81,Барокко в русской архитектуре

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2017; проверки требуют 6 правок.


Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках:

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 324
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE

Творения архитекторов в стиле русское барокко в Петербурге

Творения архитектора Растрелли (1700-1771 гг.) в стиле барокко

Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; сооружения в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); Зимний дворец в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве.

Зимний дворец — памятник архитектуры русского барокко, служил резиденцией российских императоров. (1754 – 1762 гг.) Арх. Растрелли. В плане дворец представляет собой каре с внутренним двором. Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов.

Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь в Петербурге. 1748 – 1764 гг. арх. В.В. Растрелли.

Произведение архитектора С.Чевакинского (1713-1770 гг.)

Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — православный храм на Никольской площади. Четырёхъярусная колокольня с высоким шпилем возведена в 1755 – 1758 гг. Здание Никольского морского собора увенчано золочёным пятиглавием, декорировано коринфскими колоннами, лепными наличниками, широким антаблементом.

Никольский военно-морской собор. (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления). 1753-1762 гг. Арх. С.Чевакинский.

Архитектор Д. Ухтомский (1719-1774 гг.)

Создавал свои творения под влиянием Растрелли. До наших дней сохранилась пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

Пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске. 1741—1770 гг. Арх. Д. Ухтомский.

Особенности русского барокко в архитектуре Петербурга выражены в таких сооружениях как “Монплезир”, здания Кунсткамеры и Двенадцати Коллегий и др. Монплезир.

Строительство дворца Монплезир в Петергофе велось с 1714 по 1721 год под руководством архитекторов И. Браунштейна, Ж. Леблона и Н. Микетти. Проект составлен самим Петром I.

Стены здания раскрашены в цвет кирпича с пробеленными швами. Северный фасад Монплезира украшен нишами и пилястрами. Южный фасад имеет большие оконные и дверные проемы. От центрального корпуса идут галереи с балюстрадами. Галереи завершаются павильонами с двускатной крышей.

Дворец Монплезир. 1714-1721 гг. Арх-ры И. Браунштейн, Ж. Леблон и Н. Микетти.

Кунсткамера

Проект здания составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови (1718–1719 гг.) Затем разрабатывал проект Н. Гербель (1719–1724 гг.)

После Гербеля работал итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727 гг.) Г. Киавери составил новый проект оформления здания: по фасаду со стороны набережной появились вычурные барочные фронтоны со скульптурными композициями на академические мотивы.

Вышку башни по проекту Г. Киавери, завершил в 1734 г. архитектор М. Земцов. В 1735 г. мастером Кохом были выполнены 12 скульптур, олицетворяющие разные науки. Они были установлены в нишах северного и южного фасадов.

Здание Кунсткамеры. 1718-1734 гг.

В русском барокко в архитектуре ордерные системы сочетались с национальными традиционными приемами зодчества. Особенно это было заметно в архитектуре Москвы и ее окрестностях, за что это направление получило название «московского барокко».

Особенности национального влияния выразилось в нарышкинском барокко – разновидности московского барокко. Другое направление этого стиля в России — голицынское барокко.

Архитектура этих стилевых течений отличалась между собой: в нарышкинском барокко явно ощущались русские национальные мотивы и работали русские мастера, а в голицынском сказывался итальянский подход мастеров.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 3556
Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/barokko_v_arhitekture_rossii/

История появления стиля

Художественный стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Историю названия связывают с португальскими моряками, которые словом barocco обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Итальянцы охотно переняли термин, объединив им вычурные и странные проявления нового культурного течения.

Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств. Отныне в центре их внимания – силы стихий, экспрессия, мистицизм.

В течение 17-18 веков барокко в архитектуре, искусстве и музыке широко распространилось по Европе и Америке, пришло в Россию. Расцвет стиля совпал с укреплением абсолютных монархий, освоением колоний, усилением католицизма. Логично, что и в градостроительстве он проявился масштабностью и монументальностью.





Блок: 2/11 | Кол-во символов: 915
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Нарышкинское барокко


Примером нарышкинского барокко может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, расположенный на правом берегу реки Яузы в Лефортове (Меншиковский дворец, Старый слободской дворец). Архитектор Д. Аксамитов.

Фасады дворца разделены ритмически расположенными пилястрами коринфского ордена. В плане композиция дворца представляет собой замкнутое каре, принятое на Руси. Цветовое сочетание фасада: красный и белый цвета. Строительство закончено в 1698 г.

Лефортовский дворец. Арх. Д. Аксамитов. Строительство закончено в 1698 г.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 558
Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/barokko_v_arhitekture_rossii/

Характерные черты барокко

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, монастырей. Архитектурные решения придворных зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.

Форма

Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.

В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.



Ордер

Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.

Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.

Внешний и внутренний декор

К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.

Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.



Связь с окружающим пространством

Наше описание стиля барокко было бы неполным без акцента на союз построек с прилегающей территорией: городской площадью, парком, садом. Это была прогрессивная тенденция, здания стали восприниматься единым целым с ландшафтом: отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 2093
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Голицынское барокко

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (конца 17 – начала 18 вв.) в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области стала образцом голицынского барокко.

Каменное здание поднято на высокий цоколь, окружено открытой галереей, декорированной каменным декором. Восьмигранная башня церкви увенчана золоченой короной. Фасады украшены скульптурами святых и ангелов.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Была сооружена по заказу князя Б. Голицына.1690-1704 гг.

автор: Марина Калабухова

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 515
Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/barokko_v_arhitekture_rossii/

Архитектурные элементы барокко

  • Барочные фасады активно оформляют колоннами, объемным крупным рельефом, фронтонами лучкового типа.

Богато отделанные наличники обязательно оснащены замковым камнем. Окна выполняются в виде овалов, полусфер, прямоугольных проемов. Вместо колонн для поддержки балочных перекрытий, балюстрад и сводов крыши устанавливают статуи кариатид и атлантов.

  • Монументальные скульптурные композиции – один из характерных элементов стиля.

Поза и выражение лица мифологических и библейских фигур передают эмоциональное напряжение, драматизм сюжета, что отвечает концепции сложного устройства мира и человеческих страстей.



  • Традиционные барочные орнаменты включают арабески, гирлянды, раковины, картуши, цветочные вазы, рога изобилия, музыкальные инструменты.

Каждая деталь пышно обрамлена. В связке исторически близких стилей барокко, рококо и классицизма первый существенно выделяется любовью к чрезмерному декору. Эту черту подхватит затем рококо, сделав больший акцент на изящество и утонченность.



  • Одна из особенностей архитектурного барокко – активное использование в фасадном дизайне маскаронов (маска в виде человеческого лица или морды животного, расположенных анфас).

Изготавливали их из камня и гипса, размещали над входной дверью, оконными проемами, арками. У каждой маски свой характер: спокойный, устрашающий, комический. Тематические маскароны выбирали в соответствии с профилем заведения: на суд вешали изображения богини правосудия, львиные головы, на театр – драматических персонажей, на церковь – ангелов и детей.



Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1590
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Стиль барокко в Италии

В каждой из стран новый архитектурный стиль проявился под влиянием политических, социальных и культурных условий. В этом плане можно говорить о национальных видах барокко: итальянском, французском, испанском, немецком, английском, русском.

В мировом наследии итальянское барокко считается первоисточником и вдохновителем. Ведущую роль в развитии архитектуры взял на себя Ватикан. Католическая церковь в 16 веке начинает активное строительство храмов и соборов, причем не столько внушительных по масштабу, сколько величественных и эмоционально заряженных по оформлению.

В числе первых создали знаменитую церковь Иль-Джезу, проект Джакомо Бароцци да Виньола. В дизайне главного фасада сочетаются несколько ордеров. Широкие волнообразные волюты по бокам связывают оба фасадных яруса, такое решение стало хрестоматийным для церквей этого периода.

Крупнейшие итальянские архитекторы барокко17 века – Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Карло Райнальди. На весь мир известна площадь Святого Петра в Риме – проект Л.Бернини, где колоннада создает искусственную перспективу и зрительно увеличивает размеры собора.





Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1179
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Французское барокко

Основные характеристики барокко во Франции проявились больше во внутреннем убранстве, в фасадной же отделке доминирует классицизм.

Яркий образчик такого подхода – Версальский дворец, спроектированный Луи Лево и Жюлем Ардуэн-Мансаром. Барочная тема в дизайне фасада обозначена только скульптурами, которые экспрессивностью форм контрастируют с прямой геометрией здания.

Пышное барочное убранство преобладает в дворцовых интерьерах, особенно в залах Войны и Мира, Зеркальной галерее.





Французские архитекторы соединяют барокко и классицизм в оформлении городских особняков, загородных резиденций. Художественная фантазия уступает ведущую роль строгости форм. Основные зодчие периода – Жак Лемерсье, Франсуа Мансар, Луи Лево.

Замковая архитектура переходит от традиционных четырехугольных в плане крепостей к ансамблям из центрального здания и боковых крыльев, с подъездными путями и окультуренными садами. Объемы упрощаются, на фасаде сокращается число лепнины, становятся скромнее размеры – таковы примеры барокко в оформлении замков Во, Монморанси, Шане, Мэзон-Лафитт.





Блок: 6/11 | Кол-во символов: 1126
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Архитектура Испании, Португалии и Латинской Америки

Наиболее явно направление барокко проявилось в работах испанских братьев Чурригера (17-18 век), их творчество даже получило собственное название – чурригереско.

Фасады и интерьеры изобилуют пышными украшениями и перенасыщены деталями: изломанными фронтонами, волнообразными карнизами, завитками, гирляндами, балюстрадами. Самое известное здание такого барокко – Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.

Другая часть испанской архитектуры развивалась под влиянием итальянских и французских традиций. Характерный пример – Королевский дворец в Мадриде, построенный по подобию Версаля зодчими из Италии: Филиппо Юварра, Джованни Саккетти, Франческо Сабатини. По-классически строгие фасады сочетаются здесь с великолепным барочным убранством интерьеров.





Португальские дворцы в стиле барокко входят в мировое культурное наследие:

  • Фасад дворца Райо (проект Андре Соареша) обильно украшен лепниной, за счет многообразия форм создается эффект динамичности.

  • Самый большой в стране королевский дворец Мафра объединяет базилику, грандиозную библиотеку и францисканский монастырь.

  • Дворец Матеуш (проект итальянца Николау Насони) имеет статус Национального монумента Португалии, вокруг разбит парк с мраморными скульптурами.

Распространившись в Новый Свет, барочный стиль завоевал сторонников от Аргентины до Мексики. Типичные примеры – соборы в Таско и Мехико, перегруженные декором, с гипертрофированными угловыми башнями.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 1522
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Русское барокко

В российской империи архитектурный стиль развивался особым путем. Взяв за основу традиции русского зодчества, он обогатился во времена Петра Первого западноевропейскими канонами. Высшая точка пришлась на середину 18 века, когда на Западе уже шел отказ от пышности в пользу строгости классицизма.

Особенности барочного стиля в России:

  • Архитектурные планы и объемные композиции отличаются простотой и более четкой структурой.
  • Основной материал для фасадной отделки – штукатурка с гипсовыми деталями, а не камень, как на Западе. Поэтому идет больший акцент на орнаментальную лепку и цветовые решения.
  • Здания русского барокко выполнены в ярких и контрастных красках (голубых, белых, желтых, красных, синих), покрыты позолотой, сложные кровли изготовлены из белой жести. В комплексе создается праздничный, мажорный характер.







В развитии отечественного зодчества принято выделять несколько исторических этапов.

Московское барокко конца 17 века

Сюда входят направления, названные по фамилиям покровителей.

Характерные черты нарышкинского стиля барокко: симметрия, ярусность, центричность, белые детали на красном фоне. Здесь объединяются техника древнерусского деревянного и каменного строительства с европейской готикой, маньеризмом, ренессансом. В таком виде спроектирована знаменитая многоярусная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Голицынское направление использует во внутреннем убранстве только барочный декор. Архитектурное достояние – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Строгановские постройки имеют пятиглавый силуэт (традиционный для русского храма). Барочный декор здесь чрезвычайно насыщенный и детализированный. Примером служит Смоленская церковь в Нижнем Новгороде.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 1770
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Петровское барокко на рубеже 17-18 веков

При Петре I в России работают иностранные архитекторы, которые передают европейский опыт отечественным мастерам. Немец Андреас Шлютер создает Грот в Летнем саду Петербурга. Иоганн Готфрид Шедель, тоже из Германии, руководил строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове, в Ораниенбауме, Стрельне, Кронштадте. В проектах присутствует барочная торжественность, а вот стены выполняются плоскостными, без искривленных иллюзий.





Блок: 9/11 | Кол-во символов: 493
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Барочная архитектура середины 18 века

В эпоху правления императрицы Елизаветы (1740–1750-е годы) наступает период зрелого барокко, его называют елизаветинским. В это время творят Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский.

Укрепить престиж императорской и дворянской власти призвано строительство монументальных комплексов: дворцов, соборов, монастырей, загородных резиденций. Дворцовые апартаменты планируются по принципу анфилад, залы внутри украшены золоченой резьбой, лепкой, зеркалами, наборным паркетом. Обстановка исключительно парадная.

Достигший апогея барочный стиль в России этого времени связан с работами Бартоломео Франческо Растрелли. Его авторству принадлежат Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.







Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. На исходе 18 века на смену роскошеству и чрезмерности пришла рациональная красота классицизма. Зато созданные за это время дворцовые ансамбли по сей день восхищают масштабом замысла и великолепием убранства. Архитектура Петергофа, Царского села и Санкт-Петербурга – источник вдохновения для современного барокко, реализованного в частных загородных особняках. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 1317
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Современное барокко

Для ярых поклонников стиля, желающих иметь собственный современный барочный дом, мы предлагаем посмотреть готовые проекты домов в стиле барокко, реализованные в архитектурном бюро ТопДом Арт.

статью

Читать другие статьи раздела

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 286
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 20095
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/barokko_v_arhitekture_rossii/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4629 (23%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3175 (16%)
  3. https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews405.php: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 12291 (61%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий