68,Бенедикт Спиноза, биография


Бенедикт Спиноза (при рождении – Барух Спиноза, 1632-1677) – нидерландский мыслитель, философ-рационалист еврейского происхождения, являющийся представителем философии Нового Времени.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 183
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html

Краткая биография

Бенедикт (Барух) Спиноза — голландский философ-натуралист, рационалист, пантеист, одна из ключевых фигур философии Нового времени — являлся уроженцем Амстердама, где появился на свет 24 ноября 1632 г. Отец его был преуспевающим торговцем, имеющим свою фирму. Юным Спинозой была окончена начальная религиозная школа» «Эц-Хаим», однако вскоре наметилось расхождение его мировоззрения с религиозными постулатами.

Так, в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище. В 1652 г. сбылось горячее желание Спинозы: его наставником стал доктор филологии Франциск ван ден Энден. Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини, относившийся к последователям Джордано Бруно.

Когда в 1654 г. умер отец, Барух вместе с братом принял на себя управление семейной фирмой. В этот период биографии круг его знакомств значительно расширился, в том числе за счет людей, не принадлежавших к еврейской общине. Спиноза отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом, продает свою долю в бизнесе брату и намеревается посвятить себя философии. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. На какое-то время он переехал в Оверкерк, столичный пригород, но вскоре, вернувшись в Амстердам, становится учащимся частного колледжа. В это время состоялось его ознакомление с сочинениями Декарта.

В 1660 г. синагога Амстердама обращается к муниципальным властям с официальной просьбой предать Спинозу суду, т.к. он угрожает благочестию и морали. Философ уезжает из Амстердама и перебирается в деревню Рейнсбург, где зарабатывает шлифовкой линз. Здесь, неподалеку от Лейдена, им были написаны «Краткий трактат о Боге», «О человеке и его счастье», а также работы «Трактат о совершенствовании разума», первая часть «Этики», больше половины «Основ философии Декарта». Переехав в 1663 г., летом, в Ворбюрг, он в 1664 г. издает в Гааге сочинение, посвященное декартовской философии. Оно стало единственным прижизненным изданием, подписанным его собственным именем. Это произведение принесло ему известность, сделало в глазах просвещенной общественности крупным мыслителем.

В 1670 г. в Амстердаме вышел анонимный «Теолого-политический трактат». В нем Спиноза ратовал за независимость философии от религиозных мировоззрений, за свободу мышления и слова. Благодаря этой работе было положено начало изучению Библии как объекта научных исследований. В трактате Спиноза раскритиковал постулат о том, что Священное Писание имеет божественное происхождение. Поскольку возглавляли государство братья де Витт, которые относились к Спинозе лояльно, ему не угрожало ничего серьезного, но в 1674 г. ситуация изменилась после того, как один из братьев был убит. Происхождение трактата больше не оставалось тайной, Спинозу подвергли травле, его сочинения внесли в список запрещенных книг.

В мае 1670 г. состоялся переезд Спинозы в Гаагу, и в этом городе он провел остаток жизни. В 1673 г. пфальцский курфюрст пригласил его возглавить философскую кафедру Гейдельбергского университета, однако Спиноза ответил отказом, дорожа независимостью в высказывании суждений. В 1675 г. был завершен труд, которым считается главным в его творческом наследии — «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом сочинении изложены и систематизированы все основные положения философских взглядов Бенедикта Спинозы. Обстановка не позволила опубликовать работу, и она распространялась в ближайшем окружении философа в виде переписанной рукописи.

На протяжении 20 лет Спиноза страдал от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было лишь всего 44 года. 21 февраля 1677 г. философ умер; тело похоронили в общей могиле.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 3811
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/benedikt-spinoza

Ранние годы, детство

Барух Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632г. семье португальских евреев (евреев-сефардов), после изгнания поселившихся в Нидерландах, Амстердаме. Его отец, Михаэль Алварес был преуспевающим негоциантом и имел собственную фирму по торговле экзотическими фруктами и т.п. Мать, Ханну Дебору де Спиноза, Барух мало помнил – она умерла от туберкулёза, когда ему было всего шесть. В семье, помимо Баруха, было четыре ребенка – два от первого брака отца (Исаак и Ребекка), два – от брака с матерью будущего философа (Мириам и Габриэль).

Ребенком Спиноза учился у раввинов в начальной религиозной школе «Эц Хаим» (с иврита — «Древо Жизни»), где ему преподавали иврит, Тору (с комментариями Раши – средневекового еврейского толкователя Танаха из Северной Франции), Талмуд и другие тексты раввинов вместе с еврейским богословием и риторикой. Еще тогда он ознакомился с учениями Аверроэса (или Ибн Рушда – западно-арабского философа XIв.) и Аристотеля – в толковании еврейского философа и богослова Моше бен Маймона (Маймонида).

Позже Барух обучался латыни. К юношеским годам он уже свободно говорил на нескольких языках: португальском, испанском, нидерландском, также на литературном иврите и немного на французском и итальянском языках. В семье разговаривали, скорее всего, на ладино – еврейско-испанском диалекта, на котором говорили многие изгнанные из Пиренеев евреи.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1391
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html

Образование


В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра (Abraham Ibn Ezra), Маймонид (Maimonides), Герсонид (Personid), Хасдай Крескас (Hasdai Crescas), Авраам Коген Эррера (Abraham Cohen Herrera);
  • Арабские ученые Аль-Фараби (Al-Farabi), Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) (Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Аверроэс (Averroes) и др.

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма.

После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама.

Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз.

Он читает труды Томаса Гоббса (Thomas Hobbes), Рене Декарта (Rene Descartes), Пьера Гассенди (Pierre Gassendi), Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli), интересуется идеями Джордано Бруно (Giordano Bruno).

Спиноза даже немного преподает литературный еврейский язык иврит.

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1712
Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html

Молодость

К двадцати годам своей жизни Барух Спиноза успел изучить большое количество литературы: трудов еврейских философов (герсонида, Авраама ибн Эзры), раввинистических трактатов, а также книг неоплатоников и арабских философов, вроде Авиценны и аль-Фараби, а также многого другого. В 1654 году умер отец Спинозы Михаэль, и Барух с его братом разделили управление фирмой. В это время Спиноза начинает часто высказывать отличные от других членов еврейской общины и в целом неортодоксальные взгляды. Например, за два года до смерти отца он в открытом разговоре усомнился в божественности происхождения Талмуда, а также в таких догматических вопросах, как бессмертие души и загробная жизнь. Его вызвали на судилище, но закончилось все нейтрально.

В 1652г. по своему давнему и большому желанию Спиноза начинает учится у Франциска ван ден Эндена (амстердамского мыслителя, филолога). Он продолжает читать не одобряемую раввинами литературу, на него в это время влияют такие люди как итальянский католический священник Джулио Ванини – последователь Джордано Бруно (неизвестно, был ли знаком Барух с трудами самого Бруно).

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1119
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.

Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3015
Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза, приняв латинское имя, начинает преподавать в школе, у него впервые возникают романтические чувства к дочери учителя той же школы, Кларе. Однако любовь его была безответной, и вскоре девушка отвергает его ради человека более богатого и успешного.

В 1676 г. здоровье Спинозы пошатнулось, и, на протяжении года, состояние его будет лишь ухудшаться. 21 февраля 1677 г., вследствие болезни лёгких, приобретённой в процессе вредной работы в мастерской по шлифовке линз, сердце Спинозы остановилось. Похоронили его на церковном кладбище при Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его волеизъявлению, «Этика», наряду с другими его трудами, была издана посмертно в 1677 г. Труд всей его жизни, «Этика», состоял из пяти разделов: «О Боге», «Природа и истоки человеческой мысли», «Природа и начало эмоций», «Путы, сковывающие человека, или Сила эмоций» и «Сила понимания, или Свобода человека».

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 938
Источник: https://obrazovaka.ru/benedictus-spinoza.html

Изгнание из общины и дальнейшее обучение

Позже круг знакомств Спинозы сильно расширяется, и не за счет ортодоксальных евреев – он сближается с протестантами, совсем отходит от иудаизма, вследствие чего его, прокляв, в 1956г. исключают из общины по обвинению в ереси (в этом также участвовали и его учителя, занимавшиеся его воспитанием еще с «Эц Хаим»). Спиноза принимает имя Бенедикт («благословенный») и, продав долю предприятия брату, уезжает в Оверкерк (пригород Амстердама).

Однако скоро он возвратился и поступил в частный колледж к уже наставлявшего его в философии бывшему иезуиту ван ден Эндену. Здесь он изучает греческий, совершенствует иврит и знакомится с греческой и средневековой, а также более новой философией – Томаса Гоббса, Макиавелли и других, учится шлифовать оптические стекла и одновременно преподает иврит. Тогда же он знакомится с философскими трудами Рене Декарта, наиболее повлиявшего в дальнейшем на его философские взгляды. Вокруг Спинозы формируется круг его друзей и учеников, они испытывают его влияние, сам Бенедикт продолжает преподавать. В 1660г. синагога Амстердама официально просит власти заняться Спинозой и осудить его, являющегося «угрозой для благочестия и морали» города. В связи с этим Спиноза покидает Амстердам.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1258
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html

Помимо Маймонида, юноша знакомится с трудами Хасдая Крескаса и Авраама ибн Эзры, Авраама Когена Эрреры и Иегуды Абарбанеля, Аверроэса, Авиценны и аль-Фараби. Весь этот «самиздат» противоречил догмам католичества и иудаизма, но образованные люди читали для расширения кругозора и такую литературу. Не было и речи, чтобы проповедовать взгляды Хасдая Крескаса, который утверждал, что материя вечна, а творение было необходимо только для упорядочения этой материи. Следует напомнить, что по представлениям христиан и евреев Бог сотворил мир из пустоты.

Период безмятежной юности закончился в 1654 году, когда умер Михаэль Спиноза. Он завещал все деньги сыну Баруху. Эти монеты дали бы юноше независимость и возможность предаться наукам, но сводная сестра Ребекка подала иск, претендуя на часть наследства. Молодой Спиноза нанял лучших адвокатов и оспорил иск, после чего сообщил сестре, что она может забрать все себе, за исключением кровати с балдахином, которая нравилась ему самому. Со времен Сократа нищета лишь украшает философа, и Барух решил повторить жизненный путь великого мудреца. Любимую кровать пришлось разместить в жилище бывшего иезуита Афиниуса ван ден Энде.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1173
Источник: https://theperson.pro/benedikt-spinoza/

Философские взгляды


Цель теории Спинозы – поиск путей к обретению человеком счастья, радости и внутренней гармонии.

Чтобы стать счастливым, человеку нужно разобраться в самом себе и в своем месте в мире, изучить законы бытия как первопричины.

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых основывает все аксиомы и теоремы:

  • Субстанция – единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное с точки зрения временной и пространственной; это мир вокруг человека, представляющий собой единство природы, Бога, духа (Бог при этом не имеет личностного начала, воли, ума, Бог – часть существующей субстанции, такой же, как человек, зверь, растение и др.);
  • Атрибут субстанции – сущностный смысл и реализация субстанции (например, Бог), два из них наиболее важные и неразрывно взаимосвязанные – мышление и протяжение; но ни один атрибут не оказывает воздействия на другие;
  • Протяжение – это главный признак тела, комплекс его физических свойств;
  • Мышление – один из атрибутов субстанции, причина всего в природе, признак всего сущего в мире – и одушевленного, и неживого;

    идея – определенное выражение мышления;
  • Причинность – постоянная и не изменяющаяся взаимообусловленность причин и следствий, в результате чего не могут существовать такие понятия, как случайность или свобода воли человека (а устремления человеческие существуют, потому что они необходимы);
  • Любовь к Богу – активное желание человека жить в гармонии с взаимосвязями всех вещей, которое делает человека счастливым;
  • Помощь Бога извне – соответствие и гармония между реальным миром вещей и устремлениями человека, которому не нужна помощь знания;
  • Помощь Бога изнутри – использование знания для приведения в гармонию взаимоотношений человека и окружающего мироздания;
  • Несчастье – отсутствие внешних и внутренних видов помощи Бога;
  • Аффекты – состояния тела и идей, побуждающие человека действовать (существует 3 аффекта – удовольствие, неудовольствие и желание).

Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и в Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира.

В теориях Спинозы объединились теоретические положение представителей нескольких философских и научных школ:

  • Стоицизм мыслителей античного мира;
  • Рационалистические взгляды еврейских ученых периода средневековья;
  • Ренессансный гуманизм;
  • Основные положения естественнонаучных теорий и др.

Называя Спинозу философом барокко, имеют в виду его способность объединить признанные им рациональными идеи разных направлений в философии.

Идеи Спинозы популярны, у них много поклонников. Например, его взгляды разделяли такие великие умы, как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). В Амстердаме и Гааге установлены памятники великому философу Бенедикту Спинозе.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2847
Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html

Интересные факты

Голландский философ Спиноза был радикальным мыслителем, чей посмертно изданный труд «Этика» произвёл революцию философской мысли и сделал его величайшим рационалистом XVII столетия.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 198
Источник: https://obrazovaka.ru/benedictus-spinoza.html

Amor dei intellectualis


В усадьбе ван ден Энде располагалась частная школа, где Спиноза работал преподавателем, одновременно совершенствуя свои знания в древних языках и математике. Бывший иезуит, поэт и драматург Афиниус ван ден Энде знакомит Баруха с современной философией, в том числе с Декартом. Механистический принцип устройства космоса очень понравился Спинозе. Ему вообще нравилось все, что имело разумное объяснение. Читая Джордано Бруно, он проигнорировал оккультные рассуждения итальянского мыслителя, но принял идею о бесконечной пантеистической вселенной. В жаркой печи его разума геометрия и теология переплелись в изумительный по красоте узор причин и следствий, объясняющий ход событий в истории мироздания.

Европа XVII века вскипала от вольнодумства. Реформация породила множество сект, которые так любил посещать Спиноза. Он сам создает вокруг себя нечто вроде секты, где проповедует пантеизм и геометрические принципы мироздания. Даже для веротерпимой Голландии это было слишком. Раввины Амстердама доносят на отлученного соплеменника властям, требуя изгнания его из города. Спиноза перебирается в деревеньку Рейнсбург неподалеку от Лейдена, где пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Основы философии Декарта» и «Этику». Его имя уже известно в кругах теологов и философов. Член Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбург посещает его здесь, несмотря на предостережение коллег.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1476
Источник: https://theperson.pro/benedikt-spinoza/

Философия Спинозы в России

В 1906 году в Казани Мих. Лопаткиным был сделан перевод «Богословско-политического трактата», который в 1935 году переиздан в Москве под редакцией А. Рановича и общей редакцией Г. С. Тымянского.

В марте 1927 г. философской секцией Комакадемии была проведена юбилейная научная сессия «250-летие со дня смерти Спинозы».

Философией Спинозы интересовались и упоминали в своих работах такие отечественные авторы как Феофан Прокопович, Александр Галич и Николай Надеждин.

Философии Спинозы посвящали свои исследования Н. Н. Страхов, В. С. Соловьёв, А. И. Введенский, Л. М. Лопатин, Н. Я. Грот, Б. Н. Чичерин, В. С. Шилкарский, В. Н. Половцова, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, Л. М. Робинсон, С. Н. Булгаков, Л. Шестов и др.

В настоящее время изучением философии Спинозы в России занимаются такие российские учёные как Т. А. Дмитриев, Н. В. Мотрошилова, С. В. Кайдаков, К. А. Сергеев, А. Д. Майданский. При этом следует отметить, что количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привел к количественному и качественному росту на всех основных европейских и мировых языках — английском, испанском, итальянском, немецком и французском).

Переводчики Спинозы на русский язык

Я. М. Боровский, В. К. Брушлинский, Л. Я. Гуревич, Н. А. Иванцов, В. И. Модестов, М. И. Лопаткин, Г. Полинковский, В. Н. Половцова, А. Б. Ранович, С. М. Роговин, А. И. Рубин, В. В. Соколов, Е. В. Спекторский, Б. В. Чредин

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1508
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/benedikt-spinoza

Спиноза в культуре


Влияние сочинений Спинозы выходит за пределы философии. Английская писательница Джордж Элиот сделала собственный перевод «Этики» и так же выступала против суеверий. Гёте называет Спинозу наряду с Уильямом Шекспиром и Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество. Большое влияние Спиноза оказал на мировоззрение Альберта Эйнштейна. В телеграмме раввину нью-йоркской синагоги Герберту Гольдштейну Эйнштейн пишет: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ». В ходе полемики с Нильсом Бором Эйнштейн апеллировал к авторитету «старика Спинозы», а за год до своей смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы (Spinoza dictionary. Ed. by D. D. Runes. With foreword by A. Einstein. N. Y.: Philosophical Library, 1951). Американский писатель Ирвин Ялом в книге «Проблема Спинозы» описывает вымышленную историю жизни, в основе которой лежат реальные биографические данные Спинозы, при этом параллельно в книге разворачиваются события первой половины XX века в Германии, где по сюжету философия Спинозы также играет определённую роль.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1223
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/benedikt-spinoza

Память о Спинозе

Памятник Спинозе недалеко от его дома в Гааге

Спиноза — важная историческая личность на родине в Нидерландах, самая престижная премия в области науки названа в его честь — Премия Спинозы (англ. Spinoza Prize). С пометкой «За поиск истины» он включён в 50 основных тем базовой программы по истории Canon van Nederland в нидерландских школах. Его портрет был размещён на 1000-гульденовой банкноте, которая была в обороте до введения евро.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 451
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/benedikt-spinoza

Фантомный философ


Спиноза сделал все, чтобы круг его читателей был максимально узким. Его неудобочитаемые конструкции были понятны только специалистам. После его смерти Спинозу надолго забыли, неожиданно вспомнив лишь в конце XIX века. Идеей мыслящей материи заинтересовались эволюционисты и неортодоксальные физики. Мир стоял на пороге открытия релятивистского принципа и квантовой теории в физике. Волна и частица оказались различными свойствами единой материальной субстанции. Это не значит, что Спинозу стали читать больше, но его имя было у всех на слуху. Знаменитый Остап Бендер назвал трех философов в разговоре с Шурой Балагановым, и один из них – Спиноза.

В Голландии в честь Спинозы названа престижная научная премия, а в Гааге и Амстердаме поставлены ему памятники. Его творчество исследуется и комментируется; ему посвящают свои труды современные мыслители. В современной фантастической литературе его идея о мыслящей материи неожиданно нашла свое воплощение в повести Станислава Лема «Солярис». Возможно, будущие поколения научатся понимать Бенедикта Спинозу лучше, чем мы, увидев в себе мыслящий океан, самодостаточный и бесконечный.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1147
Источник: https://theperson.pro/benedikt-spinoza/

Сочинения

  • ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»
  • ок. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
  • 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
  • 1670 «Богословско-политический трактат»
  • 1677 «Политический трактат» (не окончен)
  • 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
  • 1677 «Еврейская грамматика»

Переводы сочинений Спинозы на русский язык

  • Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957.
  • Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1957.
    • Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 489 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз.
    • Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 629 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз.
  • Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. — 248 с. — 5000 экз.
  • Спиноза Б. Богословско-политический трактат. — Харьков: Фолио, 2001. — 656 с., 5 000 экз.
  • Спиноза Б. Трактат об очищении интеллекта / Пер. с лат. В. Н. Половцовой. — М.: Кушнерев и К°, 1914. — 188 с.

Категории : Метки :

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 1241
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/benedikt-spinoza

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 27221
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/benedikt-spinoza: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 8234 (30%)
  2. https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 7574 (28%)
  3. https://theperson.pro/benedikt-spinoza/: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 5430 (20%)
  4. https://obrazovaka.ru/benedictus-spinoza.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2032 (7%)
  5. https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3951 (15%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий