354,Лютеранство — основные учения Мартина Лютера


Около 500 лет назад член Августинского ордена Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, где кратко изложил свои взгляды относительно религии. Кем был он сам, прежде чем стать «отцом» Реформации? И какие последствия имел его вызов католической церкви для него самого и для верующих?

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 320
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16010-martin-ljuter-kratko.html

Именование

Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым — теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане».

Блок: 2/13 | Кол-во символов: 652
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Мартин Лютер о церкви


Причиной окончательных разногласий Мартина Лютера с католицизмом стала, как мы уже знаем, практика продаж индульгенций. На начальном этапе можно было купить только освобождения от земного наказания, которое налагается папой. Следующим этапом стало распространение папской власти на наказание, налагаемое Богом уже в чистилище. Многие священнослужители не только освобождали от епитимии, но и стали давать прощение грехов.

Те, кто получили данное освобождение, могли расплатиться материальным пожертвованием, которое устанавливалось в зависимости от тарифа.

Христос вместе со святыми совершили столько подвигов, что смогли заслужить гораздо большего, чем требовалось исключительно для их спасений, основав тем самым нечто, что можно назвать «сокровищницей добрых дел». Благодаря этому папа имеет право распоряжаться этой сокровищницей с пользой для других представителей социума.

Писание того времени было надёжно зашифровано латынью языком священнослужителей. Именно поэтому его чтение было доступно меньшинству — тем, кто получил университетское образование, а толкованием занимались исключительно богословы.

Библия могла доходить до мирян в выдержке и пересказе, обычно в предусмотрительно отобранных данных. Она была как бы закрыта из-за латыни, и Лютер осознавал, что успех Реформации будет зависеть от формирования позиций, понятных обществу.

В начале XVI столетия богослов Эразм Роттердамский издал для церкви филологически новое квалифицированное издание Нового Завета на латыни.

После этого события Мартин Лютер в 1521 г. представляет первый перевод Эразма на немецком языке. Результат этого труда известен под названием «Сентябрьская Библия» и «Вартбургский завет». Эти документы стремительно распространяются по Германии.

Интерес простых людей к чтению в городах Ренессанса только начал формироваться. И это уже считалось существенным измерением культурной деятельности. Миряне-простолюдины, знакомящиеся с Писанием, это их первообразы. Одна из самых распространённых тем гравюр того времени обычная семья, глава которой читает Библию всем домочадцам. Это можно назвать новым явлением эпохи Реформации.

Во второй половине XVI столетия священники — последователи лютеранства делают перевод Библии на скандинавские языки — датский, норвежский и т.д.

Тридентский собор (1545-1563 гг.) положил начало Контрреформации и дал импульс для появления перевода Библии на несколько языков. Примерно в это время начинается усиленная забота об основах начального образования, которое получают прихожане.

Знаменательным фактом можно назвать событие, когда в начале XVII столетия Библия, переведённая на европейские языки, стала основой, базисом всесословного книжного направления.

«Сентябрьская Библия» изредка воспринималась в качестве предмета для уединённых религиозно-нравственных размышлений. В основном она становилась предметом обсуждений на заседаниях муниципалитетов, а также предметом публичных споров о богатствах и властных структурах, общественных порядках и правах.

Издавна последователи христианства признавали формулировку: «Дело не в букве, а в духе». Этого не отрицали (а зачастую и поддерживали) и последователи Реформации.

Повсюду под словом «дух» понимается не смысл, который таится за прочтением Евангелия, а тот дух, который осеняет самого толкующего.

В это же время стихийно утверждаются представления о том, что миряне, которые ведут праведную жизнь, (с точки зрения понятия тех или иных категорий) могут иметь право придавать первостепенные значения тексту Писания и не одаривать признанием никаких значений за другими; право произвольно компоновать слова Библии и даже переиначивать их.

Лютер никогда не утверждал, что у него есть особое право на перевод благодаря ниспосланному ему откровению. Это справедливо, учитывая, что многочисленные народные толкования Евангелия, появившиеся чуть позже Мартина, приписывали себе именно такие привилегии.

