100,Операция «Рельсовая война» маштабно спланированная диверсия на железной дороге — разбираем по порядку

«Одновременный удар необходим, но взрывать рельсы?! Чушь какая-то! Надо взрывать поезда» — так отозвался о плане Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) полковник Илья Григорьевич Старинов1. Дерзкий диверсант, выдающийся профессионал взрывного дела имел право на резкую и независимую точку зрения.

Но жизнь внесла в нее неожиданные коррективы.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 353
Источник: https://rg.ru/2018/06/29/rodina-relsovaia-vojna.html

Знала ли гитлеровская Германия о грядущей операции «Рельсовая война»?

Знала ли она или нет, достоверно не известно. Однако, основываясь на анализе действий фашистский военных, можно прийти к заключению о том, что они могли догадываться относительно предстоящих событий. В пользу такого вывода говорит подготовка, которая осуществлялась при помощи сил заключенных концентрационных лагерей. Они вырубали лес вдоль железнодорожного полотна по обеим его сторонам, опутывали при помощи колючей проволоки все подходы к дороге и расставляли пулеметные блиндажи. Осмотр близлежащих к железной дороге территорий, контролировался круглосуточно. Для этого были установлены многочисленные сильные световые прожекторы, а в тех местах, где их установка не удалась, использовали сигнальные ракеты. Немцами были расставлены многочисленные плакаты с устрашающими надписями на них, которые обещали любому, кто приблизится дороге ближе, чем на сто метров — немедленную смерть. Каждый узловой пункт был зоной повышенного внимания для фашистов.

Именно поэтому, подготовка к операции «Рельсовая война» была очень тяжелая. Проводились не только учения относительно правил подрыва железнодорожного полотна, но и разрабатывались хитроумные планы относительно того, каким образом можно было незамечено пронести взрывчатку к дороге. При реализации операции «Рельсовая война» целью было не только подорвать плотно, но и максимально уничтожить находящиеся на нем немецкие эшелоны.


Ночью третьего августа 1943 года одновременно вспыхнули тысячи взрывов. Как не готовили гитлеровцы отразить неизбежное, ничего они сделать не смогли. Они были настолько шокированы происходящим, а также осознание того, что вся операция была реализована, по сути, гражданскими людьми. Фашисты четко знали, что кадровые военные полностью отсутствовали в составе партизанских отрядов.

Весь план, который разрабатывался, был практически полностью выполнен. Партизанами были взорваны по состоянию на 13.08.1943 г.:

в Белоруси более 75 000 рельс;

в Смоленской области – более 8000;

на территории Украины – 7000;

в Орловской и Калининской областях – более 16 000.

Всего за август планировалось уничтожить 230,0 тысяч рельсов. Когда советские войска практически подошли к территории Днепра, началась вторая операция, под кодовым названием «Концерт». Здесь, благодаря не только партизанам, но и большому количеству простых местных жителей, было взорвано почти 149 тысяч рельсов.

Что же касается эшелонов, то и здесь имелись огромные успехи. Только на территории Белоруси было уничтожено 836 поездов. Врагу был причинен ошеломляющий урон. Его транспортный поток значительно прекратился по территории всего Советского Союза.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2664
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-vtoraya-mirovaya-voyna/11642-operaciya-relsovaya-voyna-mashtabno-splanirovannaya-diversiya-na-zheleznoy-doroge.html

План ЦШПД

В апреле 1943 года на советско-германском фронте началось самое длительное за войну затишье — продолжавшееся до 5 июля.

В Ставке Верховного главнокомандования и Генеральном штабе напряженно работали над планом летнего наступления (которое должно было начаться после отражения удара немцев на Курской дуге).

К обеспечению этого наступления привлекались и партизаны. Им предписывалось нанести одновременный массированный удар по коммуникациям вермахта — железным дорогам, по которым к фронту шли резервы, техника, боеприпасы, продовольствие и другое снабжение.

«От восхода до заката по выцветшему небосводу в своем извечном вираже катилось серое раскаленное солнце, — вспоминал воевавший на Западном фронте летчик А.Н. Ефимов. — Только к вечеру где-то за горизонтом порой собиралась гроза и, подобно залпам из тысячи орудий, гремел гром, как бы предвещая недругу погибель на русской земле»2…

В эти последние июньские дни 1943 года начальник ЦШПД, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, только в марте надевший форму генерал-лейтенанта, представил командованию план под названием «Рельсовая война». Суть его заключалась в одновременном подрыве на коммуникациях группы армий «Центр» сотен тысяч рельсов.

Тут-то и прозвучало особое мнение заместителя начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковника Старинова.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1381
Источник: https://rg.ru/2018/06/29/rodina-relsovaia-vojna.html

Подготовка операции


Операция длилась полтора месяца – с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Всего в ней участвовало 167 партизанских бригад. При планировании «Рельсовой войны» у советского командования возникли разногласия.

Концепцию операции разработал один из лучших в мире специалист-подрывник полковник И.Г. Старинов. Он делал упор на подрыв именно вражеских эшелонов, приводя в качестве аргумента тот факт, что подрыв состава сразу невосполним, а рельсы враг может легко снова привести в рабочее состояние. Но ему противостоял генерал-лейтенант Пономаренко К.П. В качестве аргумента с его стороны звучал тот факт, что партизаны располагают слишком малым количеством взрывчатки для подрыва столь тяжелых объектов.

Также было выдвинуто ошибочное предположение, что у противника существует нехватка рельсов. По итогу спора между двумя командирами руководством было принято решение сосредоточить усилия подрывников именно на железнодорожных путях. И Старинов И.Г. отправился руководить штабом на Украину, а Пономаренко возглавил операцию.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1040
Источник: http://history-doc.ru/operaciya-relsovaya-vojna/

Специалист — против

Да, подрывать надо не рельсы, а поезда! Пускать их под откос при помощи противопоездных мин замедленного действия, угольных мин (замаскированных под кусок угля, что кидают в паровозный тендер), колесных замыкателей и прочей спецтехники.

Ведь рельсов на коммуникациях вермахта — миллионы штук. А подвижного состава (и прежде всего паровозов) — довольно ограниченное количество.

Полковник Старинов — ас подрывного и диверсионного дела. Учился ему и учил других еще с 1920-х годов.

И не только учил. Поезда — а также мосты и тоннели — в тылу противника он взрывал еще в 1936 — 1937 годах, во время гражданской войны в Испании, в бытность военным советником в армии республиканцев.

В 41м руководил минированием железных и шоссейных дорог и мостов на пути наступающего вермахта в Белоруссии, на Украине, под Москвой и Ростовом-на-Дону…

И это Илья Старинов 14 ноября 1941 года испепелил миной замедленного действия штаб немецкого гарнизона в Харькове — уничтожив при этом и начальника гарнизона, командира 68й пехотной дивизии вермахта генерал-майора Георга Брауна. (В генерал-лейтенанты его произвели посмертно).

Мнение такого специалиста — это серьезно.

Тем более что взрывчатки партизанам в 1943 году сумели доставить лишь четверть потребного количества. В Западной Белоруссии они вообще ничего не получили! Площадок, пригодных для посадки двухмоторных «дугласов» (Ли-2 и Си-47), у партизан там не было, а легкомоторным бипланам У-2 не хватало дальности полета для того, чтобы добраться до нынешних Гродненской и Брестской областей…

Да и самих транспортных самолетов для снабжения партизан откровенно не хватало.

Однако белорусские партизаны сумели реализовать план ЦШПД с максимальной эффективностью. Максимальной!

За счет чего?

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1739
Источник: https://rg.ru/2018/06/29/rodina-relsovaia-vojna.html

Удар по железнодорожным путям противника


В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.

14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток.

3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000  рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. Но результат был первого этапа не так блестящ, как можно было бы ожидать.

Партизанам-подрывникам центром был спущен план – совершить определенное количество подрывов. В погоне за его выполнением было произведено множество малоэффективных диверсий – на полузаброшенных и малопроходимых путях.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1052
Источник: http://history-doc.ru/operaciya-relsovaya-vojna/

Ход операции

За первую ночь операции было взорвано 42 тысячи рельсов. Действия, в которых участвовало около 100 тысяч партизан, развернулись в тыловых районах групп армий «Центр» и «Север» (протяжённость по фронту около 1000 километров, в глубину 750 километров). Одновременно вели активные боевые действия украинские партизаны в тылу группы армий «Юг». Немецкое командование в течение некоторого времени не могло организовать противодействия партизанам.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 456
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%C2%BB

«Охота» партизан на эшелоны


Но, тем не менее, за время проводимой операции было выведено из строя 215 тысяч рельсов. Немцы достаточно быстро приспособились налаживать разрушенные пути – они использовали так называемый «мостик» — рельсу, которая позволяла быстро «латать» поврежденный участок пути.

Кроме того, в распоряжении фашистов были железнодорожные полотна всей Европы – в ход пошел рельсовый материал из Голландии, Бельгии, самой Германии.

Более эффективным оказалось «охота» партизан именно на эшелоны. Чтобы нанести врагу двойной ущерб – разрушить полотно и пустить под откос состав, полковник Старинов изобрел специальное устройство, позаимствовав идею именно у немцев – которые применяли в боях морскую неконтактную мину.

Достаточно слабый заряд взрывчатки, который партизаны укладывали под рельсы, немцы научились нейтрализовывать еще в 1942 году, пуская вперед платформу с запасным материалом для ремонта этого самого поврежденного полотна – рельсами, крепежом, шпалами. Она была легкая, потому состав под откос не уходил, дорога латалась, и поезд шел дальше. Особого ущерба эта тактика не приносила. Старинов предложил другой вариант – над самой миной устанавливалась легкая веточка, которую присоединяли к храповику.

Приближающийся поезд начинал колебать ее, а храповик включал счетчик колебаний. Таким образом, взрыв производился под самим составом, разрушая и его, и железную дорогу.

Эта хитрость была не единственной, которую применяли украинские партизанские отряды. Под руководством полковника их действия были более эффективными, нежели в других регионах.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1579
Источник: http://history-doc.ru/operaciya-relsovaya-vojna/

Результаты операции

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1107
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%C2%BB

Итог «Рельсовой войны»


Тем не менее, результаты всей операции были впечатляющие – за весь период ее проведения было выведено из строя более 1500 км железнодорожных сообщений. На некоторых участках повреждения были настолько серьезными, что на их восстановление немцам понадобилось несколько недель – партизаны взрывали не только полотно, но и мосты.

Илья Старинов в своих воспоминаниях утверждал, что немцам первый этап «Рельсовой войны» принес даже в некотором роде облегчение – если в июле партизаны вывели из строя более 700 составов, то в августе, переключившись на взрыв железнодорожных полотен, они подорвали чуть более 400. Материала для ремонта у них было более чем достаточно. А в советских войсках таких запасов не было. Так ли это – вопрос остается открытым до сих пор, и многие историки спорят на эту тему. Ведь та тактика, которую применял полковник, скорее всего невозможна была по объективным причинам – партизанам не хватало не только взрывчатки, но и специалистов, которые могли бы наладить систему диверсий.

Советское командование учло ошибки первого этапа. И во втором-третьем этапе внимание подрывников было сосредоточено на крупных железнодорожных узлах, мостах, также под откос пускались эшелоны и бронепоезда.

Итогом «Рельсовой войны» стало сокращение, более чем на тридцать процентов, грузопотока немцам из стран Европы, фашисты вынуждены были тратить значительные силы на охрану грузов и дорог. По сути, партизаны открыли «второй фронт», оттянув значительные силы противника на себя и позволив нашим войскам одержать такую нужную для них победу в сражении на Курской дуге.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1684
Источник: http://history-doc.ru/operaciya-relsovaya-vojna/

Рельсы из Франции

Если в начале 1943-го на оккупированной территории СССР немцы кое-где снимали рельсы, чтобы отправить их на переплавку, то после начала «Рельсовой войны» они стали собирать их где только можно, чтобы использовать по назначению!

Чтобы обеспечить движение хотя бы по важнейшим железным дорогам Белоруссии, стали демонтировать запасные пути на станциях и разъездах.

Демонтировать вторую колею на ряде двухколейных участков.

Некоторые железнодорожные ветки стали вообще разбирать.

Стали завозить рельсы из Польши.

Из Германии!

Из Франции! По распоряжению Гитлера командующий вооруженными силами Германии на Западе генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт потребовал от главы правительства неоккупированной части Франции Пьера Лаваля снять со вторых путей значительное количество рельсов для отправки их на Восток9.

И это при том, что немцы научились довольно быстро исправлять повреждения пути — при помощи восстановительных поездов, специальных 80сантиметровых мостиков — помогавших протолкнуть поезд через подорванный участок полотна.

А ведь «Рельсовая война», напомним, не сводилась к одному лишь подрыву рельсов. «Лекала» выдающегося диверсанта Ильи Старинова тоже были взяты на вооружение.

30 июля 1943 года на станции Осиповичи прогремел страшный взрыв.

Это сработала мина, переданная спецотрядом Наркомата госбезопасности Белорусской ССР «Храбрецы» подпольщику, путевому обходчику Федору Андреевичу Крыловичу — и подложенная им в эшелон с горюче-смазочными материалами.

От горящих цистерн пламя перекинулось на соседние эшелоны. С танками и авиабомбами…

Взрывы, помимо прочего, уничтожили 11 тяжелых танков «Тигр»10 — следовавших на пополнение либо 505-го тяжелого танкового батальона, либо 13-й роты моторизованной дивизии «Великая Германия».

Если 13-й роты «Великой Германии» (штат — 14 «Тигров»), то, значит, это из-за Крыловича ее пришлось отвести 4 августа из-под Орла в тыл, на пополнение!

А если танки предназначались 505-му батальону (штат — 45 «Тигров»), то, получи он эти 11 машин, насколько легче были бы для него те тяжелые бои под Кромами, которые он вел 3, 4 и 5 августа11, сдерживая войска Центрального фронта…

Так что уничтожение 11 «Тигров» — гораздо бОльшая помощь фронту, чем кажется на первый взгляд.

Кстати, белорус Федор Крылович уничтожил почти 1% всех выпущенных в Германии «Тигров» (1350 штук12). Антигитлеровской коалиции хватило бы 150 человек, если бы каждый из них истреблял «Тигры» с такой эффективностью…

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2443
Источник: https://rg.ru/2018/06/29/rodina-relsovaia-vojna.html

«Концерт» по заявкам


31 августа 1943 года штабисты группы армий «Центр» сделают тяжелое для себя признание:

«Впервые партизанами проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения… Систематическое сосредоточение сил на главных путях подвоза к фронту и важнейших путях связи с фронтом (Борисов — Орша, Минск — Гомель, Витебск — Жлобин, Могилев — Унеча) является ярким выражением централизованного управления»13…

А уже 19 сентября начнется операция «Концерт» — продолжение «Рельсовой войны» на пространстве от Карелии до Крыма. К ней подключатся партизаны и Западной Белоруссии…

P.S. Спустя 75 лет надо признать: полковник Илья Старинов недооценил, насколько повысит эффект от подрыва «только рельсов» тщательная организация дела белорусскими партизанами. Даже гениальный диверсант не мог предвидеть, что в условиях кровопролитных боев можно подготовить столь блистательную, микроскопически выверенную операцию…

Успешно применив мины в 1943 году на железных дорогах оккупированной Украины, в 1944м Старинов стал заместителем начальника уже Польского штаба партизанского движения. В 1945м руководил разминированием и восстановлением железных дорог в Германии, затем — на Западной Украине (где противостоял оуновцам).

Многие годы совершенствовал тактику диверсий.

Скончался в 2000 году.

1. Старинов И.Г. Мины ждут своего часа. М., 1964. С. 247.

2. Ефимов А.Н. Над полем боя. М., 2001. С. 155.

3. Драбкин А. На войне как на войне. С. 600.

4. Там же.

5. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. Перелом. М., 1998. С. 343.

6. Цит. по: Там же. С. 342-343.

7. Миддельдорф Э. Русская кампания: тактика и вооружение. СПб.; М., 2000. С. 422.

8. Teske H. Partisanen gegen die Eisenbahnen // Wehrwissenschaftliche Rundschau. 1953. Heft 10. S. 472.

9. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Т. 3. М., 1961. С. 468.

10. Миддельдорф Э. Указ. соч. С. 423.

11. Panzerkampfwagen VI «Тигр». История создания и применения. М., 1995. С. 19.

12. Подсчитано по: Барятинский М. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. N 6 (21). С. 8.

13. Цит. по: Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. С. 343.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 2263
Источник: https://rg.ru/2018/06/29/rodina-relsovaia-vojna.html

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 22889
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-vtoraya-mirovaya-voyna/11642-operaciya-relsovaya-voyna-mashtabno-splanirovannaya-diversiya-na-zheleznoy-doroge.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2664 (12%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%C2%BB: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 1825 (8%)
  3. http://history-doc.ru/operaciya-relsovaya-vojna/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5355 (23%)
  4. https://rg.ru/2018/06/29/rodina-relsovaia-vojna.html: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 13045 (57%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий