Кто такие западники и славянофилы? Взгляды и идеи западников и славянофилов – в чем их различия и сходства? Крепостное право – как те и другие к нему относились? Сравнение взглядов западников и славянофилов.
Anews Знания11.03
Википедия
Западники – представители русской философской и общественной мысли 1840–1850-х годов. Они выступали за отмену крепостного права и считали, что государство должно пойти по западноевропейскому пути развития.
Славянофилы – последователи течения, оформившегося в 1830–1840-х годах. В отличие от западников, они были убеждены, что страна должна пойти по своему собственному пути. Они утверждали, что Россия – наследница особой духовной культуры, основанной на почве православия, и должна донести истину до европейских государств, впавших в ересь и атеизм.
Оба течения сложились примерно в одно время: славянофильство в 1839 году, а западничество – к 1841.
Содержание
Социально-политические течения 1830-гг.
Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода — консерватизма, либерализма, утопического социализма — определил дальнейшую историю страны.
Формирование, развитие и особенности основных идеологий
Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.
Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:
- Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
- Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
- Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.
Это интересно: Советско-финская война: слава или позор Красной армии?
Западники и славянофилы: кто они?
Позиции для сравнения |
Западники |
Славянофилы |
---|---|---|
Время формирования течения |
1830-1850 гг. |
1840-1850 гг. |
Из каких слоев общества формировались |
Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы. |
Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев. |
Основные представители |
П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин. Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин. |
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев. |
Итак, «Философическое письмо» 1836 г. написано, разгораются споры. Попробуем разобраться в том, насколько сильно различались 2 основных направления общественной мысли России середины XIX в.
Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин
Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев. Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.
Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский, русский философ и публицист Петр Чаадаев, писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров.
Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.
На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.
Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия
Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы
Основоположником раннего славянофильства считается русский поэт, художник и богослов Алексей Хомяков.
Алексей Хомяков, автопортрет, 1804. Википедия
По Хомякову, залогом спасения является церковное единство верующих Православной Церкви. В статье «О старом и новом» 1839 года им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства.
Славянофилам симпатизировал русский поэт Федор Тютчев. Для Тютчева первостепенное значение имела государственная, державная идея, неразрывно связанная со всемирной ролью России.
Федор Тютчев. Фото Сергея Левицкого, 1856. Википедия
С точки зрения Тютчева, Россия – «христианская держава, а русский народ является христианином не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному».
В последние годы жизни немало общего с последователями славянофильства имел и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль. Словарь показал богатство русского языка и зафиксировал тысячи редких диалектных слов. Труд, на который у составителя ушло 53 года, вызвал у славянофилов немало восторгов.
Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Кириевский, Аксаков, Самарин.
Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872. Википедия
Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России
Сходства, различия и особенности течений
Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли.
Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:
Славянофильство |
Западничество |
|
Время формирования идей |
1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году. |
1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году. |
Особенности |
Вера в национальное сознание, особый путь развития России. |
Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством. |
Политическая сфера |
Самодержавная власть с элементами конституционной. |
Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии. |
Духовная сфера |
Православие как путь к спасению и миру. |
Приоритет — развитие науки, образования. |
Экономическая сфера |
Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства. |
Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан. |
Отношение к крепостному праву |
Отмена с сохранением земель, общинное землевладение. |
Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств. |
Отношение к петровским реформам |
Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей. |
Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий. |
Известные представители |
Основоположник — А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др. |
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др. |
Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:
- Осознание немедленной перестройки общества, необходимой для ее дальнейшего развития.
- Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
- Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».
- Движение декабристов
- Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
- Петровские преобразования. Абсолютизм
- Северная война. Провозглашение Российской империи
Это интересно: СССР – Советский Союз. Республики СССР.
«Консерваторы, западники и славянофилы»
Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…
Консерваторы
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.
Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.
Славянофилы и западники
В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.
Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.
В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.
Утопический социализм
К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.
Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.
Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.
Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»
Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».
Следующая тема: «Начало промышленного переворота».