И так с официальной церковью у Мартина были непримиримые разногласия. Перед реформатором стояла угроза казни. Его оппоненты предрекали скорую гибель от сожжения, и эти угрозы сбылись бы, если бы им не помешало внезапные изменения ситуации в политике. Скончался император Германии. Выбор его преемника зависел от внешних обстоятельств, большую роль в этом играла сама церковь.

Папа не хотел укрепления могущества, которого добивались основные претенденты на место императора — Франциск I Французский, Генрих VIII Английский и Карл Испанский. Предпочтение церкви было отдано курфюрсту Фридриху. С целью завоевания расположения Фридриха, папа действительно дал разрешение Лютеру на организацию публичного диспута с участием крупного теолога, доктора Иоганна Эко в Лейпцигском университете.

Лютер решился взяться за апробацию цели по реформированию церковных положений согласно собственному пониманию Писания. Вскоре ему пришлось ощутить на себе ответный удар со стороны оппозиции.

Приверженцы реформаторов организовали восстание, направленное против представителей духовенства, потерпев при этом поражение. Далее последовали еще более сокрушительные удары. У сторонников самого Мартина образовалась группа, которую можно причислить к крайне агрессивно настроенным, и которая заявляла, что он занимает недостаточно радикальное положение. При этом многие предлагали убрать почитания священного изображения и церковные песнопения совместно с музыкой, объяснив, что это — всего лишь выдуманные символы.

Во всяком случае, он утверждал, что мечом нельзя распространять религию, — и тем более, распространителем должен быть не обычный, а лицо, у которого есть духовная власть.

Лютер занял позицию консервативного протестанта. Он до середины 20х гг. считал излишним придание общинной структуре прочного аппарата управления. Организацией верующих, по его мнению, была сама община с пастырем, избираемым членами общины и способным грамотно растолковать Писание. Разработанное тогда же Лютером учение о трех сословиях («DreiStande-Lehre») и дифференциация функций светской власти в трактате «О светской власти, в каковой мере должно ей повиноваться» предполагали четкое разграничение светских и духовных сфер социальной жизни. Однако в дальнейшем можно было услышать его резкие осуждения крестьян, поднявших восстание, он считал, что допущение насилия со стороны крестьянства в отношении приверженцев секты недопустимо. Таким образом он все более ориентировался на вспомогательные функции светской власти.

Ранее в его суждениях можно было отметить тот факт, что обретение веры не может стать последствием принудительной силы и что на тему ереси обычные чиновники разговаривать не должны. Эти слова он никогда не опровергал, но всегда признавал тот факт, что публичные богохульства и подстрекательства к мятежам должны смертельно караться. После возникновения пацифистских движений анабаптистов Лютер сделал объявление о том, что данное направление — это проявление смуты, потому что их нежелания с помощью силы выстраивать защиту справедливости подрывает авторитет церкви.

В конце 20-х гг. реформатор придерживался точки зрения, что надо передать курфюршеской власти надзорные функции над секуляризированным имуществом католических общин. Лютер указывал на необходимость визитации, причем сам князь выступал у него как «епископ в силу обстоятельств», взявший на себя роль гаранта интересов евангелических общин.

Из-под пера Лютера выходило множество сочинений, большую часть из которых составляли библейские , особенно на Ветхий Завет.

Он проповедовал по воскресеньям, а часто и по другим дням недели. Почти каждое его слово, сказанное за обеденным столом или в классной комнате, записывалось прилежными писцами.

Вормсский рейхстаг отнял у Лютера ту общественную роль, которую доставалась ему прежде. Его отлучили от церкви и поставили вне закона, и таким образом, он не смог влиять в дальнейшем на политику и принимать участие в рейхстагах.

Таким образом, несмотря на неоднозначные отношения с Церковью, в последние годы жизни Лютер работал в качестве педагога и проповедника, хотя, конечно, не переставал писать статьи, получившие самый широкий резонанс в стране, и был в самом центре движений Реформации, на которые оказал большое влияние и в дальнейшем определил направление.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 8229
Источник: https://studbooks.net/2592773/istoriya/organizatsiya_lyuteranstva

Обучение будущего богослова

Зажиточные бюргеры, в число которых входил и Ганс Лютер, стремились дать своим сыновьям хорошее образование, в основном ,юридическое. Прежде чем начать изучать право, следовало окончить курс «семи свободных искусств». В 1505 году, оправдав надежды отца, Мартин получает степень магистра искусств и начинает изучать право в Эрфруте. Однако отцовская радость за успехи сына оказалась кратковременной. Набожность Мартина подтолкнула его вступить в Августинский монашеский орден. Члены ордена были очень образованными людьми, находящиеся в постоянном поиске знаний. Что бы соответствовать ордену Мартин продолжает образование в Виттенбергском университете, где вскоре получает степень доктора теологии. Занимаясь преподаванием и изучением религиозных трудов проповедников, Мартин начинает поиски истинных истоков божественной милости. Каждый раз мысли о греховности самой веры не давали покоя богослову. И в скором времени нашли свое подтверждение.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 972
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16010-martin-ljuter-kratko.html

Вероучение

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Блок: 4/13 | Кол-во символов: 2169
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Мартин Лютер- борец за истинную веру

Начало 16 века в Средневековой Европе ознаменовалось кризисом католической церкви. Недоверие и антицерковные настроения нарастали среди верующих. Все чаще люди стали сталкиваться с безнравственностью и бесстыдством духовных лиц, с огромными церковными поборами и взятками, которые в основном, шли на пиры и охоту. Не пренебрегал этим даже и сам Папа Римский. Больше всего возмущала продажа папских грамот ( индульгенций) об отпущении совершенных и будущих грехов. В октябре 1517 года началось возведение помпезного храма в Ватикане, которое требовало огромных вложений. Папа Римский, не желая тратить церковные «сбережения», издает указ об открытых продажах индульгенций. На каждом углу можно было встретить монахов, предлагающих спасти свою душу за монетку. Открытое пренебрежение истинной верой, возмутило Мартина Лютера.

В конце октября 1517 года Германию всколыхнуло открытое обвинение католической церкви, вошедшее в историю, как « 95 тезисов» Лютера. Именно эту дату связывают с началом средневековой Реформации ( борьба за переустройство церкви) и возникновением нового религиозного течения – протестантизма.

За дерзкую непокорность Мартин Лютер был отлучен от церкви, что в те времена считалось подобным смерти. Папский указ, полученный виттенбергским богословом, прилюдно был сожжен во дворе родного университета. Так Лютер дал понять, что от своих взглядов не откажется даже под угрозой смерти.

В 1521 году Карл V (император Священной Римской империи) в поддержку Папы Римского и католической церкви, вызвал Лютера на суд в Вормсе. Близкие друзья и сторонники опасались за его жизнь, и всячески пытались отговорить от поездки. Мартин Лютер не мог отказаться от своего учения, тем самым, предать идущих за ним верующих. Этот мужественный и стойкий человек предстал перед императором и высшим духовенством на императорском суде. Карл V потребовал подчиниться католической церкви и забрать свои обвинения обратно. Смотря в глаза императору , Лютер подтвердил свой протест, вымолвив знаменитые слова: « На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». В зале повисла тишина. Всем было известно, что незадолго до этого события, в Чехии свершили расправу над Яном Гусом, сторонником Реформации. Однако Лютер был укрыт в крепости саксонского князя Фридриха, где занимался переводом Библии с латыни на немецкий язык. Так он пытался сделать Библию доступной для представителей всех слоев германского общества.

Учение Мартина Лютера было настолько простым и искренним, что сразу же нашло отклик в народе. Ведь Лютер считал, что только собственной верой человек может достичь спасения души. Для этого не нужны ни деньги, ни священнослужители. Духовные лица должны лишь растолковывать священные книги верующим, быть наставниками в религиозной жизни. Церковь не должна была владеть обширными землями и богатствами, священнослужители уподобиться светским князьям. Службы и обряды обязаны быть дешевыми и доступными для всех.

Впоследствии лютеранство( одно из течений в протестантизме) распространилось далеко за пределы германских земель.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3086
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16010-martin-ljuter-kratko.html

Личная жизнь

Служение Богу ,как считал Мартин Лютер, не могло стать преградой для продолжения рода. Целибат (обет безбрачия), по его учению, не соответствовал слову Господнему, которое призывало плодиться и размножаться. Основываясь на этом, Лютер в 1525 году женится на монахине – Катарине фон Бора. Примечательно, что Лютер сам оказывал поддержку в бегстве из монастыря девушке, которая вдохновилась его учением. В браке богослова и монахини на свет появилось 6 детей, однако о их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Катарина оказалась не только ярой сторонницей его религиозных взглядов, но и заботливой, любящей женой. В последние годы жизни, болезни одолевали Лютера, однако женщина всегда была рядом, до последнего пытаясь услужить и взбодрить мужа.

18 февраля 1546 года великого реформатора не стало. Он был с почестями похоронен вблизи Виттенбергского университета.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 880
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16010-martin-ljuter-kratko.html

Литургическая практика

Лютеране празднуют Литургию как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei).

Блок: 6/13 | Кол-во символов: 238
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Современное состояние

К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах — Всемирная лютеранская федерация, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек). Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность. Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.

Либеральные деноминации

Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения. В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения — например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ). Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию. В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.

Конфессиональные деноминации

Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами. В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и Книге Согласия. Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет. Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию.

Дискуссионные вопросы

Предметом ожесточённых споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций, как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и благословение однополых браков, которые отвергаются конфессионалами. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами.

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 2736
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями


Лютеране, как и другие протестанты, подвергались гонениям, осуществлявшимся католической церковью в период Контрреформации.

В 1999 году представители Всемирной лютеранской федерации и Католической церкви подписали совместную декларацию об оправдании.

Между лютеранскими и реформатскими церквями, подписавшими в 1973 году Лейенбергский конкордат, установлено евхаристическое единство.

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 431
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Лютеранство в странах СНГ

Лютеранство в России

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему, главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

В советское время церковь к 1938 году была уничтожена. В сентябре 1948 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии, первая в СССР, а затем в Эстонии. В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.

Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге. Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 году была создана Консистория (управляющая церковью).

Лютеранство на Украине

Первые лютеране появились на Украине ещё в XVI веке. В дальнейшем верующие данной конфессии принадлежали к имперской Церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше, возникла Польская лютеранская церковь, возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 года. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ), формально входящая в ЕЛКРАС, но на деле давно самостоятельная. Кроме того, здесь существует Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины.

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 1803
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Искусство


Архитектура

Основная статья: Кирха

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх — если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях — барочном, затем классическом. С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн. Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

Музыка

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов, так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний — Иоганн Себастьян Бах. В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы.

Живопись

Потолочная мозаика в церкви Вознесения в Иерусалиме

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придает существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи. С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.

Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.

Графика

Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время.

Блок: 11/13 | Кол-во символов: 2548
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Литература

  • Барсов, Н. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 253—258.
  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Книги и брошюры, изданные на русском языке : Библиографический список. — М.: Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 47 с.
  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Зарубежные библиографии и справочные издания : Библиографический список. — М.: Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 31 с.
  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
  • Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) // Мартин Лютер. О свободе христианина / Мартин Лютер ; сост. и пер. Ивана Фокина. — 3-е изд. — Уфа: ARC, 2013. — С. 553—599. — 685 с. — ISBN 978-5-905551-05-5.

Христианство в истории

(XVI век)

(XI век)

Уния

Блок: 13/13 | Кол-во символов: 908
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 27687
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE: использовано 8 блоков из 13, кол-во символов 11485 (41%)
  2. https://kratkoe.com/osnovnyie-idei-martina-lyutera/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1983 (7%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16010-martin-ljuter-kratko.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 5990 (22%)
  4. https://studbooks.net/2592773/istoriya/organizatsiya_lyuteranstva: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8229 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.