Танк Т-72

Изначально основным танком, принятым на вооружение в армии СССР, должен был стать Т-64. Однако его затянувшееся внедрение и конкуренция между различными танкостроительными КБ привели к созданию, на его базе, другой бронемашины — Т-72. Считается, что именно этот танк практически побил все мировые рекорды по количеству выпущенных экземпляров. В общей сложности предприятием «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле было собрано более двадцати с половиной тысяч бронированных военных машин.

Лицензии на выпуск модифицированных Т-72 «Урал» получили следующие страны: Индия, Польша, Югославия, и еще на тот момент неразделенная Чехословакия, которые построили несколько тысяч экземпляров.

Пески пустыни

Впервые Т-72 «понюхали пороху» в Ливане, в 1982 году. В бою сошлись сирийские и израильские вооруженные силы — охваченный гражданской войной Ливан стал площадкой для встречи старых врагов.

Фокус интереса исследователей сошелся на противостоянии «семьдесятдвоек» и «Меркав», которые тоже впервые приняли участие в боевых действиях. Симпатизанты каждого танка могут найти множество примеров сокрушительных побед одного над другим, и наоборот. Но все это будут фантазии: в реальности Т-72 и «Меркавы» в боях не встречались.

Интересно, что потери новейших танков были следствием одного и того же фактора — противотанковых ракет. Из 12 утраченных сирийцами Т-72 большая часть была поражена в одной удачной засаде из ПТУР «Тоу». Что больше говорит, скорее, об умелом их применении сирийцами, чем о качествах самого танка.

В остальном же крепкая, хоть и не неуязвимая (таких не бывает), лобовая броня новых танков оказалась серьезным аргументом. Хотя экспортный вариант, конечно, был хуже — у танков, состоявших на вооружении СССР, башня была крепче.

Танк Т-72Иракские Т-72

Иракские Т-72

Следующим более-менее крупным конфликтом для Т-72 стала подзабытая ирано-иракская война. Там самым грозным противником для «семьдесятдвоек» были уже не «Меркавы», а купленные иранцами британские «Чифтены». Только, в отличие от Ливана, с ними встречаться Т-72 пришлось, и взаимные потери в таких схватках были серьезными.

Потом иракским Т-72 пришлось встретиться уже с американскими «Абрамсами» в двух иракско-американских войнах. Тут ситуация была неутешительная — иракских танкистов ждал разгром. Дело, конечно, обуславливается полным превосходством американцев в высокотехнологичных средствах ведения войны: большинство Т-72 были уничтожены с воздуха. Не стоит забывать и о том, что экспортные модификации «семьдесятдвоек» сильно уступали последним на тот момент вариантам «Абрамсов».

Резня, погромы и танковые лавины

Нагорный Карабах стал камнем преткновения между армянами и азербайджанцами еще во времена Гражданской войны в России. Край, находившийся между двумя государствами, что образовались в результате развала империи, был населен армянами. Его захватили азербайджанские отряды. Позже пришла Красная армия, прекратившая активное противостояние, но при создании СССР вопрос снят не был. Решили, чтобы никого не обижать, сделать Карабах армянской автономией в составе советского Азербайджана. Но это лишь на долгие времена заморозило конфликт.

С развалом СССР два народа тут же вспомнили старое — уже в феврале 1988 года начались погромы с убийствами и грабежом. Гражданское противостояние к 1992 году переросло в полноценную войну.

Танков Т-72 у обеих сторон было много. Где-то разграбили советские склады — Армении таким путем досталось 246 Т-72, а Азербайджану — 314. В некоторых случаях удавалось полулегальным или нелегальным путем купить технику из России: армяне смогли приобрести 84 «семьдесятдвойки».

Танк Т-72Монумент в Нагорном Карабахе — армянский Т-72, участвовавший в штурме Шуши в 1992 году

Монумент в Нагорном Карабахе — армянский Т-72, участвовавший в штурме Шуши в 1992 году

Обе стороны устраивали атаки, в которых участвовали сотни танков и бронемашин. Вследствие этого картина местами скорее напоминала Великую Отечественную, чем локальный конфликт. Часто экипажами с обеих сторон командовали наемники из бывшей Советской Армии — Россию лихорадило, и найти нормальную работу офицерам было крайне сложно.

Потери танков были высоки, но не только из-за качеств самих машин. Шла война любителей: найти человека с боевым опытом или хотя бы военным образованием было сложно, что часто превращало общевойсковой бой в череду разрозненных схваток. Взаимодействие родов войск оставляло желать лучшего, что не могло не отразиться, в том числе, и на потерях танков, которые всегда требуют пехотного прикрытия.

Чеченские войны

Активно участвовали Т-72 и в боевых действиях на Кавказе — причем еще и до «официального» начала Первой чеченской. Они играли главную роль в организованной спецслужбами авантюре — попытке штурма Грозного в ноябре 1994 года. Ставка делалась на танки с российскими экипажами и пехоту чеченской оппозиции дудаевскому режиму. Причем Т-72 были и у дудаевцев. Штурм, увы, оказался неудачным — из четырех десятков танков было потеряно от половины до трех четвертей.

Затем случился печально известный «новогодний штурм» 31 декабря того же года. Русским мешали последствия «крушения империи»: не хватало обученных экипажей, пехоты прикрытия, топливо разворовывалось и разбавлялось, в бой вводились «семьдесятдвойки» ранних модификаций. А противник успел получить боевой опыт на бушевавшей уже несколько лет чеченской гражданской войне. Кроме того, некоторые отряды (как, например, басаевцы) успели поучаствовать в других локальных конфликтах — например, в Абхазии или том же Карабахе.

Все это стоило потерь, но даже в таких тяжелейших условиях Т-72 могли успешно выживать и наносить тактические поражения противнику. Так, носившийся как угорелый танк лейтенанта Цымбалюка из состава попавшей в самое пекло Майкопской бригады смог подавить десяток гранатометчиков и остаться целым — несмотря на семь следов от попадания противотанковых гранат.

Танк Т-72Т-72 с минным тралом в Чечне. Пожалуй, самое брутальное фото этого танка в принципе

Т-72 с минным тралом в Чечне. Пожалуй, самое брутальное фото этого танка в принципе

Когда в бой шли имеющие динамическую броню танки последних на тот момент модификаций, уничтожить их было еще сложнее. Они могли выдерживать до четырех попаданий управляемыми ракетами «Фагот». Несмотря на повреждения второстепенных элементов танка и легкие ранения экипажа, Т-72 продолжал сражаться.

Во Вторую чеченскую потери «семьдесятдвоек» заметно снизились. Причиной тому, опять-таки, были не свойства самих танков, а улучшение организации в войсках, учет богатого боевого опыта прошлой войны и некоторое выравнивание обстановки в самой России. Все эти факторы приводили к более тесному взаимодействию танков с другими родами войск, что уже не позволяло безнаказанно ловить в засады грозные, при правильном применении, Т-72.

Танк Т-72Т-72 народной милиции ЛНР, совместные с ДНР учения под Донецком, осень 2017 года

Т-72 народной милиции ЛНР, совместные с ДНР учения под Донецком, осень 2017 года

Наши дни

Использовались Т-72 и в августовской войне с Грузией — «операции по принуждению к миру». Применяли их в Шри-Ланке и Судане. Не обошлись без «семьдесятдвоек» и сегодняшние конфликты — в Сирии и на Донбассе.

Весь опыт применения Т-72 говорит: при грамотном использовании это серьезный и опасный противник . Резервы модернизации танка далеко не бесконечны, но, по крайней мере, на сегодняшний день они еще позволяют ему быть эффективной «рабочей лошадкой» войны.

Танк Т-72Т-72 в Сирии, 2010-е годы

Т-72 в Сирии, 2010-е годы

Да, есть множество кадров горящих «семьдесятдвоек». Но если образ ветерана множества локальных конфликтов о чем-то и говорит, то скорее о том, что он по-настоящему неприхотлив. Ведь использовать его и добиваться результатов смогли далеко не самые обученные экипажи мира, от сирийцев и иракцев до дудаевцев, от федеральных срочников до вчерашних шахтеров — ополченцев Донбасса. Это сочетание доступности и эффективности говорит, что боевой век Т-72 еще далек от завершения. Этот постоянный участник локальных конфликтов, увы, не раз вернется, чтобы прогрохотать гусеницами и сказать веское, 125-миллиметровое слово.

Донбасс, Чечня, Карабах… — боевой путь танка Т-72

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 — нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

Т-72 на параде

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Особенности конструкции

Экипаж состоит из трех людей: командира, наводчика и водителя-механика.

Классическая схема, при помощи которой бронемашина, разделяет внутриброневое пространство на три зоны:

  • управления;
  • боевой отсек;
  • моторно-трансмиссионная часть, где в боевой зоне внутриброневого пространства располагаются наводчик и командир.

На заметку. Некоторые модификации комплектуются специальными средствами для самоокапывания, размещенными на нижней лобовой панели. Используя такой прибор, танкисты могли вырыть траншею всего за полчаса.

Броневой корпус и башня

Сварная конструкция корпуса собрана из катаной стали гомогенного типа и комбинированной брони, имеющей текстолитовую прослойку. Корпусная броня дифференцирована (то есть на разных участках она имеет разную толщину и состав), что позволяет значительно облегчить конструкцию танка.

Вращение башни осуществляется при помощи привода механического управления и гидравлики. Вверху располагается люк. Внутреннее пространство оснащено системой наблюдения, в том числе и с функцией ночного видения, прицелом и другими обзорными устройствами.

Последние модели имеют в наличии тепловизоры. Стабилизация осуществляется при помощи двухплоскостного стабилизатора.

Вооружение

Основное орудие — 2А26М (125 мм) в боекомплекте которого подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Возможен запуск ракет управляемого типа — «Свирь».

С пушкой спарен пулемет ПКТМ (7,62 мм). Второй пулемет, «Утес», установлен на крыше башни. Его калибр — 12,7 миллиметров.

Технические характеристики танка Т-72Танк Т-72

Проходимость

Танк отличается повышенной проходимостью. Бронемашина оснащена индивидуальной торсионной подвеской. С каждого борта установлено по три поддерживающих катка и по шесть опорных. Направляющие и ведущие колеса расположены в задней части.

Коммуникация и наблюдение

Разные модификации оснащались различными устройствами связи и наблюдения.

  • На Т-72 установлена радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124 и приборы ТПУ-А и А-4. В башне командира установлен ТНП-160 и ТКН-3, а также ночной и дневной прицелы.
  • Т-72А укомплектован дневным дальномерным прицелом ТПД-К1 и ночным — ТПН-1-49-23. Однако это оборудование позже было изменено на комплекс 1А40.
  • Т-72Б — оборудован радиостанцией Р-173. Командирская модификация оснащена коротковолновым устройством Р-130. На танк установлен прицельный комплекс, аналогично Т-72А (1А40-1). В комплект этой системы входят дневной прицел с повышенной дальностью ТПД-К1 и комплексное устройство КУВ 9К120 «Свирь».

Мотор и трансмиссия

На бронемашину в различное время устанавливались моторы из семейства V-образных 12-цилиндровых четырехтактных двигателей, работающих на горючем различного типа. Они имели водяную охлаждающую систему.

Первый вариант был оборудован силовой установкой с маркировкой В-46 (780 л.с, 2000 об/мин), Т-72А был обеспечен моделью В-46-6, а с 1984 года на него устанавливался В-84 (840 л. с). Т-72Б был обеспечен силовой установкой В-84-1.

Мотор находится на корме бронемашины, на платформе, приваренной к дну поперечно. В топливный комплекс входят пять наружных (495 литров) и четыре внутренних бака (705 литров) для горючего. Также могут закрепляться еще две емкости для топлива, общей вместительностью от 400 до 500 литров. В качестве горючего может использоваться дизтопливо (ДЛ, ДЗ и ДА), бензин (А-66 и А-72) и керосин (Т-1, ТС-1 и ТС-2).

Трансмиссионная система Т-72 и его модификаций состоит из:

  • 2-х коробок передач планетарного типа с фрикционным включением, имеющих по 7 ступеней и управляющихся гидравликой (одновременно используется и для осуществления поворотов);
  • мультипликатора передающего крутящий момент от мотора к коробке управления;
  • бортовых одноступенчатых планетарных передач.

Бронезащита

В передней части данной машины установлена более толстая броня, которая состоит из 2-х бронированных плит, сходящихся под различными углами (ВЛД — 68 , НЛД —— 60).

Броня ВЛД состоит из 3-х слоев — стали толщиной в 80 мм, стеклотекстолита толщиной 105 мм, брони в 20 мм. НЛД же оснащена только бронесталью 85 мм.

На бортовых частях защита располагается следующим образом.

  • Места экипажа и боеукладка защищена листами стали по 80 мм.
  • Моторное отделение — 70 мм. Корму закрывает двойная деталь.
  • Для максимально эффективной защиты с боков танка навешиваются дополнительные алюминиевые экраны, с толщиной листа в 3 миллиметра. Они позволяют защитить машину от кумулятивных боеприпасов.

На заметку. Защитные экраны можно расположить в двух положениях. Во время ведения боя, они устанавливаются под углом.

Также Т-72 может быть снабжен динамической защитой, которая реализована в виде модификаций: Контакт-1, Контакт- 2 или Реликт.

Технические характеристики

Габаритные размеры, м:

  • длина машины — 6,670;
  • ширина — 3,460;
  • высота — 2,190;
  • клиренс — 0,42.

Остальные характеристики:

  • масса укомплектованного танка — 41 т;
  • скорость (макс) по шоссе — 50 км/ч;
  • запас хода без дозаправки — 700 км;
  • максимальная ширина преодолеваемых траншей — 2,8 м;
  • высота помех, которые сможет преодолеть танк — 0,85м;
  • дальность стрельбы — 9,4 км.

Технические характеристики танка Т-72

Модификации

Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющих огромное количество модификационных вариантов.

  • Объекты 172, 172-2М, 172МН, 172МД, 172МП, 177,179, 186 — являются опытными образцами.
  • Т-72 — базовая модель.
  • Т-72К «Урал-К» — вариант для командира.
  • Т-72А (Объект 172М-1) увеличена бронезащита башни и ВЛД, модернизированы: основное орудие, устройства наведения и ходовая.
  • Т-72АК (Объект 176К) — командирская модернизация, дополнительные навигационные приборы и автономная батарея.
  • Т-72М — экспортная модель, изменена броня и боекомплект.
  • Т-72М1 — ВЛД и башня обеспечены дополнительной бронезащитой.
  • Т-72М1М — экспортная вариация, дополнена смешанной динамической защитой (ДЗ).
  • Т-72АВ — добавлена навесная ДЗ типа «Контакт».
  • Т-72Б — доукомплектован управляемой системой «Свирь», ДЗ «Контакт», мотор В-84 и ПУ 2А46М. Модифицирована защита башни.
  • Т-72БК — командирский вариант, обеспечен дополнительными приборами для навигации.
  • Т-72Б1 — новое устройство ночного видения ТПН-3-49.
  • Т-72Б1К — дополнительная навигация для командира.
  • Т-72С — модель для экспорта, снижено количество ДЗ, изменение боекомплекта.
  • Т-72БА, Т-72БА1 — установка стабилизации «Жасмин», повышение противоминной защиты, изменение элементов ходовой и замена мотора (В-84МС, В-92С2).
  • Т-72Б2 — замена орудия (2А46М5), приборов для увеличения точности огня, тепловизоров и электромагнитной защиты, наличие дополнительного двигателя.Т-72Б3 — замена мотора (В-84-1), установка радиостанции «Акведук» и комплексной защиты от оружия массового поражения. Модернизирована ходовая. В более поздней модели — автоматизированная коробка передач, цифровой монитор, изменена система наблюдения. Поставлен комплекс модульной ДЗ «Реликт» и стабилизатор вооружения 2Э58.

Технические характеристики танка Т-72Танк Т-72К

Зарубежные

Экспортные модификации, в том числе и разработанные иностранными компаниями:

  • Т-72АГ оснащен двигателем 6ТД, изменены ДЗ и МТО, используются основные составляющие танков Т-80УД и Т-84;
  • Т-72-120 — модификация, экспортируемая в страны НАТО, обеспечена пушкой КБМ-2 (120 мм), пулемет (12,7 мм) с ду.
  • Т-72МП — разработан совместно с чешскими и французскими конструкторами. Установлен комплекс прицелов со стабилизацией, панорамный прицел.
  • Т-72Е — построен на бронетанковом заводе в Харькове. Оснащен мотором 5ТДФЕ, кондиционером, ДЗ типа «Нож» и автономной силовой установкой ЭА-10. Заменена трансмиссия;
  • Т-72УА1 — модернизирован ремонтно-механическим заводом в городе Киев. Мотор 5ТДФМА-1, ДЗ типа «Нож», вспомогательный двигатель ЭА-10-2. В конструкции использованы элементы ходовой Т-80.
  • Т-72УА4 — новое прицельно-наблюдательное оснащение, установлена система противодействия «Варта».
  • Т-72АМТ — изменена командирская система наблюдения, добавлен прибор ночного видения (с ЭОП 3 поколения), прицельное устройство 1К13-49 «Неман», изменены элементы ходовой и ДЗ. Дополнения: зенитный пулемет с ДУ, радиосвязь «Либидь-К-2РБ». Машина оснащена мотором В-84-1.
  • T-72БМЭ — изменения проводились в Белоруссии.
  • Т-72 «Витязь» — прицел многоканального типа «Сосна-У», с двухплоскостной стабилизацией.
  • Т-72KZ — вариант разрабатывался израильскими и казахскими конструкторами. Изменены ДЗ и СУО.
  • Т-72KZ «Шыгыс» — совместная работа Украины, Казахстана и Израиля. Огневая управляющая система типа «TISAS», оснащенная прицелами с тепловизорами. Увеличена ДЗ, новое оборудование для навигации. Гусеницы снабжены накладками для передвижения по асфальту.
  • Т-72 Aslan — модернизация произведена в Израиле. Оснащен компьютеризированным устройством СУО, навигацией GPS, системой «свой — чужой», тепловизорными приборами и навесной ДЗ.
  • Т-72 T 21 — совместная французско-словацкая работа. Изменены: башня и основное орудие.
  • Т-72М4 CZ — чешская модель, мотор CV-12, трансмиссия XTG 4II-6. Обеспечена новой ДЗ (DYNA-72) и комплексом управления огнем (TURMS-T).
  • T-72M4 CZ-W — командирский танк для Чехии.
  • T-72 Vruboun — чешский вариант. Установка мотора V-84, зенитного пулемета с ДУ.
  • PT-91 Twardy — экспортная модель для Польши.
  • PT-72U — польский вариант, дополнительно оснащен новыми электронными системами, кондиционером и решетчатыми экранами для защиты. Зенитный пулемет с ДУ.
  • M-84 — вариант для Югославии. Обеспечен новыми прицельными устройствами (DNNS-2 и DNKS-2), защитой DRHT, устройством управления огнем (SUV-M84) и приборами связи.
  • M-84АВ1 — сербская модель.
  • M-84A4 Snajper, М-95 Дегман, M-84D — изменения производились в Хорватии.
  • TR-125 — румынский вариант. Изменена ходовая и МТО. Увеличилась масса до 50 тонн.
  • T-72SIM-1 — совместная работа грузинских и израильских инженеров. Обеспечен радиосвязью FALCON, навигацией GPS, способом опознавания «свой — чужой», тепловизорами и новой ДЗ.
  • Tank EX — модель для Индии, оснащена новой башней.

Технические характеристики танка Т-72Танк Т-72 Aslan

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Модификации танка Т-72

  • Т-72 «Урал» («объект 172М») — первый серийный вариант танка, производился с 1974 по 1975 год.
  • Т-72 «Урал-1» («объект 172М1») — модернизированный вариант Т-72, с улучшенной бронезащитой корпуса и защитой башни. Также изменено размещение ИК-осветителя ночного прицела, и теплозащитный кожух ствола пушки. Серийно производился с 1975 по 1979 год, с 1977 года оснащен литой башней с комбинированной броневой защитой.
  • Т-72К «Урал-К» (1973 г.) — командирский вариант с дополнительной радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратурой ТНА-3, зарядным устройством АБ-1. Боекомплект пушки уменьшен до 31 выстрела.
  • Т-72 (экспортный, 1975 г.) — отличается конструкцией броневой зашиты лобовой части башни и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А («объект 172А») — оснащен лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1, ночным прицелом ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, системой управления огнем 1А40, сплошными бортовыми противокумулятивными экранами, пушкой 2А46, увеличенным боекомплектом, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча», системой защиты от напалма «Сода», системой дорожной сигнализации, ночным прибором механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенным динамическим ходом опорных катков, двигателем В-46-6.
    Башня — литая, с комбинированной броневой защитой с наполнителем из новых неметаллических материалов. Серийное производство с 1979 по 1985 год.
    • С 1980 г. — усиленное бронирование лобовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста и перераспределения толщины комбинированной брони;
    • С 1981 г. — пушка 2А46М, имевшая быстроразъемное соединение ствола с казенником;
    • С 1984 г. — стабилизатор вооружения 2Э42-2, двигатель В-84.

Основной боевой танк Т-72Б

Основной боевой танк Т-72Б

  • Т-72АК — командирский вариант. Отличался от базовой машины наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.
  • Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982 г.) — модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса.
  • Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой, состоящей из 227 контейнеров (61 — на корпусе, 70 — на башне и 96 — на бортовых экранах).
  • Т-72Б (объект 184, 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и системы управления огнем 1В40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-KI, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения), пушка 2А46М. Навесная динамическая зашита «Контакт» из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на Т-72АВ. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена 20-мм бронелистом. Антирадиационные подбой и надбой, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода» и быстродействующее ППО 3 ЭЦ13 «Иней». Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостан- ция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года.
  • Т-72Б1 (объект 184-1, 1985 г.) — Т-72 Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
  • Т-72БК — командирский вариант. Радиостанция Р-130М, навигационная аппаратура ТНА-4, агрегат автономного питания АБ-1.
    Основной танк Т-72БА на учениях (слева) и на параде в Екатеринбурге 9 мая 2009 года (внизу)
  • (1988 г.) — Т-72Б с встроенной динамической защитой.
  • Т-72С (1987г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1, 155 контейнеров динамической защиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Основной боевой танк Т-72Б3

Основной боевой танк Т-72Б3

  • Т-72БА (объект 184А, 2000 г.) — модернизированный вариант танка Т-72Б, с системой управления огнем 1А40-1М, КУВ «Свирь», перископическим пассивно-активным ночным прицелом 1К13-49, прибором наблюдения командира ТКН-ЗМК, ПИВ механика-водителя ТВН-5, инфракрасным лазерным прожектором ПЛ-1, стабилизатором вооружения 2Э42-2 «Жасмин», пушкой 2А46М-5, встроенной динамической защитой «Кон- такт-В2, двигателем В-84МС (с 2003 г. — В-92С2 мощностью 1000 л.с.), усиленными бортовыми коробками передач, модернизированной ходовой частью, унифицированной с ходовой частью танка Т-90.
    С 2005 г. — переоснащен системой управления огнем 1А40-М2. Модернизация осуществлялась на Уралвагонзаводе, в ходе капитального ремонта танков.

• Справочник бронетехники • Танки того же периода • Танки России •

1961-1990

1974

Бронетехника России (и СССР)

ОБТ

Россия в период с 1961 по 1990 г.г.

Россия и СССР

танк


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий