4357,Социологическая школа — рассматриваем тщательно

Французская социологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединённое вокруг созданного им журнала «L’Année Sociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс, Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 296
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Зарождение французской социологической школы

Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник» (выходил в 1898—1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), Л. Леви-Брюль,С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, Р. Герц , П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т. д. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX—XX вв., а распалась уже в 1930-х гг.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 762
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Языкознание


Ф. с. ш. в язы­ко­зна­нии сло­жи­лась в Па­ри­же в нач. 20 в. и объ­е­ди­ни­ла уче­ни­ков А. Мейе, ко­то­рый в рус­ле идей Э. Дюрк­гей­ма рас­смат­ри­вал язык как сред­ст­во об­ще­ния, на­вя­зы­вае­мое чле­нам оп­ре­де­лён­но­го кол­лек­ти­ва. Диф­фе­рен­циа­цию язы­ков он объ­яс­нял рас­се­ле­ни­ем на­ро­дов, а уни­фи­ка­цию – за­вое­ва­ния­ми. При­да­вал боль­шое зна­че­ние сме­ше­нию язы­ков, из­ме­не­ние зна­че­ний слов свя­зы­вал с пе­ре­хо­дом их упот­реб­ле­ния от уз­кой со­ци­аль­ной груп­пы к ши­ро­кой, и на­обо­рот.

Идеи Ф. с. ш. под­дер­жи­вал М. Грам­мон. Ж. Ван­д­ри­ес, кри­ти­ко­вав­ший тео­рию про­грес­са О. Ес­пер­се­на, эво­лю­цию язы­ка объ­яс­нял ус­лож­не­ни­ем со­ци­аль­ных от­но­ше­ний. Под­ход Ф. с. ш. к язы­ку от­ра­жён в «Сло­ва­ре лин­гвис­ти­че­ских тер­ми­нов» Ж. Ма­ру­зо (1933; рус. пер. 1960).

М. Ко­эн обос­но­вы­вал идеи Ф. с. ш. с по­зи­ций мар­ксиз­ма. Он на­ме­тил об­шир­ную про­грам­му со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний: про­бле­мы ис­поль­зо­ва­ния язы­ка в раз­ных со­ци­аль­ных груп­пах, ус­вое­ния язы­ка деть­ми, ус­вое­ния язы­ка в ино­языч­ной сре­де, изу­че­ния язы­ка го­ро­да и де­рев­ни, би­лин­гвиз­ма (см. Мно­го­язы­чие) и кон­так­тов язы­ко­вых, об­ра­зо­ва­ния язы­ков на­ций, ме­ж­ду­нар. язы­ков и т. д.

Пре­ем­ник А. Мейе – Э. Бен­ве­нист так­же при­дер­жи­вал­ся по­ни­ма­ния язы­ка как со­ци­аль­но­го яв­ле­ния и с этих по­зи­ций под­хо­дил к се­мио­ти­че­ским (см. Се­мио­ти­ка) про­бле­мам язы­ка.

Идеи Ф. с. ш. ока­за­ли влия­ние на А. Сом­мер­фель­та, Й. Йор­да­на, А. Грау­ра (оба – Ру­мы­ния), Е. Ку­ри­ло­ви­ча и др. См. так­же Со­цио­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1683
Источник: https://bigenc.ru/linguistics/text/4722707

Основные положения

  • С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
  • Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).
  • Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.
  • Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 794
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Особенности французской социологической школы


Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане её представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление реализовать в либеральных позициях мирное разрешение классовых противоречий, учёт интересов беднейших слоев населения. Здесь же основными положениями стало:

  • выделение социальной действительности (как сферы бытия и деятельности) по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида);
  • утверждение объективного, надындивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера;
  • определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 960
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Основные направления школ социологии

  1. Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. Так, Людвиг Гумплович исследовал теорию социального конфликта, опираясь на идею о том, что объектом социологической науки являются социальные группы, а предметом социологии является определенная система движений этих социальных групп.

    Густав Ратценховер, основываясь на теории социального конфликта, акцентировал свое внимание на противоречии интересов социальных групп в обществе, а также на противоречии интересов отдельных индивидов. Так, Густав Ратценхвер предложил отрытый им закон сближения с целью соответствия индивидуальных интересов и интересов социальных групп в качестве основного закона социологической науки.

    Фердинад Теннис в качестве основных понятий социологии выделял общину и общество, где община это первичное историческое образование, а общество вторичное. Община – это обычаи и религия, традиционные связи, а общество это договор, общественное мнение, отношения, основанные на рациональных связях.

    Георг Зиммель основал так называемую формальную социологию, а Макс Вебер понимающую социологию, а также теорию социального действия.

    Вернер Зомбарт основал теорию организованного капитализма, а Леопольд фон Визе внес вклад в организацию и систематизацию социологии. Зигмунд Фрейд оказал влияние на понимание межличностного взаимодействия, где значительную роль играют опыт, поученный в детстве и конфликты, пережитые в данный период.

  2. Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы.

    Габриэль Тард основал социальную психологию, ввел закон подражания.

    Гюстав Лебон отстаивал идею нарастания неравенства между людьми в результате развития цивилизации, считая ее достижения результатом деятельности элиты общества.

    Эмиль Дюркгейм заложил теоретический фундамент социологии, развивал структурные функционализм.

  3. Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.

    Так, Вильфредо Парето разрабатывал принципы построения такого знания, обеспечивающихся такими качества научной информации как достоверность, надежность и обоснованность.

  4. Американская школа социологии развивалась в период перехода от теоретической социологии к эмпирической.

    Уильям Самнер первым представил систематизированный курс лекция по социологии для студентов.

    Франклин Генрди Гиддингс пытался выделить основные проблемы социологии как науки, выделяя ее психическую сторону.

    Джордж Мид основал направление символического интеракционизма.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2628
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_kak_nauka/shkoly_sociologii/

Литература


  • Французская социологическая школа / А. Б. Гофман (Социология), H. A. Слюсарева (Языкознание) // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Французская социология (раздел статьи «Франция») / Гофман А. Б. // Франкфурт — Чага. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 28).
  • Крюков В. М. Французская социологическая школа  (недоступная ссылка) // Свод этнографических понятий и терминов (Этнография и смежные дисциплины. Этнографические школы и направления). М., 1988.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  • Леви-Брюль «Первобытное мышление»
  • Дюркгейм Эмиль «О разделении общественного труда. Метод социологии»
  • Бруно Латур. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006 (Серия «Прагматический поворот»)

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1061
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 9202
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3873 (42%)
  2. https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_kak_nauka/shkoly_sociologii/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3646 (40%)
  3. https://bigenc.ru/linguistics/text/4722707: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1683 (18%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий