1788,Русская культура в 17 веке — разъясняем досконально

Культура семнадцатого века знаменует собой завершение средневековья на Руси. На первый план вышла светская жизнь, в том числе, а вот религиозный мотив постепенно угасал.


Основным влиянием на культуру стало влияние прихода к абсолютизму (форма правления, при которой власть полностью находилась в руках монарха).

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 312
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16099-russkaja-kultura-v-17-veke.html

Просвещение

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии … до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1708
Источник: https://histerl.ru/lectures/17_vek/kultura_17.htm

Образование

В 1634 году появился букварь Василия Бурцова, а чуть позже «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Образование в России теперь также подчинялось светской жизни, но вражды с религией не было. Школы с религиозным уклоном продолжали существовать. При поддержке Заиконоспасского монастыря была создана школа для обучения подьячих. Появилась школа с уклоном греческого языка. В 1687 году было построено первое на Руси учебное заведение высшей ступени образования, где обучались будущие священники и чиновники.

Основной упор шёл на развитие медицины и практической математики. Практическая математика основывалась на решении задач, способных вычислить площадь, размер объекта, сыпучие тела и другие аспекты, непосредственно связанные с природой.

Большой вклад в культуру внесли русские экспедиторы. В 1648 году Семён Дежнев впервые подплыл к проливу Беринга и что интересно, это пролив был так назван только спустя 80 лет, так что этот пролив можно было смело называть проливом Дежнёва. Но в честь него назван мыс на востоке России. К середине семнадцатого века были исследованы курильские острова, Камчатка и другие восточные территории России русскими учёными.

Благодаря таким достижениям в образовательной сфере повысилось качество образования, открыты и исследованы многие местности.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1287
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16099-russkaja-kultura-v-17-veke.html

Устное народное творчество

В XVII в. дальнейшее развитие получило устное народное творчество и появились первые литературные записи фольклора, в частности многочисленных пословиц и поговорок: «баснями соловья не накормишь», «взялся за гуж не говори, что не дюж», «кому тошно, а кому мошно», «где тонко, там и рвется», «Богу молись, а сам не плошай», «муж любит жену здоровую, а брат сестру – богатую», «закон что дышло, как повернешь, так и вышло», «наказал бог народ – наслал воевод», «законы наши святы, да исполнители лихие супостаты» и т. д.

Традиционным жанром устного фольклора оставались народные песни, в которых отразилась вся многообразная палитра народных чаяний и чувств. Особенно ярко эта тенденция проявилась в многочисленных песнях, главным героем которых стал Степан Разин – предводитель самой мощной Крестьянской войны «бунташного века» (рис. 2).

Рис. 2. Лубок о восстании С.Разина (Источник)

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 918
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka

Театр


Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 616
Источник: https://histerl.ru/lectures/17_vek/kultura_17.htm

Грамотность и письменность

Основными новшествами в этой области культуры стали:

1. Издание первых печатных учебников: «Азбуки» Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648) (рис. 3), «Лексикона речений языка славенска и греческа со инеми языки… в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов».

Рис. 3. Грамматика Мелентия Смотрицкого (Источник)

2. Создания первых частных школ при Чудовом монастыре (Филарет, 1633), Андреевском мужском монастыре (Ф. Ртищев, 1646), Заиконо-Спасском монастыре (С. Полоцкий, 1664), церкви Иоанна Богослова (Иосиф, 1667), Московском Печатном дворе (Тимофей, 1680) и т. д.

3. Создание первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1687), которую возглавили Иоанникий и Софроний Лихуды.В 1694 г. из-за интриг иерусалимского патриарха Досифея, они вынуждены были покинуть Москву, и академию возглавили их ученики, Николай Семенов и Федор Поликарпов. В 1699 г. она была преобразована в Московскую Духовную академию, первый ректором которой стал Палладий Роговский.

4. Возникновение первых библиотечных коллекций печатных изданий на русском, латинском, греческом и польском языках у царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, князя В.В. Голицына, А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева и других.

