4,«Адмирал Нахимов»: факты о гибели теплохода

На борту теплохода находились 1234 человека, погибшими считаются 423. Тела многих так и не нашли.


Режиссер-документалист Валерий Тимощенко, тогда – корреспондент краевой молодежной газеты, по своей инициативе выехал в ту ночь Новороссийск. Он видел спасенных, говорил с горожанами и моряками. И сегодня, специально для «АиФ-Юг», рассказывает о тех днях.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 356
Источник: https://kuban.aif.ru/opinions/main/odin_krest_na_dvoih_kto_vinovat_v_gibeli_teplohoda_admiral_nahimov

НАШЛИ ОШИБКУ?

Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

Мобильные приложения

Мы в социальных сетях:

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 125
Источник: https://ngnovoros.ru/posts/grif-sovershenno-sekretno-i-pohoronnyy-prichal-13-tragicheskih-fotografiy-i-faktov-o-krushenii-teplohoda-admiral-nahimov-u-beregov-novorossiyska

Успеть за 80 минут


Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Спустя три десятилетия трагедия обросла домыслами, непонятно, какому источнику верить. Почему нет самой документальной хроники, снятой на месте событий? Цензура запретила?

Валерий Тимощенко: Не уверен, что запреты были. Я там был, брал интервью, и отсутствие командировочного удостоверения помехой не было. От нашего «Комсомольца Кубани» командировку дали более опытному коллеге Владимиру Байбику. А я считал, что тоже обязан там быть, взял отгулы, мне казалось, что пойму что-то главное о времени и стране. Позвонил товарищу на Ростовскую студию кинохроники, мы вместе учились во ВГИКе: «Срочно собирайся, камеру бери!» Но редактор его не пустила. Мол, можно ли снимать такое без согласования с КГБ? И наверняка же будут московские хроникеры? Получилось, что наши перестраховались, а из Москвы никто не приехал… 

В Новороссийске я был 1 сентября, прошло меньше суток. Спасенных размещали в больницах и в городской гостинице. Потеряв близких, сами побывав на волосок от смерти, они стояли в холле и жались друг к другу. Укутанные в одеяла, перемазанные мазутом и краской, вылившимися из «Васева». Истории о том, как люди спасались, как не могли выбраться из кают, зафиксированы во многих источниках. Хочу добавить, что помощь на земле — медицинская, психологическая — организована была безупречно. Городская газета координировала, выпускала сводки, как на фронте: нужна одежда, нести туда-то…  И газеты те были везде, их даже вывешивали на окнах. Весь город всколыхнулся. И такое было ощущение, что к трагедии каждый причастен, ощущает ее, как свою. Обидно, что за все время мы толком не поблагодарили тех, кто спасал людей из воды. Имен многих мы просто не знаем.

Воды не было видно, столько барахталось в море людей. Лоцбот, рассчитанный на нескольких пассажиров, сам чуть не утонул.

А ведь если бы не они… Представьте. Ночь, ветер, шторм, вода холодная. До берега километров пять — никто сам не доплыл бы. Я разговаривал с капитаном лоцманского катера, который пришел на помощь первым. На приличном расстоянии они не услышали звук удара. Но увидели, что огни на «пассажире» потухли. Лоцбот передал сообщение в порт и тут же рванулся к огромному теплоходу, который кренился и уходил под воду. Воды не было видно, столько барахталось в море людей. Лоцбот, рассчитанный на нескольких пассажиров, сам чуть не утонул. Выловили и подняли на борт больше ста человек.

Капитан порта среагировал мгновенно и профессионально. Направил к месту крушения все свободные суда. Пограничники, рыбаки, флотские… Курсанты мореходки пошли туда на веслах. Советские люди, с тем еще воспитанием. Я убежден, что эта спасательная операция была проведена просто блестяще… Ее надо золотыми буквами в историю мореплавания занести. «Адмирал Нахимов» тонул 8 минут, за 80 минут портовики спасли 836 человек. Если бы ведомства делили ответственность, как это бывает сегодня, долго собирались, и не оказалось бы «вдруг» солярки… Погибших могло быть намного больше!

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3043
Источник: https://kuban.aif.ru/opinions/main/odin_krest_na_dvoih_kto_vinovat_v_gibeli_teplohoda_admiral_nahimov

Люди падали с палубы корабля в пятно мазута в море

Из поврежденных баков «Нахимова» в воду начало выливаться большое количество топлива. На поверхности моря оно образовало толстую маслянистую пленку, которая сильно сковывала движения в воде. В хранилищах на носу у сухогруза «Васева» хранилось много краски, которая при столкновении также вылилась в воду. Некоторые из пострадавших смогли выбраться на берег, но погибли позже, потому что нахлебались отравленной воды.

«Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, я помогал добраться до нас. Таким образом, почти 40 пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей», — вспоминал Леонид Тоюнда, который в то время руководил отделением Госбанка СССР в городе Ровно и отправился в круиз без жены и детей. Спустя неделю после пережитого 38-летний мужчина полностью поседел.

Одним из первых на помощь пострадавшим пришел лоцманский катер, проходивший неподалеку. Именно экипаж этого судна первым сообщил о столкновении двух судов. Капитан катера вспоминал, что когда они подплыли на место, то не увидели воды — вся поверхность была покрыта людьми, которые хватались за любые предметы в надежде спастись.

Все эти события произошли всего за восемь минут после столкновения — вскоре «Нахимов» полностью ушел под воду. Капитан Марков находился на мостике до последнего, пока вода не выбросила его за борт. Второй помощник Александр Чудновский добровольно решил остаться на корабле навсегда — отправился в свою каюту и запер дверь.

Около 500 человек смогли залезть на сброшенные плоты, остальные пассажиры с членами экипажа были вынуждены держать на поверхности воды и ждать подмоги.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2066
Источник: https://news.rambler.ru/incidents/42751204-more-bylo-pokryto-lyudmi-katastrofa-admirala-nahimova/

Трагическая судьба выживших капитанов


В спасательной операции участвовало 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Кроме того, к месту крушения на веслах направились курсанты мореходного училища и рыбаки. В 23:40 сухогруз «Васев» на малом ходу подошел к месту скопления людей, с палубы пострадавшим бросали канаты, веревочные лестницы, спасательные круги и жилеты.

На борт смогли взобраться около 37 человек — многие люди были настолько обессилены и испачканы в скользком мазуте, что срывались обратно в воду. В результате катастрофы погибли 423 человека — 359 пассажиров и 64 члена экипажа.

Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Ткаченко и Маркова признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы в 1987 году. Спустя пять лет президенты России и Украины помиловали обоих капитанов.

По словам руководителя фонда, созданного для социальной защиты пострадавших в той катастрофе людей и родственников, Наталии Рождественской, наказания, хотя и не такие строгие, понесли и чиновники. Министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку — тем не менее официальной причиной стал выход на пенсию по состоянию здоровья.

«Начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС, что в те времена было равносильно полному закату карьеры», — добавила Рождественская.

Капитан Вадим Марков вернулся в Одессу и работал в Черноморском пароходстве. Его преследовала «слава» человека, погубившего пассажирский пароход. Несколько раз он менял место жительства, чтобы избежать преследований родственников погибших, но не эмигрировал.

Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2231
Источник: https://news.rambler.ru/incidents/42751204-more-bylo-pokryto-lyudmi-katastrofa-admirala-nahimova/
Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 10261
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ngnovoros.ru/posts/grif-sovershenno-sekretno-i-pohoronnyy-prichal-13-tragicheskih-fotografiy-i-faktov-o-krushenii-teplohoda-admiral-nahimov-u-beregov-novorossiyska: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 125 (1%)
  2. https://news.rambler.ru/incidents/42751204-more-bylo-pokryto-lyudmi-katastrofa-admirala-nahimova/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 6737 (66%)
  3. https://kuban.aif.ru/opinions/main/odin_krest_na_dvoih_kto_vinovat_v_gibeli_teplohoda_admiral_nahimov: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3399 (33%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий