357,АРАБЫ В VI-X1 вв.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. приобщить учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии
  2. познакомить учащихся с третьей мировой религией – ислам, через сопоставление с христианской религией
  3. способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к религиям

Оборудование:

  1. Коран;
  2. Детская Библия;
  3. Географическая карта;
  4. Компьютер;
  5. Мультимедийный проектор.

План урока:

  • Вспомнить понятие религии.
  • Вспомнить с какими мировыми религиями учащиеся уже знакомы.
  • Сделать упор на второй мировой религии – Христианство.
  • Объяснение нового материала.
  • Совместно (учитель и ученики) заполнить таблицу «Характеристика Ислама и Христианства».
Блок: 1/7 | Кол-во символов: 941
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593506/

Содержание

ИСТОРИЯ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы — наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо -Западную Индию. Так в течение VII — первой половины VIII в. возникло огромное государство — Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск. В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов. Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну — собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы — духовные наставники из рода Али. После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды — потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство — Кардовский эмират, с Х в. — Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везиря — высшего чиновника, помощника халифа. Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге со временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии. При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга ‘Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица — Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах — Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого. В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков. Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов. В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 4011
Источник: http://oreola.org/vspomogateln/stati/araby_hist/

2. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1)

2)

3)

4)

5)

Природа и занятия населения Аравии

Мухаммед — основатель ислама.

Мораль и право в исламе.

Завоевания арабов.

Арабский (Багдадский) халифат и его

распад.


Блок: 3/34 | Кол-во символов: 241
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

II. Объявление темы и целей урока

(Слайд 1)

Эпоха Античности дала миру две мировые религии.

Давайте вспомним, что вы знаете о них? (вопросы ученикам)

  1. Что означает понятие религия? (Вера в существование богов )
  2. Какие мировые религии вы знаете? (Буддизм, Христианство)
  3. Какая из них была первая? (Буддизм)
  4. Где и когда зародился Буддизм? (В Древней Индии, в VIв. до н.э.)
  5. Кто был основателем Буддизма? (сын индийского царя – Будда)
  6. Найдите Древнюю Индию на географической карте.
  7. Где и когда зародилось христианство? (в Палестине, в 1 в. н.э.)
  8. Найдите Палестину (находилась на тот момент под властью Римской империи) на географической карте.
  9. Кто был основателем религии Христианство? (Иисус Христос)
Блок: 4/7 | Кол-во символов: 738
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593506/

3. Понятия и термины


Бедуины

ислам

мусульманин

Коран

шариат

халиф

эмир

Блок: 4/34 | Кол-во символов: 82
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

III. Объяснение нового материала

Эпоху Античности в Европе сменяет эпоха Средневековья.

Средневековье приносит миру третью мировую религию – Ислам (Слайды 2-3)

Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова.

Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Медину (Город). Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией.

У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. (Слайд 4)

Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха

(Слайд 5)

Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии: суннизм (от “сунна” – “образец”, “пример”, “путь”) и шиизм (от “шиа” – “партия”, “группировка”).

(Слайд 6)

Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры».

(Слайд 7)

Мечеть  – молитвенный дом мусульман, первоначально арабское название для монотеистических храмов. Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине. Это была площадь для молитвы, обнесенная оградой с навесом.

Современный облик мечети был оформлен к началу 9 века. Требования, предъявляемые к ритуальной чистоте, определяют необходимость наличия помещения для омовений. С этой же целью перед входом обязательно должна быть снята обувь, поэтому пол всегда покрыт коврами или циновками. Почти всегда к зданию мечети пристроены один или несколько минаретов – башен для первого призыва на молитву.

(Слайд 8)

Священный город мусульман – Мекка

(Слайд 9)

Символы ислама

(Слайд 10)

«Характеристика Христианства и Ислама»

Христианство Ислам
Время возникновения
1 век н.э. начало VII век н.э.
Место возникновения
Палестина (находилась на тот момент под властью Римской империи) Аравийский полуостров
Кто основал?
Иисус Христос Пророк Мухаммад
Суть религии
Бог триедин: Бог Отец, сын (Иисус Христос) и святой дух Отвергают триединство: Бог-единственнен, считают, что Иисус Христос-пророк, а не Бог
Распространение по миру
1 место – 2,1 млрд.чел. 2-е место – около 1,5 млрд. чел. (каждый четвертый в мире)
Символ
Крест Полумесяц, звезда
Священная книга
Библия Коран
Место поклонения
Храм Мечеть
Священный город
Иерусалим Мекка
Главная заповедь «Золотое правило» религии
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Иисус Христос

«Никто из вас не правоверен, покуда вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя»

Мухаммад

Основы религий
1. Вера (в Иисуса Христа)

2. Пост (очищение души).

3. Подаяния бедным

4. Богослужение
1. Вера (Единый Бог по-арабски Аллах),

2. Молитва – важнейшая обязанность (совершается по строго установленному ритуалу, пять раз в день).

3. Уплата налогов в пользу бедных

4. Пост (испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан)

5. Хадж (ритуальное паломничество в город Мекка к священной Каабе).

10 заповедей
1. Люби Господа Бога твоего;

2. «Почитай отца твоего и мать твою»;

3. «Не убивай»;

4. «Не прелюбодействуй»;

5. «Не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им

6. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

7. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: Господь день субботний и освятил его».

8. «Не кради».

9. «Не произноси на другого ложного свидетельства»

10. «Не завидуй ближнему твоему»

1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;

2. Почитайте отца и мать;

3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);

4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;

5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною,

исключая того случая, если вам предоставлено право на это;

6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам;

7. Честно соблюдайте вес и меру;

8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;

9. Будьте справедливы на суде;

10. Крепко держитесь союза с Б-гом вашим.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 5091
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593506/

4. Основные даты

• 622 г. — переселение Мухаммеда и его

сторонников из Мекки в Медину.

• 630 г. — образование Арабского

государства.

• 750 г. — возникновение Багдадского

халифата.

Блок: 5/34 | Кол-во символов: 188
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

IV. Подведение итогов.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы учеников)

Вывод учителя:

Несмотря на существенные различия между верующими религий ислама и христианства, их всех объединяет вера в Бога, принявшего страдания во имя искупления человеческого греха.

На Земле более 2-х миллиардов последователей христианства, около полутора миллиардов последователей ислама. На основе христианства выросли современные европейская и американская цивилизация, на основе ислама сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама.

Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности утвердилось в России. Ислам – вторая религия мира и вторая религия в России.

Без знания основ религий невозможно понять корни современной цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных эпох и народов. Изучение религий дает человеку представление об огромном богатейшем мире, сокровищнице мудрости, красоты, источника глубоких чувств и переживаний.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1157
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593506/

V. Домашнее задание.

  • Подготовить выступление на тему: «В чем различие архитектурного решения и внутреннего оформления мусульманской мечети и христианского храма»

Список литературы:

  1. Коран. Изд. Феникс, 2010, 544 с.
  2. Детская Библия. Изд. Фонд православного милосердия, Троица, 2007, 512 с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.info-islam.ru
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Ислам
  3. www.imam.ru
  4. www.astromeridian.ru
Блок: 7/7 | Кол-во символов: 417
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593506/

7.


Аравийский полуостров

Кочевые

арабы-бедуины

• Скотоводство

(верблюды, овцы)

• Участие в караванной торговле

Арабы-земледельцы в

оазисах

• Земледелие (сады,

виноградники,

овощи, фрукты)

• Обмен с бедуинами

Блок: 8/34 | Кол-во символов: 228
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

8. Возникновение ислама и объединение арабов

До принятия ислама арабы поклонялись различным

божествам (в том числе Луне, Солнцу)

VII в.

В Аравии зародилась третья по времени возникновения

мировая религия – ислам (основатель ислама и

объединитель арабов – Мухаммед

630 г.

Большинство арабских племён объединились и подчинились

Мухаммеду

VII в.

• Вскоре все племена Аравии признали Мухаммеда и приняли ислам

• Образовалось единое государство

Блок: 9/34 | Кол-во символов: 460
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

9.


• Коран – священная книга

мусульман (состоит из 114 глав,

которые называются суры)

• Хиджра (622 г.) – это начало

мусульманского летоисчисления

• Шариат – мусульманский суд

(«правильный путь»)

• Кади – духовные судьи

Блок: 10/34 | Кол-во символов: 232
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

10.

Основные обязанности

мусульманина:

• Верить, что существует единый Бог

– Аллах, а его пророк – Мухаммед

• Молиться 5 раз в день

• Соблюдать пост – рамадан

• Тратить пятую часть доходов на

милостыню

• Совершить хадж – паломничество

в Мекку и Медину

Блок: 11/34 | Кол-во символов: 268
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

11.


После смерти Мухаммеда арабским

государством правили халифы, поэтому

государство

арабов

называлось

халифатом.

Блок: 12/34 | Кол-во символов: 122
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

12. Арабские завоевания (VII-VIII вв.) и образование Арабского халифата

Палестина

с

Сирия

Средняя Азия

Пиренейский п-ов

Иран

Египет

з

Районы Индии

в долине р. Инд

Северная

Африка

Столица – Дамаск,

затем – Багдад

Медина

ю

в

Блок: 13/34 | Кол-во символов: 253
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

13. Причины побед арабов


• Высокие воинские качества

• Ислам – «цементирующая» сила арабских

воинов (вера в то, что они воюют во имя

Аллаха и каждый погибший в бою попадает

в рай).

• Главные противники – Византия и Иран

были истощены во взаимных войнах.

• Многие византийские и иранские города,

страдавшие от непосильных налогов, сами

сдавались арабам.

Блок: 14/34 | Кол-во символов: 369
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

15. Причины распада халифата

• Халифат был населён народами, имевшими

различное историческое прошлое,

несходные образ жизни и верования,

различные языки и обычаи.

• Восстания покоренных народов, особенно

угнетенных крестьян и ремесленников.

• Усиление правителей отдельных

провинций, которые имели собственные

военные силы и не желали делиться

доходами с халифом.

Блок: 16/34 | Кол-во символов: 380
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

16. Культура стран Халифата


1. Образование и наука

2. Литература

3. Искусство

4. Значение культуры Халифата

Блок: 17/34 | Кол-во символов: 112
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

17. Понятия и термины

Мечеть

медресе

арабские цифры

алгебра

минарет

арабески

каллиграфия

Блок: 18/34 | Кол-во символов: 100
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

20. Причины высокого уровня арабо-исламской культуры

• Арабы, покорив территории, на

которых проживали народы с

высокой древней культурой

(Египет, Палестина, Месопотамия,

Иран, Средняя Азия), не стали

разрушать их культуру, а проявили

к ней интерес и желание усвоить её

Блок: 21/34 | Кол-во символов: 280
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

21. Причины высокого уровня арабо-исламской культуры

• В Арабском халифате

господствовала единая религия –

ислам, объединившая не только

арабов, но и всё население страны

Блок: 22/34 | Кол-во символов: 175
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

22. Причины высокого уровня арабо-исламской культуры

• Арабский язык стал единым

государственным языком в халифате,

языком образованных людей, что

облегчило взаимный обмен научными

знаниями и достижениями культуры

между далёкими ранее странами

Блок: 23/34 | Кол-во символов: 252
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

23. Особенности арабо-исламской культуры

Особенности арабоисламской культуры

• Уважительное отношение к знанию

как к необходимому условию веры,

поощрение науки

• Запрещение изображать людей и

любых других существ. Отсутствие

икон, портретов, картин

Блок: 24/34 | Кол-во символов: 259
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

24. Особенности арабо-исламской культуры

Особенности арабоисламской культуры

• Распространение арабесок и

каллиграфии, которые заменяли по

значению иконы

• Сохранение, использование

культурных достижений

античности и Древнего Востока

Блок: 25/34 | Кол-во символов: 244
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

25. Особенности арабо-исламской культуры

Особенности арабоисламской культуры

Вывод:

Таким образом, в арабо-исламской культуре

слились достижения культуры различных

народов, объединённые языком и исламом.

Вместе с тем мусульманская культура имеет

свои особенности

Блок: 26/34 | Кол-во символов: 273
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

26. Достижения арабо-исламской культуры

Арабский язык – язык

законодательства, философии,

литературы, науки

Поэзия: стихи о любви и скорби, о

горе и радости

Литература

Сборник сказок «Тысяча и одна

ночь»

Блок: 27/34 | Кол-во символов: 216
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

27. Достижения арабо-исламской культуры

Высшие учебные заведения:

университеты в Багдаде, Каире,

Кордове

Образование

Нередко при мечетях – начальные

школы

Большие библиотеки: Багдад –

Дом Мудрости – около 4 млн книг,

Кордова – 400 тыс.

Блок: 28/34 | Кол-во символов: 250
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

28. Достижения арабо-исламской культуры

Прекрасные здания, дворцы

правителей

Архитектура

Мечети: г. Кордова – одно из

красивейших сооружений.

Минареты: г. Кайруан (Северная

Африка)

Блок: 29/34 | Кол-во символов: 191
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

29. Достижения арабо-исламской культуры

Наука

Сохранили

античную

традицию в

теории

атомизма

Заимствовали у

индийцев

цифры и

десятичную

систему счёта

Математика

Создали алгебру.

Слова «алгебра»,

«алгоритм».

Заложили основы

аналитической

геометрии

Физика

Разработали

принципы

оптических стекол

Блок: 30/34 | Кол-во символов: 332
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

30. Достижения арабо-исламской культуры

Наука

Накопили

обширные

знания об

Африке, Азии,

Китае

Подробные

арабские карты

морских

побережий

География и

мореплавание

Использовали

компас,

заимствовав у

Китая

Арабские слова:

«адмирал»,

«баржа», «муссон»

Блок: 31/34 | Кол-во символов: 282
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

31. Достижения арабо-исламской культуры

Наука

Приблизительн

о вычислили

окружность

Земли

Астрономия

Описали

положение

видимых звёзд

на небе

Аль-Бируни

высказал догадку,

что центром

нашей Вселенной

является солнце, а

Земля движется

вокруг него

Блок: 32/34 | Кол-во символов: 273
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

32. Достижения арабо-исламской культуры

Наука

Появились

предания и

сообщения о

Мухаммеде, его

биографии,

сведения о том,

как возник

ислам

История

Историки

прославляли

завоевания

арабов, кратко

излагали историю

римских,

византийских и

иранских

правителей

Блок: 33/34 | Кол-во символов: 288
Источник: https://en.ppt-online.org/447579

33. Достижения арабо-исламской культуры

Наука

Арабские

медики делали

сложные

хирургические

операции

Успехи в

изучении и

лечении

инфекционных

болезней

Медицина

Развивали

аптечное дело

как отдельную

отрасль

Гигиена (мыться 5

раз в день перед

молитвой и

менять грязное

бельё)

Создание книг по

медицине,

которые

использовались во

многих странах

Использовали

методы

психотерапии

Блок: 34/34 | Кол-во символов: 430
Источник: https://en.ppt-online.org/447579
Кол-во блоков: 41 | Общее кол-во символов: 19135
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://oreola.org/vspomogateln/stati/araby_hist/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 4011 (21%)
  2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593506/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 8344 (44%)
  3. https://en.ppt-online.org/447579: использовано 27 блоков из 34, кол-во символов 6780 (35%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий