1608,Причины соловецкого восстания: рассмотрим развернуто

Автор: Майя Новик  |  2019-09-27 13:00:13


Осада Соловков стала одной из печальных страниц истории Российского государства, являя собой пример агрессии светской власти против верующих.

Причиной осады обители, продлившейся шесть с половиной лет: с 22 июня 1668 года по 1 февраля 1676 года, стал церковный раскол, который повлекли за собой реформы патриарха Никона.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 363
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120028-soloveckoe-vosstanie-zachem-strel.html

Предыстория

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война (1656—1658)). Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря (Кемь, Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 524
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Вашего нам не надо!


Причиной осады стал отказ монахов проводить службы по новым книгам, которые в 1657 году им прислали из Москвы. Сделано это было не сгоряча: сначала книги прочитали, затем монахи собрали совет старцев, которые посовещались и решили: сатанинские книги запереть в казенной палате, а службу проводить как раньше – блюсти старую веру.

А чтобы чего не вышло – написать царю челобитную, в которой разъяснить свою позицию. Кроме этого, монахи отказались принимать нового настоятеля архимандрита Иосифа, выгнали его взашей и выбрали Никанора, монаха, который ходил с челобитными в Москву (Рукописная повесть «О соловецком восстании» XVII век).

Составителем челобитных (их было пять) стал монах Геронтий, который пребывал на Соловках уже 17 лет. Челобитные он писал в течение 1666 – 1667 годов, и видимо, так усердно защищал старую веру, что последний документ историки называют не прошением, а настоящим манифестом староверов и богословским трактатом, обосновывающем отказ принятия никонианства.

Манифест этот вызвал у царя Алексея Михайловича гнев. Именно в 1667 году в Москве прошел собор, утвердивший обряды по новым канонам и заклеймивший всех «двоеперстников» и старообрядцев «еретиками». Царя охватила идея «Москва – Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять константинопольский престол. Он воспринял сопротивление монахов-соловлян как бунт и оправил в обитель войска.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1430
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120028-soloveckoe-vosstanie-zachem-strel.html

Причины восстания

Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая:

  • 1657 — в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам.
  • 1666-1667 — из Соловков в адрес царя было отправлено 5 челобитных. Монахи просили сохранить старые книги и обряды.Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию.
  • начало 1667 — Большой Московский собор предал анафеме старообрядцев.
  • 23 июля 1667 — царским указом Соловки получают нового настоятеля — Иосиф. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора.

Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию.

Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И.Я., Савич А.А., Барсуков Н.А. и другие утверждают, что Никон урезал финансирование монастыря и именно по этой причине монахи начали восстание. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта — восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах.

Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет

Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2579
Источник: https://istoriarusi.ru/car/soloveckoe-vosstanie-1668-1676.html

«Соловецкое сидение»


Имея в распоряжении небольшой отряд, царский стряпчий Игнатий Волохов прибыл на место 22 июня 1668 года, но в обитель войти не смог: монахи встретили его выстрелами из пушек и заявлением, что по-никониански служить не будут. Волохов был вынужден начать осаду.

К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде. Все это делало задачу взятия монастыря почти невыполнимой.

Долгое время царь надеялся решить дело миром, и осада шла с перерывами, стрельцы уходили зимовать в Сумский острог, а весной снова появлялись на островах, отрезая монахов от моря и суши.

Так продолжалось четыре года, пока осаду не возглавил воевода Иван Алексеевич Мещеринов. Впрочем, поначалу Мещеринов клялся: если кто решит сдаться – того ждет полное прощение.

В 1675 году год количество осаждавших монастырь стрельцов достигло полутора тысяч человек, боевые действия активизировались. За лето стрельцы потеряли 35 убитыми и 80 – ранеными, озлобились. Вокруг обители они понастроили земляных батарей и начали подкапываться под монастырские стены.

Если до этого года насельники еще молились «за царя Алексея Михайловича», то с этого лета они поминали в молитвах только «царя-ирода».

Осенью Мещеринов решил продолжить осаду. Прибыло и пополнение – восемь сотен стрельцов. Монахи держали осаду крепко, отстреливались, заваливали подкопы. Во время неудавшегося штурма обители 2 января 1676 года монахами было застрелено 36 стрельцов и ротмистр Потопов.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1676
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120028-soloveckoe-vosstanie-zachem-strel.html

События

3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.

Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившемся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено.

До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя — «ирода».

В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батареями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.

Занятие монастыря правительственными войсками

Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь

18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек.

После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 3838
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Последствия и итога


Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Главными зачинщиками восстания были признаны Никанор и Сашко, которых казнили. Остальных восставших разослали по различным острогам. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы. Сегодня принято считать, что старообрядцы это едва ли не язычники. На самом же деле это люди, которые выступили против реформ Никона.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 508
Источник: https://istoriarusi.ru/car/soloveckoe-vosstanie-1668-1676.html

Предательство

Бог весть, сколько бы еще продолжалось противостояние, если бы к воеводе не явился бы сбежавший из обители монах по имени Феоктист, который поведал Мещеринову, что пробраться в обитель можно через заложенное кирпичом окно у Белой башни, и лучше делать это ранним утром, когда на башне и на монастырской стене остается по одному часовому.

В ночь на 1 февраля началась метель, и стрельцы без труда проникли внутрь обители, пробрались к воротам монастыря и распахнули их. Только 30 вооруженных монахов попытались оказать им сопротивление, но были перебиты. Остальные спали. Из стрельцов не погиб никто, раненых было четверо.

Рукописная летопись монастыря так рассказывает о событиях: «Ворвавшемуся же в обитель Мещеринову с воями исшед на сретенье монахи Стефан да Антоний и иные тридесятъ инокъ, казначей же и келар, предася в руце Мещяринова абие клялся клятвою велию абие не предаст смерти и зла никому не причинит из обители. И се, дьяволом научаемый, рекомых Стефана Антония и и тридесять инокъ приказа воям бити смертию, и по слову его убиша их во вратах монастырских».

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1089
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120028-soloveckoe-vosstanie-zachem-strel.html

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе


Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

— История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14

29 января (11 февраля) в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших. В старообрядчестве она совершается по крайней мере с конца XVIII века, этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников.

Тропарь, глас 4

Земны́х благ возненави́дели есте́ и Небе́снаго Царя́ Христа́, Сы́на Бо́жия, возлюби́ли есте́, многообра́зныя ра́ны претерпе́ли есте́ и кро́вию свое́ю Солове́цкий о́стров вторы́м освяще́нием освяти́ли есте́, венцы́ от Бо́га я́ве прия́сте, о нас моли́тися приле́жно, блаже́ни, па́мять всепра́зднественную вам соверша́ющим. 

Вели́кий Никано́ре, Христу́, Сы́ну Бо́жию, сострада́льче, моли́ся, умири́ти па́ству и лю́ди, Той бо есть ве́рным утвержде́ние.

Кондак, глас 2. Ра́зумом на враги́ му́жески вооружи́вшееся, и вся тех се́ти разруши́сте, и побе́ду свы́ше прие́мше, земна́го царя́ не послу́шали есте́, и Ни́коново зло́е мудрова́ние под но́ги свои́ попра́ли есте́, и Влады́це всех Христу́, Сы́ну Бо́жию, моли́теся, свя́ти му́ченицы, всехва́лнии, единомы́сленно вопиюще́: «Коль добро́ и красно́ е́же бы́тии с Бо́гом».
Блок: 5/9 | Кол-во символов: 2747
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Расправа

Кара Мещеринова была страшной.

Он разорил обитель, монахов же пытал, чтобы те выдали ему ценности – «кои на древах повеси, кои же за чресла на крюках… и вси древа окрест обители аки бы плодами иноками обвеси благоверными». С непокорных монахов снимали одежду, на морозе загоняли в воду, чтобы замерзли. Летописец монастыря описывает, что тела монахов не были преданы земле, а брошены на льду залива, где пролежали все лето, и «не таяху же лёд по ними и в жару велию».

Старовер князь Андрей Денисов в «Истории о отцах и страдальцах соловецких» писал, что воевода допрашивал монахов лично, забивал их до смерти, не делая скидок ни на духовное звание, ни на возраст. Архимандрита Никанора он избил тростью с набалдашником, выбил зубы и повелел бросить монаха со стены в ров и стеречь, пока не замерзнет.

Так же он поступил со старцем Макарием, которого по немощи привезли к нему на санках – он бил его, пока не устал, а потом повелел вытащить на лед, пока не умрет.

Каждому из монахов Мещеринов задавал один вопрос: как они смели противиться воле государя? И каждый раз получал один и тот же ответ: что сопротивлялись монахи не царю, а «тем, кто стрелял по церквям Христовым».

Так было подавлено соловецкое восстание.

Убитые монахи были прославлены РПСЦ как священномученики; каждый год 11 февраля старообрядцы празднуют день памяти святых Никанора, Самуила, Макария и «иже с ними», пострадавших на Соловках за старую веру.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1442
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120028-soloveckoe-vosstanie-zachem-strel.html
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 16196
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 6585 (41%)
  2. https://istoriarusi.ru/car/soloveckoe-vosstanie-1668-1676.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3087 (19%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 524 (3%)
  4. https://cyrillitsa.ru/history/120028-soloveckoe-vosstanie-zachem-strel.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 6000 (37%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий