175,Танк Пантера

Немецкий средний танк PzKpfw V «Пантера» за время своего использования сумел из сложного и ненадежного превратиться в один из лучших Второй мировой войны. Он объединил в себе отличную подвижность, огневую мощь и броню, держа в страхе вражеских танкистов до самого конца войны.


Её пушка 7,5 cm KwK 42 вызывала страх и уважение у врагов, которых с легкостью поражала с недосягаемых расстояний. Некоторые источники и вовсе считают «Пантеру» лучшим танком войны, который превосходит советский Т-34, в ответ на который она и создавалась.

Блок: 1/16 | Кол-во символов: 539
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Советская неожиданность

До 1941 года немецкая бронетехника не имела конкурентов, лишь внезапное появление Т-34 революционной конструкции в июле этого года заставило задуматься о новых танках. Это не было случайностью, поскольку Т-34 обладал отличной подвижностью благодаря широким гусеницам, хорошей и часто рикошетящей броней благодаря большим углам наклона и мощным 76.2 миллиметровым орудием. Совместно с тяжёлыми КВ они буквально перевернули танковые сражения в пользу СССР, демонстрируя полное превосходство над ПЗ-3 и ПЗ-4.

После захвата нескольких трофейных Т-34 в ноябре 1941 года, немецким инженерам была поставлена задача создать ещё более сильную машину.

Блок: 2/16 | Кол-во символов: 672
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

История создания


Решение о создании нового немецкого среднего танка было принято в 1941 году уже после нескольких месяцев боевых действий на Восточном фронте. Несомненным катализатором этого процесса стал реальный шок, который испытали немецкие танкисты после знакомства с советскими танками Т-34 и КВ.

Следует сказать, что работы над созданием нового среднего танка, который мог бы заменить PzKpfw III и PzKpfw IV, велись в Германии еще с 1938 года. Их проводили сразу несколько компаний, и к началу боевых действий на Восточном фронте его конструкция в общих чертах была готова. Вопрос не двигался дальше по одной весьма простой причине: военные не ощущали острой необходимости в новой машине, их вполне устраивали надежные и проверенные в боях танки.

Однако после встречи с новыми советскими танками мнение немецких военных по этому поводу резко изменилось.

В ноябре 1941 года компании Daimler-Benz и MAN получили техническое задание на создание новой боевой машины со следующими характеристиками: масса — 35 тонн, броневая защита — 40 мм и двигатель с мощностью 600-700 л.с. Новый перспективный танк получили название «Пантера».

Еще ранее началась разработка нового танкового орудия калибра 75 мм, способного пробивать 140 мм брони на дистанции в один километр.

Прежде чем продолжить рассказ, необходимо несколько слов сказать о разных типах классификации танков, которые были приняты в РККА и германской армии. В советской армии классификация была основана на массе машины, легкими считались танки до 20 тонн, средними – машины с весом до 40 тонн, а масса тяжелых танков превышала 40 тонн.

В основу немецкой классификации был положен калибр основного оружия машины. Тяжелыми танками считались машины, вооруженные орудиями с калибром выше 75 мм. Поэтому по немецкой классификации Pz. V считался средним, а по советской классификации — тяжелым (его масса составляла 44 тонны).

Немецкими конструкторами были тщательно изучены советские трофейные образцы, были отмечены их следующие сильные стороны: дизельный танковый двигатель, наклонное расположение броневых листов, широкие катки и гусеницы.

Уже весной следующего года обе компании представили свои прототипы новой машины.

Прототип нового среднего танка, который был создан конструкторами Daimler-Benz, очень сильно напоминал «тридцатьчетверку» и внешне, и по своей конструкции. В немецком министерстве вооружений посчитали, что подобное внешнее сходство может быть причиной обстрела танка своей же артиллерией. Конструкция машины также во многом повторяла Т-34: трансмиссия и моторное отделение находились сзади, танк предлагали оснастить дизельным двигателем и широкими гусеницами. Впрочем, несмотря на такой откровенный плагиат, новая машина очень понравилась Гитлеру, он даже приказал сделать первый заказ на 200 танков.

Прототип, представленный компанией MAN, имел традиционную для немецких машин компоновку, с передним расположением трансмиссии и задним расположением двигателя, торсионную подвеску и переднее расположение ведущих колес.

Кстати, обе компании отказались от подвески конструкции американского инженера Кристи, которая была использована на Т-34, признав ее негодной и архаичной.

Из-за разногласий, которые возникли при выборе победителя конкурса, была организована специальная «Пантер-комиссия», что и должна была решить судьбу танка. В мае комиссия подготовила свои заключения, в соответствии с которыми однозначно лучшим признавался танк, разработанный конструкторами компании MAN.

К концу 1942 года были построены две опытные машины, их эксплуатация показала многочисленные недоработки, которые приходилось исправлять в кратчайшие сроки. Первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther покинула заводской конвейер 11 января 1943 года.

Кстати, название «Пантера» без указания индекса было введено специальным указом Гитлера только в начале 1944 года, до этого момента танки называли Pz.Kpfw.V.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 3868
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/pz-kpfw-v-pantera/

Разработка

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие Хеншель и Порше. Требовалось создать 30-35 тонный танк с наклонной броней толщиной 40-60 мм везде, где возможно, пушкой 7,5 cm KwK 42 и скоростью около 55 км/час.

Комиссии представили 2 машины, VK3001 (H) и VK3001 (P), но ни одна из них не оказалась принятой. Прототип Хеншеля позже превратился в VK4501, ставшего в итоге известным как PzKpfw VI Tiger.

Позже в конкурсе приняли участие МАН и Даймлер-Бенц. За вооружение отвечал Rheinmetall. Опытный образец VK3002 (DB) оказался очень похож на Т-34, дизельным двигателем, его задним расположением, наклонной со всех сторон броней и силуэтом. Поначалу он очень понравился Гитлеру и был сделан заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки вроде дизельного двигателя, требующего дефицитного топлива, большого вылета ствола и худшей подвижности чем у прототипа МАН. Также был риск дружественного огня в бою из-за схожести с советским Т-34.

Поэтому именно прототип МАН пошел в производство, став в итоге знаменитым средним танком «Пантера». Он был не копией Т-34, а переосмыслением его конструкции. Лоб получил прочную бронеплиту под наклоном, ходовая с шахматным расположением больших колес имела широкие гусеницы и обеспечивала плавный ход, а 75 миллиметровое орудие было способно уничтожать любую вражескую технику с дистанции более 2 км, известен случай поражения Т-34 с расстояния 3 км. При всем этом, компоновка осталась верна немецкой школе танкостроения, имея переднее расположение трансмиссии, подвеску Книспеля и бензиновый двигатель.

Блок: 3/16 | Кол-во символов: 1579
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность – 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность – от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

Командирские “Пантеры” имели дополнительные радиостанции, занимающие место некоторой части боеукладки.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Для ведения ночного боя цели предполагалось подсвечивать мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортёра. С сентября 1943 года на танки наносилось покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год такая практика прекратилась.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 850
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/pantera/

Боевое применение, преимущества и недостатки Pz.V Panther

Немцы впервые применили Pz.V в ходе боев на Курской дуге. Этими машинами были укомплектованы два танковых батальона. Опыт первых боев показал как сильные стороны «Пантер», так и их недостатки. К сильным сторонам танка, несомненно, можно было отнести его мощную пушку, что позволяла поражать все советские САУ и танки на основных дистанциях боя в лоб, а также хорошую защиту передней проекции машины, которая была неуязвима для всех видов советских танковых и противотанковых орудий. Также заслужили положительные отзывы приборы наблюдения и прицельные приспособления, обеспечивавшие танкистам отличный обзор. Машина была очень удобна для экипажа.

Однако были и недостатки: танк довольно легко поражался в боковые проекции, был не слишком надежным, его двигатель часто горел.

За 1943 год на Восточный фронт была отправлена 841 «Пантера». К концу года в строю оставалось 80 танков, 137 были в ремонте, а 624 машины были потеряны.

В 1944 году Pz.V пришлось воевать и на Западном фронте, где они стали серьезной проблемой для английских и американских танкистов. Практически все противотанковые орудия союзников не могли пробить лобовую броню машины, то же самое можно сказать и об их танковых орудиях.

Частично «Пантеры» на Западном фронте уничтожались авиацией, но большая часть была просто брошена своими экипажамииз-за недостатка топлива и запасных частей.

Последним массированным применением этих машин стало сражение за озеро Балатон в Венгрии. Танки Pz.V принимали участие во всех крупных боевых операциях завершающего этапа войны, свой последний они дали на улицах Берлина.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1639
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/pz-kpfw-v-pantera/

Модификации машины


Первые серийные образцы (20 машин) получили название Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 довольно сильно отличались от последующих модификаций. Они никогда не участвовали в боях и использовались в тылу для подготовки танковых экипажей. «Пантера» серии D1 оснащалась двигателем HL 210 P45, коробкой скоростей ZF7 и имела толщину лобовой брони 60 мм.

Первой модификацией танка, которая пошла в крупносерийное производство, стала машина с индексом Ausf. D2. Хотя, сказать, что эта модификация танка сильно отличалась от «нулевых» машин нельзя. Изменения касались конструкции командирской башенки и дульного тормоза – он стал двухкамерным и приобрел хорошо узнаваемый «пантеровский» вид. Также на новых машинах была усилена лобовая броня (до 80 мм), машины получили новый двигатель HL 230 P30 и коробку передач AK 7-200. Танки этой серии оснащались телескопическим прицелом TZF-12 с отличным обзором. Курсовой пулемет располагался в бугельной установке.

Осенью 1943 года появилась следующая модификация «Пантеры» — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. А. Машины этой серии получили новую башню, которая не имела небольших люков, а также амбразур для стрельбы из личного оружия. Слишком сложный прицел TZF-12 заменили на монокулярный TZF12a. Не слишком эффективную бугельную установку курсового пулемета заменили на привычную шаровую. Броню большинства этих машин покрывали циммеритом, многие из них были оснащены фальшбортами.

В марте 1944 года начался выпуск самой массовой (3740 машин) серии танка — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. G. У новых танков было усилено бронирование: толщину бортовой брони довели до 50 мм, а лобовой – до 110 мм, изменили угол наклона бортовой брони. Некоторые из «Пантер» этой серии получили маску орудия со специальной «юбкой», которая защищала башню от заклинивания при попадании снарядов противника. Также было сделано множество других незначительных изменений.

В целом, машины этой модификации имели более простой и технологичный корпус.

Также осенью 1944 года начались работы над последней модификацией этого среднего танка: — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. F. На этой машине планировалось еще более увеличить броневую защиту (лобовую броню — до 120 мм, борта – до 60 мм), изменить наклон броневых листов, уменьшить размеры башни. До конца войны успели сделать несколько башен и корпусов для новой модификации танка, но ни одного готового прототипа произвести так и не успели.

Осенью 1943 года начались разработки танка «Пантера II», которую планировали вооружить 88-мм пушкой (такая же стояла на «Королевском тигре») и оснастить новой башней Schmalturm. По сути, такая машина должна была стать облегченным вариантом «Королевского тигра». Однако к «Пантере II» так и не смогли ни подобрать, ни сконструировать подходящего двигателя.

На базе Pz.V Panther была создана противотанковая самоходная установка — «Ягдпантера» (Sd.Kfz. 173). Эта машина считается одной из лучших «самоходок» своего исторического периода. «Ягдпантера» была вооружена мощным длинноствольным 88-мм орудием StuK43 L/71 и надежной броневой защитой. Кроме того, машина получилась скоростной и довольно маневренной, что делало ее очень опасным противником для любых танков союзников.

Сталь для лобовой брони «самоходки» брали из запасов военно-морского флота, это металл был сделан еще до войны и отличался очень высоким качеством.

На базе «Пантеры» планировали создать целое семейство самоходных артиллерийских орудий, но этим планам не суждено было осуществиться. Также на базе Pz.Kpfw.V хотели создать зенитную самоходную установку, на это также не хватило времени.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 3553
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/pz-kpfw-v-pantera/

Оценка проекта и след в истории

Если составлять мнение о “Пантере” по отзывам танкистов, можно сделать следующий вывод. Очень удачный проект подвела реализация. В авральных условиях конструкторы создавали новый, современный танк, почти не имеющий преемственности с освоенными в производстве машинами. Да ещё и насыщенный передовыми по тем временам техническими решениями. В такой обстановке большое количество “детских болезней” – ожидаемый результат.

Дополнительные проблемы создал ставший к 1943 году ощутимым недостаток сырья, а всеобщая мобилизация, лишая предприятия квалифицированных рабочих, вынудила использовать труд военнопленных и рабочих из оккупированных стран.

По сей день мнения о ценности “Пантеры” расходятся. Согласно одной гипотезе, немцам стоило выпускать больше “Пантер”, отказываясь от производства разорительного для экономики “Королевского Тигра”. По другой версии – от самих “Пантер” следовало отказаться в пользу отработанных и неприхотливых Pz. IV.

При всём новаторстве конструкции «Пантеры» на послевоенное танкостроение влияния она почти не оказала. Некоторое сходство с ней имел французский танк AMX-50, но в серию он не пошёл.

Недолгой была и послевоенная карьера сохранившихся «Пантер».

До пятидесятых годов они стояли на вооружении в Румынии. Во Франции «Пантеры» использовали до 1947 года, пока не было восстановлено собственное производство танков. После этого оставшиеся «Пантеры» остались только на полигонах и в музеях. Гораздо большее распространение, чем в жизни, танк получил в компьютерных играх на тему танковых сражений. В первую очередь это, конечно, WarThunder и WorldofTanks.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1624
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/pantera/

Корпус и башня


»Пантера» имела верхнюю лобовую деталь толщиной 80 мм под углом 57° , нижнюю лобовую деталь толщиной 60 мм под углом 53°. Сверху бортовые листы корпуса имели толщину 40 мм под углом 42°, на поздних модификациях толщину увеличили до 50 мм, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм находился под углом 30°. На днище корпуса находились технологические люки для обслуживания элементов ходовой и трансмиссии.

Башня приводилась в движение гидроприводом и аварийным ручным приводом. Толщина маски орудия составляла 100 мм, толщина боков и задней части башни 45 мм под углом 25°. Крыша имела всего 17 мм, но уже на Ausf. G её довели до 30 мм.

Блок: 8/16 | Кол-во символов: 702
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Выводы

Если бы “Пантера” была создана в мирное время – у неё были бы все шансы стать основой танковых сил Германии на многие годы вперёд. Появись этот танк чуть раньше, когда немецкая промышленность ещё могла обеспечивать качество продукции – и в его боевой ценности никто бы не усомнился.

Возможно, ей удалось бы стать предком нового семейства бронетехники. Но случилось так, как случилось. «Пантера» не смогла переломить ход ни одной из битв Второй Мировой.

После войны немногочисленные эксплуатанты избавлялись от этих танков при первой возможности. В конечном итоге, “Пантера” осталась в истории, как сильный и опасный враг. Но надёжного и незаменимого союзника из неё не получилось.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 688
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/pantera/

Ausf. A


С осени 1943 года начался выпуск модификации Ausf. A., которая получила новую башню, такую же как на поздних модификациях Ausf. D2. В ней были убраны лючки для связи с пехоты и амбразуры для стрельбы из пистолетов. Командирская башенка была аналогична башенке Тигра. Был установлен прицел TZF-12А, а бугельная установка курсового пулемета в корпусе заменена на шаровую. Несколько Ausf. A в опытном порядке получили инфракрасные приборы ночного видения.

Блок: 12/16 | Кол-во символов: 463
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Ausf. G

В марте 1944 года стала производиться самая массовая модификация. Она имела более простой и технологичный корпус, без люка механика-водителя и с бортами толщиной 50 мм, правда с уменьшенным до 30° углом наклона. Позже была изменена маска орудия для того, чтобы рикошетящие снаряды не попадали в крышку корпуса, пробивая её. Боекомплект основного орудия увеличили до 82 снарядов.

Блок: 13/16 | Кол-во символов: 394
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Ausf. F


С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации Ausf. F, на которой толщину верхней лобовой детали довели до 120 мм, а бортов до 60 мм и установили новую башню Schmalturm 605. Разработанная фирмой Даймлер-Бенц башня имела чуть меньшие размеры по сравнению с прежней и увеличенное до 120 мм под углом 20° спереди, 60 мм под углом 25°, 150 мм в маске пушки бронирование. К концу войны не было произведено ни одного экземпляра этой модификации.

Блок: 14/16 | Кол-во символов: 474
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Другие машины

На базе «Пантеры» было создано несколько машин. Например, один из лучших истребителей танков Второй мировой войны, «Ягдпантера». Она имела орудие 8,8 cm Pak 43/3 L70 и с легкостью уничтожала любых противников.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179) это бронированная ремонтно-эвакуационная машина, имеющая лебедку, стрелу и платформу на корпусе вместо башни. Как и «Пантера», БРЭ заслужила высокие оценки.

Так же еще были проекты наблюдательных машин, самоходных артиллерийских установок и зенитных установок, но все они остались лишь на бумаге, либо были произведены в единичных экземплярах.

Под конец войны разрабатывалась Е-серия танков, которые должны были быть максимально унифицированы друг с другом. Е-50 должен был стать наследником «Пантеры».

Блок: 15/16 | Кол-во символов: 769
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Эпилог

Однако, не стоит считать «Пантеру» идеальной машиной, у неё были свои минусы.

Механические проблемы и некоторые недоработки в конструкции не были исправлены за все время производства.

Отличная броня защищала лишь спереди, а по бокам её очень не хватало. Огонь из главного орудия требовал остановки. Дальность действия была сильно ограничена, как и общий ресурс, а подвеска с шахматным расположением колес доставляла множество неудобств при низкой температуре.

Несмотря на это, «Пантера» была лучшим танком Германии, чей вклад был заметен на протяжении всей войны. Даже потом он стоял на вооружении Чехословакии, Венгрии и Франции.

«Пантера» была очень грозным танком, в меру быстрым, в меру защищенным, отлично вооруженным, ей даже была присуща грация, как настоящей хищной кошке. Но, как и в случае с Тигром, поспешное производство, проблемы с ресурсами и не всегда правильное применение не позволили показать себя в полную силу. Хорошая подвижность не спасала от расхода топлива и постоянных поломок, прочная лобовая броня не спасала от выстрелов с других сторон, а мощное и точное орудие не могло справиться с несколькими врагами одновременно.

Легко выигрываемые дуэли против советских и американских танков почти не влияли на общую картину, в которой сражались армии, а не отдельные люди или машины. Да и не все принятые конструкторские решения оказались правильными. «Пантера» оказалась слишком высокой, тяжелой, сложной и не надежной для массовой машины, какой должна была стать.

«Пантера» весьма противоречива из-за своих достоинств и преимуществ. Немецкие инженеры планировали установить новое, более мощное орудие, усилить броню, выпустить «Пантеру-2» и Е-50 позже, но всего этого не случилось. Поэтому остается сказать, что танк получился сильным и опасным противником, одним из самых удачных у немцев, но традиционные минусы немецкого танскостроения никуда не исчезли, сделав «Пантеру» лишь хорошей машиной, но не более.

Блок: 16/16 | Кол-во символов: 1964
Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 21595
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/pz-kpfw-v-pantera/: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 9060 (42%)
  2. https://tanksdb.ru/panther/: использовано 11 блоков из 16, кол-во символов 9373 (43%)
  3. https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/pantera/: использовано 3 блоков из 10, кол-во символов 3162 (15%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий