Почему литература русского постмодернизма так популярна? К произведениям, которые относятся к данному явлению, каждый может относиться по-разному: кому-то они могут нравиться, кому-то — нет, но всё же такую литературу читают, поэтому важно понять, чем же она так привлекает читателей? Возможно, молодые люди, как основная аудитория таких произведений, после окончания школы, «перекормленные» классической литературой, (которая, несомненно, прекрасна) хотят вдохнуть свежего «постмодернизма», пусть где-то грубого, где-то даже несуразного, но такого нового и очень эмоционального.
Источник: https://LiteraGuru.ru/russkij-postmodernizm-v-literature/
Содержание
Постмодернизм в русской литературе XX века
Противопоставление авангардизму и модерну, где чувствовались настроения Серебряного века, в Русском постмодернизме выражалось отказом от реалистичности. Писатели в своих произведениях описывают гармонию как утопию. Они находят компромисс с хаосом и космосом. Первым независимым откликом постмодерна в России является «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако читатель смог насладится им лишь спустя 10 лет после выхода, так как на его печать был наложен запрет.
(Андрей Анатольевич Шустов «Баллада»)
Российский постмодернизм обязан многогранностью образов отечественному соцреализму. Именно он является отправной точкой для размышления и развития персонажей книг этого направления.
Представители
Идеи сопоставления противоположенных понятий ярко выражены в творчестве следующих писателей:
- С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев – парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью;
- В. Пелевин, Т. Толстая – соприкосновение реального и фантазийного;
- Пьецух – граница устоев и абсурда;
- В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов — отрицание любых авторитетов, органичный хаос, сочетание на страницах одного произведения нескольких направлений, жанров и эпох.
(Назим Гаджиев «Восемь» (семь собак, одна кошка))
Направления
Базируясь на понятиях «мир как текст», «мир как хаос», «авторская маска», «двойной ход» направления постмодернизма по определению не имеют конкретных границ. Однако анализируя отечественную литературу конца XX века, выделяются некоторые особенности:
- Ориентация культуры на саму себя, а не на реальный мир;
- Тексты берут начало у стоков исторических эпох;
- Эфемерность и призрачность, наигранность действий,
- Метафизическая замкнутость;
- Нонселекция;
- Фантастическая пародия и ирония;
- Логика и абсурд сочетаются в едином образе;
- Нарушение закона достаточного обоснования и исключения третьего смысла.
Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html
Это интересно: 1505,Последствия феодальной раздробленности на Руси — упадок могущественного славянского государства
История возникновения
Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений.
Источник: https://LiteraGuru.ru/russkij-postmodernizm-v-literature/
Постмодернизм в зарубежной литературе XX века
Литературные концепции французских постструктуралистов вызывают особый интерес у американского писательского сообщества. Именно на его фоне формируются западные теории постмодернизма.
(Портрет — коллаж из мозаики произведений искусств)
Точкой невозврата к модернизму становится статья Лесли Фидлера опубликованная в «Плейбое». В самом заголовке текста кричаще демонстрируется сближение противоположностей – «Пересекайте границы, засыпайте рвы». В ходе формирования литературного постмодерна тенденция преодоления границ между «книгами для интеллектуалов» и «рассказами для невежд» набирает всё большие обороты. В результате развития, между зарубежными произведениями просматриваются определённые характерные черты.
(Digital Art)
Некоторые особенности постмодерна в произведениях западных авторов:
- Деканонизация официальных норм;
- Ироничное отношение к ценностям;
- Наполнение цитатами, короткими высказываниями;
- Отрицание единственного «я» в пользу множества;
- Нововведения форм и способов изложения мыслей, в ходе изменения жанров;
- Гибридизация приёмов;
- Юмористический взгляд на бытовые ситуации, смех как одна из сторон жизненного беспорядка;
- Театральность. Игра с сюжетами, образами, текстом и читателем;
- Принятие разнообразности жизни через смирение с хаотическими событиями. Плюрализм.
Родиной постмодернизма как литературного направления считается США. Наиболее ярко постмодернизм отражается в творчестве американских писателей, а именно последователей «школы чёрного юмора» в лице Томаса Пинчона, Дональда Бартельми, Джона Барта, Джеймса Патрика Данливи.
Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html
Развитие постмодернизма
Новая концепция постмодернизма (которая возникла в США) свое влияние со временем оказала не только на искусство и литературу, но и на многие науки:
- политические,
- бизнес,
- право,
- психоанализ,
- менеджмент,
- социологию,
- психологию,
- криминологию.
Причем при переосмыслении американской культуры, искусства и литературы методологической базой послужил в постмодернизме в качестве теоретической основы постструктурализм. Все это способствовало изменению расовой и этнической точек зрения у американцев. Постмодернизм в литературе стал также благодатной почвой для появления феминистского подхода.
А в 90-х гг постмодернизм проник постепенно и духовную культуру общества.
Источник: http://mineralov.ru/postmodernizm-v-literature-osnovnye-osobennosti.html
Первые примеры постмодернизма в литературе
Уже в 1969 году была опубликована статья под названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы», которая в данном отношении оказалась знаковой. Автором этой нашумевшей статьи был Лесли Фидлер, известный литературовед. В этой статье ярко можно было видеть весь пафос совмещения языка массовой литературы с языком модернизма. Оба совершенно разных полюса совместили и сблизили друг с другом для того, чтобы появилась возможность стереть границы между беллетристикой, которую презирали эстеты, и литературой элитарной и модернистской.
Идеи постструктуралистов из Франции, мигрировавшие в то время в США, не только позволили намного лучше понять все процессы, возникающие в искусстве США, но и добавили новые импульсы к дискуссиям, касающихся постмодернизма.
Источник: http://mineralov.ru/postmodernizm-v-literature-osnovnye-osobennosti.html
Это интересно: 1508,Потемкинские деревни — описываем подробно
Представители
Представителей постмодернизма достаточно много, но хотелось бы поговорить о двоих из них: об Алексее Иванове и Павле Санаеве.
- Алексей Иванов – самобытный и талантливый писатель, появившийся в российской литературе 21-ого века. Он трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер». Лауреат литературных премий «Эврика!», «Старт», а также премий Д.Н. Мамина-Сибиряка и имени П.П. Бажова.
- Павел Санаев — не менее яркий и выдающийся писатель 20-21 веков. Лауреат премии журнала «Октябрь» и «Триумф» за роман «Похороните меня за плинтусом».
Источник: https://LiteraGuru.ru/russkij-postmodernizm-v-literature/
Основные черты постмодернизма в литературе
Большинство исследователей считает, что при постмодернизме возникло искусственное разрушение традиционных взглядов и представлений о законченности, стройности, целостности всех эстетических систем. Появились также первые попытки выделения главных признаков постмодернизма:
- пристрастие цитатного соединения несовместимого;
- размытость бинарных и слишком жестких оппозиций;
- гибридизация разных жанров, которая порождает мутантные новые формы;
- ироническая переоценка многих ценностей, деканонизация большинства условностей и канонов;
- стирание личности;
- игра в тексты, игры метаязыковые, театрализация текстов;
- переосмысление истории человеческой культуры и интертекстуальность;
- освоение Хаоса в игровой манере;
- плюрализм стилей, моделей и культурных языков;
- организация текстов в двух- или многоуровневом варианте, адаптированном одновременно для массового и элитарного читателя;
- явление «смерти автора» и авторской маски;
- множественность точек зрения и смыслов;
- незавершенность, открытость конструкциям, асистематичность принципиальная;
- прием «двойного кодирования».
Тексты с большой буквы стали самым основным объектом постмодернизма. Помимо этого в этом направлении стала проявляться культурная опосредованность, насмешливость и всеобщее смешение.
Видео: Постмодернизм в литературе
Источник: http://mineralov.ru/postmodernizm-v-literature-osnovnye-osobennosti.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3650 (34%)
- https://LiteraGuru.ru/russkij-postmodernizm-v-literature/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4343 (40%)
- http://mineralov.ru/postmodernizm-v-literature-osnovnye-osobennosti.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2805 (26%)