5. Выход первой рукописной газеты «Куранты» (1621), которая представляла собой антологию переводных печатных изданий, выходивших в разных странах Европы.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 1495
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka

Научные знания

XVII в. стал временем накопления научных знаний, произошел заметный рост интереса к научной литературе европейского Возрождения с ее светским подходом к объяснению многих природный явлений. Именно в этот период в России появляются переводы ряда трудов крупных европейский мыслителей и ученых: «О строении человеческого тела» (Е. Славинецкий, 1658), «Шестоднев» (А. Холомогорский, 1663), «Прохладный вертоград» (А. Никифоров, 1672) и другие.

В тоже время на свет появляются и оригинальных научные трактаты русских авторов: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающийся до воинской науки» (О. Радышевский, 1621), «Книга сошного письма» (1629), «Фармокопея» (И. Венедикттов, 1682) и другие.

В XVII в. особый интерес стал проявляться к накоплению и развитию географических знаний, и появляются «Книга Большому чертежу» (1627), «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря» (1656) «Роспись сибирским городам и острогам» (1640), «Роспись морского пути вдоль Охотского моря» (1649), «Годуновский чертеж» (1667) и другие.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1047
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka

Архитектура

В сравнении со средневековьем, отличительной чертой архитектуры стала живописность и красочность. В моде теперь расписные и резные окна, появилась многоцветная кладка из речного камня, кирпича и изразца – кафельного камня, расписанного узорами. Сами здания, как одиночные, так и ансамбли, подвергались асимметрии.

Ярким представителем зодчества семнадцатого века является Теремной дворец в Кремле. Сходными по виду считают церковь Ильи Пророка в Ярославле и храм Иоанна Златоуста в Коровниках и храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

Военные крепости перестали использоваться по назначению, поэтому четырёхскатные крыши Московского Кремля заменились на более изысканные шатры, подчёркивающие могущество и спокойствие Москвы.

Появился стиль – московское барокко, производный от каменной архитектуры древней Руси. Стиль распространялся по всей территории киевской Руси, были выполнены дворцы Нижнего Новгорода, Звенигорода, Сергиево Посада и других. Отличность стиля заключается в следующем: контраст красного и белого, многоэтажность, наличие колонн со знаменитыми резными верхушками, резное украшение арок, отдельное место для владельца в зрительном зале, смешение европейских стилей.

В семнадцатом веке пика своей искусности достигло деревянное зодчество. При упоминании деревянного зодчества первым вспоминается Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское. Современники называли его негласно восьмым чудом света. Внутри было 270 комнат и бесчисленное количество резных окон. Снаружи дворец также был украшен резьбой. Вознесенская церковь в Торжке – достопримечательность города, относящаяся к деревянному зодчеству семнадцатого века, характерная своей ярусностью и точными пропорциями.

Гражданское зодчество не отличилось в этот период, характерных и запоминающихся деталей так и не появилось, а само зодчество постоянно находилось в поиске собственного стиля.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1876
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16099-russkaja-kultura-v-17-veke.html

Исторические знания и общественно-политическая мысль

В XVII в. характерная для средневековья идеология провиденциализма, объяснявшая исторический процесс как осуществление божественного промысла, постепенно стала разбавляться попытками рационального толкования исторических событий и поиска реальных причин их возникновения.

В центре внимания русских историков и публицистов первой половины XVII в. были трагические события Смуты, которой были посвящены: «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим», «Сказание, каких ради грехов попустил господь бог нам праведное свое наказание», «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Скопина», «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», созданные в 1610-х гг.

Затем в 1620-х гг. XVII в. были созданы «Временник» Ивана Тимофеева, «Сказание» или «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына, «О псковском разорении», «О бедах, скорбях и напастях», «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостина и «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.

В 1630-х г. на свет появились «Новый летописец» или «Летопись о многих мятежах» и «Сибирское царство и княжение и о взятии», написанное дьяком сибирского архиепископа Саввой Есиповым.

Особое место в развитии исторических знаний сыграл знаменитый «Синопсис» ректора Киево-Могилянской Духовной академии и настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля, вышедший тремя изданиями в 1674 г., 1678 г. и 1680 г.

Во второй половине XVII в. вышел еще целый ряд интересных исторических трактатов, в частности «Думы политичны» (1663) Юрия Крижанича, «Памяти» Афанасия Ордина-Нащокина, «Созерцание краткое» (1682) Сильвестра Медведева и «Скифская история» (1692) Андрея Лызлова.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1950
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka

Театр

Популярностью как и ранее пользовался народный театр. Популярным персонажем был шут – Петрушка. Он ходил по базарам, либо выступал в театре, где высмеивал падких на деньги попов, лживых и подкупных судей, хитрых богачей и других персонажей, часто описываемых в русских сказках. Конечно, это не оставлялось бесследно, такой юмор не поддерживался ни церковью, ни правительством, но людям нравился честный юмор, правдивые шутки и высмеивание реальных проблем.

Впервые был создан театр специально для царя, по случаю рождения царевича Петра. У театра был свой режиссёр, а пьесы были в основном на библейски сюжет. Этот театр был направлен на развлечение богатых сословий и выполнял их прихоти, поэтому никакого развития культуре это не дало.

Музыка устойчиво держалась на традиции прошлых веков. Как правило, музыка не имела автора и считалась народной. Стиль пения оставался хоровой, создавались хоровые школы. Изначально хоровое пение было традиционно русским, а позже в русской музыке стали появляться европейское многоголосье и новые музыкальные инструменты. Музыка была многожанровой, богатой на настроения. Пели как мелодичные, минорные песни, так и весёлые, яркие. Каждое из произведений освещало жизнь народа, ситуацию в России, жизнь известных личностей, в том числе и святых.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1286
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16099-russkaja-kultura-v-17-veke.html

Литература

По мнению многих авторов (И. Еремин, В. Андрианова-Перетц, Д. Лихачев), самыми важными новшествами в русской литературе того периода стали: а) распространение светского, личностного начала в литературе и ее освобождение от традиционной провиденческой идеологии и б) становление и развитие новых литературных жанров.

В жанре демократической сатиры были написаны «Сказание о куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Повести о Карпе Сутулове», «Сказание о попе Савве и его славе», «Повесть о бражниках», «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

В жанре бытовой реалистической повести созданы «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Ереме», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть об Улиане Осорьиной», «Повесть о Марфе и Марии» и «Повести о Тверском Отроче монастыре».

В жанре казацкой повести появились «Написание о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь» (1623) и «Повесть об Азовском взятии и сидении» (1641). В жанре мемуарной литературы были созданы «О России в царствование Алексея Михайловича» (1664), написанное подьячим Посольского Приказа Г.К. Катошихиным и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1680), автором которого был Аввакум Петров

Новым явлением в литературе стало становление силлабического стихосложения или виршей. Наиболее яркими представителями этого жанра являлись:

1. Симеон Полоцкий (1629–1680), автор таких поэтических сборников, как «Обед душевный», «Вечеря душевная», «Венец веры», «Орел Российский», «Гусль доброгласная», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов» и «Псалтырь рифмотворная», а так же двух пьес «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Новохудоносаре-царе».

2. Сильвестр Медведев (1641–1691), перу которого принадлежали вирши «Епитафион», «Приветство брачное Федору Алексеевичу», «Плач и утешение на смерть Федора Алексеевича», «Подписи к портрету царевны Софьи», «Вирши на Великую субботу», «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» и полемические и исторические трактаты «Хлеб животный» и «Известие истинное», «Созерцание краткое…» и «Оглавление книг и кто их сложил».

3. Карион Истомин (1640–1717), автор таких сочинений, как «Катехизис», «Летописец великия земля Российская» «Книга вразумления», «Едем», «Еклессиа» «Стихи на воскресение господа нашего Иисуса Христа», «Книга стамна духоносная» и энциклопедический трактат в стихах «Град царства небесного» или «Полис».

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 2437
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka

Живопись

В XVII в. дальнейшее развитие получила техника фресковой и темперной росписи. Среди наиболее известных произведений этого направления следует назвать фрески Княжина монастыря во Владимире (1648), Архангельского собора Московского кремля (1652), Преображенского собора Спасо-Евфимьего монастыря в Суздале (1689) и другие.

В иконописании по-прежнему были сильны традиции «Строгановской школы», но отмечалось существенное огрубление техники письма и упрощение художественных композиций. Вместе с тем, появились и определенные новшества: живописцы стали более точно изображать пространство и начали активно использовать приемы светотехники. По мнению большинства авторов (И. Грабарь, А. Муравьев), высший этап в развитии живописного искусства XVII в. связан с именем выдающегося русского художника Семена Федоровича Ушакова, возглавлявшего артель живописцев Оружейной палаты Московского Кремля, которой руководил боярин Богдан Матвеевич Хитрово.

С. Ушаков отдал дань уважения фресковой живописи, принимая активное участие в росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Московского кремля (1660). Но в историю русского искусства С. Ушаков все же вошел как блестящий мастер станковой живописи. Самыми знаменитыми его иконами являются «Спас Великий Архиерей» (1656–1657), «Спас Нерукотворный» (1657–1658) «Троица» (1671), «Насаждение древа государства Российского» или «Владимирскую богоматерь» (1668), «Архангел Михаил попирающий диавола» (1676) (рис. 7) и «Тайная Вечеря» (1685). С. Ушаков оказал огромное влияние на развитие русской живописи и создал блестящую школу живописцев, яркими представителями которой были его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Половец, Федор Зубов и многие другие.

Рис. 7. «Архангел Михаил попирающий диавола» (Источник)

Кроме того, С. Ушаков вошел в историю русского искусства и как крупный теоретик, написавший два трактата «Слово к люботщательному иконному писанию» (1667) и «Алфавит художеств» (1673).

Наряду с традиционными формами изобразительного искусства в начале XVII в. зарождается жанр портретов-парсун. Именно в такой живописной манере были написаны парсуны с изображением Ивана Грозного, Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича (Ерофеей Елин, 1675), Федора Алексеевича (Лука Смолянин, 1686), Натальи Кирилловны Нарышкиной, Льва Кирилловича Нарышкина, Григория Петровича Годунова, Бориса Ивановича Репнина и ряд других.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 2427
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka

Музыка и театр

В музыкальном искусстве, наряду с традиционным многоголосьем: а) появились «канты» – внецерковные музыкальные произведения и б) возникло «партеносное пение» для трех голосов, берущее свои традиции в далекой Венеции.

В театральном искусстве, наряду с традиционными «медвежьим» цирком, театром скоморохов и кукольным театром Петрушки, появляется Придворная хоромина (1672–1676), режиссерами которой были Иоганн Грегори и Степан Чижевский. Самыми заметными постановками этого театра были «Артаксерксово действо», «Юдифь», «Товий», «О блудном сыне», «О Егории Храбром», «Грехопадение Адама», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Давид и Соломон» «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», «Комедия о Бахусе с Венусом» и другие.

Список литературы для изучения темы «Русская культура XVII в.»:

  1. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. – М., 1984.
  2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. – М., 1987.
  3. Андрианова-Перетц В.А. Русская демократическая сатира XVII в. – М., 1977.
  4. Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.
  5. Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. – М., 1955.
  6. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984.
  7. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России в XVII в. – М., 1982.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 1336
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 19494
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://histerl.ru/lectures/17_vek/kultura_17.htm: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 2324 (12%)
  2. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16099-russkaja-kultura-v-17-veke.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4761 (24%)
  3. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/kultura-rossii-xvii-veka: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 12409 (64%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий