1526,Почему произошло образование государства у восточных славян? (видео)

Возникновение государственности у восточных славян стало ответом на вызовы и угрозы, с которыми столкнулись славянские племена в IX в. Его формирование было подготовлено прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы — необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.


Блок: 1/2 | Кол-во символов: 492
Источник: https://studref.com/420678/pravo/vozniknovenie_gosudarstvennosti_vostochnyh_slavyan

Предпосылки возникновения государства у восточных славян

А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 3265
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html

До образования Древнерусского государства


Вернемся немного назад в историю. Расселение славян происходило в четвертом веке нашей эры, а первые государственные образования появились значительно позже. Как известно, сформировалось три ветви славян: восточные, южные и западные. Но только первая из них была вовлечена в образование Древнерусского государства.

До того, как образовалось Древнерусское государство, в жизни славян был спокойный и достаточно мирный период жизни (без вторжений врагов и межплеменных войн). Это дало им возможность окрепнуть, развиться в хозяйственно-экономическом и демографическом плане. Восьмой век был ознаменован созданием из племен союзов. Их было около пятнадцати.

Образование племенных союзов славян было признаком того, что пришел конец первобытно-общинному строю. Каждый союз имел свои города, один из которых был главным. То есть эти племенные объединения носили больше территориальный характер. Но некоторые историки называют их не иначе, как политические образования древних славян. Ведь в каждом союзе проводили княжение. Главным в племенном объединении был князь, власть которого передавалась по наследству. Примерами племенных союзов были: поляне с центром в Киеве, северяне с центром в Чернигове и другие.

Как происходило образование государства

Процесс образования государства у славян был длительным и сложным. Не стоит думать, что оно образовалось лишь тогда, когда были приглашены варяги. Основные данные об этом нам дает знаменитая летопись Нестора «Повесть временных лет». Существовали многочисленные предпосылки для создания единого крепкого государства. Предпосылки – это такие условия, обстановка, которые была подходящими для того или иного процесса.

Предпосылки образования государства у славян:

  • Князя стали отделять от всего остального населения. Он считался высшим наставником. Его постепенно отстраняли от обыденных дел. То есть происходило зарождение власти одного человека.
  • На славянские племена оказывалось большое давление со стороны других народов.
  • Изменения в хозяйственной деятельности славян. Развивалось земледелие, охота, скотоводство. Продукты хозяйственной деятельности оказались в избытке. Их необходимо было сбывать в другие государства, а для этого необходимо было самим стать государством.
  • Между славянскими племенами часто были разногласия и борьба. Не было человека, который бы мог объединить под своей властью эти противоборствующие группы.
  • Родовая община стала себя изживать. На ее смену пришла соседская. Все это обуславливало появление социального неравенства. Появлялась так называемая знать, приближенная к князю.
  • Нужно было регулировать отношения между людьми.
  • Славяне за годы своего существования уже обзавелись общими традициями, религией, обычаями. Это объединяло их духовно.
  • Сформировались племенные союзы.

Причины образования государства у славян:

  • Экономическое развитие. Так как накапливался избыточный продукт хозяйственной деятельности, то его нужно было сбывать. Торговля была самым подходящим для этого выбором.
  • Также происходило четкое разделения ремесленности и сельского хозяйства.
  • Стало выделяться так называемое военное сословие (дружинники).
  • Социально-экономическое неравенство между людьми.

Образование государства у славян произошло в девятом веке. Центром этого важнейшего события в отечественной истории стал Новгород и Киев.

Образование Древнерусского государства у славян можно разделить на два периода, или этапа.

  1. Длился с середины девятого до конца десятого века. Князь Олег сумел присоединить часть территорий восточных славян. Дружина собирала дань со всей объединенной территории. Эти средства стали базой для развития экономики государства.
  2. До первой половины одиннадцатого века. Площадь государства значительно увеличивалась. Экономическое положение и международное сильно укрепились.

Теории образования государства

Существует две основные теории образования государственности у славян.

  1. Норманнская теория. Ее предложили немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. По их мнению, государственность на Руси появилась благодаря варягам. Последние были приглашены во второй половине девятого века в Новгород. Рюриковичи консолидировали северные и южные территории. А почему позвали именного варяг? Считалось, что этот народ был хорош в военном деле. Тем более, они были опытными в вопросах создания государства.
  2. Антинорманская (аутохтонная, славянская). Состоит в противоборстве с предыдущей теорией. Отцом ее является Михаил Ломоносов – легендарный русский ученый. Приверженцами также являются Беляев, Забелин (историки). Согласно этой теории, славянские племена не звали варяг на помощь. Они сами объединились. Причем до этого существовали уже некие государственные образования славян. Оставалось их только соединить.

Ломоносов и Миллер являлись оппонентами. Они критиковали друг друга и горячо спорили по поводу образования славянского государства. Но авторитетные отечественные историки, такие как Карамзин и Ключевский, все же встали на сторону Миллера.

На сегодняшний день почти никто не сомневается, что варяги имели место быть при становлении государства восточных славян. Однако больше придерживаются точки зрения, что варяги были не создателями. Они – лишь те, кто стал править, кто строил города, кто был воином на Русской земле. Но создатели всего – это сами славянские племена. Также сегодня есть мнение, что варяги пришли на Русскую землю с целью завоеваний. Можно назвать современную теорию промежуточной между норманнской и антинорманнской.

В заключение

Таким образом, государство у славян начало свое формирование еще до прихода варяг. У него была своя территория, свое население с его религией и культурой, свое хозяйство и ремесло. Однако не следует списывать Рюрика со счетов. Ведь он укрепил, сформировал государство. Он перевел его на новый уровень. Сегодня нам многое известно о том, как же происходило «рождение» Киевской Руси. Но все же многие вопросы остаются спорными.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 5970
Источник: http://slavculture.ru/istoriya/1169-gosudarstvo-u-slavyan.html

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 2874
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html

Принятие христианства


Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 2497
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2218
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html

Теории возникновения государства у восточных славян


  1. Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.
  2. Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.
  3. Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 521
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 17837
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/vozniknoveniye-gosudarstvennosti-u-vostochnykh-slavyan-diskussiya-o-proiskhozhdenii-drevnerusskogo-gosudarstva.html: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 11375 (64%)
  2. http://slavculture.ru/istoriya/1169-gosudarstvo-u-slavyan.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 5970 (33%)
  3. https://studref.com/420678/pravo/vozniknovenie_gosudarstvennosti_vostochnyh_slavyan: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 492 (3%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий