19,Битва на Марне, самое масштабное сражением на западном фронте

У этого термина существуют и другие значения, см. Битва на Марне.


Марнское сражение — крупное сражение между немецкими и англо-французскими войсками, состоявшееся 5—12 сентября 1914 г. на реке Марна в ходе Первой мировой войны, закончившееся поражением немецкой армии. В результате битвы был сорван стратегический план наступления немецкой армии, ориентированный на быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 431
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5_(1914)

Предыстория

Одержав победу в Пограничном сражении (7—25 августа), германские армии, сметая оборону противника у Ле-Като, Неля и Пруйяра, Сен-Кантена и Гиза, стремительно шли вперёд, намереваясь обойти Париж с запада и взять французскую армию в огромный «котёл».

Но для завершения операции по обходу Парижа и окружению французской армии у немцев просто не хватило сил. Германские войска, пройдя с боями сотни километров, были сильно измотаны, их коммуникации растянулись и им было нечем прикрывать фланги и возникающие бреши. Резервов у немцев не было, поэтому немецкому командованию приходилось маневрировать одними и теми же частями, гоняя их туда-сюда. Поэтому германская Верховная Ставка согласилась с предложением командующего 1-й армии, совершавшей обходной манёвр, фон Клюка, сократить фронт наступления и не совершать глубокий охват французской армии в обход Парижа, а повернуть на восток севернее французской столицы и ударить в тыл основным силам французской армии.

Но поворачивая на восток севернее Парижа, немцы подставляли свои правый фланг и тыл под удар французской группировки (6-я армия с приданными частями) под командованием генерала Галлиени, сосредоточенной для обороны Парижа.

При этом немцам было нечем прикрыть свой правый фланг и тыл: 2 корпуса и конная дивизия, изначально предназначавшиеся для усиления наступающей группировки, были отправлены в Восточную Пруссию, на помощь терпящей поражение 8-й германской армии. Тем не менее, германское командование пошло на роковой для себя манёвр: повернуло войска на восток, не доходя до Парижа, надеясь на пассивность противника. Но французское командование не преминуло воспользоваться предоставившейся возможностью и решило ударить в неприкрытые фланг и тыл 1-й германской армии фон Клюка.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1761
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5_(1914)

Быстрое наступление германской армии на Париж


В период от 25 августа до 5 сентября 1914 года германская армия торжествовала победу. Солдатам казалось, что труднейшая битва на Западном фронте была переломной.

Францию не считали серьезной помехой. Немцы рассчитывали быстро захватить Париж без единой пули, как это случилось с Бельгией. Французы не успели создать серьезные оборонительные сооружения, поэтому немцы быстро оказались у стен Парижа.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 460
Источник: https://gwar.mil.ru/events/302/

Ход боевых действий

Во французских и английских войсках была полная разобщенность. Отступление казалось единственным спасением. Мародерство захватило солдат, местные жители были напуганы и бежали. На пути войск было много селений. Местные жители на обозах спешно покидали дома, толпы беженцев смешивались с обозами и солдатами. Зрелище печальное и страшное. Что говорить, если даже французские и английские генералы были пессимистично настроены и готовились к отступлению. Сам Френч 30 августа передавал в Лондон сообщение о своем неверии в способности Жоффра проводить успешные боевые действия и пытался самостоятельно отступать, обходя Париж с восточной стороны.

Противнику тоже пришлось нелегко. В дневнике одного из германских офицеров: «Наши люди дошли до крайности. Солдаты валятся от усталости, их лица покрыты слоем пыли, мундиры превратились в лохмотья… Солдаты шли с закрытыми глазами и пели, чтобы не заснуть на ходу. И только уверенность в предстоящем триумфальном марше в Париже поддерживала в них силу».

Памятник марнским такси

Памятник марнским такси, спасшим Париж во время Первой мировой, установлен в бывшем предместье Леваллуа.

Интересные факты

Начало сентября 1914 года. Немцы совсем рядом с Парижем с юго-востока преследовали отступавших в спешке через реку Марна англичан.

Туда же, к Марне, с севера гонимые другой немецкой армией, двинулись французы.

Командующий парижской обороной Галлиени получил разведданные, что армия фон Клюка продвигается, оставив фланг и тыл незащищённым. Это была прекрасная возможность получить преимущество, в чем он всеми силами постарался убедить французского главнокомандующего Жоффра. А тот с большим трудом убедил поддержать контрудар английского главнокомандующего Френча.

К 5 сентября фронт состоял из неровного участка в 610 км между Парижем и Бельфором. Сражение на Марне происходило на участке длиной 210 км в месте Верден-Бельфор. Пространство было ограничено реками Сеной и Маасом. Рельеф очень разноуровневый, от Аргонских гор до равнин реки Марна. Множественные селения с постройками способствовали упорству боев. Сражались 6 союзных армий из 550000 бойцов. Германские войска составляли около 470000 бойцов.

5 сентября 5 и 6 французские армии нанесли удар по правому флангу германцев, а 3 армия ударила по тылу. 4 и 9 армии держали центр. Силы сторон были почти равны, но в ударе по правому флангу немецкой армии французы превосходили их вдвое по живой силе.

6 сентября сражение вошло в кульминацию. На реке Урк сошлись 6 французская и 1 немецкая армии.

5 французская армия и англичане ударили между 1 и 2 германскими возле Монмирая. Самые жестокие бои прошли в районе Сен-Гондских болот между 2, 3 германскими армиями и 9 французской.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3115
Источник: https://gwar.mil.ru/events/302/

Литература

  • {{Книга:Галактионов М.: Париж, 1914}}
  • Джон Киган. Первая мировая война. — М.: АСТ, 2004. — 576 с. — 4000 экз. — ISBN 5-170-12437-6.
  • Барбара Такман. Первый блицкриг. Август 1914 = The Guns of August. — М.: АСТ, 1999. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7921-0245-7.
  • Asprey, R. B. The First Battle of the Marne. — London : Weidenfeld & Nicolson, 1962.
  • Blond, Georges. The Marne. — translation by H.E. Hart, of La Marne. — New York : Pyramid Books, 1967.
  • Boucard, Pauline. Dictionnaire historique de Paris. — La Pochothèque, 2013. — ISBN 978-2-253-13140-3.
  • Battle-Fields of the Marne 1914. — Clermont-Ferrand : Michelin & Cie, 1925.
  • Brooks, Richard. Atlas of World Military History. — London : HarperCollins, 2000. — ISBN 0-7607-2025-8.
  • Cassar, G. Kitchener’s War: British Strategy from 1914–1916. — Washington DC : Brassey’s, 2004. — ISBN 1-57488-708-4.
  • Chickering, R. Imperial Germany and the Great War, 1914–1918. — Cambridge University Press, 2004. — ISBN 978-1-10703-768-7.
  • Doughty, R. A. Pyrrhic Victory: French Strategy and Operations in the Great War. — Cambridge, MA : Belknap Press, 2005. — ISBN 0-67401-880-X.
  • Dupuy, R. E. The Encyclopedia of Military History / R. E. Dupuy, T. N. Dupuy. — New York : Harper & Row, 1970. — ISBN 0-06-011139-9.
  • Dupuy, T. N. A Genius for War: The German Army and General Staff, 1807–1945. — Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall, 1977. — ISBN 0-13-351114-6.
  • Edmonds, J. E. Military Operations France and Belgium 1914: Mons, the Retreat to the Seine, the Marne and the Aisne August–October 1914. — 2nd. — London : Macmillan, 1926. — Vol. I.
  • Evans, M. M. Battles of World War I. — Devizes : Select Editions, 2004. — ISBN 1-84193-226-4.
  • Fierro, Alfred. Histoire et Dictionnaire de Paris. — Robert Laffont, 1996. — ISBN 2-221-07862-4.
  • Foley, R. T. German Strategy and the Path to Verdun : Erich Von Falkenhayn and the Development of Attrition, 1870–1916. — Cambridge : CUP, 2005. — ISBN 978-0-521-04436-3.
  • Herwig, H. The Marne, 1914: The Opening of World War I and the Battle that Changed the World. — New York : Random House, 2009. — ISBN 978-1-4000-6671-1.
  • Isselin, H. The Battle of the Marne. — Elek Books 1965, translation of La Bataille de la Marne. — Paris : Editions B. Arthaud, 1964.
  • Mead, P. The Eye in the Air. — London : HMSO, 1983. — ISBN 0-11-771224-8.
  • Perris, G. H. The Battle of the Marne. — London : Methuen, 1920.
  • Porch, D. The March to the Marne: The French Army, 1870–1914. — 2003. — Cambridge : CUP, 1981. — ISBN 0-52154-592-7.
  • Senior, I. Home before the leaves fall: A New History of the German Invasion of 1914. — Oxford : Osprey, 2012. — ISBN 1-84908-843-8.
  • Schüddekopf, O. E. Der Erste Weltkrieg. — Gütersloh : Bertelsmann Lexikon-Verlag, 1977. — ISBN 3-57005-021-1.
  • Skinner, H. T. Principal Events 1914–1918 / H. T. Skinner, H. Fitz M. Stacke. — London : HMSO, 1922.
  • Spears, E. Liaison 1914. — 2nd 1968, Cassell 1999. — London : Eyre & Spottiswoode, 1930. — ISBN 0-304-35228-4.
  • Strachan, H. To Arms. — Oxford : OUP, 2001. — Vol. 1. — ISBN 978-0-19-926191-8.
  • Sumner, I. The First Battle of the Marne 1914: The French ‘miracle’ Halts the Germans. — Oxford : Osprey, 2010. — ISBN 978-1-84603-502-9.
  • Tuchman, B. The Guns of August. — London : Constable, 1962. — ISBN 0-333-69880-0.
  • Tyng, S. The Campaign of the Marne 1914. — Westholme Publishing 2007. — New York : Longmans, Green, 1935. — ISBN 1-59416-042-2.
  • Balderston, J. L. The Genius of the Marne: A Play in Three Scenes. — New York : N. L. Brown, 1919.
  • Carré, Henri. La véritable histoire des taxis de la Marne. — Paris : Librairie Chapelot, 1921.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3584
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5_(1914)

Памятник марнским такси

Памятник марнским такси, спасшим Париж во время Первой мировой, установлен в бывшем предместье Леваллуа (там размещалось большинство парижских таксомоторных компаний). Марнским такси посвящены памятные доски, установленные по пути следования колонны, одна такая машина экспонируется в Доме инвалидов. Уже в нашем веке в муниципалитете Леваллуа на площади имени 11 ноября 1918 года (дата капитуляции Германии в Первой мировой) был установлен мраморный памятник автомобилю Renault AG-1 – именно эти машины работали тогда парижскими такси. Автор памятника итальянский скульптор Маурицио Тоффолетти.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 623
Источник: https://gwar.mil.ru/events/302/

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 9974
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5_(1914): использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1761 (18%)
  2. https://gwar.mil.ru/events/302/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4198 (42%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5_(1914): использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 4015 (40%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий