Иконоборство в Византии


Иконоборчество (иконоклазм) от др.-греч. εἰκών «изображение» и др.-греч. κλάσμα «разрушение» — социальное, культурное, политическое или религиозное представление о важности разрушения икон, прочих изображений, скульптур сооружений или, в широком смысле, любых произведений искусства. В современном дискурсе иконоборчеством могут называть отдельные акты вандализма в отношении предметов культуры (например, обезглавливание статуи Маргарет Тетчер Паулем Келлером в 2002 году). Иконоборчество существует также как отдельная культурная практика, выражающая оппозицию эстетическому наследию предшествующих периодов. К политическим проявлениям иконоборчества относят такие инциденты как разрушение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (2001), уничтожение бамианских статуй Будды талибами (2001), статуй Саддама Хуссейна американскими солдатами в 2003 году.

В религиозном контексте иконоборчество чаще всего рассматривают как характерный для христианства феномен применительно к Византии и протестантской Реформации. В данном случае под «иконой» понимаются любого рода объекты, связанные с религиозными установлениями. Согласно ирландскому историку Имону Даффи, иконоборчество было «центральным таинством Реформы», квази-ритуальным актом вычёркивания из памяти прошлых верований и практик, «таинством забывания». Аналогично, Питер Гейл, описывая деятельность иконоборцев в Нидерландах, говорит о «нанесении раны тысячелетнему прошлому».

Иконоборчество может пониматься также в фигуральном смысле, как критика или ниспровержение почтенных и распространённых представлений и верований, рассматриваемых как ошибочные или предрассудки.

В силу существенных различий в исторических обстоятельствах, интенциях и методах, иконоборчество является предметом многочисленных исследований.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 1783
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Иконоборчество в истории

В Древнем мире

Начало исследований иконоборчества на древнем Ближнем Востоке положил в 1980 году немецкий археолог Марк Брандес, обративший внимание на однотипные повреждения — отбитые носы и конечности — вотивных статуй раннединастического периода в Хафадже. В дальнейшем эти работы были продолжены другими исследователями.

В Античности и раннем христианстве

.

Несмотря на то, что в Древнем Риме и Древней Греции было создано множество прекрасных образцов визуального искусства, существовала и критика такой формы репрезентации. В Греции материальность скульптур осуждал Гераклит, а Ксенофану казалась смехотворной идея, что изображения богов напоминают смертных. Таким образом, критика относилась к тому, что материальная онтология изображений, их подверженность осквернению, не соответствовала природе изображаемых ими сущностей. Также среди образованных греков существовало мнение, что духовное превосходит материальное, абстрактное — конкретное, воображаемое — визуальное. У римлян, кроме того, существовал страх, что красота предметов ослабит гражданскую и военную доблесть граждан.

Начиная со II века отношение христианства к изображениям становится сложным. Основой противоречий стали различные интерпретации второй заповеди (Исх. 20:4). Разрушение христианами языческих изображений и святилищ не носило систематический характер и не может быть во всех случаях отнесено к рассматриваемому явлению. Различен также и масштаб разрушений, от обезглавливания статуй до полного уничтожения. В отношении лиц повреждены чаще всего глаза. Возможно, такая агрессия имела целью устранить или уменьшить метафизическую силу или присутствие объекта. Во множестве обломки языческих памятников находят, например, на территории, относившейся к Римской Британии. Разрушение не всегда имеет характер полного уничтожения и археологи отмечают черты отбора элементов разрушенных предметов с целью образования новых композиций. В Средиземноморском регионе нередки случаи переиспользования языческих храмов и придания изображениям других черт.

Бо́льший уровень разрушений в некоторых регионах, в частности в восточном Средиземноморье, может указывать как на разницу в процессе распространения христианства, так и на различие в уровне технологий, распространённости долговечных материалов. В связи с этим поднимается вопрос о распространении термина «иконоборчество» на священные деревья и рощи и, в целом, на более широкий ряд символических объектов. Таким образом, применительно к зороастризму в Персии иконоборчество характеризуется через погашение священных огней.

К иконоборчеству в период поздней Античности также относят damnatio memoriae, — политически обусловленное устранение памяти о каком-либо лице. В рамках сопутствующих мероприятий память о человеке устранялась путём уничтожения его изображений и посвящённых ему надписей и пр.. Часто damnatio memoriae подвергались узурпаторы и тираны, но не только. В результате раскопок в Риме в 1887 году было обнаружено более 100 захоронений с уничтоженными эпитафиями и изображениями, предположительно, принадлежащие солдатам XX легиона, поддержавшего узурпаторов в III веке.

Византия

Религиозное движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)). Законами 726 и 730 годов император Лев III Исавр запретил почитание икон. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века, и окончательно запрещено в 843 году. За более, чем столетие деятельности иконоборцев были уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 3856
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

«Мы почитаем не краски и доски». История периода иконоборчества в Византии

Неотъемлемое отличие любого православного храма — это иконы. Изображения, которые Церковь стала позднее называть священными, стали появляться в местах богослужения с первых веков христианства. Одни из первых икон появились уже в римских катакомбах.




Древнейшее известное изображение Богородицы

с младенцем Иисусом (II век, Катакомбы Присциллы, Рим)

Повсеместно же почитание икон вошло в церковную жизнь к V веку. Однако нередко в народной жизни почитание священных изображений принимало искаженные формы, порой граничащее с идолопоклонством, магизмом и суеверием. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и так далее.

Видя искаженные формы почитания икон, некоторые священнослужители прямо называли иконопочитание идолослужением.

 Это не могло не волновать отцов Церкви. Протест против извращений иконопочитания привел часть иерархов и монашества к отрицанию самой идеи иконы. К несчастью в богословские споры вмешался император Лев III Исавр

Слева направо: Лев III Исавр (между 675 (685) — 741), Константин V Копроним (718-775),

Лев IV Хазар (750-780), Ирина (ок. 752-803)

Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его борьбе с идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы. Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации всей государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой борьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие государственные должности.

Задумав истребить иконопочитание, император полагал, что это поможет ему вернуть утраченные империей области, а иудеи и мусульмане, не почитающие изображений, сблизятся с христианством.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу…». Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека.

Уничтожение икон император начал в 726 году, издав указ против поклонения им. Сначала он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться. Распоряжению императора воспротивился Патриарх Константинопольский Герман, его поддержал и римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если тот будет настаивать на уничтожении иконопочитания.

Однако предостережения не подействовали: в 730 году император велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Когда один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен, иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны.


Казни монахов (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы, начало XIII века)

Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах восточной части империи. В Сирии, которая находилась под властью мусульман, а также в Риме Лев не мог заставить выполнить свой указ.

В Греции сопротивление иконоборчеству даже привело к политическому восстанию.

 Против гонения выступил знаменитый Иоанн Дамаскин, великий христианский богослов и поэт, бывший в то время статс-секретарем при халифе Дамасском. Его замечательные слова в защиту святых икон привлекли всеобщее внимание. Император Лев, желая отомстить Иоанну, оклеветал его, написав халифу, что его министр — изменник. Впоследствии Иоанн принял монашество и удалился в один из палестинских монастырей.


Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин, написавший в 726-730 годы

«Три защитительных слова против порицающих святые иконы».

В его сочинении впервые определены различия между «служением»,

подобающем только Богу, и «поклонением», оказываемом тварным вещам,

в том числе и иконам

«Три слова против порицающих иконы» написаны Иоанном Дамаскиным в 730 году, в самом начале иконоборческого спора, немедленно после запрещения икон императором Львом III Исавром. Тот факт, что Иоанн немедленно опубликовал свои послания, свидетельствует о значительной духовной свободе, которой он несмотря на арабскую оккупацию располагал вдали от византийской столицы.

После смерти императора Льва преследовать иконопочитание продолжил его сын Константин Копроним. Он хотел осудить и уничтожить иконопочитание как ересь. Несколько лет Константин готовился к созыву церковного собора. За эти годы происходил подбор на епископские кафедры согласных с ним лиц. Когда же все было подготовлено, в 754 году иерархия по зову императора прибыла в столицу. И, покорившись воле своего кесаря, епископат определил, что иконопочитание есть идолопоклонство.

Определения лжесобора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Копроним пошел дальше своего отца: он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. По его приказу мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море, монастыри были обращены в казармы или конюшни, монахи изгнаны, а те, кто открыто порицал действия императора и защищал иконопочитание, предавались мучительной смерти.

Истребленные иконы заменялись «светским искусством»: охотничьими сценами, орнаментом и так далее.

 После смерти Константина его сын Лев Хазар, по завещанию отца, должен был продолжить борьбу с иконами. Но Лев оказался человеком слабохарактерным, зато на него имела большое влияние его жена Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Под ее покровительством изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константинополе, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания. Однажды найдя в спальне Ирины иконы, Лев начал было крутыми мерами подавлять иконопочитание, но в том же году умер. По малолетству его сына управление государством взяла в свои руки Ирина. Она решительно объявила себя защитницей икон.

Новым Константинопольским патриархом был избран Тарасий, приверженец иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри.

При поддержке императрицы в 787 году в Никее собрался 7-й Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Отцы собора разделили понятия «служение» и «поклонение». Было определено, что «служение» подобает одному лишь Богу. Иконам же подобает «поклонение». Поклоняясь образу, верующие воздают честь Первообразу — Христу, Богородице и святым.

Иконоборчество не сразу сдало свои позиции, оно еще 25 лет волновало Церковь, а после смерти Ирины возродилось с новой силой. В 815 году император Лев V начинает новые гонения против почитания икон. Первым пострадал патриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению, низложенный и сосланный. На Вербное воскресенье 815 года тысяча монахов Студийского монастыря прошла крестным ходом по Константинополю, неся иконы. В ответ на это последовали императорские репрессии, по количеству жертв превышавшие гонение Копронима: десятки сосланных епископов, множество монахов, утопленных в зашитых мешках и замученных в застенках. Гонения продолжались и при преемниках Льва V.


Встреча императрицы Феодоры с иконописцем Лазарем,

пострадавшем при императоре Феофиле (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы)

Лишь при императрице Феодоре иконоборчество было окончательно преодолено: в марте 843 года на Константинопольском соборе почитание икон было восстановлено в полной мере.

В честь этой победы был установлен праздник «Торжества Православия», который совершается в Православной Церкви в первое воскресение Великого поста.


Императрица Феодора и император Михаил III.

Фрагмент иконы «Торжество Православия» (Византия, первая половина XV века)

Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 8559
Источник: https://xn--n1abh7c.xn--p1ai/blogs/o-pravoslavii-i-krasote/istoriya_perioda_ikonoborchestva_v_vizantii/

Иконоборчество в Западной церкви


До конца VIII века не известно о сколько-нибудь значимых спорах о культе изображений у франков. Известные описи предметов меровингского искусства содержат упоминания о многочисленных живописных произведениях, однако практически все они не сохранились. Удовлетворительных объяснений этому явлению пока нет. Некоторые свидетельства хронистов могут быть указывать на наличие противоречивого отношения к поклонению изображениям в первой половине VIII века. В целом для этого периода не известно ни о носимых изображениях, которые могли бы быть названы иконами, ни о клятвах на таких изображениях, ни о видениях верующих. Единственным исключением являются выполненные на низком художественном уровне миниатюры из Евангелия Гундохина (754).

Под 767 годом Анналы королевства франков сообщают, что «началось исследование о святой Троице и об изображениях святых король Пипин собрал совет в поместье Жентильи, по поводу этого исследования провёл синод». В составленных в разное время версиях Анналов это сообщение несколько отличается: в более ранней редакции, датируемой примерно 790 годом, говорится о том, что Пипин созвал «великий синод», а не «совет», которое затем перешёл «синодом». Это изменение в представлении о статусе данного собрания произошло в конце царствования Карла Великого (768—814), когда спор об изображениях был в разгаре. Подробности об этом соборе и об упомянутом тут же «исследовании о Троице» не известны, исследователи связывают эти события с франко-византийскими отношениями того времени, сосредоточенными вокруг возможного заключения брачного союза между двумя дворами. В конечном счёте, союз не был заключен, возможно в связи с противодействием папства, опасавшегося за свои владения в Италии, которые могли оказаться под угрозой, если бы такой союз был заключен.

На Римском соборе 769 года, в котором приняли участие 12 франкских епископов, вопрос об изображениях не был основным, однако по политическим соображениям папе Стефану III (768—772) было важно предотвратить сближение Византии и государства франков. В связи с этим необходимо было показать, что иконоборческая политика византийских императоров того времени является еретической. По инициативе франков вопрос об изображениях был рассмотрен, и решением собора иконоборчество было осуждено, а Иконоборческий собор 754 года анафематствован.

В 825 году Людовик Благочестивый собрал с разрешения папы в Париже собор епископов и богословов, на котором вновь были осуждены постановления Второго Никейского собора. Парижский собор осудил как иконоборцев, так и иконопоклонников. По мнению Собора совершать поклонение (лат. λατρεία) подобает одному Богу, и запретил поклонение иконам, разрешив их почитание (лат. veneratio); неверно иконы приравнивать ко святому Кресту; иконы присутствуют не для поклонения, a для воспоминания благочестивой любви (лат. pro amoris pii memoria), являются украшением, a для невежд — научением, при таком отношении к ним они не вредят вере. На Парижском соборе, после тщательного рассмотрения, было решено, что изображения разрешаются, но они не важны для веры или богослужения. Было подтверждено прежнее решение, что изображения не следуют ни разрушать, ни поклоняться им.

На Константинопольском соборе 869—870 годов папские легаты подтвердили определения Второго Никейского собора. В западной церкви поклонение иконам не получило признания в качестве общеобязательного догмата, но теоретические обоснования иконопочитания в католическом богословии в целом соответствовали Второму Никейскому собору. Разрушение изображений связано с еретическими течениями, в частности катарами и лоллардами.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 3634
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Использованные материалы

  • Статья «VII Вселенский собор» из IX тома «Православной энциклопедии», М.: 2005. С.645 — 660

  PG. 20. Col. 1545–1549

  Holl K. Gesammelte Aufsдtze zur Kirchengeschichte. Tьb., 1928. Bd. 2. S. 351–398

  CPG, N 7790

  CPG, N 7885; PG. 93. Col. 1597–1609

  PG. 95. Col. 336–337

  PG. 98. Col. 156–164

  PG. 98. Col. 164–188

  PG. 100. Col. 1112–1113

  Ibid. I 14

  Ibid. I 9

  Ibid. I 11

  Ioan. Damasc. Сontr. imag. calumn. I 67

  Ibid. Col. 337

  Ibid. Col. 309–312

  ДВС. Т. 4. С. 543–545

  Там же. С. 567–568

  Там же. С. 570–571

  Там же. С. 572–575

  Theoph. Chron. P. 439; PG. 100. Col. 344; 98. Col. 80; 95. Col. 337 et al.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 656
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4154.html

В период Реформации


Основоположники Реформации высказывали различные мнения относительно изображений. Если Жан Кальвин, исходя из буквальной интерпретации Второй заповеди, требовал их удаления из церквей, то Мартин Лютер проводил различие между изображениями и их восприятием. Наиболее радикальные группы иконоборцев действовали в южных областях Германии и Швейцарии. Одно из наиболее масштабных иконоборческих волнений произошло в Женеве, заметной была иконоборческая активность Ульриха Цвингли в Цюрихе. С иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, началась революция в Нидерландах. Действия протестующих включали разрушение не только изображений и скульптур в церквях, но и прочих культовых объектов (канделябров, монстранций).

В Англии иконоборческие инциденты отмечались уже начиная с 1520-х годов. В 10 статьях, принятых Церковью Англии в июле 1536 года, разрешалось использование изображений как «напоминание о небесных вещах». Однако уже в августе отношение к ним стало более критичным, что обосновывалось защитой изображений от оскорблений и опасностью восприятия их как идолов. В 1537 году против изображений выступил Томас Кранмер, несколько лет спустя его поддержал Томас Кромвель. После падения Кромвеля в 1540 году ход реформы замедлился, но с восшествием на престол Эдуарда VI кампания против изображений стала проводиться с ещё большим рвением. В 1547 году был принят акт об уничтожении всех оскорбительных изображений, под которыми понимались относящиеся к поддерльным чудесам, паломничествам, идолопоклонничеству и предрассудкам. Дальнейшие законы только расширили этот перечень. Некоторые радикальные епископы приказывали разрушать алтари в своих диоцезах. C возвращением в Англию протестантов, изгнанных при королеве Марии, влияние реформатских церквей Швейцарии, а вместе с ним направленность против изображений, усилились.

К пуританскому иконоборчеству относят также осуждение и борьбу с театром в конце XVI — XVII веках.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 2030
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

В Африке

Понятие иконоборчества распространяют также на культурные процессы в Африке. Таким образом характеризуют уничтожение священных деревьев народа бага в Гвинее в 1956—1957 годах. Мусульманский священник (мурабит) Асеку Сайон (Asekou Sayon) и его ученик Абдулайе Камара (Abdoulaye Camara) начали кампанию по разрушению традиционной религии и по обращению бага в ислам. Действуя в нескольких деревнях при поддержке местной молодёжи, срубали священные рощи и разрушали предметы культа бага (маски, скульптуры). Дополнительный урон культуре бага был нанесён после обретения страной независимости, когда президент Секу Туре провозгласил свою «программу демистификации». В попытках обретения новой национальной идентичности традиционные религиозные практики были объявлены незаконными, а их публичное отправление запрещено.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 825
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Иконоборчество и вандализм


Согласно определению немецкого историка Александра Демандта, вандализмом является существенное повреждение или разрушение символической структуры или объекта против воли его владельца или властей, в качестве акта творчества, презрения, или того и другого. В такой постановке вандализм можно рассматривать как светскую форму иконоборчества. Этимологически связанное с германским племенем вандалов, в своём нынешнем значении оно впервые было употреблено в 1794 году во время Французской революции епископом Анри Грегуаром для описания действий, совершаемых революционной армией.

В качестве разрушения предметов искусства, иконоборчество как правило считается разновидностью табу, а сами иконоборцы стигматизируются как невежды, не понимающие смысла совершаемых ими действий.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 801
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 22144
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 12929 (58%)
  2. https://xn--n1abh7c.xn--p1ai/blogs/o-pravoslavii-i-krasote/istoriya_perioda_ikonoborchestva_v_vizantii/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8559 (39%)
  3. https://drevo-info.ru/articles/4154.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 656 (3%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий