308,Анализ стихотворения Русские девушки Державина: излагаем вопрос

Зрел ли ты, певец Тииский!

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Как, склонясь главами, ходят,

Башмаками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дышат?

Как сквозь жилки голубые

Льется розовая кровь,

На ланитах огневые

Ямки врезала любовь?

Как их брови соболины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка — души львины

И орлов сердца разят?

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б гречанок позабыл

И на крыльях сладострастных

Твой Эрот прикован был.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 618
Источник: https://rustih.ru/gavrila-derzhavin-russkie-devushki/

Вариант 2

На границе веков в 1799 году Гаврила Державин написал стихотворение Русские девушки, где он воспевал красоту обитательниц земли русской. Нужно отметить, данная тема является актуальной до сих пор и вполне обоснованно актуальной. Ведь в России девушки действительно отличаются красотой, и этот факт признан не только здесь, но и во многих других странах.

Собственно с этого и начинает поэт свое произведение, он обращается к лирику Анакреонту, который в тексте называется «певец тиисский», то есть певец из города Теос. Далее начинается разнообразное описание русских красавиц и оно длится как калейдоскоп, распространяется своеобразным танцем, в котором каждая новая фигура предлагает рассмотреть очередной аспект русской красоты. Последовательно Державин дает описание телесной красоты «челы белые», «груди нежные», «огневые ямки на ланитах», взгляд, усмешка и многое другое.

На самом деле такое описание напоминает любовную лирику и даже может переносить внимание в сторону классики подобного жанра, к примеру, на Песнь Песней или нечто подобное. Ведь нередко любовная лирика, посвященная определенному человеку представляет собой именно такое последовательное перечисление элементов красоты, которые сравниваются с чем-то великолепным, к примеру, взгляд – полный искр. Державин в свою очередь создает некий собирательный образ, который представляет собой как бы обобщенную красоту русских девушек, выбор самых лучших качеств, которые только могут наблюдаться в них.

Нужно сказать, поэт не говорит и придворных дамах или представительницах высшего света, он говорит о простых людях, которых огромное количество на земле. Именно эта простота и является подлинной красотой, а красота заключается в легкости, с которой девушки пляшут «бычка» и стучат «башмачками в лад». Такой акцент подчеркивается и манерой стихосложение, где используется простая рифма и ритмический рисунок, которые тоже относят читателя куда-то в сторону народных танцев и творчества.

Стихотворение также насыщено движением. Используется множество глаголов и часто строчки носят вопросительную форму. Благодаря чему создается отклик от читателя и дополнительная динамика.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2158
Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavin/russkie-devushki

Текст

Приложения

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 18
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki

Анализ стихотворения Державина «Русские девушки»

Стихотворение «Русские девушки» было написано Гавриилом Романовичем Державиным в 1799 году. С этого момента прошло уже более двухсот лет, поэтому некоторые выражения, отражённые в нём, современному читателю могут показаться непонятными. К счастью, и сам поэт, и многочисленные исследователи его творчества оставили разъясняющие к этому яркому, чуть легкомысленному произведению.

В стихотворении автор выступает в качестве собеседника знаменитого древнегреческого лирика Анакреонта (в комментариях Державина встречается в написании «Анакреон»). Этот поэт известен своими ироничными стихами о развлечениях, пирах, любви, которые обычно исполнялись под аккомпанемент лиры. Неудивительно, что беседуя в своём стихотворении «Русские девушки» с этим прославленным греком, Гавриил Романович использует ту же живую, игривую манеру стихосложения.

Это произведение состоит из простых четверостиший, объединённых одной формой рифмовки – abab. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, придающий задор и ритмичность строкам.

Стихотворение начинается с обращения:

Зрел ли ты, певец тииский,

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски…

и уже здесь у читателя может возникнуть недоумение. Например, кто такой «певец тиисский»? Под этим эпитетом Державин подразумевает Анакреонта, используя искажённое теосский, так как древнегреческий поэт был родом из города Теос. Бычок – это не домашнее животное, а старинный танец, который был популярен среди крестьянской молодёжи.

Затем на протяжении четырёх строф автор расхваливает достоинства русских девушек, наблюдая за их танцем. Поэт описывает красоту юных соотечественниц, используя при этом устаревшие слова. Называя голову главой, лоб челом, а покрытые румянцем щеки ланитами, поэт привносит в портреты героинь частичку торжественности, древней величавости, унаследованной от гордых предков.

Рисуя образы, поэт не скупится на эпитеты: у его девушек «брови соболины», «полный искр соколий взгляд», «ланиты огневые». Любопытно, что описывая наряд героинь, автор упоминает роскошные предметы гардероба, например, «ленты златые», «жемчуга драгие» (имеется в виду дорогостоящие)», башмачки. Всё это трудно представить себе на обычной крестьянке, поэтому думается, что автор гиперболизирует образ русских барышень, чтобы представить их перед своим собеседником в более выгодном свете:

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б Гречанок позабыл…

Лукавый Гавриил Романович упоминает в стихотворении и бога плотской любви Эрота с его «сладострастными крыльями», и «груди нежны» юных дев. Благодаря этим фривольным намёкам создаётся впечатление, что Гавриил Романович Державин не ставил перед собой цель сочинить патриотическое произведение. Но оно, тем не менее, делает честь красоте дочерей русской земли.

Державин


Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2817
Источник: https://pishi-stihi.ru/russkie-devushki-derzhavin.html

Значение Г. Р. Державина в русской поэзии

Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших клас­сикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литератур­ном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Держа­вин дерзнул говорить царям истину, и это он ставит себе в глав­ную заслугу. Сейчас трудно оценить всю значимость державинской принципиальности, но, проникнув хотя бы в верхний слой представлений той эпохи, можно со всем основанием подтвер­дить гордость поэта.

Державин воистину воздвиг себе памятник — «чудесный, вечный».

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 725
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki

РУССКИЕ ДЕВУШКИ

Зрел ли ты, певец Тииский.

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Как, склонясь главами, ходят,

Башмаками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дыша́т?

Как сквозь жилки голубые

Льется розовая кровь,

На ланитах огневые

Ямки врезала любовь?

Как их брови соболины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка — души львины

И орлов сердца разят?

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б гречанок позабыл

И на крыльях сладострастных

Твой Эрот прикован был.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 653
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki

Разнообразие творчества Г.Р. Державина

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

Державин не ограничился лишь одной новой разновидностью оды. Он преобразовывал, иногда до неузнаваемости, одический жанр по самым разным направлениям. Особенно интересны его опыты в одах, соединяющих в себе прямо противоположные начала: похвальное и сатирическое. Именно такой была его рассмотренная выше знаменитая ода «К Фелице». Соединение в ней «высокого» и «низкого» получилось вполне естественным именно потому, что уже прежде поэтом был найден верный художественный ход. На первый план в произведении выдвигалась не отвлеченно-высокая государственная идея, а живая мысль конкретного человека. Человека, хорошо понимающего реальность, наблюдательного, ироничного, демократичного в своих взглядах, суждениях и оценках. Очень хорошо сказал об этом Г.А. Гуковский: «Но вот появляется похвала императрице, написанная живой речью простого человека, говорящая о простой и подлинной жизни, лирическая без искусственной напряженности, в то же время пересыпанная шутками, сатирическими образами, чертами быта. Это была как будто и похвальная ода и в то же время значительную часть ее занимала как будто сатира на придворных; а в целом это была и не ода и не сатира, а свободная поэтическая речь человека, показывающего жизнь в ее многообразии, с высокими и низкими, лирическими и сатирическими чертами в переплетении – как они переплетаются на самом деле, в действительности».

Небольшие по объему лирические стихотворения Державина также пронизаны новаторским духом. В посланиях, элегиях, идиллиях и эклогах, в песнях и романсах, в этих более мелких, чем ода, лирических жанрах, поэт чувствует себя еще более освобожденным от строгих классицистических канонов. Впрочем, строгого деления на жанры Державин вообще не придерживался. Его лирическая поэзия – это некое единое целое. Оно держится уже не той жанровой логикой, не теми неукоснительными нормами, которыми предписывалось соблюдать соответствия: высокая тема – высокий жанр – высокая лексика; низкая тема – низкий жанр – низкая лексика. Еще недавно подобные соответствия были необходимы молодой русской поэзии. Требовались нормативы и образцы, в противодействии которым всегда заключен импульс для дальнейшего развития поэзии. Другими словами, как никогда нужна была исходная точка, от которой большой художник отталкивается, ища свой собственный путь.

Лирический герой, объединяющий в одно целое стихотворения Державина, – это впервые он сам, конкретный, узнаваемый читателями человек и поэт. Расстояние между автором и лирическим героем в «мелких» поэтических жанрах Державина минимально. Вспомним, что в оде «К Фелице» подобное расстояние оказывалось куда более значительным. Придворный-мурза, сибарит и празднолюбец, – это не труженик Гаврила Романович Державин. Хотя оптимистический взгляд на мир, веселость и благодушие их и очень роднят. С большой точностью о лирических стихотворениях поэта сказано в книге Г.А. Гуковского: «У Державина поэзия вошла в жизнь, а жизнь вошла в поэзию. Быт, подлинный факт, политическое событие, ходячая сплетня вторглись в мир поэзии и расположились в нем, изменив и сместив в нем все привычные, респектабельные и законные соотношения вещей. Тема стихотворения получила принципиально новое бытие <…> Читатель прежде всего должен уверовать, должен осознать, что это говорит о себе именно сам поэт, что поэт – это такой же человек, как те, кто ходят перед его окнами на улице, что он соткан не из слов, а из настоящей плоти и крови. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе».

В последние два десятилетия своей жизни поэт создает целый ряд лирических стихотворений в анакреонтическом духе. От жанра оды он постепенно отходит. Однако державинская «анакреонтика» мало похожа на ту, что мы встречали в лирике Ломоносова. Ломоносов спорил с древнегреческим поэтом, противопоставляя культу земных радостей и веселья свой идеал служения отечеству, гражданские добродетели и красоту женского самоотвержения во имя долга. Не таков Державин! Он ставит перед собой задачу выразить в стихах «самые нежнейшие чувствования» человека.

Не будем забывать, что идут последние десятилетия века. Почти по всему литературному фронту классицизм с его приоритетом гражданской тематики сдает позиции сентиментализму, художественному методу и направлению, в которых первостепенна тематика личная, нравственная, психологическая. Едва ли стоит напрямую связывать лирику Державина с сентиментализмом. Вопрос этот очень спорный. Ученые-литературоведы решают его по-разному. Одни настаивают на большей близости поэта к классицизму, другие – к сентиментализму. Автор многих трудов по истории русской литературы Г.П. Макогоненко в поэзии Державина обнаруживает явные приметы реализма. Вполне очевидно лишь то, что произведения поэта настолько самобытны и оригинальны, что едва ли возможно прикрепить их к строго определенному художественному методу.

Кроме того, творчество поэта динамично: оно изменялось в пределах даже одного десятилетия. В своей лирике 1790-х годов Державин осваивал новые и новые пласты поэтического языка. Он восхищался гибкостью и богатством русской речи, так хорошо, по его мнению, приспособленной к передаче разнообразнейших оттенков чувства. Подготавливая в 1804 году к печати сборник своих «анакреонтических стихов», поэт заявлял в предисловии о новых стилистических и языковых задачах, стоящих перед ним: «По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся».

Вольно переделывая на русский лад стихи Анакреона или Горация, Державин вовсе не заботился о точности перевода. «Анакреонтику» он понимал и использовал по-своему. Она была ему нужна для того, чтобы свободнее, красочнее и детальнее показать русский быт, индивидуализировать и подчеркнуть особенности характера («нрава») русского человека. В стихотворении «Похвала сельской жизни» горожанин рисует в своем воображении картины простого и здорового крестьянского быта:

Не всегда опыты Державина были удачными. Он стремился охватить в единой поэтической концепции два разнородных начала: государственную политику и частную жизнь человека с ее повседневными интересами и заботами. Сделать это было трудно. Поэт ищет, что же может объединить два полюса существования общества: предписания власти и частные, личные интересы людей. Казалось бы, он находит ответ – Искусство и Красота. Перелагая в стихотворении «Рождение Красоты» древнегреческий миф о возникновении из морской пены богини красоты Афродиты (миф в версии Гесиода – Л.Д.), Державин описывает Красоту как вечное примиряющее начало:

Но поэт слишком хорошо знал, как устроена реальная жизнь. Трезвый взгляд на вещи и бескомпромиссность были отличительными свойствами его натуры. И потому в следующем стихотворении «К морю» он уже подвергает сомнению, что в нынешнем «железном веке» Поэзия и Красота смогут одержать верх над победно распространяющейся жаждой богатства и наживы. Чтобы выстоять, человек в этом «железном веке» вынужден сделаться «тверже кремня». Где уж тут «знаться» с Поэзией, с Лирой! И любовь к прекрасному современному человеку все более чужда:

В последний период творчества лирика поэта все больше наполняется национальной тематикой, народнопоэтическими мотивами и приемами. Все отчетливее проступает в ней «глубоко художественный элемент натуры поэта», на который указывал Белинский. Замечательные и самые разные по жанровым признакам, стилю, эмоциональному настроению стихотворения создает Державин в эти годы. «Ласточка» (1792), «Мой истукан» (1794), «Вельможа» (1794), «Приглашение к обеду» (1795), «Памятник» (1796), «Храповицкому» (1797), «Русские девушки» (1799), «Снегирь» (1800), «Лебедь» (1804), «Признание» (1807), «Евгению. Жизнь Званская» (1807), «Река времен…» (1816). А еще «Кружка», «Соловей», «На счастье» и много других.

Проанализируем некоторые из них, обращая внимание прежде всего на их поэтику, то есть тот самый, по выражению критика, «глубоко художественный элемент» творений Державина. Начнем с особенности, сразу же привлекающей к себе внимание: стихи поэта воздействуют на читателя красочно-зримой конкретностью. Державин – мастер живописных картин и описаний. Приведем несколько примеров. Вот начало стихотворения «Видение мурзы» :

Перед нами – великолепная живопись словом. В раме окна, словно в раме, окаймляющей картину, видим чудный пейзаж: на темно-голубом бархатном небе, в «серебряной порфире» медленно и торжественно плывет луна. Наполняя комнату таинственным сиянием, рисует лучами своими золотые узоры-отражения. Какая тонкая и прихотливая цветовая гамма! Отсвет лакового пола соединяется с палевым лучом и создает иллюзию «златых стекол».

А вот первая строфа «Приглашения к обеду» :

В большом стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» Державин доведет прием живописной красочности образа до совершенства. Лирический герой находится «на покое», он отошел от службы, от столичной суеты, от честолюбивых устремлений:

Так и кажется, что повеяло пушкинским стихом из «Евгения Онегина»: «Блажен, кто смолоду был молод…» Пушкин хорошо знал стихи Державина, учился у старшего поэта. Много параллелей найдем в их произведениях.

Красочность и зримость деталей «Евгению. Жизни Званской» поражают. Описание накрытого к обеду стола из «домашних, свежих, здравых припасов» так конкретно и натурально, что кажется, протяни руку и дотронься до них:

В исследовательской литературе о поэте существует даже определение «державинский натюрморт». И все-таки свести разговор только к натуральности, естественности изображенных поэтом бытовых сцен и природных пейзажей было бы неверно. Державин часто прибегал и к таким художественным приемам как олицетворение, персонификация отвлеченных понятий и явлений (то есть придание им материальных признаков). Таким образом он добивался высокого мастерства художественной условности. Без нее поэту тоже не обойтись! Она укрупняет образ, делает его по-особому выразительным. В «Приглашении к обеду» находим такой персонифицированный образ – от него мурашки бегут по коже: «И Смерть к нам смотрит чрез забор». А как очеловечена и узнаваема державинская Муза. Она «сквозь окошечко хрустально, склоча волосы, глядит».

Красочные олицетворения встречаются уже у Ломоносова. Вспомним его строки:

Однако нельзя не заметить, что содержание персонифицированного образа здесь совсем иное. Образ Смерти у Ломоносова величественен, монументален, его лексическое оформление торжественно и высокопарно («отверзает», «простирает»). Смерть всевластна над строем воинов, над целыми полками войск. У Державина же Смерть уподоблена крестьянке, дожидающейся за забором соседа. Но именно из-за этой простоты и обыденности возникает ощущение трагического контраста. Драматизм ситуации достигается без высоких слов.

Державин в своих стихах разный. Его поэтическая палитра многоцветна и многомерна. Н.В. Гоголь упорно доискивался до истоков «гиперболического размаха» державинского творчества. В тридцать первой главе «Выбранных мест из переписки с друзьями», которая называется «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность», он пишет: «Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Кто бы посмел, кроме его, выразиться так, как выразился он в одном месте о том же своем величественному муже, в ту минуту, когда он все уже исполнил, что нужно на земле:

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожиданье смерти, с таким ничтожным действием, каково крученье усов? Но как через это ощутительней видимость самого мужа, и какое меланхолически-глубокое чувство остается в душе!».

Гоголь, несомненно, прав. Суть новаторской манеры Державина именно в том и заключается, что поэт вводит в свои произведения жизненную правду, как он ее понимает. В жизни высокое соседствует с низким, гордость – с чванливостью, искренность – с лицемерием, ум – с глупостью, а добродетель – с подлостью. Сама же жизнь соседствует со смертью.

Столкновением противоположных начал образуется конфликт стихотворения «Вельможа». Это большое лирическое произведение одической формы. В нем двадцать пять строф по восемь строк в каждой. Четкий ритмический рисунок, образованный четырехстопным ямбом и особой рифмовкой (aбaбвггв), выдержан в жанровой традиции оды. Но разрешение поэтического конфликта вовсе не в традициях оды. Сюжетные линии в оде, как правило, не противоречат одна другой. У Державина же они конфликтны, противоположны. Одна линия – вельможи, человека достойного и своего звания, и своего предназначения:

Другая линия – вельможи-осла, которого не украсят ни звания, ни ордена («звезды»): Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. О! тщетно счастия рука, Против естественного чина, Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.

Напрасно было бы ожидать от поэта психологического углубления заявленного конфликта или авторской рефлексии (то есть аналитических размышлений). Это придет в русскую поэзию, но несколько позже. Пока же Державин, едва ли не первый из русских поэтов, прокладывает путь к изображению чувств и поступков людей в повседневной их жизни.

На этом пути много помог поэту тот самый «русский сгиб ума», о котором говорил Белинский. Умерла горячо любимая подруга и жена поэта. Чтобы хоть немного избыть тоску, Державин в стихотворении «На смерть Катерины Яковлевны» обращается словно за поддержкой к ритму народных причитаний:

Ласточка – любимый образ в народных песнях и причитаниях. И неудивительно! Она вьет гнездо вблизи жилья человека, а то и под застрехой. Она рядом с крестьянином, умиляет его и веселит. Своей домовитостью, опрятностью и ласковым щебетанием напоминает поэту «сладкогласная ласточка» его милую подругу. Но ласточка весела и хлопочет. А милую уже ничто не может пробудить от «крепкого сна». «Сокрушенному сердцу» поэта только и остается выплакать горчайшую печаль в стихах, так похожих на народные причитания. И прием параллелизма с миром природы в этом стихотворении как нельзя более впечатляющ и выразителен.

другие темы главы VI:

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 14283
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki

Картинка к стихотворению Русские девушки

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 49
Источник: https://analiz-stihov.ru/derzhavin/russkie-devushki

Стихотворение Державина Г. Р.

«Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский!

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Как, склонясь главами, ходят,

Башмаками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дышат?

Как сквозь жилки голубые

Льется розовая кровь,

На ланитах огневые

Ямки врезала любовь?

Как их брови соболины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка — души львины

И орлов сердца разят?

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б гречанок позабыл

И на крыльях сладострастных

Твой Эрот прикован был.

Стихотворение Державина Г. Р. — Русские девушки

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Сафы второй перевод (Счастлив, подобится. )

Счастлив, подобится в блаженстве тот богам, Кто близ тебя сидит и по.

Скромность

Тихий, милый ветерочек, Коль порхнешь ты на любезну, Как вздыханье ей.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 969
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki

Послушать стихотворение Державина Русские девушки

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 97
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 22387
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavin/russkie-devushki: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2158 (10%)
  2. https://pishi-stihi.ru/russkie-devushki-derzhavin.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2817 (13%)
  3. https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavina/russkie-devushki: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 16745 (75%)
  4. https://analiz-stihov.ru/derzhavin/russkie-devushki: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 49 (0%)
  5. https://rustih.ru/gavrila-derzhavin-russkie-devushki/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 618 (3%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий