4557,Суть гуманизма – человеческое отношение к человеку: обобщенный взгляд

Гуманизм – это обширный термин, который охватывает различные течения в искусстве, философские взгляды, а также концепции, применяемые в психологии и образовании. В общем понимании, данный термин можно свести к философии человеколюбия.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 237
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-gumanizm/

Что такое ГУМАНИЗМ – определение, понятие простыми словами

Простыми словами, Гуманизм – это вера в ценность, свободу и независимость человека. С точки зрения гуманистов, все люди обладают собственными моральными ценностями и несут ответственность за совершаемые поступки. Таким образом, предполагается, что каждый человек способен мыслить разумно и делать рациональные выводы. Например, отличать хорошее от плохого, что в конечном счете должно сделать человека более нравственным и приносящим благо как себе, так и окружающим.

На самом деле, существует огромное множество различных определений слова «Гуманизм», но все они по сути сводятся к одной простой идее человеколюбия. По факту, даже сам термин ГУМАНИЗМ, происходит от латинского — «humanus», что буквально переводится как «человечный».

Для полноты понимания сути гуманизма, следует ознакомиться с основными идеями, или принципами концепции.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 905
Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-gumanizm/

Èäåÿ óâàæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ëè÷íîñòè ê äðóãèì ëþäÿì êàê îäèí èç ãëàâíûõ ïðèíöèïîâ ãóìàíèçìà. Îò÷óæäåíèå êàê îáùåñòâåííîå ÿâëåíèå, âûðàæàþùåå ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ëè÷íîñòè, â êîòîðîì ðàçäåëÿåòñÿ åãî îíòîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñ ðåàëüíîé


Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Àíàëèçèðóÿ ñîâðåìåííóþ ëè÷íîñòü, íåîáõîäèìî òàêæå èññëåäîâàòü åãî ãóìàíèçì. Ïîòîìó ÷òî, ìîæíî ñêàçàòü, ïî÷òè âñå îñíîâíûå äóõîâíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè âûðàæàþòñÿ â åãî ãóìàíèçìå â ôîðìå êîíöåíòðàöèè. Äîáðîæåëàòåëüíûå è ÷åëîâåêîëþáèâûå äåéñòâèÿ ãóìàííîãî ÷åëîâåêà îáóñëàâëèâàþòñÿ íå âëèÿíèåì âíåøíèõ óñëîâèé è ôàêòîðîâ, à ñîáñòâåííîé âíóòðåííåé ñîâåñòüþ. Äðóãèìè ñëîâàìè, ëè÷íîñòü ïîëó÷àåò áîëüøîå óäîâîëüñòâèå îò òàêîãî äåéñòâèÿ, ÷óâñòâóåò â ñåáå âíóòðåííåå ñïîêîéñòâèå è ñ÷àñòüå.  åãî ñåðäöå, ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ëþäÿì, íåò îñòà¸òñÿ ìåñòà äëÿ ãíóñíûõ ïîñòóïêîâ, çàâèñòè, íåíàâèñòè è âðàæäåáíîñòè. Òàêèì îáðàçîì, ãóìàííàÿ ëè÷íîñòü ëþáèò è ñåáÿ, è äðóãèõ. Ýòî ÷óâñòâî ïîäíèìàåò è âîçâûøàåò åãî.

Ãóìàíèçì â ÷åëîâå÷åñêîé ôèëîñîôèè, íàðÿäó ñ ñàìûìè èíòåðåñíûìè è ïðèâëåêàòåëüíûìè èäåÿìè, â òî æå âðåìÿ, âûäåëÿåòñÿ íåñåíèåì íåîïðåäåë¸ííîãî õàðàêòåðà è ìíîãîçíà÷íûì ïîíèìàíèåì. Íå ñëó÷àéíî, ÷òî â ðàçíîå âðåìÿ êàê ðåëèãèîçíûå, òàê è ñâåòñêèå ó÷åíèÿ èñïîëüçîâàëè åãî äëÿ îáîñíîâàíèÿ ñâîèõ äîêòðèí è ïîëèòè÷åñêèõ öåëåé.  ðåçóëüòàòå ýòîãî âîçíèêëè ñâåòñêèé ãóìàíèçì, õðèñòèàíñêèé ãóìàíèçì, èñëàìñêèé ãóìàíèçì, ñîöèàëèñòè÷åñêèå è äàæå ëèáåðàëüíûå ãóìàíèñòè÷åñêèå êîíöåïöèè. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî êàæäûé èç íèõ ñåìàíòèçèðóåò ãóìàíèçì â ñâîåîáðàçíîé ôîðìå, îíè èìåþò íåêîòîðûå îáùèå ôóíêöèè. Òàê, áîëüøèíñòâî ýòèõ ó÷åíèé õàðàêòåðèçóþòñÿ êàê çàáîòà î ÷åëîâåêå, ïîïûòêà óëó÷øèòü åãî æèçíåííûå óñëîâèÿ, îáåñïå÷åíèå óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà è ðàçâèòèå åãî ñïîñîáíîñòåé.

Íî ïðè ãëóáîêîì ðàññìîòðåíèè ýòîãî îïðåäåëåíèÿ âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî îíî âûçûâàåò íåêîòîðûå âîïðîñû. Íàïðèìåð, ñ÷èòàåòñÿ ëè óäîâëåòâîðåíèå âñåõ íóæä ÷åëîâåêà ãóìàíèçìîì? Êàêèå èìåííî íóæäû ëè÷íîñòè ñòîèò îãðàíè÷èâàòü âî èìÿ îáåñïå÷åíèÿ èíòåðåñîâ äðóãèõ ëþäåé? ßâëÿåòñÿ ëè ãóìàíèçìîì ïðèíóæäåíèå òîé èëè èíîé ëè÷íîñòè ðàçâèòü ñâîé òàëàíò è ñïîñîáíîñòü? Ìîæíî ëè ñ÷èòàòü ãóìàíèçìîì ñîçäàíèå âîçìîæíîñòåé äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè áåç âëèÿíèÿ è äàâëåíèÿ íà íå¸ ñî ñòîðîíû îáùåñòâà? Êàê â äðåâíåì ôèëîñîôñêîì âçãëÿäå, òàê è ñåãîäíÿ îòâåòû íà âñå ýòè ðàçíîãî ðîäà âîïðîñû äàþòñÿ ïî-ðàçíîìó.

Åù¸ ñ äðåâíèõ âðåì¸í, èäåÿ óâàæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ëè÷íîñòè ê äðóãèì ëþäÿì ñ÷èòàëàñü ãëàâíûì ïðèíöèïîì ãóìàíèçìà. Ýòî ÷åòêî âûðàæåíî â çîëîòîì ïðàâèëå ñîñóùåñòâîâàíèÿ ìåæäó ëþäüìè: «Îòíîñèñü ê ÷óæîìó òàê, êàê æåëàåøü, ÷òîáû îí îòíîñèëñÿ ê òåáå». Èçâåñòíûé íåìåöêèé ôèëîñîô È. Êàíò âûäâèíóë ýòîò ïðàâèëî â ñëåäóþùåé êàòåãîðè÷åñêîé èìïåðàòèâíîé ôîðìå: «Âñåãäà äåéñòâóé òàê, ÷òîáû ìàêñèìóì òâîåãî ïîâåäåíèÿ ìîã âûñòóïèòü êàê ïðàâèëî» .

Íî â ýòîì çîëîòîì ïðàâèëå ìîæíî ñêàçàòü íåò èíäèâèäóàëüíîé ñâîåîáðàçíîñòè è êîíêðåòèêè. Íàïðèìåð, îòäåëüíî âçÿòàÿ êàêàÿ-òî ëè÷íîñòü ìîæåò ïîæåëàòü ñåáå òîãî, ÷åãî íå çàõîòÿò äðóãèå ëþäè. Îòñþäà âèäíî, ÷òî äàííîå ïðàâèëî íîñèò îáùèé óíèâåðñàëüíûé õàðàêòåð è íåäîñòàòî÷åí äëÿ ñîçäàíèÿ ÷¸òêîãî ïðåäñòàâëåíèÿ ãóìàíèçìà ëè÷íîñòè â êîíêðåòíîì èñòîðè÷åñêîì ïåðèîäå. Áåç îòñóòñòâèÿ òàêîãî ïðåäñòàâëåíèÿ ñàìî òðåáîâàíèå íåîáõîäèìîñòè ïîäõîäà ê ÷åëîâåêó íå âñåãäà êàê ê ïîñðåäíèêó, à òîëüêî êàê ê öåëè ïîêàçûâàåòñÿ àáñòðàêòíûì.

Îòìåòèì, ÷òî ðåëèãèîçíûå óáåæäåíèÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþòñÿ îò ñâåòñêîãî ÷åëîâå÷åñòâà. Òàê, â ðåëèãèîçíûõ äîãìàõ âûäâèãàåòñÿ ÷óâñòâî óâàæåíèÿ è ëþáâè ê ÷åëîâåêó. Íî ïîêàçàíî, ÷òî ÷åëîâåê äîëæåí âûïîëíÿòü ýòè êà÷åñòâà ïîä âëèÿíèåì ñòðàõà ïåðåä Áîãîì. Íàïðîòèâ, ïîäëèííûé ýòè÷åñêèé ãóìàíèçì ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî ïîäîáíûå äåéñòâèÿ äîëæíû îñóùåñòâëÿòüñÿ ïîä âíóòðåííèì ïðèçûâîì ñîâåñòè.  îñíîâå ðåëèãèîçíîãî çíà÷åíèÿ ãóìàíèçìà ëè÷íîñòè ñòîèò òàêàÿ èäåÿ: åñëè ÷åëîâåê îòíåñ¸òñÿ ê äðóãèì ñ óâàæåíèåì è çàáîòîé â ýòîì ìèðå, Áîã ïðåäîñòàâèò åìó ðàé â çàãðîáíîé æèçíè è, íàîáîðîò, åñëè ñîâåðøèò ãðåõ, òî â çàãðîáíîé æèçíè ïîïàä¸ò â àä. Äàæå òðåáîâàíèå Èèñóñà Õðèñòîñà, ïðèâèâøååñÿ ê ÷åëîâåêó ñ ëþáîâüþ è ãóìàíèçìîì, åñëè íå âûïîëíÿåòñÿ, óãðîæàåò àäñêèìè ìóêàìè è íîñèò îáÿçàòåëüíûé, íàñèëüñòâåííûé õàðàêòåð.

Èñòèííûé ãóìàíèçì ýòî íå ÷óâñòâî ñòðàõà ïåðåä Áîãîì, à óâåðåííîñòü ÷åëîâåêà â ñâîåé ñîáñòâåííîé äîáðîæåëàòåëüíîñòè. Òîëüêî â ýòîì ñëó÷àå ãóìàíèçì ëè÷íîñòè àäåêâàòåí.  òî æå âðåìÿ â ðåëèãèîçíûõ ãóìàíèñòè÷åñêèõ êîíöåïöèÿõ åñòü òàêæå èíòåðåñíûå ìíåíèÿ î íðàâñòâåííîì îáîãàùåíèè è ðàçâèòèè ÷åëîâåêà è âàæíîñòè ðàçâèòèÿ ó íåãî âûñîêèõ ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ. Âåðíî, ÷òî ðåëèãèÿ, êàê è âñå äðóãèå ýòè÷åñêèå êà÷åñòâà, ïðåäëàãàåò ãóìàíèçì â ôîðìå ñòðàõà ïåðåä Áîãîì ñîâåðøèòü ãðåõ. Íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, íåëüçÿ íå îòìåòèòü â åãî ñîäåðæàíèè ïðîãðåññèâíûå ýëåìåíòû, ïðèçûâàþùèå ëè÷íîñòü ê ãóìàíèçìó.

×óâñòâî ñîâåñòè ãóìàííîãî ÷åëîâåêà îñóùåñòâëÿåò âíóòðåííèé êîíòðîëü íàä ñâîåé äåÿòåëüíîñòüþ, åñëè îíî äåëàåò îøèáêó èëè ñîâåðøàåò ãðåõ, ïîñòîÿííî ïîäâåðãàåòñÿ îñóæäåíèþ ñâîåé ñîâåñòè.  ýòîì ñìûñëå, õàðàêòåðèçóþùèé ãóìàíèçì ÷óâñòâî ñîâåñòè èãðàåò âåäóùóþ ðîëü â îïðåäåëåíèè æèçíåííîé àêòèâíîñòè è ñóäüáû ÷åëîâåêà.

 äâàäöàòîì âåêå À. Øâåéöåð áûë îäíèì èç èçâåñòíûõ ìûñëèòåëåé, êîòîðûé ðàçðàáîòàë ïðèíöèï ãóìàíèçìà. Îñíîâîé ñâîåé ýòèêè îí îáúÿâèë èäåþ íåîòúåìëåìîãî åäèíñòâà ïðèíöèïîâ ñàìîðàçâèòèÿ è ñàìîðàçðóøåíèÿ ëè÷íîñòè. Îñíîâíîå ñîäåðæàíèå ýòîé ýòèêè ïðèâèâàòü ëþáîâü ëþäÿì è æèçíè. Øâåéöåð ýòî ìíåíèå ôîðìóëèðóåò î÷åíü êðàòêî: «ß æèçíü, æåëàþùàÿ æèòü, íàðÿäó ñ äðóãèìè æèçíÿìè, æåëàþùàÿ æèòü æèçíü» .

Ëþáîâü ëè÷íîñòè ê äðóãèì ëþäÿì è æèçíè, ñðåäè âñåõ æèâûõ ñóùåñòâ, îñíîâûâàåòñÿ íà òâîð÷åñêîå êà÷åñòâî, ïðèñóùåå òîëüêî åìó. Èìåííî ïî ýòîé ïðè÷èíå, îí îòëè÷àåòñÿ îò èíñòèíêòà ñàìîçàùèòû è áîðüáû çà âûæèâàíèå äðóãèõ áèîëîãè÷åñêèõ îðãàíèçìîâ. ×åëîâå÷åñêàÿ ëè÷íîñòü ýòî îöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåé ñðåäå, åå ñîáñòâåííîé æèçíè è æèçíè äðóãèõ ëþäåé. «Ýòî îòíîøåíèå ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé ÷àñòüþ ÷åëîâå÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Îáúÿñíÿÿ ñìûñë æèçíè, íàäî âûñòóïàòü èç ýòîãî. Íà ñàìîì äåëå, ñìûñë æèçíè èìååò öåííûé ðåàëüíûé õàðàêòåð» .

Îòíîøåíèå ê ñâîåé æèçíè è ê æèçíè äðóãèõ ñ ëþáîâüþ è óâàæåíèåì ñî ñòîðîíû ëè÷íîñòè ïðåäóñìàòðèâàåò ãóìàíèçàöèþ îáùåñòâà è ñîáëþäåíèå ýòè÷åñêèõ òðåáîâàíèé ñîâìåñòíîé æèçíè ÷åëîâåêà . Ïðîáëåìà ãóìàíèçìà ëè÷íîñòè â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ, òî åñòü â ïåðèîäàõ íåïîëíîãî îñâîáîæäåíèÿ îáùåñòâà îò îñòàòêîâ òîòàëèòàðíîãî ðåæèìà è, â òî æå âðåìÿ, ñîçäàíèÿ äåìîêðàòè÷åñêèõ îñíîâ â ïðèíöèïå ïðèîáðåòàåò íîâîå ñîäåðæàíèå. Ïðåæäå ÷åì àíàëèçèðîâàòü äàííóþ ïðîáëåìó, öåëåñîîáðàçíî îáðàòèòü âíèìàíèå íà îñíîâû ìàðêñèñòñêîãî çíà÷åíèÿ ãóìàíèçìà ëè÷íîñòè, êîòîðûå óæå äàâíî çàíèìàþò îñíîâíîå ìåñòî â ôèëîñîôèè. Ýòî ó÷åíèå ñâÿçûâàëî ãóìàíèçì ñ äàëüíåéøèìè ïåðñïåêòèâàìè ðàçâèòèÿ îáùåñòâà, òî åñòü, ñ ïîÿâëåíèåì áåñêëàññîâîé îáùåñòâåííîé ñòðóêòóðû. Ñîãëàñíî ìàðêñèçìó, â êîììóíèçìå ÷åëîâåê áóäåò îñâîáîæäåí îò ðàçäåëåíèÿ òðóäà, êîòîðûé çàñòàâëÿåò åãî âûïîëíÿòü ìîíîòîííûå ïðîèçâîäñòâåííûå ôóíêöèè. Ëèêâèäàöèÿ îò÷óæäåíèÿ ëè÷íîñòè â òðóäîâîì ïðîöåññå, ïðèìåíåíèå àâòîìàòèçèðîâàííûõ ñèñòåì ïðîèçîéäóò íà îñíîâå ïåðåõîäà ê ìàøèíàì ñíà÷àëà ýíåðãåòè÷åñêèõ è ïðÿìûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ ôóíêöèé ÷åëîâåêà, à çàòåì ìíîãèõ ôóíêöèé óïðàâëåíèÿ. Ìàðêñ ïîêàçûâàë, ÷òî ÷åëîâåê äîëæåí âûéòè çà ïðåäåëû ïðîèçâîäñòâåííîé ñôåðû è çàíèìàòüñÿ òîëüêî òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, çàíÿòüñÿ ðàçâèòèåì ñâîèõ èñòèííûõ ãóìàííûõ ñèë, â ÷åëîâåêå áóäóùåãî îáùåñòâà òðóä óòðàòèò ñâîé îáÿçàòåëüíûé õàðàêòåð . Âîïðîñû îáðàçîâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ â ïðîöåññå ãóìàíèçàöèè îáùåñòâà è, êîíå÷íî æå, ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, æèâóùåãî çäåñü, èìåþò èñêëþ÷èòåëüíîå çíà÷åíèå. Êîíå÷íî, îáùåñòâî íà âñåõ ýòàïàõ ñâîåãî ðàçâèòèÿ ïûòàåòñÿ ðåøèòü íåêîòîðûå îáðàçîâàòåëüíûå ïðîáëåìû â òîé èëè èíîé ñòåïåíè. Îäíàêî, â ïåðåëîìíûõ ìîìåíòàõ îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðîëü è âàæíîñòü ýòîé ïðîáëåìû âîçðàñòàþò â äåñÿòü ðàç. Íî ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî èçìåíåíèå ñîçíàíèÿ ëþäåé ÿâëÿåòñÿ î÷åíü ñëîæíûì è ïðîäîëæèòåëüíûì ïðîöåññîì, è èíîãäà äëÿ åãî äîñòèæåíèÿ òðåáóåòñÿ îáíîâëåíèå öåëîãî ïîêîëåíèÿ.  îòëè÷èå îò ýòîãî ïîòðåáíîñòè ëþäåé ñòðåìèòåëüíî ìåíÿþòñÿ. Ïîýòîìó, â óñïåøíîì ðåøåíèè òðóäíûõ è ñëîæíûõ çàäà÷, ñòîÿùèõ ïåðåä îòêðûòûì îáùåñòâîì â ñîöèàëüíîé, ïîëèòè÷åñêîé è ýêîíîìè÷åñêîé ñôåðàõ, êðàéíå âàæíû íîâîå ñîçíàíèå, ìèðîâîççðåíèå è ìîðàëüíûå êà÷åñòâà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ýôôåêòèâíî îðãàíèçîâàòü ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ, äîáèòüñÿ åå îáîãàùåíèÿ óíèâåðñàëüíûìè, íàöèîíàëüíûìè è ïåðåäîâûìè êóëüòóðíûìè òðàäèöèÿìè. Íàëè÷èå ïðî÷íîãî ìåñòà ýòèõ êà÷åñòâ â ñèñòåìå îáðàçîâàíèÿ îêàçûâàåò áîëüøîå âëèÿíèå íà ãóìàíèçàöèþ è ïðîãðåññ îáùåñòâà è îòäåëüíîé ëè÷íîñòè.

Ðàñòóùàÿ äåìîêðàòèçàöèÿ ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà ñîçäàåò ðåàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ãóìàíèçàöèè ëè÷íîñòè. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî, ïî ñâîåé ñóòè, äåìîêðàòèÿ òåñíî ñâÿçàíà ñ ãóìàíèçìîì. Ñóùåñòâîâàíèå è äåéñòâèå ïîäëèííûõ äåìîêðàòè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ íåîòäåëèìû îò ãóìàíèñòè÷åñêèõ êà÷åñòâ.

Íàöèîíàëüíîå ñàìîïîçíàíèå è îáúåäèíåíèå ëþäåé íà îñíîâå îáùå÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ åù¸ áîëüøå ãóìàíèçèðóþò äåìîêðàòèþ. Òàê, îáùåñòâî, êîòîðîå îáúåäèíÿåòñÿ âîêðóã âûñøåé ãóìàíèñòè÷åñêîé öåëè ñîõðàíåíèå è ðàçâèòèå ñîáñòâåííîãî íàðîäà, ãëóáîêî îùóùàåò ïðîáëåìû äðóãèõ íàðîäîâ è óâàæàåò èõ èíòåðåñû. Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî, â öåëîì, â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå ïðîèñõîäèò òåíäåíöèÿ ãóìàíèçàöèè îáùåñòâåííîé æèçíè. Ýòà òåíäåíöèÿ óñêîðÿåòñÿ, ïîñêîëüêó ïðèíöèïû îòêðûòîãî ãðàæäàíñêîãî îáùåñòâà ñòàíîâÿòñÿ áîëåå îïðåäåëÿþùèìè. Ñòîÿùåå â îñíîâå ãóìàíèçìà, îêàçàíèå çàáîòû çàùèòå æèçíè, ïîñòîÿííîå åãî óñîâåðøåíñòâîâàíèå, çàâîåâàíèå íîâûõ äîñòèæåíèé â îñîçíàíèè îêðóæàþùåé ñðåäû è ñóùíîñòè ÷åëîâåêà, óâàæåíèå ê äðóãèì ëþäÿì è äð. êà÷åñòâà îêàçûâàþò ñèëüíîå ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà ðîñò ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ÷åëîâåêà, íà ïîëíóþ è òâîð÷åñêóþ ñàìîðåàëèçàöèþ. Äðóãèå ôàêòîðû (òàêèå, êàê ïîâûøåíèå èíòåíñèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè, óñêîðåíèå æèçíåííîãî ðèòìà, óñèëåíèå íåðâíîãî íàïðÿæåíèÿ, îñëàáëåíèå êîíòðîëÿ íàä ëè÷íîñòüþ â ðåçóëüòàòå óðáàíèçàöèè è ò.ä.) ìåøàþò.

Âçãëÿäû íà ãóìàíèçì Ý. Ôðîììà, îäíîãî èç âèäíûõ ôèëîñîôîâ íàøåãî âðåìåíè, ïðåäñòàâëÿþò áîëüøîé èíòåðåñ. Ïî åãî ìíåíèþ, ãóìàíèçì ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ïîïûòêà ëþáèòü è èñïûòûâàòü âíóòðåííþþ ïðèðîäó ÷åëîâåêà. Îí îòêðûâàåò ñîäåðæàíèå ãóìàíèçìà íà îñíîâå èäåè ïðåâîñõîäñòâà ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, íà ÷òî ñïîñîáíà ñóùíîñòü. Ïî Ôðîììó, èìåòü ÷òî-òî îçíà÷àåò, ÷òî â îïðåäåëåííîì ïðîöåññå çàêîí÷åííûå ôîðìû èãðàþò äîìèíèðóþùóþ ðîëü, òåì ñàìûì îãðàíè÷èâàÿ òâîð÷åñòâî èíäèâèäà â ýòîì ïðîöåññå. Ïî åãî ìíåíèþ, ïîïûòêà ïðèîáðåñòè ÷òî-òî íå ñîãëàñóåòñÿ ñ ïðèíöèïîì ëþáâè. Âñòóïèâøàÿ â ýòîò ïóòü, ëè÷íîñòü íàðóøàåò, ïîðàáîùàåò è îãðàíè÷èâàåò ïîïûòêè äðóãèõ ëþäåé, ñàìîå ãëàâíîå, ðàäè âûïîëíåíèÿ ñâîèõ ëè÷íûõ èíòåðåñîâ, ðàçðóøàåò åñòåñòâåííûå ñâÿçè â ìèðå.

Ïîýòîìó ÷åëîâåê äîëæåí îòíîñèòüñÿ ê ìèðó êàê ê èñòèííîé öåííîñòè è ïûòàòüñÿ íå óíè÷òîæàòü åãî ïóòåì õèùåíèÿ, à ðåàëèçîâàòü ñåáÿ â ýòîì ìèðå. Ïî åãî ìíåíèþ, êîãäà ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ âëàäåòü ÷åì-òî, ê äîñòèãíóòîìó â áóäóùåì ðåçóëüòàòó îòíîñèòñÿ ñ êîíå÷íîé òî÷êè çðåíèÿ. Èòàê, â ýòîì ñëó÷àå, áóäóùåå âûñòóïàåò êàê ïðîøëîå. Íàïðîòèâ, êîãäà ÷åäîâåê äâèæåòñÿ ê òåìå ñóùíîñòè, äëÿ äîñòèæåíèÿ ÷óâñòâà ðàäîñòè è èñòèíû, ïîêàçûâàåò ñåáÿ çäåñü è ñåé÷àñ, à íå â áóäóùåì. Ïîñëåäíåå, îäíàêî, âûäåëÿåòñÿ ñî âðåìåíåì, è ýòîò àñïåêò èãðàåò áîëåå ïðåîáëàäàþùóþ ðîëü. Åãî ïðåèìóùåñòâà ïîìîãàþò ëè÷íîñòè ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ åäèíûì ñî âñåìè ÷åëîâå÷åñêèìè ïîêîëåíèÿìè è îêàçûâàþò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà óñòðàíåíèå ïðåäñòàâëåíèÿ î ðàññåÿííîì è ÷àñòè÷íîì õàðàêòåðå ñâîåé ñóùíîñòè.

Ôðîìì òàê ñ÷èòàë, ÷òî â ñîâðåìåííîì ìèðå ãëàâíîé ïðè÷èíîé îò÷óæäåíèÿ ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ íå ñóùíîñòü åãî, à íàñòðîé èìåòü ÷òî-òî. Ïîýòîìó, ïî åãî ìíåíèþ, íåîáõîäèìî èçìåíèòü ñîçíàíèå ÷åëîâåêà. Êîíå÷íî, îí íå îòðèöàåò ïîäõîä ê æèçíè ñ òî÷êè çðåíèÿ àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè. Íî îí ýòó óñòàíîâêó, õàðàêòåðíóþ äëÿ çàïàäíîãî ÷åëîâåêà, ïûòàåòñÿ ñêîîðäèíèðîâàòü ñ êà÷åñòâîì, ñâîéñòâåííûì âîñòî÷íîìó îáðàçó ìûøëåíèÿ, òèõî ëþáóÿñü ìèðîì, âîñïðèíèìàòü åãî ïðåèìóùåñòâà.  ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ óðîâåíü ãóìàíèçàöèè ëè÷íîñòè òàêæå ñâÿçàí ñ çàáîòàìè áóäóùåé ñóäüáû ÷åëîâå÷åñòâà, êîòîðûå ïðèñóùè âñåì ëþäÿì ñî çäðàâûìè óìàìè. Àêàäåìèê Ò. Îéçåðìàí ïèñàë: «  íàøè äíè ïîÿâëåíèå ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì, íåñìîòðÿ íà ðàçíîîáðàçèå âçãëÿäîâ ëþäåé, ïîëèòè÷åñêèõ, ðåëèãèîçíûõ è äðóãèõ óáåæäåíèé, ñëóæèò ðåàëüíîé îñíîâîé äëÿ ñî÷åòàíèÿ âñåõ ôîðì ãóìàíèçìà» .

 ñîâðåìåííîì ìèðå äëÿ ðàçâèòèÿ ãóìàíèçìà íåëüçÿ íå îòìåòèòü ñîçäàíèå îáùèõ áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé. Òàê, íàðîäû äåñÿòêîâ ñòðàí ìèðíî îñâîáîæäàþòñÿ îò êîëîíèàëüíûõ óãíåòåíèé, â ðåçóëüòàòå ðàñïàäà òîòàëèòàðíîãî ðåæèìà â ÑÑÑÐ, êîòîðûé ñ÷èòàëñÿ îñíîâîé ñîöèàëèçìà, áûâøèå ñîþçíûå ðåñïóáëèêè îáðåëè íàöèîíàëüíóþ íåçàâèñèìîñòü è ñîçäàëè äåìîêðàòè÷åñêîå, ñâîáîäíîå îáùåñòâî è äâèãàþòñÿ ïî ýòîìó ïóòè. Èäåÿ î íåîáõîäèìîñòè óñòðàíåíèÿ óãðîçû òåïëî-ÿäåðíîé âîéíû, êîìïëåêñà ðàçëè÷íûõ ïðîáëåì (óñòðàíåíèå ýêîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà, ñîêðàùåíèå ãîëîäà è íèùåòû, óñòðàíåíèå ðåçêèõ ðàçëè÷èé â óðîâíå ðàçâèòèÿ ðàçíûõ ñòðàí, íåîáõîäèìîñòü ñîâìåñòíîé áîðüáû ñ ìåæäóíàðîäíûì òåððîðèçìîì è äðóãèå îáùèå ïðîáëåìû è ò.ä.), âñå áîëåå íàáèðàåò ñèëó â îáùåñòâåííîì ìíåíèè. Åñëè ðàññìîòðåòü â øèðîêîì ïëàíå, òî âñå ýòè è äðóãèå äîñòèæåíèÿ áûëè ïîëó÷åíû áëàãîäàðÿ óêðåïëåíèþ âûñîêèõ ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ â ñîçíàíèè áîëüøèíñòâà ñîâðåìåííîãî ÷åëîâå÷åñòâà.

 öåëîì ãóìàíèçì èìååò òðè îñíîâíûõ çíà÷åíèÿ; à) îáåñïå÷åíèå îñíîâíûõ ïðàâ ÷åëîâåêà êàê íåîáõîäèìîãî óñëîâèÿ äëÿ çàùèòû ãóìàíèñòè÷åñêèõ îñíîâ ÷åëîâå÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ; Ü) çàùèùàÿ ñëàáûõ â îáùåñòâå, âûõîä çà ðàìêè îáû÷íûõ êîíöåïöèé ñóùåñòâóþùèõ ñòðóêòóð ïðàâîñóäèÿ; ñ) Ôîðìèðîâàíèå ñîöèàëüíûõ è ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ëè÷íîñòè ñàìîðåàëèçîâàòüñÿ íà îñíîâå îáùåñòâåííûõ öåííîñòåé.

Ñëîæíîñòü ïðîáëåìû ãóìàíèçìà ñîñòîèò â òîì, ÷òî ìíîãèå âîïðîñû, ñâÿçàííûå ñ íèì, ñ òåîðåòè÷åñêîé è ïðàêòè÷åñêîé òî÷åê çðåíèÿ åùå íå ïîëíîñòüþ óÿñíåíû. Íàïðèìåð, ãóìàíèñòè÷åñêèé êðèòåðèé âëèÿíèÿ íà ëè÷íîñòü, ðàçíîîáðàçèÿ ìíåíèé è ñïîðîâ î òîì, êàêîå âëèÿíèå ÿâëÿåòñÿ ãóìàíèñòè÷åñêèì, à êàêîå íå ÿâëÿåòñÿ òàêîâûì ïðîäîëæàþòñÿ ïî ñåé äåíü. Èëè æå äðóãîé âîïðîñ. ×òî ñîîòâåòñòâóåò íàñòîÿùèì èíòåðåñàì èñòîðè÷åñêîé ïåðñïåêòèâû è ðàçâèâàþùåéñÿ ëè÷íîñòè, à ÷òî ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëåíèåì íàëè÷èÿ âðåìåííîãî, êîíúþíêòóðíîãî ñîäåðæàíèÿ. Ïîòîìó ÷òî ÷àñòî áûâàåò òðóäíî ðàçëè÷èòü ïîñëåäíåå è äàæå ìîæåò áûòü òàê, ÷òî â ñâÿçè ñ òåì èëè èíûì âîïðîñîì áûâàåò íåëåãêî ðàçëè÷èòü æåëàííûé ïîäõîä, ïðåñëåäóþùèé öåëü ìàíèïóëèðîâàíèÿ äðóãèìè è ãóìàíèçì.

Îáùåñîöèîëîãè÷åñêèé çàêîí èçìåíåíèÿ ñóùíîñòè ÷åëîâåêà â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé äîêàçûâàåò, ÷òî íà êàæäîì êîíêðåòíîì ýòàïå èñòîðèè öåëè äåÿòåëüíîñòåé ëþäåé èìåþò ñâîåîáðàçíîå ñîäåðæàíèå, îòëè÷íîå îò äðóãèõ. Ïîýòîìó, áûëî áû íåïðàâèëüíî îïðàâäûâàòü íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ ãóìàíèçìà äëÿ ñîçäàíèÿ óñëîâèé ðàçâèòèÿ òîëüêî ëè÷íîñòè èëè èñïîëüçîâàíèÿ äðóãîãî ëèöà â êà÷åñòâå ñðåäñòâà äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ åãî öåëåé. Ïîòîìó ÷òî â êàæäûé êîíêðåòíûé ïåðèîä ñîäåðæàíèå ãóìàíèçìà îáîãàùàåòñÿ îïðåäåëåííûìè îñîáåííîñòÿìè è îòòåíêàìè, êîòîðûå íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü. Ñêàçàííûå äîêàçûâàþò, ÷òî òàêîé ñëîæíûé âîïðîñ êàê ãóìàíèçì ëè÷íîñòè íåâîçìîæíî ðåøèòü, âûñòóïàÿ ñ ôîðìàëüíûõ è îáùèõ ïðèíöèïîâ. Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî ðåàëüíûé è èñòèííûé ãóìàíèçì òðåáóþò âçÿòèå è ñîãëàñîâàíèå ðàçëè÷íûõ ïðèíöèïîâ êîîðäèíèðîâàíî äðóã ñ äðóãîì. Òî÷íî òàê æå âàæíî ïðîàíàëèçèðîâàòü, íàñêîëüêî ñîãëàñóþòñÿ óðîâåíü ñâîáîäû, ñóùåñòâóþùèé â êàæäîì êîíêðåòíîì îáùåñòâå, äëÿ ñàìîâûðàæåíèÿ ëè÷íîñòè ñ ñîöèàëüíî-êóëüòóðíûìè íîðìàìè òîãî âðåìåíè, ñ òðåáîâàíèÿìè ê åãî ôóíêöèîíèðîâàíèþ è ïîâåäåíèþ.

Âçàèìíûé àíàëèç îò÷óæäåíèÿ ñîâðåìåííîé ëè÷íîñòè è ãóìàíèçìà ïðèâîäèò ê ñëåäóþùèì âûâîäàì:

— Îò÷óæäåíèå êàê ìíîãîñòîðîííåå è ñîäåðæàòåëüíîå îáùåñòâåííîå ÿâëåíèå âûðàæàåò òàêîå ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ëè÷íîñòè, ãäå ðàçäåëÿåòñÿ åãî îíòîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñ ðåàëüíîé.  ðåçóëüòàòå ïîêàçûâàåòñÿ íåñîãëàñîâàííîñòü ìåæäó ñóùåñòâóþùèìè ñîöèàëüíûìè îòíîøåíèÿìè è èíñòèòóòàìè è âîçìîæíîñòÿìè ëè÷íîñòè ðåàëèçîâàòü ñâîè ñïîñîáíîñòè, êîòîðàÿ îõâàòûâàåò íå òîëüêî ðàçëè÷íûå ñôåðû îáùåñòâåííîé æèçíè, íî è âíóòðåííèé ìèð ëè÷íîñòè ñîçíàíèå è ïñèõèêó.

— Íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðèíöèïîì ìàðêñèçìà, ÷òî îñíîâíûì èñòî÷íèêîì îò÷óæäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ÷àñòíàÿ ñîáñòâåííîñòü è ÷òî îí èìååò õàðàêòåð êàïèòàëèçìà. Àíàëèç äîêàçûâàåò, ÷òî îò÷óæäåíèå ëè÷íîñòè èñòîðè÷åñêèé ñëó÷àé, ïîêàçûâàþùèé ñåáÿ â òîé èëè èíîé ñòåïåíè è îáóñëàâëèâàåòñÿ ðàçëè÷íûìè êîìïëåêñàìè ýêîíîìè÷åñêî-òåõíè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ è áèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.

—  ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ôóíäàìåíòàëüíîå èçìåíåíèå âñåõ ñôåð îáùåñòâåííîé æèçíè óâåëè÷èâàåò áëèçîñòü âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ìåæäó ëè÷íîñòüþ è îáùåñòâîì è çíà÷èòåëüíî ñìÿã÷àåò îò÷óæäåíèå, íî íå ïðåêðàùàåò åãî äåÿòåëüíîñòü. Óñëîâèå, ñîçäàþùåå îò÷óæäåíèå, ñâÿçàíî ñ îáùåñòâåííûì ðàçäåëåíèåì òðóäà è ëîãè÷íî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî îíî îñòàíåòñÿ è â áóäóùèõ ïîêîëåíèÿõ.

—  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íàó÷íî-òåõíè÷åñêèå è êîììóíèêàòèâíûå ñêà÷êè, ãëóáîêèå ïîëèòè÷åñêèå è ìîðàëüíûå ïðîöåññû òðàíñôîðìàöèè, êóëüòóðíàÿ èíòåãðàöèÿ, óðîâíè ãëîáàëèçàöèè è óíèâåðñàëüíîñòè, êàê ïðàâèëî, îáîãàùàþò ãóìàíèçì íîâûì ñîäåðæàíèåì è îòêðûâàþò ðåàëüíûå âîçìîæíîñòè äëÿ ïîíèìàíèÿ èñòèííîé ñóùíîñòè åãî ñóùåñòâîâàíèÿ.

— Ïî ìåðå óêðåïëåíèÿ ïîëèòè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, ýêîíîìè÷åñêèõ è ìîðàëüíûõ îñíîâ îòêðûòîãî îáùåñòâà, ñ îäíîé ñòîðîíû, íåïðåðûâíî âîçâûøàåòñÿ ãóìàíèçì ëè÷íîñòè, ñ äðóãîé ñòîðîíû, åãî îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ âñå áîëåå ïðèáëèæàþòñÿ ê îáùåìó ãóìàíèñòè÷åñêîìó ðóñëó îáùåñòâà. Ðàçâèòèå íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ ëè÷íîñòè, óâåëè÷åíèå â íåé îáùå÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ îêàçûâàþò óñêîðÿþùåå âëèÿíèå íà îáùóþ ãóìàíèñòè÷åñêóþ òåíäåíöèþ.

Ëèòåðàòóðà

ãóìàíèçì ñîöèàëüíûé îíòîëîãè÷åñêèé

1. Äæèîåâ Î. Ñìûñë êóëüòóðû. Ì., 1990.

2. Êàìþ À. Áóíòóþùèé ÷åëîâåê // Ôèëîñîôñêèå íàóêè. 1989.

3. Êàíò È. Ñî÷èíåíèÿ. Ò.5. -Ì., 1966.

4. Ìàðêñ Ê., Ýíãåëüñ Ô. Ñî÷èíåíèÿ. Ò.1.

5. Îéçåðìàí Ò. È. Ìàòåðèàëèñòè÷åñêîå ïîíèìàíèå èñòîðèè.

6. Øâåéöåð À. Êóëüòóðà è ýòèêà. Ì., 1979.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 17545
Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/01024805_0.html

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит:

  • Гуманизм — интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities).
  • Древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора, Сократа, Конфуция.
  • Классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.
  • Теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.
  • Атеистический гуманизм — гуманизм, основывающийся на идеях Жан-Поля Сартра и др.
  • Коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фиделя Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс.
  • Натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
  • Нормативный гуманизм — позиция, исходящая из признания того, что у человека есть специфические человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. Причем не человек должен приспосабливаться к обществу, а общество должно считать удовлетворение человеческих потребностей нормой своего функционирования.

Ю.Н. Харари по критерию толкования термина «человечество» выделяет:

  • либеральный гуманизм (видящий высшую ценность в отдельном человеке);
  • социалистический гуманизм (видящий высшую ценность в коллективе, а не отдельной личности);
  • эволюционный гуманизм (видящий высшую ценность в виде Homo Sapiens и считающий, что человеческий вид подвержен изменениям и может развиваться либо деградировать).

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 2073
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Гуманность и гуманизм – различие


Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье. Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо. Гуманность и гуманизм — взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 570
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Идеи гуманизма в человеческой истории

Мыслители, идеи которых повлияли на гуманизм эпохи Ренессанса:

  • Данте Алигьери;
  • Леонардо да Винчи;
  • Франческо Петрарка;
  • Колюччо Салютати;
  • Пьетро Паоло Верджерио;
  • Боккаччо;
  • Леонардо Бруни;
  • Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II);
  • Лоренцо Валла;
  • Леон Баттиста Альберти
  • кардинал Пьетро Бембо;
  • Хуан Луис Вивес;
  • Роберт Эствен (Франция);
  • Фабер Стапуленсис;
  • Карл Бовиль;
  • Жан Боден;
  • Мишель де Монтень;
  • Томас Мор (Англия);
  • Джон Коле;
  • Филипп Сидней;
  • Томас Элиот;
  • Рудольф Агрикола;
  • Иоганн Рейхлин;
  • Конрад Цельтис;
  • Ульрих фон Гуттен;
  • Муциан Руф;
  • Конрад Пейтингер;
  • Виллибальд Пиркгеймер;
  • Эразм Роттердамский;
  • Томмазо Кампанелла;
  • мыслители кембриджской школы.

Мыслители неогуманизма (конец XVIII — начало XIX века):

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 739
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Признаки гуманизма


Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

  1. Автономность. Идеи гуманизма не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития мировоззрения непосредственно зависит от честности, лояльности, терпимости и других качеств.
  2. Фундаментальность. Ценности гуманизма имеют важное значение в социальной структуре и являются первичными элементами.
  3. Универсальность. Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и любым социальным системам. В существующем мировоззрении можно выходить за рамки, поскольку каждый человек имеет право на жизнь, любовь и другие характеристики.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 672
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Связь с монотеизмом

Монотеизм помог обществу прийти к идее священных и неотъемлемых прав личности, воспитав уважение к индивидуальным особенностям человека. Также существует мнение, что иудеохристианская традиция со временем привела Запад к либеральному гуманизму.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 266
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Главная ценность гуманизма


Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человека есть потенциал для развития или уже существует человечность, от которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Нельзя исключать влияния окружающей среды, других людей и разных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности базируются на уважении, доброжелательности и совестливости.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 456
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Марксистский (социалистический) гуманизм

Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

  • утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;
  • провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;
  • признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;
  • «оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию различий между людьми умственного и физического труда, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 2409
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Гуманизм в наши дни


Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время).

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Британская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Здравомыслие (общественный фонд), Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.).

Теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.

На странице обсуждения могут быть пояснения.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 2128
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

  1. Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
  2. Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
  3. Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 781
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Критика


Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён». Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, то есть в отрицании богочеловечности. Подъём человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность.

Также гуманизм критиковали проживавшие в США православные архиепископы Андрей (Рымаренко) и Аверкий (Таушев), принадлежавшие к РПЦЗ.

Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма. В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путём передовых технологий постчеловек.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 2623
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 1010
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Идеи гуманизма в Библии

Верующие утверждают, что гуманизм и является христианством, поскольку вера проповедует, что все люди равные между собой и нужно друг друга любить и проявлять человечность. Христианский гуманизм является религией любви и внутреннего обновления человеческой личности. Он призывает человека к полному и бескорыстному служению во благо людей. Христианская религия не может существовать без морали.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 418
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 956
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Литература

  • Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987. — С. 52-58.
  • Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII—XVIII вв. //Философия и медицина. — М., 1989. — С. 29-45.
  • Аугандаев М. А. Эразм и М. Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989. — С. 206—217.
  • Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. — М., 1987. — С. 161—191.
  • Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989. — 270 с.
  • Библер В. С. Кант — Галилей — Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. — М.: Мысль,1991.- 317 с.
  • Богат С. М. Мир Леонардо. Философский очерк. — М.: Дет. лит., 1989. — Кн. 1-2.
  • Богуславский В. М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М.. 1989.- С. 218—226.
  • Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988. — С. 202—227.
  • Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. — М., 1988. — № 3. — С. 57-69.
  • Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. — М., 1989. — С. 37-55.
  • Гришко В. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. — М., 1989. — Вып. 2. — С. 114 −154.
  • Горфункель А. X. Эразм и итальянская ересь XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. — С. 197—205.
  • Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
  • Доброхов А. Л. Данте Алигьери. — М.: Мысль, 1990. — 208 с.
  • Корелин М.,. Гуманизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур.- М.. 1989.- С. 73-75.
  • Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989. — С.67-77.
  • Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991. — 228 с.
  • Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 192 с.
  • Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Фр. Бэкона о судьбах эмпиризма: приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988. — С. 94 — 110.
  • Лукоянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI — начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. — Горький, 1989. — С. 47-97.
  • Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.
  • Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. — М., 1991.- С. 18-21.
  • Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Фр. Бэкона // Пробл. философии. — Киев, 1989. — Вып. 2.- С. 56-61.
  • Плешкова С. Л. Эразм Роттердамский и Лефевр д’Этапль //Эразм Роттердамский и его время.- М. 1989.- С. 149—153.
  • Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. — М.: Мысль, 1988. — 206 с.
  • Ревуненкова Н. В. Проблемы свободомыслия Реформации в зарубежной историографии конца XIX—XX вв. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях.- М., 1989.- С. 88-105.
  • Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы (Вступ. ст.) // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М., 1989. — С. 52.
  • Роков В. П. К вопросу об этических взглядах Дж. Понтано (1426—1503) // Из истории древнего мира и средневековья.- М.,1987. — С. 70-87.
  • Савитский А. Л. Философия истории Себастьяна Франка // Философия истории: диалог культур.- М., 1989.
  • Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. — 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004. ISBN 5-8112-0728-X
  • Фрейд 3. Леонардо да Винчи.- Л.: Аврора, 1991.- 119 с.
  • Черняк И. X. Библейская философия Лоренцо Баллы и эразмов перевод Нового Завета // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989. — С. 57-66.
  • Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпи-ризма в средние века и в новое время // Вопросы философии.- 1987. — № 7. — С. 62-76.
  • Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.- М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. — 31 с.
  • Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э. Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст… 1988. — М., 1989. — С. 260-277.
  • Штекли А. Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. — М., 1987. — Вып. 50. — С. 253—281.
  • Щедровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христианин. — 1991. — № 1. — С. 79.
  • Юсим М. А. Этика Маккиавелли. — М.: Наука, 1990. — 158 с.
  • Карен Армстронг. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе = A history of God. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 500 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-541-5.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 5061
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Книги про гуманизм

Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.

  1. «Бегство от свободы» Э. Фромм. Книга посвящена существующим психологическим аспектам власти и обретению личностной независимости. Автор рассматривает значение свободы для разных людей.
  2. «Волшебная гора» Т. Манн. В этой книге рассказывается о том, что такое гуманизм, через отношения людей, которые потеряли смысл жизни и для них на первое место выходят человеческие отношения.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 593
Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 42790
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC: использовано 7 блоков из 12, кол-во символов 15299 (36%)
  2. http://chto-takoe.net/chto-takoe-gumanizm/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2575 (6%)
  3. https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 7371 (17%)
  4. https://revolution.allbest.ru/philosophy/01024805_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 17545 (41%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий