988,Государства исламского мира

Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 222
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/islamskiy-mir-edinstvo-mnogoobrazie.html

По субъектам РФ

По данным переписи населения 2002 года, основное количество мусульман в России сосредоточено в семи субъектах, в том числе Северного Кавказа – население Ингушетии на 98 % состоит из мусульман, в Чечне высокий процент численности — 96 % граждан – мусульмане, в Дагестане 94 % населения составляют мусульмане, в Кабардино-Балкарии 63 %, в Башкортостане 54,5 %, а в Татарстане проживает 54 % российских мусульман. Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами – таково мнение специалистов в области религии.

Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые «исламоведы», не происходит.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 1634
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii

Распространение ислама


Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1890
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/islamskiy-mir-edinstvo-mnogoobrazie.html

История

Территория Арабского халифата      Завоевания 622-632      Завоевания 632-661      Завоевания 661-750

История ислама началась в 7-м веке в Аравии. Согласно преданию, в 610 году исламскому пророку Мухаммеду были ниспосланы первые аяты Корана, а уже через 10 лет пророк Мухаммед стал главой мединской общины мусульман. После смерти пророка Мухаммеда был создан Арабский халифат, возглавляемый праведными халифами и халифами из династий Омейядов и Аббасидов. Территория халифата была расширена далеко за пределы Аравийского полуострова и простиралась от северо-западной Индии и Центральной Азии до Ближнего Востока, Северной Африки, южной Италии и Пиренейского полуострова.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 680
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80

Культура


Искусство

Золотой век ислама (исламский ренессанс) традиционно датируется с 8 по 13 века. Проходил он во времена правления династии Аббасидов. Исламская культура представляет собой смешение арабских, персидских, египетских и европейских традиций.

Ислам запрещает изображения Бога, пророков и живых существ по причине того, что это может привести к идолопоклонству. В исламском искусстве часто используются геометрические, цветочные или растительные орнаменты. Исламская каллиграфия чаще всего выражается в форме коранических стихов и присутствует в украшении стен и куполов почти всех мечетей.

Отличительной особенностью исламской архитектуры является наличие колонн, арок и куполов. В конце 19-го века исламские купола были включены в европейскую архитектуру.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 771
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1121
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/islamskiy-mir-edinstvo-mnogoobrazie.html

Демография


В последнее время рождаемость в исламском мире снижается: если в 1989 году на одну мусульманку в мире приходилось 5,2 ребёнка, в то время как на христианку — только 3,3, то в 2000 году эти цифры составляли соответственно 3,7 и 2,6, а в 2010 году — 2,9 и 2,6.

Мусульмане составляют большинство в 46 странах.

Индонезия — 262,5 млн. (прирост 1,28 % — 3,4 млн)

Пакистан — 194,9 млн. (прирост 2,10 % — 4,1 млн)

Нигерия — 189,5 млн. (прирост 2,67 % — 4,9 млн)

Бангладеш — 163,4 млн. (прирост 1,20 % — 2,3 млн)

Египет — 94,5 млн.(прирост 2,18 % — 2 млн)

Иран — 80,7 млн. (прирост 1,27 % — 1 млн)

Турция — 80,7 млн. (прирост 1,68 % — 1,3 млн)

Судан — 41,5 млн. (прирост 2,16 % — 877 тыс.)

Алжир — 40,8 млн. (прирост 1,92 % — 768 тыс.)

Ирак — 38,2 млн. (прирост 3,30 % — 1,2 млн)

Марокко — 35 млн. (прирост 37 % — 472 тыс.)

Афганистан — 34 млн. (прирост 3,02 % — 997 тыс.)

Саудовская Аравия — 32,6 млн. (прирост 2,31 % — 736 тыс.)

Малайзия — 31 млн. (прирост 1,51 % — 462 тыс.)

Узбекистан — 30,5 млн. (прирост 1,49 % — 450 тыс.)

Йемен — 27,8 млн. (прирост 2,57 % — 698 тыс.)

Кот-д’Ивуар — 23,5 млн. (прирост 2,40 % — 551 тыс.)

Нигер — 21 млн. (прирост 3,99 % — 808 тыс.)

Буркина-Фасо — 18,9 млн.(прирост 2,93 %-538 тыс.)

Мали — 18,3 млн. (прирост 2,97 % — 530 тыс.)90 %

Казахстан — 18 млн. (Прирост 1,55 % — 275 тыс.)70 %

Сирия — 17,8 млн. (прирост −2.26 % −765 тыс.)

Сенегал — 15,8 млн.(прирост 3,09 % — 475 тыс.)94 %

Чад — 14,7 млн. (прирост 3,30 % — 471 тыс.) 60 %

Гвинея — 13,1 млн. (прирост 2,70 % −345 тыс.)85 %

Тунис — 11,4 млн. (прирост 1,12 % — 126 тыс.)

Сомали — 11,2 млн. (прирост 2,37 % — 257 тыс.)

Азербайджан — 9,9 млн. (прирост 1,37 % — 136 тыс.)

ОАЭ — 9,4 млн. (прирост 1,89 % — 175 тыс.)

Таджикистан — 8,7 млн. (прирост 2,24 % — 192 тыс.)

Иордания — 7,9 млн. (прирост 3,05 % — 236 тыс.)

Сьерра-Леоне — 6,6 млн. (прирост 2,22 %-144 тыс.)

Ливан — 6,4 млн. (прирост 5,94 % — 360 тыс.)

Ливия — 6,2 млн. (прирост 0,02 % — 2 тыс.)

Киргизия — 6 млн. (прирост 1,67 % — 99 тыс.)

Туркменистан — 5,4 млн. (прирост 1,27 % — 68 тыс.)

Эритрея — 5,4 млн. (прирост 2,17 % — 114 тыс.)

Оман — 5,1 млн. (прирост 8,32 % — 393 тыс.)

Мавритания — 4,2 млн. (прирост 2,49 % — 102 тыс.)

Кувейт — 4,2 млн. (4,79 % — 191 тыс.)

Катар — 2,4 млн. (прирост 4,70 % — 108 тыс.)

Гамбия — 2 млн. (прирост 3,24 % — 65 тыс.)

Гвинея-Бисау — 1,9 млн. (прирост 2,42 % — 24 тыс.)

Бахрейн — 1,4 млн. (прирост 1,76 % — 24 тыс.)

Джибути — 905 тыс. (прирост 1,33 % — 11 тыс.)

Коморы — 817 тыс. (прирост 2,41 % — 19 тыс.)

Общая численность населения этих стран — 1,656,500,000 чел.

В первых 10-ти странах живет 1,186,700,000 мусульман.

Общий годовой прирост исламского мира составил 1,90 %.

За 2016 год население исламского мира увеличилось примерно на 32,500,000 человек.

Исламская Республика Гамбия является самым маленьким государством в континентальной части Африки.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2845
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 406
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/islamskiy-mir-edinstvo-mnogoobrazie.html

Русь на пути выбора


Есть упоминания об исламе в России в известном памятнике древнерусской литературы «Повести временных лет», где описано, как в 980-х годах князь Владимир Святославич и его послы вели переговоры о том, чтобы Русь приняла ислам, но в итоге выбор пал на православие, которое пришло из Византии.

В восточных источниках рассказывается о том, как в Хорезм прибыло посольство от правителя Вуладимира, в котором содержалась просьба о принятии Ислама, и даже есть мнение ученого тюрколога Прицака о том, что Владимир принял ислам, но после сам крестился и Русь крестить велел в 988 году. Попытки склонить Владимира к исламу предпринимались уже после этого в 1014 году булгарским каганом Муэмином Вторым. Мнение ученого основывается на исследованиях Аль-Марвази, арабского историка, и булгарских летописях «Джагфар Тарихе». В качестве доказательств приводятся такие факты, как то, что женой князя Владимира стала дочь булгарского кагана, а мусульманка по законам и основам Ислама может выйти замуж только за мусульманина, а также то, что сыновья, которых родила ему булгарка, были любимыми сыновьями князя Владимира – Борис и Глеб. К концу жизни князя Владимира именно эти сыновья были отцу своему единственными сторонниками и последователями, и убил их старший сын князя Святополк Окаянный.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1301
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii

Ислам в Золотой Орде

В исламский период правления Золотой Орды сохранялись позиции религии ислама в Булгарском улусе и Джучи, ставшем последним преемником Чингис-хана на территории Сибири, Кавказа и Поволжья. А с 1312 года ислам стал государственной религией Золотой Орды, но даже до этого момента вассалами Золотой Орды были княжества на Северо-Западе Руси и на Юге Руси, а правитель или верховный сюзерен на Северо-Западе русских княжеств был ставленником Золотой Орды, и именно Орда выдавала ему на княжение Ярлык. Такая же ситуация была и в других государствах, подчинявшихся Золотой Орде: на территории Западной Сибири, Узбекистана и Казахстана располагался Узбекский улус с тринадцатого по пятнадцатый век, на территории Семиречья в Казахстане, а также там, где располагаются современный Таджикистан и Узбекистан, находился Чагатайский улус.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 849
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii

Исламский мир в период после падения Золотой Орды


После того, как великая Золотая Орда пала, она разделилась в 1430 году на Большую и Ногайскую Орду и множество мелких исламских княжеств, из которых на современных российских территориях располагались Казанское ханство на Среднем Поволжье, Астраханское ханство на Нижнем Поволжье, Сибирское ханство в Западной Сибири, а также Крымское ханство, которое охватывало юг Украины, Крым и Краснодарский край. Ногайская Орда также располагалась на территориях современного Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и Поволжья.

После стояния на реке Угре в 1480 году Крымское ханство разгромило Большую Орду и освободило Московское государство от зависимости. Но московские князья не оставляли попыток взять под контроль Казань, и в середине пятнадцатого века Иваном Грозным были покорены и Казанское ханство, и Астраханское, а позже к православной Руси военным путем присоединили и другие исламские государства.

На территориях, которые охватывал Советский Союз, существовали с пятнадцатого по девятнадцатый век Казахское ханство, Хорезм, Бухарское ханство и Кокандское ханство, часть из которых после того, как церковь была отделена от государства, перешли в состав Советского Союза: Хивинское и Бухарское ханства сохраняли Ислам как государственную религию до самого 1917 года, подчиняясь Российской Империи.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1370
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii

Ислам в Российской империи

После того, как в Казань приехала императрица Екатерина Вторая в 1767 году, в России позиции ислама начали восстанавливаться. Императрица сняла все ограничения, которые существовали на строительство каменных мечетей, а также общественных зданий мусульман, а затем выпустила исторический указ «О терпимости всех вероисповеданий», который положил начало в России периоду межконфессиональной толерантности. Вскоре после этого в России появилась по указу императрицы первая официальная мусульманская организация — Оренбургское магометанское духовное собрание. Тогда же был назначен глава мусульман России, муфтий, чью кандидатуру утверждал император. Местом собрания была Уфа, а муфтии и их помощники, а также основное число мулл назначались из числа казанских татар.

Эта организация была создана для того, чтобы государство могло контролировать мусульманское духовенство, и поэтому ее состав определяло правительство, для возможности использования в дальнейшем официальные исламские институты в проведении среди мусульманского населения политики российской власти.

В 1817 году указом Александра I было создано Министерство духовных дел, в котором было указано, что муфтия должно избирать мусульманское общество, и в 1836 году то же положение вошло в Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Но реальное положение дел было иным: муфтия все также назначал император, опираясь на представление министра внутренних дел, и закон вступил в силу только в 1889 году после внесения соответствующего изменения в законодательство Государственным Советом.

На момент 1889 года ОМДС или Оренбургское магометанское духовное собрание ведало 4254 приходами, в которые входило почти три с половиной миллионов мусульман, 65 ахунов, 2734 хатыбов, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзинов. Это число увеличилось к 1912 году до четырех с половиной миллионов мусульман, а число приходов увеличилось до 5771-го.

Татарская элита периодически стремилась взять общество под свой контроль, поскольку ОМДС поддерживало действия правительства, и в результате в 1915 году, когда муфтием был назначен М.Баязитов, татарская элита подвергла ОМДС бойкоту.

Муфтий был смещен в 1917 году после Февральской революции национальными деятелями Уфы, а обществом управлять стала комиссия, состоящая из шестнадцати человек, которыми руководил имам Хабибулла Ахтямов.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 2364
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii

Ислам в Советском Союзе


После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.

В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.

Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.

Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.

Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.

Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.

Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.

В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 3479
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii

Ислам в современной России

На сегодня в РФ функционирует более сорока муфтиятов или Духовных управлений мусульман, подразделяющихся на мухтасибаты и кызыяты. Существует три организации, которые выполняют централизованные функции: ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, которое располагается в Уфе, СМР или Совет муфтиев России, который располагается в Москве, а также КЦМ СК или Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Между СМР и ЦДУМ периодически возникает противостояние, и результатом этого становится появление в некоторых регионах страны параллельных мусульманских структур управления.

Если вам интересно узнать сколько мусульман в России, переходите по приведенной ссылке.

В мусульманских регионах России открываются новые медресе и школы, строятся мечети, хотя их количества не достаточно для удовлетворения нужд мусульманского сообщества: на политическом уровне сохраняется исламофобия, препятствование развитию сферы исламских услуг и строительству мечетей, о чем можно увидеть в нижеприведенном видео.

Конфессиональный состав мусульман в России

Российские мусульмане являются преимущественно суннитами ханафитского (65 %) и шафиитского толка (20-30 %). К ханафитам в стране относится основная часть татар, башкир, казахов, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, адыгейцев, шапсуг, ингушей и мусульман-осетин, примерно третья часть всех азербайджанцев страны и народы, проживающие в Средней Азии. К шафиитам относятся большинство ингушей и чеченцев, большая часть проживающих в Дагестане народов.

Две трети азербайджанцев, проживающих в России, относятся к джафаритам – это составляет около трех процентов всех мусульман России. Некоторые татары частично придерживаются шиизма, как и лезгины, проживающие в селении Мискинджа.

Широкое распространение в Чечне, Ингушетии и Дагестане получил суфизм, который подразделяется на разные направления или тарикаты, которые носят названия по именам тех людей, кто их основал: в Ингушетии и Чечне есть тарикаты кадырия и накшбандийя, а в Дагестане среди аварцев распространен тарикат шазилийя. В составе тарикатов есть братства, которые только в одной Чечне насчитывают около тридцати, из которых самым многочисленным по составу является братство зикристов или кунтахаджинцев.

В современной России народы, исповедующие ислам проходят процесс воссоединения со своими братьями по вере за рубежом, что идет на пользу осознанию российских мусульман себя как части большого мусульманского мира, изучению ими своей исламской культуры и истории, получению нового исламского образования.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 2591
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 22322
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 4296 (19%)
  2. https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 14387 (64%)
  3. https://obrazovaka.ru/istoriya/islamskiy-mir-edinstvo-mnogoobrazie.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3639 (16%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий