и арабским цифрам, сто значительно упростило образовательный процесс.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 769
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Искусство 18 века в России по отраслям

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи­сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме­тить три имени — Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев.

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел­ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство­вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со­чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен­сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор­ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов­ных композиций.

  • Блок: 3/13 | Кол-во символов: 1163
    Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_18_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5

    Общественная мысль и литература

    Центральной темой общественной мысли данного периода является крестьянский вопрос. С его критикой выступал упомянутый выше А. Н. Радищев. Широко известна также по этому вопросу полемика императрицы Екатерины Великой с Новиковым Н. И.

    Среди наиболее известных литераторов данного периода: Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Отдельно следует выделить знаменитого М. В. Ломоносова, прославившегося не только в литературе, но и во многих областях науки.

    Классицизм со своим культом разума и сентиментализм с культом чувственности господствовали в литературных течениях XVIII века.

    Блок: 4/7 | Кол-во символов: 638
    Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

    Культура “Просвещенного абсолютизма”

    В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

    Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

    Рис. 2. Петропавловский собор.

    Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

    В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

    Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:

    Блок: 4/7 | Кол-во символов: 689
    Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/russkaya-kultura-18-veka-kratko-tablica.html

    Наука и техника

    Большое значение в развитии науки имело открытие в 1725 году Академии наук.

    В это время были открыты на Урале залежи руды и месторождения нефти. Большая работа была сделана в исследовании восточных и северных районов страны ( С. Челюскин, братья Лаптевы) . В следствии этого был издан первый российский атлас. Его автором стал И. К. Кириллов.

    Начинает развиваться и историческая мысль. Знаменитые историки того времени: В. Н. Татищев, М. Ю. Ломоносов, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов. Сюда же можно отнести и уже упоминавшегося выше Н. М. Карамзина, который трудился ещё и на литературном поприще.

    Блок: 5/7 | Кол-во символов: 612
    Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

    Таблица “Русская культура 18 века”

    Область культуры

    Ведущие стили и жанры

    Представители

    Работы

    Литература

    Классицизм; ода, басня, комедия

    В. К. Тредиаковский

    “Телемахида”

    М. В. Ломоносов

    “Слово похвальное Петру Великому…”

    Д. И. Фонвизин

    “Недоросль”

    Архитектура

    Барокко, классицизм

    Д. Трезини

    Петропавловский собор, Летний дворец Петра I

    В. Растрелли

    Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе

    Дж. Кваренги

    Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе

    Живопись

    Историческая и портретная живопись

    А. Матвеев

    “Автопортрет с женой”

    И. Н. Никитин

    “Портрет Петра I”

    А. П. Лосенко

    “Прощание Гектора с Андромахой”

    В. Л. Боровиковский

    “Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны”

    Д. Г. Левицкий

    “Портрет Екатерины II”

    Рис. 3. Портрет Петра I. И. Н. Никитин.

    Блок: 5/7 | Кол-во символов: 849
    Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/russkaya-kultura-18-veka-kratko-tablica.html

    Архитектура

    Для зданий, сконструированных в XVIII веке характерны пышность, вычурность, блеск и великолепие. В этом и состоит суть барокко, преобладающего архитектурного стиля того времени. Строятся Каменный и Кузнецкий мосты, Суконный, а также Монетный дворы. По проекту В. В. Растрелли, знаменитого архитектора того времени, были возведены: Андреевская церковь, Зимний дворец, Смольный монастырь, Мариинский дворец.

    Вторая половина века — господство классицизма в архитектуре с его симметричностью и строгим соблюдением форм. Примеры классических архитектурных памятников: Мраморный дворец, Академия художеств, Троицкий собор и др.

    Блок: 6/7 | Кол-во символов: 631
    Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

    Архитектура

    Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

    • Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.

    • Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

    Блок: 6/9 | Кол-во символов: 475
    Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

    Живопись и скульптура

    XVIII век — время, когда такой вид искусства, как скульптура, приобретает своё значение. Скульптуры украшали гостиные дворян, сады, парки. Знамениты следующие работы того времени: бюст А. В. Суворова, выполненный М. И. Козловским, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, Медный всадник Э. М. Фальконе.

    Ведущим жанром живописи того времени стал портрет, который показывал не только внешность человека, но и его душевные страдания. На этом поприще трудились такие художники, как А. П. Антропьев, Д. Г. Левицкий, И. П. Аргунов.

    Таким образом, практически все направления культурной жизни России XVIII века активно развиваются, пытаясь догнать в этом отношении Европу. Однако, практически все изменения и нововведения данного периода касались только одного сословия, дворянства, которое, к тому же, само пытается обособится от остального мира, создавая балы, приёмы, ассамблеи, куда приглашались только представители привилегированного сословия.

    Однако важной особенностью данного периода является осознание тяжёлого, порой даже нищенствующего положения крестьянства. Эта тенденция найдёт ещё более яркое отражение в общественной мысли следующего века.

    Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1180
    Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

    Живопись

    Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

    • портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;

    • пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;

    • историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;

    • сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

    Блок: 7/9 | Кол-во символов: 652
    Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

    Скульптура

    Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

    • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
    • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.

    Блок: 8/9 | Кол-во символов: 344
    Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

    Архитектура18 век

Вопросы к этой статье:

  • Блок: 8/13 | Кол-во символов: 55
    Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_18_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5

    Достижения периода


    XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

    Использованная литература:

    1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
    2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
    3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.

    Блок: 9/9 | Кол-во символов: 900
    Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

    Кол-во блоков: 34 | Общее кол-во символов: 20317
    Количество использованных доноров: 5
    Информация по каждому донору:

    1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 5222 (26%)
    2. https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 4411 (22%)
    3. https://obrazovaka.ru/istoriya/russkaya-kultura-18-veka-kratko-tablica.html: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 2958 (15%)
    4. https://vuzlit.ru/504956/rossiyskaya_kultura_xviii_veka: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 6508 (32%)
    5. http://WikiWhat.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_18_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5: использовано 2 блоков из 13, кол-во символов 1218 (6%)


    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

Добавить комментарий