Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2017; проверки требуют 20 правок.
На пьедестале — танк Т-34 выпуска 1942 года
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» — единственный в миревоенно-исторический музей, посвящённый целиком конкретному образцу вооружения и военной техники, легендарной боевой машине XX века — среднему танку Т-34.
Основатель музея — Л. Н. Васильева (Кучеренко), дочь советского инженера-конструктора, танкостроителя Н. А. Кучеренко. Дата открытия музея — 6 декабря 2001 года. В 1941 году в этот день на Лобненском рубеже началось контрнаступление советских войск в битве под Москвой.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A2-34_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9)
Содержание
- 1 Танковое противостояние
- 2 История создания
- 3 Особенности танка А-32
- 4 Экспозиция
- 5 Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34
- 6 Сотрудники музейно-мемориального комплекса
- 7 Начало производства Т-34
- 8 Т-34 в Великой Отечественной войне
- 9 Издания, выпущенные музеем
- 10 Итог
- 11 Битва на Курской дуге
- 12 Особенности конструкции Т-34
- 13 Немецкие танки «Тигр» и «Фердинанд»
Танковое противостояние
К середине 30-годов стало ясно, что развитие бронетанковой техники посредством бесконечных модификаций танков Т-26 и БТ-2, построенных на базе английского Виккерса и американского Кристи – путь неверный. Бесперспективными оказались и варианты создания многобашенных монстров с броней как у легких танков. Например, Т-35, выпущенных в количестве 61единицы, 59 из которых даже участвовали в первых боях в июне 1941 года, но, к сожалению, были либо уничтожены, либо брошены экипажами.
У руководителей, инженеров и конструкторов оборонных предприятий, также, как и у командования РККА сомнений в необходимости создание принципиально новых моделей бронетехники не было. Разногласия были в другом.
Существовало две точки зрения (и в их основе лежали не только технические нюансы) на стратегическое направление отечественного танкостроения. Какому типу танков надо отдать предпочтение – колесно-гусеничному или гусеничному.
Если в вопросах повышения огневой мощи, усиления броневой защиты, совершенствования двигателя и прочих важных «мелочей» споры возникали в рабочем порядке, то главная точка преткновения носила принципиальный, системный характер.
Заводские специалисты и военные заказчики так или иначе разделились на две группы. Не миновало это и сотрудников Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) – родины будущего «танка победы».
И здесь возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые найти пока не удалось. Дело в том, главным апологетом идей развития колесно-гусеничных и плавающих танков, массового их выпуска и использования в составе механизированных корпусов выступал М.И. Тухачевский. Люди, поддерживающие эту концепцию развития бронетанковых войск рисковали попасть в жернова «кадровой чистки» в РККА. Тем не менее, сторонники колесно-гусеничного направления в 1937-38 гг. оказались в большинстве.
Условно говоря, лидером «гусеничников» был главный конструктор одного из КБ (190) Харьковского завода М.И. Кошкин. Получив задание от Автобронетанкового управления, главного заказчика боевой техники, на разработку очередной модификации колесно-гусеничного БТ-7, он не переставал всячески доказывать необходимость создания принципиально новой боевой машины.
Историки до сих пор удивляются тому, что «саботаж» Кошкина остался без наказания. Более того, когда в ноябре 1937 года многие руководители завода были арестованы, Кошкин не пострадал, а наоборот возглавил созданное на заводе новое КБ.
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/istoriya-t-34/
Это интересно: 62,Испания после Первой мировой войны (1918 – 1920-е годы)
История создания
По сведениям на официальном сайте музея, в 1976 году писательница и поэтесса Л. Н. Васильева (Кучеренко), дочь советского инженера-конструктора, танкостроителя Н. А. Кучеренко, принимавшего участие в конструировании танка Т-34, пообещала отцу перед его смертью написать книгу о создании этой боевой машины. Спустя 7 лет, в 1983 году, в результате долгих поисков и многочисленных встреч с ветеранами-танкостроителями и танкистами, был опубликован её роман-воспоминание «Книга об отце». Роман вызвал большой резонанс среди людей, так или иначе причастных к танку Т-34: Лариса Николаевна получила большое количество откликов и писем с воспоминаниями, фотографиями и документами.
Увидев собранные материалы, писатель, директор Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» С. С. Гейченко посоветовал Ларисе Николаевне организовать музей.
2 мая 1985 года первых посетителей принял неформальный музей, созданный Л. Н. Васильевой на 26 квадратных метрах своей дачи. Вскоре музей обрёл известность, в том числе и за пределами СССР. Лариса Николаевна стала получать всё больше новых писем, а коллекция любительского музея существенно пополнилась.
На одной из встреч с Е. С. Катуковой, вдовой дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск М. Е. Катукова, возникла идея организовать официальный музей истории танка Т-34. В 2000 году Л. Н. Васильева обратилась к мэру Москвы Ю. М. Лужкову и губернатору Московской области Б. В. Громову с просьбой о создании такого музея. При их поддержке музей был вскоре построен и открыт 6 декабря 2001 года. В этот день, 60 лет назад, в 1941 году на Лобненском рубеже началось контрнаступление советских войск в битве под Москвой. Л. Н. Васильева стала президентом музея, созданного в качестве муниципального учреждения культуры города Лобни.
Свой вклад в первоначальную экспозицию музея внесли также государственные и муниципальные органы, предприятия и общественные организации города Москвы, Лобня, Долгопрудный, Мытищи, Нижнего Тагила, Харькова, а также Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации.
В течение нескольких лет музей приобрёл известность и стал местом проведения различных официальных военно-исторических и мемориальных мероприятий Правительства Москвы и Правительства Московской области. Музей посещали дипломаты, иностранные делегации, а также студенты и школьники из различных регионов России и стран СНГ.
В 2005 году изменился состав учредителей и статус музея. Помимо администрации города Лобни, его соучредителями стали Департамент культуры города Москвы (от имени Правительства Москвы), Министерство культуры Московской области (от имени Правительства Московской области) и Региональная культурно-просветительская общественная организация «Атлантида-XXI век». В 2011 году музей стал Государственным бюджетным учреждением культуры столицы с единственным учредителем — городом Москвой в лице его Департамента культуры.
В 2014—2015 годах музей планировалось реконструировать. По замыслу авторов проекта, он должен превратиться в музейно-мемориальный комплекс с современным оборудованием, в новом здании, с автомобильной стоянкой и транспортной развязкой для заезда и выезда автотранспорта на Стародмитровское шоссе. Победителем конкурса на архитектурный проект нового здания стало ГУП «Моспроект-2». Завершение работ предполагалось в 2015 году.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A2-34_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9)
Особенности танка А-32
Танк А — 32 имел следующие характеристики:
- очень высокая скорость,
- корпус машины из прокатных листов стали,
- рациональные углы наклона брони,
- 45 мм пушка,
- пулемет ДТ.
В 1939 А — 32 был снова модифицирован. Была усилена броня за счет добавления различных грузов на броню танка, от этого масса машины увеличилась до 24 тонн. Было установлено новое танковое Л-10 орудие, разработанное на кировском заводе. В декабре 1939 года комитетом обороны было принято решение построить несколько испытательных моделей с усиленной броней в 45 мм и с танковым орудием 76 мм.
Именно эта модель и станет знаменитой Т -34, в процессе создания конструкции данной машины особое внимание уделялось упрощению конструкции. В этом очень помогли специалисты Сталинградского тракторного заводы и специалисты технологического бюро. Именно благодаря им и была окончательно разработана модель танка Т-34 для массового производства. Начало производства первых экспериментальных моделей произошло в Харькове зимой 1940 года. 5 марта того же года первые две модели покинули пределы завода и были отправлены на первый свой марш бросок Харьков Москва под чутким контролем М.И. Кошкина.
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/istoriya-tanka-t-34/
Экспозиция
В музее собраны материалы о деятельности конструкторских групп и отдельных личностей, которые раскрывают историю создания советского среднего танка Т-34. Представлены документы и личные вещи конструкторов, создавших эту боевую машину и долгие годы остававшихся засекреченными (Михаил Кошкин, Александр Морозов, Николай Кучеренко, Евгений Патон и другие), героев-танкистов, воевавших на «тридцатьчётверке», а также представлены истории их подвигов в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. Впервые освещена тема стратегической роли Т-34 в Московской битве, собраны многочисленные высказывания об этой боевой машине и её роли в Великой Отечественной войне. Кроме того, на музейных стендах приведены сравнительные характеристики средних танков разных стран того времени, подробно рассмотрено развитие танка Т-34 и его модификаций, а также «география» Т-34, воевавшего в разных странах мира. Мультимедийная экспозиция посвящена рекордам Т-34.
Экспозиция музейного комплекса размещена в здании и на открытой площадке. Экспозиция первого этажа посвящена истории создания и развития танка Т-34. На втором этаже — тематическая экспозиция о боевом применении «тридцатьчетвёрок» в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах XX века: диорама, изобразительные полотна и художественные макеты с изображением танковых сражений, макеты танков, находки поисковиков и краеведов — фрагменты танка Т-34, документы и личные вещи танкистов.
На открытой площадке установлены восемь танков — «внуков» и «правнуков» Т-34, а также самоходная артиллерийская установка СУ-100, созданная на базе «тридцатьчетвёрки». Специальный «танк для любознательных» оборудован лестничным трапом для удобного подъёма детей. Макет колёсного танка Н. Лебеденко позволяет воочию представить масштаб «царь-танка».
На территории музея располагается мемориальная площадка, где установлен памятный знак-крест за авторством Петра Герасимова и звонница, сооружённая из конструкций, символизирующих отдельные элементы танка и его вооружения. Кроме того, в Подмосковье Дмитровское направление — исконно «танковое». В этих краях жил и работал один из первых русских изобретателей танка В. Д. Менделеев (сын Д. И. Менделеева). На лесной поляне под Дмитровом испытывался в 1917 году первый русский тяжёлый танк Н. Н. Лебеденко. В дачных посёлках этих мест после Великой Отечественной войны жили знаменитые танкисты и танкостроители: М. Е. Катуков, П. А. Ротмистров, В. М. Баданов, А. А. Бурдейный, Н. А. Кучеренко, А. М. Парчинский, П. С. Антонов, С. А. Иванов и др.
Всего, по состоянию на 1 января 2019 года, музей располагает 2013 единицами хранения, из них 902 предметов основного фонда. Наиболее ценные (уникальные) коллекции: диорама, изобразительные полотна и художественные макеты с изображением танковых сражений, образцы различных танков и макеты танков, а также находки поисковиков и краеведов — фрагменты танка Т-34. Экспозиционно-выставочная площадь музея — 166,5 м2, парковая — 1,4 га.
-
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», 2008
-
Фрагмент внутренней экспозиция музея
-
Фрагмент экспозиции на открытой площадке
-
Памятный знак-крест
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A2-34_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9)
Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34
Однако без непосредственного контроля верховного главнокомандующего еще в октябре 1937 года на территории Харьковского паровозостроительного завода глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель, толстые листы брони толщиной 4-7 см располагались под крутым углом (60⁰), чтобы снаряды противника в случае лобовой атаки рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.
Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34
2 опытных образца нового танка в марте 1940 года совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами, целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины. Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И. Кошкин вызвался сам вести один из танков.
Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся танков. Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем успешно выиграли оба танковых сражения, развернувших в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.
Легкий танк БТ-5
Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие танки были сожжены прямо на платформах. Те что остались не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой: танкисты еще не обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все из них были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.
Источник: https://densegodnya.ru/armia/article_post/tank-t-34-luchshiy-sovetskiy-tank-istoriya-sozdaniya-kharakteristiki
Это интересно: 67,Итоги и уроки второй мировой войны
Сотрудники музейно-мемориального комплекса
Директор музея — Г. И. Панькин.
Всего, по состоянию на 01-01-2019, в музее работали 28 сотрудников, из них 3 — научные работники.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A2-34_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9)
Начало производства Т-34
17 марта танки были показаны всему руководству Кремля, после чего началось полигонное испытание машин. Танки подвергли полному испытанию брони, обстреляв танки прямой наводкой бронебойными и фугасными снарядами. Летом оба танка были отправлены на полигон по проходимости противотанковых заграждений. После этого машины отправились на свой родной завод в Харьков . 31 марта был одобрено решение ЦК ВКП на серийное производство танка. До конца года планировалось построить около 200 Т-34.
Уже к лету их количество увеличили до пятисот. Производство постоянно тормозилось в связи с плохими рекомендациями и данными специалистов с испытательного полигона, который был добавлен в отчет по испытанием ГАБТУ. В итоге к осени было выпущено только три машины, но после проведенных доработок по замечаниям к новому году успели выпустить еще 113 машин.
После смерти Кошкина начальство ХПЗ А.А.Морозов не только сумел исправить возникшие серьезные проблемы с танком, но и сумел улучшить огневую мощь танка, установив значительно мощную пушку Ф -34 чем Л-11. После этого производство танка существенно увеличилось, за первые шесть месяцев 1941 года было построено 1100 машин. Осенью 1941 ХПЗ был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области.
Уже в декабре на новом месте были выпущены первые танки Т-34. В связи с военной обстановкой не хватало резины, цветных металлов, чтобы не останавливать производства танков, конструкторы переработали все детали конструкции и существенно смогли сократить количество деталей. В скором времени началась разработка новой машины Т-43.
Танк 34 был большим достижением танкостроения. Конструкция танка была очень надежна, имела очень мощное вооружение надежное бронирование корпуса и башни танка. Самое главное машина была очень динамична.
Видео история создания Т-34
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/istoriya-tanka-t-34/
Т-34 в Великой Отечественной войне
Однако, оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой и тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни один имеющийся в арсенале фашистов танков не может противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.
Потери СССР боевых машин сначала войны огромны. Так за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых, это именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции нового танка. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний, что было важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети.
Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения, они не просто не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны, планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара, танков по-прежнему не хватало и шанс был упущен.
1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство танка Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз и, что важно, без угрозы качеству. Полевые испытания показали, сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.
В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов, теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов танкам отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км до города танки Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.
Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили броню, которую не могли пробить орудия Т-34, а дальность стрельбы составляет порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имеет пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.
Источник: https://densegodnya.ru/armia/article_post/tank-t-34-luchshiy-sovetskiy-tank-istoriya-sozdaniya-kharakteristiki
Издания, выпущенные музеем
- Электронный документально-исторический сборник музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34». Выпуски 1 — 9, 2012 — 2018.
- Васильев Г. О., Станков В. В. «Тридцатьчетвёрка» на пьедесталах Москвы и Московии: Исторический экскурс. — М.: Бослен, 2015. — 96 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91187-241-0.
- Желтов И. Г., Макаров А. Ю. А-34. Рождение «тридцатьчетверки». — М.: Тактикал Пресс, 2014. — 286 с. — ISBN 978-5-906074-19-5.
- Васильева Л. Н., Желтов И. Г. В прицеле — Прохоровка. — М. : Константа, 2013. — Т. 1. — 448 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9786-0272-2.
- Васильева Л. Н., Желтов И. Г. В прицеле — Прохоровка. — М. : Константа, 2013. — Т. 2. — 652 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9786-0273-9.
- «Танки Второй мировой войны» (научно-популярный фильм (2 серии), авторы сценария А. Кулясов, И. Желтов) — студия «Крылья России» (правообладатель и производитель) — 2013
- Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Буклет-путеводитель на русском и английском языках — 2012
- Последний рубеж. Полшага до Москвы (Хронология событий в документах) — 2011
- Александр Морозов: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания — 2009
- Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания — 2008
- Документально-исторический сборник музейного комплекса «История танка Т-34» — 2008
-
«Внуки» и «правнуки» среднего танка Т-34 на музейной площадке
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A2-34_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9)
Итог
Т-34 – лучший танк Второй мировой войны. Промышленность СССР, по разным данным, выпустила от 58.000 до 61.000 единиц боевой машины. Она была на вооружении в армиях 46 стран мира. Фронтовики-танкисты недостатков танка не скрывали. И сейчас в воспоминаниях можно найти разные оценки. Но никто не отрицает, что для устранения недостатков делалось все возможное.Самыми известными, системными недостатками были:
- недостаточная вязкость брони. Она крошилась, превращаясь в осколки;
- двигатель В-2 и его модификации заслуживали похвалы, но были очень шумными;
- много претензий было к башенному люку (один человек его, порой, и открыть не мог);
- общее мнение танкистов – ненадежная, тяжелая в использовании трансмиссия.
Для некоторых историков и политиков из стран, подзабывших роль СССР и Красной Армии во Второй мировой войне, для отдельных доморощенных ревизионистов истории тех лет – не оригинальная, но доступная для понимания, историческая справка – не немецкий «Тигр» оказался у ворот Спасской башни в мае 1945 г., а советский Т-34 стоял у Бранденбургских ворот.
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/istoriya-t-34/
Битва на Курской дуге
Самым масштабным танковым сражением за всю историю является Курская битва. В сражении участвовали порядка 8 000 танков, территория битвы составляла 150х200 км, большую часть которой ранее занимали плодородные поля. Окружение и захват порядка полумиллиона советских солдат в районе города Курск было последним шансом немецкого командования, чтобы переломить ход войны. Обширная операция готовилась 3 месяца, под Курск стекались крупные силы фашистской армии: 780 тыс. человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.
Однако Советская армия не могла не заметить таких перегруппировок и тоже стягивала силы, причем куда большие. Со стороны Советского союза было собрано около 2 млн человек, 25 000 орудий и больше 5 000 танков. Вдоль Курской дуги рылись окопы, было выкопано более 400 км противотанковых траншей, подготовлены минные поля.
5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям, причем сделано это было ровно за час до начала запланированной крупномасштабной операции Германии по наступлению. Только через час от запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые силы пошли вперед. Основным советским танком в этой битве был Т-34, со стороны немцев в бой вступили «Тигры» и «Пантеры», а также самоходные артустановки «Фердинанд».
Источник: https://densegodnya.ru/armia/article_post/tank-t-34-luchshiy-sovetskiy-tank-istoriya-sozdaniya-kharakteristiki
Особенности конструкции Т-34
Разработанный с «нуля» без заимствования идей с танков других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован, его конструкция от начала создания в 1940 году претерпела разные изменения. Так, менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, танки на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки. В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:
-
стержневой шрапнелью;
-
пулевой шрапнелью;
-
бронебойно-трассирующие;
-
фугасные;
-
осколочно-фугасные дальнобойные;
-
бронепрожигающие;
-
с картечью.
Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях танкового боя. Важным достижением стала установка в 1943 г. качественных переговорных устройств и радиосвязи в танках.
Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже в модификации Т-34-85 членов экипажа стало 5, появилось место для заряжающего.
Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной войны, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.
05.03.2019 10:15
Источник: https://densegodnya.ru/armia/article_post/tank-t-34-luchshiy-sovetskiy-tank-istoriya-sozdaniya-kharakteristiki
Немецкие танки «Тигр» и «Фердинанд»
Новые танки имели ряд преимуществ, так «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим. Вопреки ожиданиям немцев, однако, прорыв не удался, наступление встретило отчаянное сопротивление. К концу дня в южной части фронта 4-я танковая дивизия немцев продвинулась лишь на 15 км, 9-я дивизия на севере – только на 10 км, неся при этом большие потери. За два дня поле битвы было усеяно десятками тысяч погибших, сотни сожженных, догорающих танков.
Уничтоженные самоходные артиллерийские установки «Фердинанд» на Курской дуге
С 13 июля, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление и, фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года. Стоит отметить, победа в битве на Курской дуге Советским Союзом была скорее не следствием успеха в боях, а наличием значительно больших резервных сил. Если сравнить потери с обеих сторон, легко заметить, что немецкие войсковые части пострадали меньше советских. Так, потери со стороны СССР составляли:
-
убитые, взятые в плен, пропавшие без вести – более 250 тыс. человек;
-
раненные – более 600 тыс. солдат и офицеров;
-
потери танков и САУ – 6 064 шт.
Со стороны Германии эти цифры выглядят так:
-
убитые, пропавшие без вести – более 100 тыс. человек (по данным Германии, по данным, СССР более – 500 тыс. общих потерь),
-
ранены – 433 933 солдат и офицеров,
-
потери танков и – САУ 2 900 шт.
Преимущество новых танков фашистской Германии после Курской битвы стало очевидным. Танкисты говорили, что с «Тиграми» и «Пантерами» в бронированных Т-34, они чувствуют себя будто голые. Факты это подтверждают, если эффективная дальность стрельбы по танку Т-34 для «Тигра» составляла 2 км, для «Пантеры» — 1,5 км, то Т-34 наносила урон новым боевым машинам с расстояния не больше чем 300-500 м. Единственным преимуществом в бою легендарного танка оставалась маневренность и скорость.
Задачей советских конструкторов стала усилить броню и бронебойную силу Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств. В условиях войны, к тому же важно было, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов.
Новый танк приобрел башню, внутри которой размещалась пушка с 85 мм калибром, вместо 76 мм, башня имела усиленную броневую защиту, количество бойцов в экипаже увеличилось с 4 до 5. Броня Т-34 по-прежнему уступала тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», однако главное достоинство танка по сравнению с тяжелыми танками Германии сохранилось — скорость.
Источник: https://densegodnya.ru/armia/article_post/tank-t-34-luchshiy-sovetskiy-tank-istoriya-sozdaniya-kharakteristiki
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/istoriya-tanka-t-34/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2994 (11%)
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/istoriya-t-34/: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 3517 (13%)
- https://densegodnya.ru/armia/article_post/tank-t-34-luchshiy-sovetskiy-tank-istoriya-sozdaniya-kharakteristiki: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 12302 (45%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A2-34_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9): использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 8830 (32%)