Последние десятилетия XX в. отмечены следующими изменениями в духовной жизни страны:
— распространение настроений разочарования в связи с распадом СССР и социалистической системы, стремительным ростом цен и падением жизненного уровня населения;
— сокращение государственных расходов на развитие культуры;
— изменения в языковой культуре (англоязычные заимствования, сленг и др.);
— стремительное падение тиражей газет и журналов;
— рост влияния телевидения (информационные и развлекательные программы);
— увеличение зарубежной культурной продукции (часто низкого качества);
— быстрое развитие индустрии досуга;
— потеря общественного идеала и др.
К негативным последствиям следует отнести стандартизацию культурных ценностей, распространение манипулятивных технологий и другие деструктивные факторы. К позитивным — расширение культурного обмена, формирование единого информационного пространства.
Современные тенденции в сфере духовной культуры России:
— существенное снижение у значительной части населения значимости таких характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине;
— выдвижение на первый план и практическое доминирование в общественном сознании таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства;
— снижение значимости у молодого поколения семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам;
— размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве;
— снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Основные результаты развития негативных тенденций в сфере духовной культуры:
- Общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров.
- Утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций.
- Развитие коррупции и преступности, в том числе — организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений.
- Высокий уровень социального расслоения российского общества.
- Неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России (средняя продолжительность жизни является самой низкой в Европе).
- Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду, гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака.
- Рост числа разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности.
- Снижение престижа России за рубежом как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости.
- Стандартизация культурных ценностей, распространение манипулятивных технологий.
Положительные тенденции:
- Повышение внимания со стороны государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам повышения национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения.
- Увеличение объемов государственных расходов на поддержание известных объектов культуры.
- Взаимодействие органов государственной власти России с Русской православной церковью и другими основными традиционными для нашей страны конфессиями — исламом, буддизмом и иудаизмом.
- Расширение культурного обмена, формирование единого информационного пространства.
Основные черты развития культуры в этот период:
1) Коммерциализация искусства.
— Широкое распространение книг легкого жанра (детективы А. Марининой, Д. Донцовой, Б. Акунина и др.; любовные романы; фэнтези Ника Перумова, А. Бушкова и др.).
— Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу).
— Появление коммерческих киносериалов, видеоклипов и рекламных роликов.
— Развитие развлекательных центров (клубов, дискотек).
— Развитие частного книгоиздательства, частных картинных галерей, театральных и выставочных проектов.
2) Рост интереса к отечественному и духовному наследию.
— Применение в телевизионной документалистике метода «исторической реконструкции».
— Реализация масштабных проектов постановки русской (все оперы С. С. Прокофьева) и мировой классики («Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера) Мариинским театром под руководством В. А. Гергиева.
— Организация ежегодных туров Российского национального оркестра под руководством М. В. Плетнева по волжским городам и т. д.
— Появление историко‑культурных инсценировок, воссоздающих эпизоды крупнейших исторических событий — Куликовской битвы, Бородинского сражения и др.
— Развитие культурного туризма.
3) Глобализация культуры.
— Вступление России в глобальное информационное пространство.
— Появление электронных периодических изданий, библиотек, образовательных порталов, художественных сайтов.
— Подключение к Интернету за счет государственного финансирования всех школьных учебных заведений страны к 2007 г.
Постмодернизм. Информационные технологии
— Использование новой стилистики — актуальное искусство: полем творчества становится природная среда (ленд‑арт) и улица.
— Граффити превращается в особый вид самостоятельного художественного высказывания.
— Ирония и пересмотр классических канонов любого жанра отражали процессы деидеологизации общественного сознания («Чапаев и Пустота» В. О. Пелевина).
— Широкое признание исторической фантастики («Пастернак» Д. Л. Быкова).
Историко‑культурное наследие: восстановление исторических памятников, развитие музейных комплексов, издание массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории, экранизация произведений русских писателей.
Литература: социальная проблематика (В. Г. Распутин, Ч. Айтматов, Ф. А. Искандер и др.); «бытийные» романы (Л. Е. Улицкая); сочетание реалистической прозы и гротеска (Т. Н. Толстая); литературно‑критические издания («Новое литературное обозрение» и др.).
Театр: режиссеры — Ю. М. Соломин (Малый театр), М. А. Ульянов (Театр им. Е. Б. Вахтангова), К. Ю. Лавров (БДТ С.‑Петербурга), Г. Б. Волчек («Современник»), О. Н. Табаков (МХАТ и театр‑студия «Табакерка»); актеры — А. Г. Абдулов, Е. П. Леонов, О. М. Меньшиков, Г. С. Жженов, Н. Г. Гундарева и др.
Опера и балет: Мариинский театр Санкт‑Петербурга (художественный руководитель В. А. Гергиев); «Новая опера» (художественный руководитель Е. А. Колобов); камерный музыкальный театр Б. А. Покровского.
Музыка: смешение разных видов композиторской техники и языка (А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулина, Г. А. Канчели и др.); повышение интереса к классическому исполнительству (Н. Г. Гутман — виолончель, Ю. А. Башмет — альт, Г. Н. Кремер — скрипка; дирижеры — Е. Ф. Светланов, Г. И. Рождественский, Ю. Х. Темирканов).
Кино: поиск нового героя («Брат» и «Брат‑2» С. Бодрова‑мл.; «Звезда» В. Лебедева); переосмысление исторического прошлого («Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. С. Михалкова); экранизация известных литературных произведений в традициях реализма («Муму» Ю. А. Грымова, «Русский бунт» А. А. Прошкина); развитие жанра исторического фильма‑притчи («Свадьба» П. А. Лунгина); сочетание различных жанров в одной работе («Блокпост», «Кукушка» А. Рогожкина); появление отечественных сериалов.
Живопись, архитектура, скульптура: два основных направления — новый традиционализм и новое искусство. К первому направлению можно отнести творчество З. К. Церетели, А. М. Комова, А. Ю. Рукавишникова (скульптура), И. С. Глазунова, А. М. Шилова (живопись); воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Для второго направления характерны инсталляции, перформансы, хепенинги (искусство художников андеграунда); технотронное искусство; видеоарт; компьютерная графика и анимация; новаторские архитектурные проекты (здание Московской межбанковской валютной биржи, архитектор Ю. Григорян).
Спорт — участие России в Олимпийском движении:
- Барселона (1992) — сборная СНГ завоевала наибольшее число медалей — 111.
- Атланта (1996) — впервые самостоятельными командами выступали Россия, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония и другие бывшие союзные республики СССР. Россия в общекомандном зачете заняла третье место.
- Олимпиады в Сиднее (2000), Афинах (2004), Турине (2006), Пекине (2008), Ванкувере (2010).
- Афины (2004) — XXVIII Олимпиада. Сборная команда России завоевала 92 медали.
- Лондон (2012) — XXX Олимпиада. Россия завоевала 82 медали.
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/sovremennaya-rossiyskaya-kultura.html
Государственные и национальные программы РФ
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567‑р).
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее доктрина) — основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329‑ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указано, что главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются:
— засилье продукции массовой культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев;
— противоправные посягательства на объекты культуры;
— попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
— пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость;
— распространение философии потребительства в российском обществе в ущерб его духовному развитию;
— девальвация традиционных культурных и нравственных ценностей России;
— социальная несправедливость в современном российском обществе и недопустимо высокий уровень социального расслоения, которые препятствуют достижению национального единства;
— расширение культурно‑цивилизационных «разрывов» между субъектами Российской Федерации;
— информационное и цифровое неравенство;
— низкая результативность общественного контроля за этической стороной деятельности средств массовой информации;
— ослабление воспитательной роли российского образования, отсутствие в стране целостной и эффективной системы нравственного воспитания детей и молодежи.
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/sovremennaya-rossiyskaya-kultura.html
Это интересно: 993,Кто правил после Петра I: излагаем главное
НОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России была органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны и вместе с тем испытала на себе воздействие новой политической и экономической ситуации.
Кардинальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования, и она утратила «гарантированного заказчика». Исчез общий стержень культурной жизни — централизованная система управления; были разрушены идеологические принципы, на которых базировалась единая культурная политика. Определение путей дальнейшего развития стало делом самого общества и предметом острых дискуссий. Некоторые воспринимают отсутствие объединительной социокультурной идеи как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX в. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.
Распад СССР и крах коммунистической системы привели к ломке привычных устоев жизни миллионов людей. Размывались нравственные ориентиры и моральные нормы. С исчезновением официальной идеологии образовался идеологический вакуум. Активную деятельность в области образования, воспитания и культуры развернула русская православная церковь.
Государственная культурная политика в постсоветской России нацелена на решение общенациональной задачи — сохранение и накопление культурного потенциала страны и обеспечение преемственности традиций. Государство стремится поддерживать систему образования, научные исследования, разнообразные течения и направления в художественной жизни города и села, центра и провинции, а также обеспечивать доступность образовательных и культурно-просветительных учреждений. Новая концепция культурной политики положена в основу федеральных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства, принятых в 1993 и в 1997 г. и получивших статус президентских. В дополнение к ним были разработаны и приняты аналогичные региональные программы. В 1996 г. был сформирован Совет по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Он должен был стать консультативным органом, который бы информировал главу государства о положении дел в сфере культуры и искусства и принимал участие в обсуждении государственной политики в этой области и проводил экспертизу проектов законов. На протяжении 90-х гг. была создана новая правовая база деятельности в области культуры. Федеральная программа «Культура России. 2001—2005 гг.» в соответствии с приоритетами государственной политики включала три подпрограммы — «Развитие культуры и сохранение культурного наследия», «Архивы России» и «Кинематография России». В Федеральной программе 2006—2011 гг. задача сохранения культурного наследия также стояла на первом месте. Значительное место было уделено формированию единого культурного пространства и созданию условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан. По-прежнему остро стоял вопрос об адаптации учреждений культуры к условиям рынка. Не случайно эта задача включена в программу как одна из основных. Даже в условиях политической и экономической стабилизации на культуру выделялось меньше бюджетных средств, чем было запланировано в Федеральной программе. В 2011 г. началась разработка новой Федеральной программы «Культура России» на 2012—2016 гг.
В среднем. Федеральные и региональные программы финансировались лишь на 65—70% от запланированного, поэтому полностью не выполнялись. Совет при Президенте играл роль скорее «декоративно-совещательного» органа, чем консультативного. Постепенно его функции свелись к присуждению государственных премий в области литературы и искусства.
Экономическая реформа 1992 г., нацеленная на переход к рыночной экономике, нанесла ощутимый урон социокультурной сфере. Государственное финансирование культуры стало сокращаться: с 81% в 1993 г. до 60 % в 1997 г. от уровня 1991 г. С 1985 по 1995 г. бюджетное финансирование науки уменьшилось в 15—18 раз в сопоставимых ценах.
Резкое сокращение государственного финансирования науки, народного образования, культурно-просветительных учреждений и, как следствие, задержки выплаты заработной платы привели к обнищанию работников этих отраслей. Наиболее активная часть специалистов сменила работу. К 1996 г. число занятых в научно- исследовательских институтах сократилось по сравнению с 1990 г. более чем в 2 раза. «Утечка научных мозгов» за границу за год составила 3,5 тыс. человек. В 1995/96 учебном году в российских школах не хватало 13,5 тыс. учителей.
В этих условиях учреждения культуры должны были искать альтернативные источники финансирования. Возникла система платного образования. Были созданы фонды финансирования научно- исследовательских проектов, открыты государственные на учные фонды (РФФИ, РГНФ), а также российские отделения зарубежных фондов. Появилось спонсорство — финансирование коммерческими структурами культурных организаций или мероприятий. Многие учреждения культуры сами занялись коммерческой деятельностью.
Несмотря на переход на многоканальную систему финансирования и сокращение государственных расходов, бюджетные средства продолжают оставаться основным источником в сфере образования, науки и культуры в целом. Приватизация в сфере куль туры затронула, прежде всего, производство товаров и у слуг — предприятия народного промысла, полиграфическую промышленность, культурно-досуговые центры. Наиболее быстрыми темпами частное предпринимательство осваивало области, приносящие прибыль, — шоу-бизнес, галерейный бизнес, распространение аудио- и видеопродукции, издательское дело.
Далеко не всем учреждениям культуры и науки, зарегистрированным в первой половине 90-х гг., была суждена долгая жизнь. Многие из них не смогли обеспечить себе устойчивое финансирование и были закрыты.
Произошел резкий спад кинопроизводства, особенно заметный после подъема предшествующих лет. Если в 1985 г. было выпущено 86 художественных фильмов, то в 1991 г. — 375, а в 1996 г. — только 30. Критическое состояние отечественного кинопроизводства обусловило принятие в 1996 г. Закона «О государственной поддержке кинематографии». Хотя предусмотренные им меры не были реализованы в полном объеме, возрождение отечественного кинематографа началось.
Децентрализация управления культурой привела к активизации культурной жизни российской провинции. Многие города стали местом проведения крупных научных конференций, различных фестивалей и праздников народного творчества, выставок изобразительного искусства.
Немало было сделано и для сохранения куль турного наследия. Возвращены исторические названия многим русским городам и улицам, переименованным за годы советской власти. Созданы новые музеи исторического и краеведческого профиля. Значительный вклад в восстановление памятников культового зодчества вносит Русская Православная церковь, в ведение которой были переданы закрытые ранее церкви и монастыри. Наиболее ценные объекты, относящиеся к общенациональному достоянию, такие как соборы Московского Кремля, используются совместно государством и церковью. Наиболее ценные коллекции икон остались в экспозициях государственных музеев.
Источник: https://studref.com/351094/kulturologiya/kulturnaya_sovremennoy_rossii
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/sovremennaya-rossiyskaya-kultura.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 11080 (43%)
- https://moluch.ru/archive/157/44442/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7483 (29%)
- https://studref.com/351094/kulturologiya/kulturnaya_sovremennoy_rossii: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7288 (28%)