74,§ 6, 4, инкультурация


Социо-культурные процессы пронизывают нашу жизнь настолько, что порой мы даже не ощущаем этих процессов. Ты живешь в обществе: ходишь на учебу, затем на работу. Нормы, правила, ценности данного общества воспринимаются тобой как само собой разумеющиеся.

И только оказавшись в другой культурной среде, можно по-настоящему оценить, насколько твоя родная культура тебе родна и понятна. Все описанное выше называется инкультурацией. Разберемся с этим крайне интересным понятием.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 476
Источник: https://ege59.ru/2016/04/06/inkulturaciya/

Понятие инкультурации

Для понимания любого научного термина достаточно разбить его на части. Термин «инкультурация» состоит из двух частей «ин» и «культура». Думаю, любому толковому человеку сразу становится понятно, что «ин» производное от английского «in», что означает «в». А термин культура можно определить как систему духовных и материальных ценностей, созданных человеком.

Поэтому инкультурация — это процесс усвоения личностью ценностей данной культуры, процесс «вхождение» его в поле данной культуры. Инкультурация происходит благодаря усвоению личностью ценностей, традиций, правил культуры, в поле которой находится человек в данный период времени.

Ценности — это идеальные императивы, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни. К примеру, ценности карьеры, семьи, гуманности — относятся к универсальным, общечеловеческим ценностям. Для их усвоения не требуется понимать какие-то новые смыслы. Другое дело, что формы семьи могут быть разными.

К примеру, приезжаете вы в какую-нибудь Папуа Новую Гвинею, и видите, что в местном племени, к примеру, господствует полигамная семья, которая давно себя изжила во всем цивилизованном мире (о том, что такое цивилизация см. по линку). Стало быть вы и папуас поймете, что понимается под семьей, но смысл будет чуточку различаться.

Инкультурация происходит всякий раз, когда вы оказываетесь в поле некой новой культуры и живете в ней продолжительное время. Так, мигранты, уезжающие за границу испытывают инкультурацию, усваивая ценности новой для себя культуры.

Процесс это не всегда приятный, потому что приходится поступаться ценностями своей культуры. К примеру, приезжаете в какой-нибудь Гон-Конг, и привыкли жевать жевачку. Так вот, в Гон-Конге страшные штрафы за это дело: плотность населения такова, что жевание жвачки чревато распространением кишечной заразы. Да и плотность населения вас, понятно, сильно удивит. Придется привыкать — инкультурация, однако.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1934
Источник: https://ege59.ru/2016/04/06/inkulturaciya/

Инкультурация и социализация


Инкультурация это не тоже самое что социализация. Подробнее о социализации смотри пост по линку. Здесь же скажу лишь что социализация это вхождение личности в социальные отношения, интеграция ее в общественные связи. В ходе социализации индивид усваивает не только родную культуру, но и социальные роли, принимает на себя обязанности и реализует права, обусловоенные социальным статусом.

Общее между социализацией и инкультурацией то, что эти два поцесса продолжаются всю жизнь: каждый человек постоянно вхож в те или иные группы, субкультуры, где происходит его социализация и инкультурация.

К примеру сменил гражданин место работы: был слесарем, а стал директором компании. Понятно, что ему предстоит не только интегрироваться в соответствии со своим нвым социальным статусом и примерить на себя новые социалтные роли (социализация), но и усвоить корпоративнную культуру управленческого персонала.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 929
Источник: https://ege59.ru/2016/04/06/inkulturaciya/

Предмет

1. Образование. Педагогика. 2. Организация образования. 3. Социальная педагогика. 4. социокультурное образование. 5. философские проблемы. 6. социокультурное развитие. 7. развитие человека. 8. развитие общества. 9. взаимодействие культур. 10. светская культура. 11. религиозная культура. 12. инкультурация. 13. социализация.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 383
Источник: http://books.altspu.ru/document/110

Стадии инкультурации

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

  • физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
  • стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
  • стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
  • ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

  • достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;
  • овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
  • овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
  • принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2472
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Влияние окружающей среды на инкультурацию


Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

  • вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;
  • горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
  • непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).
Блок: 4/8 | Кол-во символов: 748
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Описание

Модели инкультурации в образовании : материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2018 г. / Алтайский государственный педагогический университет ; под науч. ред. С. А. Ан. — Барнаул : АлтГПУ, 2018. — 188 с.

В сборник включены материалы международной научно-практической конференции «Динамика моделей социокультурного воспитания в современном обществе», прошедшей в Алтайском государственном педагогическом университете 14–15 апреля 2018 г. (г. Барнаул). В конференции приняли участие ученые, работники образования, аспиранты, магистранты, студенты. Сборник состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются философские проблемы социокультурного развития человека и общества, во втором разделе представлены модели взаимодействия светских и религиозных культур, в третьем разделе – инкультурация и социализация в современном образовании. Статьи могут быть интересны специалистам в области образования, педагогам-практикам, аспирантам, магистрантам, студентам.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1068
Источник: http://books.altspu.ru/document/110

Некоторые психологические механизмы инкультурации

Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей.

Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными.

Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо. То есть речь идет о наказании самого себя.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1076
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Создатель (Автор)

Редакционная коллегия:

Ан, Светлана Андреевна, доктор философских наук, профессор;

Афонина Раиса Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

Маркин Владимир Васильевич, кандидат философских наук, доцент;

Губанова Вера Ивановна

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 311
Источник: http://books.altspu.ru/document/110

Литература


  • Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие — М.: РГГУ, 2000
  • Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  • Деметрадзе М.Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. // М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. — 121 с. ISBN 978-5-8188-0199-5
  • Инкультурация и социализация // Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001
  • Мацумото Д. Психология и культура — 3-е изд.,междунар. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2002
  • Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000
  • «Ясперс К.» Истоки истории и её цель. Вып.1. М., 1991
  • Grace, Lindsay. «Handbook of Research on Computational Arts and Creative Informatics: The Challenge of Enculturation in the Arts, 2009, IGI Global Press; ISBN 978-1-60566-352-4; 312-324.
  • Femandez J. W. Tolerance in a Repugnant World and Other Dilemmas in the Cultural Re-lativism of M. J. Herskovits // Ethos 1990
  • Herskovits М. Cultural Anthropology. N.Y., 1955
  • Nobuo, Shimahara. Current Anthropology, Vol. 11, No. 2
  • Thijl Sunier Civil enculturation: Nation-state, school, and ethnic difference in four European countries // Journal of International Migration and Integration / Revue de l’integration et de la migration internationale. 2000, Volume 1, Issue 3, pp 305–329
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1518
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Авторские права

©Алтайский государственный педагогический университет, 2018

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 144
Источник: http://books.altspu.ru/document/110

Тип

Материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2018 г.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 148
Источник: http://books.altspu.ru/document/110

Файлы

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 25
Источник: http://books.altspu.ru/document/110
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 11232
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ege59.ru/2016/04/06/inkulturaciya/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3339 (30%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 5814 (52%)
  3. http://books.altspu.ru/document/110: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 2079 (19%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий