Содержание
Материал из Documentation
Перейти к: навигация, поиск
В 1429 году многие русские князья, включая великого князя Твери, присутствовали на организованной Витовтом международной встрече в Луцке на Волыни. Среди гостей были Сигизмунд, император Священной Римской Империи, и Ягайло (Ягиелло), король Польши. Папа, византийский император Иоанн VIII, король Дании и Тевтонский орден послали своих представителей в Луцк.
Источник: http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_1429_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83
Вечные русские ворпосы
«Кому жить на Руси хорошо?» (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)
«Русь, куда несешься ты?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)
— «Кто виноват?» (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)
— «Что делать?» (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)
«Кем быть?»(В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
НАЧАЛО МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА СОЛОВКАХ
По монастырскому преданию, в 1428 г. на карельском берегу Белого моря в поисках пустыннического жития появился уроженец г.Тотьмы Авва Герман. В 1429 г. к нему присоединился некий Савватий, принявший постриг в 1396 в Кирилло-Белозерском монастыре и живший после того вначале в Валаамском монастыре, а затем «по указанию Божию» направившийся к Белому морю. Вместе с Германом он поселился на Секирной горе (северо-западнее бухты Благополучия) построив там скит. С водружением деревянного креста на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия и началась история заселения этого уголка Русского Севера.
После смерти Савватия в 1435 г. подвижнической деятельностью в этом крае вместе с Германом стал заниматься родившийся в Прионежье сын богатого новгородца Зосима. Вдвоем они и основали в 1436 г. общежительный монастырь – «дом Николы и Спаса» на Большом Соловецком острове. К концу 30-х XV в. монастырь официально признали духовные и светские власти Великого Новгорода, при этом они передали ему все побережье Белого моря и ряд островов Соловецкого архипелага.
Энциклопедия «Кругосвет»
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/solovietskii-monastyr
Периодизация истории России
Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г. , когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. Российская цивилизация сравнительно молодая.
Историю России можно разделить на 5 циклов:
9-13 вв
Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.
14 в. – начало 17 в
Центр страны был перенесен в Москву, сформировалось Московское государство . Цикл достиг вершины при Иване III и завершился национальной катастрофой в Смутное время.
Начало 17 в. – начало 20 в
Третий цикл начался с воцарения династии Романовых и достиг вершин в царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя вступила в число мировых держав. Однако потом возобладали консервативные тенденции, произошла задержка с переходом к индустриальному обществу (почти на столетие по сравнению с Европой). Завершение этого цикла — серия национальных катастроф: поражение в войне с Японией, в первой мировой войне, распад Российской империи и гражданская война.
20 г. 20 в. – 1991
Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра. Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой. Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.
Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.
С 1991 г
Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.
(По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
ОСНОВАНИЕ И ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.
В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке пришли на берег Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий, повстречав в Сороке едущего к больным игумена Нафанаила, причастился Святых Христовых Тайн, и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.
Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне…
Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.
В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь — форпост Православия в Северной Руси….
В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582 — 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль.
Сайт научно-исторического отдела Соловецкого монастыря
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/solovietskii-monastyr
Особенности российской истории
Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.
Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.
Восток-Запад
В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ
Увидели же это люди, живущие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком; и те, что селились напротив того острова, начали им завидовать и захотели изгнать их с острова, говоря так: «Мы самые близкие в Карельской земле кровные наследники острова этого. Будем же владеть им как своим отцовским наследием — себе и детям нашим и в будущие лета родов наших, а этих пришельцев прогоним с места того». И, посовещавшись, послали на остров одного из карельских жителей с женой и детьми.
Он же пришел на остров по совету своих соседей; и начали они строить себе дома, чтобы было где жить, и стали по озерам рыбу ловить. Преподобный же Савватий не знал об их приходе на остров, так же как и друг его Герман.
Случилось же, в один воскресный день, когда рассветало, а святой пел заутреню, — когда он вышел покадить у Честного Креста, который водрузил вблизи своей келии для поклонов, услышал он возглас и громкий вопль, взывающий с мольбою. Удивился он и пришел в ужас от того вопля, и позвал Германа из келии, и сказал: «Что это? Как будто слышу вопль человеческий?» Тот же ответил: «Откуда бы мог слышаться этот голос, если здесь никто не живет, кроме нас?» И, осенив себя крестным знамением, пошли они в келию, удивляясь и говоря: «Что это было? Откуда мог быть этот крик?» И, помолившись, закончили утреню. И снова услышали возглас, еще более громкий. Тогда Герман получил от святого благословение и пошел на тот крик.
Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд. И спросил ее Герман о причине ее плача: «Жена, что случилось с тобой? Отчего ты плачешь и кричишь?» Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: «Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: „Уходите скорее с этого острова, ибо не дóлжно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет!” И сказав так, невидимыми стали».
Герман же, услышав это, оставил ее и скорее возвратился к старцу Савватию и рассказал ему обо всем по порядку, о чем услышал. И так они узнали, что по воле Божией пребудет на том острове благодать.
Библиотека литературы Древней Руси. Том 13. Жития Зосимы и Савватия Соловецких
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/solovietskii-monastyr
Восточные славяне и Киевская Русь
Восточные славяне
В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.
Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).
Русь и Киевская Русь
По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные города – Новгород и Киев.
В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.
Первый правитель Руси – это варяжский князь Рюрик (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей — Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге, к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.
В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.
Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.
Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром. В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда.
В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась на отдельные княжества.
Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.
На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы».
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Период феодальной раздробленности
После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское, позже Тверское.
Новгородская земля
Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский, который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Это интересно: 1430,Пермь: краткая история города
Монголо-татарское иго
В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда. Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.
Последствия нашествия
Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.
Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Московское государство
Иван III
В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах. Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань. Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.
Идеологическая платформа Московского государства
- древнее происхождение власти правителей из династии Рюриковичей
- власть государя от самого Бога, правитель — борец за истинную веру
- Москва – «третий Рим» (Москва – духовный центр мирового христианства)
После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры. Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).
При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
Был написан Судебник, новый свод законов.
Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство. Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.
Иван IV Грозный
В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.
Личность Ивана Грозного
Иван IV вырос в атмосфере заговоров и убийств, без матери, что очень сильно повлияло на его психику. После того, как умерла его любимая жена, он утратил последние признаки человечности. Царь в порыве гнева даже убил своего сына.
Реформы государственного управления
Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
Создал первый российский парламент – Земский собор. Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
Население платило денежные и натуральные налоги.
Развитие торговли
В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.
Внешняя политика и войны
Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство. К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).
В конце 50 гг. 16 в. начались Ливонские войны (Ливония — сегодняшняя Латвия и Эстония), закончившиеся фактически поражением России.
Репрессии
Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину», к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны). Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной».
В ходе террора погибли многие тысячи людей. Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.
Последствия правления Ивана IV
Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Смутное время
(смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
Смутное время или смута — название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I, который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову. Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий, неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем. Династия Рюриковичей пресеклась.
Царствование Бориса Годунова
Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.
Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
В Польше ( в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I. Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.
Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова. Начинается правление царской династии Романовых.
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Правление Михаила Романова
С первыми десятилетиями власти Романовых связано ужесточение крепостничества. Кульминацией сопротивления крестьян было восстание донского казака Степана Разина (1667–1671).
Казаки — бывшие крепостные, которые убежали от своих владельцев, вольные люди, живущие на окраинах территории России.
Литература:
- Аксенова. М.: Энциклопедия для детей. История России от древних времен до Петра Великого. Аванта +, Москва 2000.
- История России. Атлас. ФГУП ПКО «Картография», Москва 2004.
- Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия. Издательство „Щит-М“, Москва 2003.
- Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004.
- Berďajev, N.A.: Ruská idea. Základní otázky ruského myšlení 19. a počátku 20. století.OIKOYMENH, Praha 2003.
- Fozikoš, A., Reiterová, T.: Reálie rusky mluvících zemí. Nakladatelství Fraus, Plzeň, 1998.
- Pipes, R.: Rusko za starého režimu. Argo, Praha 2004.
- Švankmajer, M., Veber, V., Sládek, Z., Moulis, V.: Dějiny Ruska. Nakladatelství Lidové noviny, Praha, 2004.
- Россия великая: http://russia.rin.ru/
- Русская государственность: http://gosudarstvo.voskres.ru/indx.htm
- Русское письмо: http://character.webzone.ru/
- Хронос. История России. http://www.hrono.ru/index.sema
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php: использовано 9 блоков из 10, кол-во символов 15397 (66%)
- http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_1429_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1024 (4%)
- https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/solovietskii-monastyr: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7018 (30%)