Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2017; проверки требуют 3 правки.
В Нидерландах жили крупнейшие философы Эразм Роттердамский и Спиноза, и там были выполнены все основные работы Декарта. Учёный Христиан Гюйгенс открыл спутник Сатурна Титан и изобрёл маятниковые часы. С Нидерландами обычно ассоциируются ветряные мельницы, тюльпаны, деревянные башмаки и глиняная посуда из Делфта.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2
Содержание
Нидерланды до испанского владычества
Нидерланды – это небольшая страна на севере Европы. С самого момента её возникновения на её территории претендовали могущественные соседи. В 1477 году государство оказалось под властью Габсбургов, войдя в состав обширной державы в результате династического брака. Правительница Нидерландов Мария Бургундская вышла замуж за Максимилиана Габсбурга. После гибели в 1482 году Марии право на голландские земли достались её сыну Филиппу Австрийскому.
Филипп Австрийский стал родоначальников основных ветвей габсбургского дома. Филипп стал отцом Карла V, рождённого в браке с принцессой Кастильской Хуаной Безумной. Карл – предок испанской ветви семьи Габсбургов. Фердинанд I –основатель австрийской ветви династии Габсбургов — также был сыном Карла V. Таким образом, две разъединённые ветви Габсбургов претендовали на фамильное достояние – Нидерланды.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/niderlandy_v_xvi_pervoy_polovine_xvii_v/
Это интересно: 317,Краткая история возникновения США — разбираемся в сути
Нидерланды в XVI и первой половине XVII в
Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1668—1669 гг.
Вершиной голландского реализма является творчество Рембрандта.
Присущие его образам идейное содержание и замечательное художественное мастерство ставят Рембрандта в ряд с величайшими представителями мирового искусства.
Он одинаково велик и как живописец и как мастер гравюры и рисунка.
Рембрандт Гарменс ван Рейн родился в 1606 г. в Лейдене, в семье владельца мельницы.
Призвание к живописи проявилось у него очень рано.
Первые годы его творческого пути, протекавшие в родном Лейдене, проходят под знаком поисков творческой самостоятельности.
Подробнее »
Бытовой жанр, наиболее популярный в голландской живописи, свидетельствует о близости этого искусства к реальной жизни.
Излюбленные темы живописцев голландской школы взяты из бюргерского быта: это повседневные заботы хозяйки дома, сцены развлечений — игра в карты, домашний концерт, галантные беседы, угощения. Это также эпизоды крестьянского быта — чаще всего сцены в сельских трактирах, попойки, драки.
Небольшие, «кабинетного» размера картины голландской школы отличаются тщательным исполнением, высоким качеством живописи.
Изображая комнаты или дворики бюргерских домов, где обычно происходит действие, голландские мастера с необыкновенной осязательностью передают не только окружающий человека мир вещей, но и само настроение уюта, размеренного течения жизни.
Из огромного числа голландских жанристов нужно назвать несколько наиболее значительных мастеров.
Подробнее »
Ведущим мастером периода формирования голландского искусства был замечательный портретист Франс Гальс (около 1580—1666).
На полотнах Гальса представлены все слои голландского общества — от государственных деятелей до простых людей из народа, которых художник изображал с особым интересом и симпатией.
В своих произведениях Гальс отбрасывал условную значительность позы и другие каноны портретного жанра, служившие искусственному возвышению модели. Движения его героев естественны и непринуждённы, они жестикулируют, улыбаются, смеются.
К лучшим произведениям Гальса относятся «Портрет Хетхейзена», изображающий знатного хаарлемского патриция в непринуждённой позе; задорная «Цыганка» — образ бьющей через край жизнерадостности; «Малле Баббе» — почти гротескный по остроте характеристики портрет старухи, содержательницы харчевни, прозванной«Хаарлемской ведьмой»; художник изобразил её с совой на плече и с огромной кружкой пива в руке.
Подробнее »
Автопортрет с Саскией на коленях. Рембрандт. 1634 г.
Высшие достижения голландского искусства связаны почти всецело с живописью.
Ни в одной из европейских стран живопись не знала столь быстрого подъёма и такого широкого распространения.
На протяжении всего лишь полувека в Голландии появляется множество живописцев, причём действительно выдающиеся мастера насчитываются десятками.
Профессия живописца становится одной из самых распространённых; картины приобретают не только богатые меценаты, но и мелкие бюргеры, ремесленники, даже зажиточные крестьяне.
Подробнее »
В то время как в абсолютистско-католических государствах основное внимание уделялось пышным церковным и дворцовым сооружениям, в протестантской и буржуазной Голландии воздвигались преимущественно гражданские постройки — ратуши, торговые строения и т. п.
Внешнему виду этих обычно кирпичных зданий, украшенных архитектурными деталями из белого; камня, присущи скромность и простота.
Ни в одной другой стране бюргерские жилые дома не отличались такой рациональной и экономной планировкой, таким комфортом, как в Голландии, где ценился каждый клочок земли и где издавна сложились специфические формы бюргерского быта.
Только начиная с середины XVII в. в голландской архитектуре начался поворот к классицизму.
Что касается скульптуры, то сфера её распространения в Голландии была весьма ограниченной — кальвинизм не допускал культовых изображений в церквах; в буржуазной Голландии не существовало также крупных дворцовых комплексов, для украшения которых могла бы понадобиться скульптура.
Первая половина XVII столетия — это время общего подъёма голландской культуры при безусловном преобладании в ней демократических тенденций, время накопления сил и подготовки наступающего расцвета.
На этой демократической основе возникли высшие достижения голландской общественной мысли и искусства.
Голландская литература XVII в. не выдвинула имён, сопоставимых по масштабам дарования с крупнейшими представителями литературы других европейских стран, но голландские поэты опережали своих современников прогрессивностью своей политической программы, открытым провозглашением идеалов свободы и национальной независимости.
Идейная направленность голландской литературы XVII в. тесно связана с революцией и национально-освободительной борьбой против Испании.
Особо следует отметить, что голландские драматурги обращались нередко к сюжетам недавнего героического прошлого своей страны.
Подробнее »
Типография. Гравюра И. Аммана.
Победа буржуазной революции и развитие капитализма на раннем его этапе — такова была база для расцвета голландской культуры в XVII столетии.
Небольшая страна, насчитывавшая около 2 млн. жителей, не только достигла большого экономического могущества, но и опередила другие государства на пути культурного прогресса.
Освобождение от феодальных сословных ограничений и испанской инквизиции создавало в Голландии благоприятные условия для развития передовой общественной мысли. Республика Соединённых провинций стала убежищем преследуемых реакцией передовых мыслителей из других стран.
Подробнее »
Вне орбиты Рубенса развивалось по существу только одно направление в живописи, связанное преимущественно с изображением жизни крестьян и близкое по своему характеру к голландскому крестьянскому жанру.
Крупнейшим представителем итого направления бил Адриан Броувер (1606—1638), проживший несколько лет в Голландии, где он в значительной степени сформировался как художник.
Мир Броувера — это заполненные клубами табачного дыма тёмные деревенские хижины с одетыми в лохмотья уродливыми фигурами крестьян, зверские драки во время выпивок или за игрой в кости, искажённые криком липа больных, которых оперирует странствующий шарлатан.
Броувер — меткий наблюдатель, мастер острой характеристики, замечательный колорист.
Его обращение к низменным сторонам действительности, гротескный характер его образов резко контрастируют с героически приподнятыми образами крестьян и общим мажорным характером жанровых картин Рубенса и Иорданса.
Подробнее »
Крупнейший из учеников Рубенса, также достигший общеевропейской известности, Антонис Ван-Дейк (1599—1641) прославился прежде всего как портретист.
Ему в меньшей степени, чем Рубенсу, присуще стихийно-полнокровное восприятие натуры; он тяготеет к утончённым образам, к более острой психологической обрисовке модели, примером чего могут служить «Семейный портрет» и особенно знаменитый «Автопортрет».
В 20-х годах Ван-Дейк совершил путешествие в Италию.
Подробнее »
Реалистические основы фламандского искусства с необычайной яркостью проявились в живописи.
Её мировое значение тесно связано с деятельностью Питера Пауля Рубенса, который благодаря своему огромному художественному дарованию и широте творческого диапазона стал крупнейшим мастером фламандского искусства эпохи его расцвета.
Рубенс родился в 1577 г. в семье юриста и получил прекрасное гуманистическое образование.
В 23-летнем возрасте, пройдя обучение у фламандских живописцев, он отправился в Италию.
В 1608 г. Рубенс возвращается во Фландрию.
Он выполняет сложные дипломатические поручения испанской наместницы инфанты Изабеллы, совершая для этого поездки во Францию, Испанию, Англию.
Слава художника привлекает к нему множество учеников.
Заказы поступают в таком изобилии, что Рубенс не может один справиться с их выполнением, и его мастерская превращается в некое подобие художественной мануфактуры, где многочисленные ученики работают по эскизам мастера (из стен рубенсовской мастерской вышло около 3 тыс. полотен).
Подробнее »
Источник: https://www.istoriia.ru/category/xv-v-seredina-xvii-v/niderlandy-v-xvi-i-pervoj-polovine-xvii-v
Нидерланды под власть Испанской короны
Замечание 1
В 1556 году Нидерланды оказались под властью испанской короны. Монарх Карл V, считая себя испанским королём, рассматривал Нидерланды как источник ресурсов. Его сын Филипп II воспитывался в Испании, проведя в Нидерландах лишь 4 года. Нидерланды превращались в колонию Испанской монархии.
Такое положение дел не могло удовлетворять жителей страны. Тем более, что к этому времени в Нидерландах стали развиваться капиталистические отношения и страна переживала экономический подъём. Вмешательство иностранного монарха только создавало препятствия для дальнейшего роста экономики. Испания ввела дополнительные налоги для пополнения королевской казны, оказывала военную помощь феодалам в борьбе против крестьян и католической церкви в борьбе с протестантизмом. Многие социальные слои населения объединились в борьбе против испанского владычества.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/niderlandy_v_xvi_pervoy_polovine_xvii_v/
Литература
«Золотой век» Нидерландов также привёл к расцвету литературы, и основными писателями были Йост ван ден Вондел и Питер Корнелис Хоофт. В XIX веке Мултатули написал о плохом обращении с аборигенами в голландских колониях. Важными писателями XX века были Харри Мулиш, Ян Волкерс, Симон Вестдяйк, Герард Реве, В.Ф. Херманс и Сейс Нотебоом. Анна Франк написала знаменитый «Дневник Анны Франк», который был издан после её смерти в фашистском концлагере и переведён с нидерландского на все основные языки мира.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2
Восьмидесятилетняя война
Главным событием в истории Нидерландов в $XVI$-первой половине $XVII$ века стала Восьмидесятилетняя война. Начавшись в 1568 году, она продолжалась до 1648 года. Действия кальвинистских консисторий возглавили представители богатой буржуазии. В 1566 году толпы вооружённых крестьян и рабочих приступили к разгрому церквей и статуй святых. Иконоборческое движение послужило стартом к борьбе за независимость Нидерландов, хотя и было подавлено в течение года. Для наведения порядка из Мадрида был отправлен карательный отряд во главе с герцогом Альбой. Жёсткая политика испанского ставленника привела к образованию партизанских отрядов (морские и лесные гёзы). Так началась Восьмидесятилетняя война против Испании.
Альба создал для борьбы с повстанцами «Кровавый совет», прозванный так за вынесение смертных приговоров. Страна покрылась виселицами. Но мероприятия герцога только усилили стремление жителей Нидерландов к независимости. Скорее герцог Альба был отозван в Испании, так как не смог выполнить поручение короля.
В 1579 году северные провинции страны подписали между собой Утрехтскую Унию, образовалась Республика Семи Объединённых провинций. Наместником (штатгальтером) нового государства Голландия был назначен принц Вильгельм Оранский. Его сын Мориц получил ту же должность в 1585 году. Морицу удалось нанести поражение испанской армии на суше и испанскому флоту на море. Мадрид вынужден был считаться с интересами непокорной Голландии. В 1609 году Испания признала независимость Голландской республики.
Замечание 2
Восьмидесятилетняя война выполнила функции буржуазной революции. В результате её завершения власть от испанской монархии, поддерживающей феодальный уклад, перешла к голландской буржуазии, стремящейся к становлению капиталистического устройства.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/niderlandy_v_xvi_pervoy_polovine_xvii_v/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://spravochnick.ru/istoriya/niderlandy_v_xvi_pervoy_polovine_xvii_v/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3585 (26%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1687 (12%)
- https://www.istoriia.ru/category/xv-v-seredina-xvii-v/niderlandy-v-xvi-i-pervoj-polovine-xvii-v: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8290 (61%)