Французская социологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединённое вокруг созданного им журнала «L’Année Sociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс, Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Содержание
Зарождение французской социологической школы
Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник» (выходил в 1898—1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), Л. Леви-Брюль,С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, Р. Герц , П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т. д. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX—XX вв., а распалась уже в 1930-х гг.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Языкознание
Ф. с. ш. в языкознании сложилась в Париже в нач. 20 в. и объединила учеников А. Мейе, который в русле идей Э. Дюркгейма рассматривал язык как средство общения, навязываемое членам определённого коллектива. Дифференциацию языков он объяснял расселением народов, а унификацию – завоеваниями. Придавал большое значение смешению языков, изменение значений слов связывал с переходом их употребления от узкой социальной группы к широкой, и наоборот.
Идеи Ф. с. ш. поддерживал М. Граммон. Ж. Вандриес, критиковавший теорию прогресса О. Есперсена, эволюцию языка объяснял усложнением социальных отношений. Подход Ф. с. ш. к языку отражён в «Словаре лингвистических терминов» Ж. Марузо (1933; рус. пер. 1960).
М. Коэн обосновывал идеи Ф. с. ш. с позиций марксизма. Он наметил обширную программу социологич. исследований: проблемы использования языка в разных социальных группах, усвоения языка детьми, усвоения языка в иноязычной среде, изучения языка города и деревни, билингвизма (см. Многоязычие) и контактов языковых, образования языков наций, междунар. языков и т. д.
Преемник А. Мейе – Э. Бенвенист также придерживался понимания языка как социального явления и с этих позиций подходил к семиотическим (см. Семиотика) проблемам языка.
Идеи Ф. с. ш. оказали влияние на А. Соммерфельта, Й. Йордана, А. Граура (оба – Румыния), Е. Куриловича и др. См. также Социологическое направление в языкознании.
Источник: https://bigenc.ru/linguistics/text/4722707
Основные положения
- С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
- Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).
- Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.
- Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Особенности французской социологической школы
Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане её представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление реализовать в либеральных позициях мирное разрешение классовых противоречий, учёт интересов беднейших слоев населения. Здесь же основными положениями стало:
- выделение социальной действительности (как сферы бытия и деятельности) по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида);
- утверждение объективного, надындивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера;
- определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Основные направления школ социологии
-
Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. Так, Людвиг Гумплович исследовал теорию социального конфликта, опираясь на идею о том, что объектом социологической науки являются социальные группы, а предметом социологии является определенная система движений этих социальных групп.
Густав Ратценховер, основываясь на теории социального конфликта, акцентировал свое внимание на противоречии интересов социальных групп в обществе, а также на противоречии интересов отдельных индивидов. Так, Густав Ратценхвер предложил отрытый им закон сближения с целью соответствия индивидуальных интересов и интересов социальных групп в качестве основного закона социологической науки.
Фердинад Теннис в качестве основных понятий социологии выделял общину и общество, где община это первичное историческое образование, а общество вторичное. Община – это обычаи и религия, традиционные связи, а общество это договор, общественное мнение, отношения, основанные на рациональных связях.
Георг Зиммель основал так называемую формальную социологию, а Макс Вебер понимающую социологию, а также теорию социального действия.
Вернер Зомбарт основал теорию организованного капитализма, а Леопольд фон Визе внес вклад в организацию и систематизацию социологии. Зигмунд Фрейд оказал влияние на понимание межличностного взаимодействия, где значительную роль играют опыт, поученный в детстве и конфликты, пережитые в данный период.
-
Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы.
Габриэль Тард основал социальную психологию, ввел закон подражания.
Гюстав Лебон отстаивал идею нарастания неравенства между людьми в результате развития цивилизации, считая ее достижения результатом деятельности элиты общества.
Эмиль Дюркгейм заложил теоретический фундамент социологии, развивал структурные функционализм.
-
Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.
Так, Вильфредо Парето разрабатывал принципы построения такого знания, обеспечивающихся такими качества научной информации как достоверность, надежность и обоснованность.
-
Американская школа социологии развивалась в период перехода от теоретической социологии к эмпирической.
Уильям Самнер первым представил систематизированный курс лекция по социологии для студентов.
Франклин Генрди Гиддингс пытался выделить основные проблемы социологии как науки, выделяя ее психическую сторону.
Джордж Мид основал направление символического интеракционизма.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_kak_nauka/shkoly_sociologii/
Литература
- Французская социологическая школа / А. Б. Гофман (Социология), H. A. Слюсарева (Языкознание) // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Французская социология (раздел статьи «Франция») / Гофман А. Б. // Франкфурт — Чага. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 28).
- Крюков В. М. Французская социологическая школа (недоступная ссылка) // Свод этнографических понятий и терминов (Этнография и смежные дисциплины. Этнографические школы и направления). М., 1988.
- Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
- Леви-Брюль «Первобытное мышление»
- Дюркгейм Эмиль «О разделении общественного труда. Метод социологии»
- Бруно Латур. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006 (Серия «Прагматический поворот»)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3873 (42%)
- https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_kak_nauka/shkoly_sociologii/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3646 (40%)
- https://bigenc.ru/linguistics/text/4722707: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1683 (18%)