4465,Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова — разъясняем со всех сторон

Лирика А. С. Пушкина, равно как и М. Ю. Лермонтова, затрагивает широкую проблематику. Авторы создавали самые разные произведения, раскрывающие многие важные темы. Разумеется, исключением не стала проблема поэта и поэзии, характерная для творчества обоих поэтов. В двух стихотворениях с одноименным названием «Пророк» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробнее разобраться в этом и сравнить замечательные работы авторов.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 525
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/stihotvorenij-pushkina-i-lermontova-prorok/

История написания произведений

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А.С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели своих друзей возмутило А.С. Пушкина и он выражает свое несогласие с произошедшими событиями в строках: «Духовной жаждою томим…» . Именно духовный смысл жизни заботит автора в этом период более всего.

«Пророк» Лермонтова берет свое начало с места окончания «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова все произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая произведения между собой можно прийти к выводу, что одно из них является продолжением другого и между ними существует некая преемственность.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 929
Источник: https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/sravnenie-proroka-pushkina-i-lermontova

Сравнительный анализ 2 произведений Пророк

Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.

Таким образом, сомнений в том чтобы Михаил Юрьевич не знал о пушкинском пророке, быть не может. Является ли мысль, высказанная у Лермонтова, продолжением пушкинской – в этом вопрос. Конечно, довольно красиво было бы увидеть какой-то диалог поэтов или нечто подобное, но не следует, и отвергать возможности просто совпадения названий.

Начнем в хронологическом порядке. Пушкин, по сути, описывает обряд инициации и посвящения человека в область высших знаний. Некоторые исследователи говорят о принадлежности поэта к масонству, другие указывают на тайные знания, которые будто передала Арина Родионовна, помимо этого Пушкин просто был знатоком культуры.

Благодаря этому он довольно точно описывает схематический обряд посвящения, который корнями уходит в самые глубокие традиции, такие как шаманство, где посвящаемый как бы отдает собственное тело духам, и они меняют его части на более новые и ценные. В итоге человек рождается заново в новом более высоком качестве.

В завершение стиха мы видим призыв жечь сердца людей глаголом. Он разносится в пустоте пустыни, эхом.

Эхом, которое далее обрушивает лавину восстания декабристов и, тем не менее, взывает к чему-то новому и истинному.

Эхо утихает и рождает снова пустоту и разочарование. Откликается Лермонтов, который пишет о пророке, который как бы уже вышел в люди, чтобы «жечь сердца людей», но вот только в глаза людей читал «страницы злобы и порока».

Итогом такого чтения становится обратный уход в пустыню. Пророк побиваемый камнями возвращается в отшельничество, где обнаруживает более высокий смысл чем пребывание в обществе, которое довольно цинично и безразлично реагирует на него. Когда пророк обливает порок, то он побиваем камнями, когда спешно проходит по городу, то просто подвергается насмешкам, с помощью которых люди хотят себя превознести над ним и выглядеть лучше.

Характерной деталью в стихотворении Лермонтова являются именно старцы (даже не старики, а старцы) которые говорят про пророка как про глупца, который не ужился с людьми, бледен и худ. Старец в обществе – не только символ преклонных лет, но и эталон мудрости, он хранитель нравственности общества, кладезь традиционных ценностей, образец для подражания, духовная основа. Лермонтов представляет старцев такого общества, откуда сбегает пророк, они учат насмехаться над посланниками господа и сами порождают насмешки.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2653
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/sravnitelnyj-analiz-stihotvorenij-prorok-pushkina-i-lermontova

Жанр, размер, композиция

«Пророк» А. С. Пушкина, созданный в 1826 году, является лирическим стихотворением по жанровому определению. В центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств.

Стихотворный размер пушкинского «Пророка» — четырехстопный ямб. Безударный слог сменяется ударным при четырех повторениях – это и есть избранный поэтом размер. Данный критерий анализа снова обнаруживает схожесть между лермонтовским и пушкинским «Пророками»: М. Ю. Лермонтов также использует 4-стопный ямб.

Несмотря на то, что А. С. Пушкин повествуют о судьбе пророка последовательно (линейная композиция), здесь появляются яркие черты кольцевой композиции. Сначала герой видит «шестикрылого серафима», который открывает ему правду, ранее неведомую. К концу же стихотворения путник снова встречается с потусторонней силой – богом, диктующим ему свою волю. Иначе у М. Ю. Лермонтова: всеведущий пророк оказывается изгнанным из общества. Линейная композиция способствует простоте восприятия, а кольцевая – добавляет новые смыслы. При этом, хотя пророк М. Ю. Лермонтова и не встречается с богом, в тексте стихотворения присутствует явная отсылка к божьей воле (благодаря которой лирический герой и стал гением).

Жанр «Пророка» М. Ю. Лермонтова (1841) (так же, как и пушкинского) — лирическое стихотворение. Однако М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой чувствителен, читатель видит его переживания. Но внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет исповедального характера повествования, за счет монолога лирического героя.

Композиционно «Пророк» М. Ю. Лермонтова может быть представлен следующим образом. Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город. Композиция стихотворения помогает читателю сконцентрироваться на конкретных проблемах каждой условной части лирического произведения (гений поэта как снизошедший по божьей воле дар, непризнание поэта и его отрешенность от мира людей, отношения поэта и толпы).

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2017
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/stihotvorenij-pushkina-i-lermontova-prorok/

О чем данные произведения?

«Пророк» Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых творений в жизни каждого из поэтов. Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни.

В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения». Прототипами у каждого из них является библейский персонаж: Пушкина на – Исайе, Лермонтов на – Иеремии.

Пушкин своего героя меняет из ужасного во всевидящего. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своем творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. «Пророк» Пушкина глубоко верит в человеческую личность и справедливость общества.

Жизнь героя Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет своего «Пророка» вполне человеческими чертами: «бледен», «худ», «одет в лохмотья», «он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы». Герой Лермонтова лишен надежды и не верит в лучшее будущее.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1059
Источник: https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/sravnenie-proroka-pushkina-i-lermontova

Главная идея

Анализируя «Пророка» Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. «Пророк» Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям. Находясь один в «пустыни мрачной» герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.

«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен « Пророку» Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: «унижен», «осмеян», и «изгнан».

Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доли поэта. А.С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М.Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист и сложен, бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует некая метафоричность. В то же время произведение А.С. Пушкина наполнено более философическим смыслом и содержит многочисленные церковнославянизмы. «Пророк» Пушкина написан в стиле классицизма. Произведение М.Ю. Лермонтова наполнено трагичностью от людского непонимания и относится к стилю романтизма.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1641
Источник: https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/sravnenie-proroka-pushkina-i-lermontova

Средства художественной выразительности

В обоих стихотворениях отведено значительное место средствам художественной выразительности. Среди них такие тропы, как:

  • эпитет (пылающий, мудрыя; вечный, чистые);
  • метафора (духовной жаждою томим, неба содроганье);
  • олицетворение (глас воззвал; звезды слушают);
  • сравнение (как труп; как птицы).

А. С. Пушкин гиперболизирует: то пророку является шестикрылый серафим, то взывает божий глас. М. Ю. Лермонтов, отсылая читателя к богу при создании образа всеведущего пророка, также использует гиперболу. Такой прием помогает определить богоизбранность, исключительность поэта.

Оба автора прибегают и к синтаксическим приемам, например, к инверсии («правды чистые ученья» — у М. Ю. Лермонтова; «отверзлись вещие зеницы» — у А. С. Пушкина). Единоначатие, или анафора, у А. С. Пушкина занимает особенное место при создании картины, открывшейся пророку после видения. Прием помогает нарисовать картину изменений в герое. Анафора встретилась и в лермонтовском стихотворении – в последних двух строфах. Здесь М. Ю. Лермонтов показал обращение старцев к детям: наставление старшего поколения младшему – презирать поэта и его мудрость. Повторяющиеся элементы (смотрите; как) усиливают оторванность толпы от гения.

Любовь и злоба противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей многозначностью – у А. С. Пушкина (прием антитезы). Противопоставление усиливает контрасты, создает более яркий образ и среду, в которой существует лирический герой.

Автор: Татьяна Стекольникова

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1513
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/stihotvorenij-pushkina-i-lermontova-prorok/

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 11973
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/stihotvorenij-pushkina-i-lermontova-prorok/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5691 (48%)
  2. https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/sravnenie-proroka-pushkina-i-lermontova: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3629 (30%)
  3. https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/sravnitelnyj-analiz-stihotvorenij-prorok-pushkina-i-lermontova: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2653 (22%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий