1932,Социально экономическое развитие России на современном этапе

В XXI век Россия вступила в, мягко говоря, не самом лучшем состоянии с достаточно непростым социальным и экономическим наследием. Перестройка, а после застой и разруха, война в Чечне, дефолт 1998 года не могли не отразиться на ситуации в целом. Это все также повлияло на престиж и репутацию страны на мировой арене. Тем не менее, руководству страны удалось вытащить ее из той ямы, избрав самый верный на тот момент курс, отклоняться от которого нельзя было, т. к. альтернативных путей не было. Если проанализировать начало 2000-х, то страна «вылезла» из экономической ямы, благодаря сырьевой экономике, а также грамотно выбранному курсу внешней политики.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 655
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16771-socialno-jekonomicheskoe-razvitie-rossii-na-sovremennom-jetape.html

Россия в 2000-е

Существенно возрос авторитет страны на мировой арене. Россию стали уважать и учитывать ее интересы, прислушиваться к мнению. Так «Большая семерка» превратилась в «Большую восьмерку». Что касается социальной стороны вопроса, то и здесь отметилась положительная тенденция. Развал СССР, разруха, неопределенность и даже некоторая безысходность 90-х годов были пройденным этапом. Люди адаптировались к рыночной экономике, стали больше доверять правительству, существенно улучшилась криминальная обстановка. В целом:

• установилась стабильная политическая и экономическая обстановка

• возрос уровень ВВП

• возросли реальные доходы населения


Люди почувствовали не только стабильность, но и перспективы. Многие из них смогли реализовать себя в бизнесе, добившись значимых результатов. Сейчас часто этот период называют «сытым». Часто можно встретить такую фразу, как «сытые нулевые». Действительно, этот период был для экономики и политики страны очень стабильным. На это сильно влиял тот факт, что цена на нефть варьировалась в тот период в пределах 90-110$ за баррель. Если учесть, что экономика России преимущественно сырьевая, становится понятно, почему тот период был таким благополучным. Доходы среднестатистических россиян возросли. Теперь они могли не жить от зарплаты до зарплаты, еле-еле сводя концы с концами. Они многое могли себе позволить: автомобиль, технику, отдых за границей и многое другое.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1421
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16771-socialno-jekonomicheskoe-razvitie-rossii-na-sovremennom-jetape.html

Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.

Третье тысячелетие Россия встретила с новым — моло­дым, пользующимся высоким доверием народа Президен­том — В. В. Путиным. В канун 2000 г. он опубликовал ста­тью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще­ством: укрепление демократического, правового, дееспособ­ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об­разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна «стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го­сударств в мире».

Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 «О полномочных представителях Президента Россий­ской Федерации в федеральных округах» в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе­мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити­ческие представители Президента. Они инициировали рабо­ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России.


Если до начала 2000 г. в Совете Феде­рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо­дательных (представительных) органов, то теперь законода­тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делеги­руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и ав­торитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещатель­ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи­телей губернаторского корпуса, — Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра­ботки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос­сийской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями «Единство» и «Отечество». В. В. Путин, сделав ставку на бю­рократию как единственную в стране организованную, спло­ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити­ческая партия «Единая Россия». Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов из­бирателей, значительно опередив своих соперников комму­нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите­лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока «Родина» (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по­казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра — «Яблоко» и «Союз правых сил» — не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные «Единой России» партии в IV Государственной Думе занимали нацио­налистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий­ского общества к усвоению демократических норм и прин­ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве­ренной демократии.

В 2000-2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций «Единство», «Отечество — Вся Россия», «Народный депутат» и группы «Регионы России», что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось за­конодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидату­ры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та­ким образом, окрепла «вертикаль власти», страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических пре­образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях», предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар­тий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе­мы (по партийным спискам и по одномандатным избира­тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас­пределению мест в Государственной Думе («заградительный барьер»), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропор­циональной преследовал цели упрочения демократии, рас­ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий­ской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра­нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в дей­ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме­нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР.

Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо­мента задержания человек может воспользоваться своим пра­вом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра­нения от должности, прослушивания телефонных разгово­ров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость орга­нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без­опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про­грамму вооружений на 2001-2010 гг., Основы государствен­ной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори­тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ­ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо­собности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по от­ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо­вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан­клава, находящегося под контролем полевых командиров — террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла­та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго­донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра­вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти.

Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль­тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про­тив мирного населения (взятие заложников зрителей мю­зикла «Норд-Ост» в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы го­сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен­сионного обеспечения преследовало цель — переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи­тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион­ные средства пополнились обязательной накопительной ча­стью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич­но Президент, введена должность нового вице-премьера, от­вечающего за реализацию приоритетных национальных про­ектов.

Наиболее заметным мероприятием в области экономи­ки стало установление «плоской» шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых дохо­дов, была установлена единая ставка уплаты налогов — 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас­ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, финансированию терроризма», на основе которого был создан орган финансовой разведки — Комитет по финансо­вому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой ко­дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр­ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен­ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса­ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банков­скому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на­селения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось «равно-удаление олигархов» от социально-экономических и поли­тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли­тической деятельности, перераспределение их собственно­сти, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить со­циальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления «сырьевого крена» экономики явилось создание государственных корпо­раций: авиационной, судостроительной, «Роснано», «Ростех-нология», «Росатом» и др. Они преследовали цель техноло­гического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин оз­вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название «План Путина». По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырех­кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо­дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу­ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и за­работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес­печенность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз — со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. — в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил­ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза — с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999-2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля­ции, возросшей в 2000-2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и про­блемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про­изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.


Дата добавления: 2013-12-28; 9944; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Блок: 2/2 | Кол-во символов: 14775
Источник: https://studopedia.ru/1_41066_sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-nachale-XXI-v.html

Россия в последнее 10-летие

Последние 10 лет были очень непростыми для страны. Ухудшилась и социальная и политическая обстановка, и причин тому много. Началось все с 2008-2009 и кризисов, которые случились в мире в тот период. Это не могло не сказаться и на нашей стране. Примерно в тот период, а именно с вооруженного конфликта в Южной Осетии, прихода к власти в США Барака Обамы и нового правительства, которое и сделало первые шаги к тому, чтобы усилить негативный настрой мирового сообщества к России. Постепенно ситуация стала ухудшаться. Киевский Майдан, присоединение Крыма только усугубили положение страны на мировой арене. Это ударило не только по политической репутации, но и сильно отразилось на экономике. Санкции Запада, ответные действия нашей страны негативно отразились на внутренней обстановке. Огромное количество иностранных компаний ушли с российского рынка, многие перестали сотрудничать. Ситуацию «добили» падающие цены на нефть, военная операция в Сирии. Почти в 2 раза выросли курсы евро и доллара к рублю.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1031
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16771-socialno-jekonomicheskoe-razvitie-rossii-na-sovremennom-jetape.html

Критерии социально-экономического развития


При экономическом развитии многих стран изменяется структура общественного производства, а индустриальное общество сменяется постиндустриальным. Все большее количество населения занято в нематериальном секторе, все меньшее – в промышленности и сельском хозяйстве. Потребление индивидуализируется, падает тиражность, производство демассифируется. Основными производственными факторами являются информационные ресурсы. В нематериальном секторе создается большая часть добавленной стоимости, в работе начинает преобладать творчество.

Нематериальное производство на современном этапе является парадигмой развития экономики, поэтому по-новому оценивается богатство стран и регионов. При традиционной оценке анализируются земельные ресурсы, полезные ископаемые, климатические условия и т.д. А в случае с нематериальным производство оценке подвергаются трудовые ресурсы и их квалификация, управленческие технологии, рыночная инфраструктура, сеть бизнеса, культура организации. По-другому пересматривается образование, наука, медицина, телекоммуникации, управленческие навыки, оказывающие воздействие на темп и направление развития экономики страны в целом.

Таким образом, на уровне региона используются такие критерии социально-экономического развития:

  • ВНП, ВВП;
  • Средняя величина доходов населения и их дифференциация;
  • Уровень реальной заработной платы;
  • Уровень психического и физического здоровья, продолжительность жизни;
  • Уровень образования;
  • Величина потребления материальных благ, наличие в домашних хозяйствах товаров длительного пользования;
  • Состояние сферы здравоохранения;
  • Состояние окружающей среды.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1644
Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/socialno-ekonomicheskoe_razvitie/

Россия сейчас

В настоящее время экономическая ситуация в стране крайне нестабильна, несмотря на заверения правительства об обратном. После ситуации с Крымом страна сильно потеряла позиции на мировой арене. Началась активная изоляция. А, как показывает практика того же, например, Советского Союза или, например, современной Кубы или Северной Кореи, ни к чему хорошему это не приводит. Рост цен стремительный, как и стоимости жизни в целом. Новые налоги вводятся повсеместно. Что касается реальных доходов населения, то они сильно упали, снизилась покупательская способность. На рынке труда тоже все достаточно плачевно, т. к. количество вакансий уменьшается. Многие работы выполняют нелегальные мигранты, потому что уровень оплаты низкий и они согласны на это. В целом настроение населения ухудшается пропорционально тому, как падает их уровень жизни. Многие отмечают, что ситуация накаляется и растут антиправительственные настроения, но пока это больше домыслы.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 963
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16771-socialno-jekonomicheskoe-razvitie-rossii-na-sovremennom-jetape.html

Управление социально-экономическим развитием

Наиболее действенные инструменты управления экономическим развитием – это стратегическое планирование и региональная маркетинговая политика.

Стратегическое планирование является испытанным методом современного менеджмента. Его применение в практической деятельности доказало высокий уровень эффективности, а в некоторых случаях настоятельно необходимо применять стратегическое планирование. Данный вид планирования может использоваться как при разработке комплексного плана социально-экономического развития, так и при разработке антикризисных мер, управлении масштабными проектами и т.д.

Стратегическое планирование экономического развития подразделяется на следующие этапы:

  1. определение целей;
  2. исследование внешней среды;
  3. выявление сильных и слабых сторон;
  4. использование имеющихся преимуществ и создание новых;
  5. разработка плана развития;
  6. разработка порядка действий и выполнение стратегии;
  7. анализ результативности и эффективности, корректировка целей и способов их достижения.

Важнейшим современным фактором развития региона является наличие инфраструктуры связи, т.е. современных линий коммуникаций, свободного доступа к сети Интернет.

Замечание 1

Планирование развития экономики в регионе – непрерывный процесс, который задает ориентиры для принятия различных решений. На основе долгосрочного плана развития экономики осуществляются обоснованные и проработанные текущие решения. Таким образом, результатом процесса планирования является не план, а экономическое развитие рассматриваемого региона или страны.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1556
Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/socialno-ekonomicheskoe_razvitie/

Что ждет Россию в ближайшем будущем?

Необходима колоссальная работа для того, чтобы вернуть себе престиж на мировой арене, урегулировать все споры и не усугублять. Кроме того, нужно отходить от сырьевой экономики, развивать другие отрасли, чтобы не зависеть от нефти и газа. Можно перенять, например, опыт арабских стран, которые начинали как сырьевые державы, но очень быстро перешли на производство и сферу услуг. Необходимо работать над созданием рабочих мест, предоставлять больше социальных гарантий простым людям, чтобы они могли быть уверенными в завтрашнем дне. Только такой комплексный подход и принятие мер позволит изменить ситуацию в лучшую сторону.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 662
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16771-socialno-jekonomicheskoe-razvitie-rossii-na-sovremennom-jetape.html
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 30301
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16771-socialno-jekonomicheskoe-razvitie-rossii-na-sovremennom-jetape.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 4732 (16%)
  2. https://hist.bobrodobro.ru/24525: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5131 (17%)
  3. https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/socialno-ekonomicheskoe_razvitie/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5663 (19%)
  4. https://studopedia.ru/1_41066_sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-nachale-XXI-v.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 14775 (49%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий