2240,Конструктивизм в архитектуре, стиль, рожденный в ссс?

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза. В своей идеологии он превозносит концепцию утилитарности искусства, творчества для пользы, гармонии.


Блок: 1/13 | Кол-во символов: 252
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.  Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».


Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us

Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 744
Источник: https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/

Конструктивизм в дизайне и фотографии


Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1276
Источник: http://artishock.org/style_a/konstruktivizm

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали  термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект  Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.



Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu

«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1527
Источник: https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/

Появление конструктивизма

«Производственное искусство»

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма. Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

Как же возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2573
Источник: http://artishock.org/style_a/konstruktivizm

Черты стиля

Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи.

Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
  • Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, в отличие от того же ампира.
  • Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
  • Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
  • Развитие художественной промышленности.
  • Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.

Архитектура

Конструктивистское направление получило широкое применение в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого столетия.

Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания.

Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали.

Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.

Ещё во время доминирования конструктивизма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения.

Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа.

Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих.

Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.

В истории русского конструктивизма особое значение имеет город Екатеринбург. В период бурного строительства первых советских пятилеток, конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны. По счастливому стечению обстоятельств в этот период в Екатеринбурге практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавёлся 140 уникальными постройками. Такой концентрацией архитектурных памятников не может похвастаться ни один другой город мира.

Конструктивизм, как один из стилей авангардистских направлений, получило распространение не только в рамках СССР, но и ряде других государств.

Так ярким примером конструктивной архитектуры стала возведённая на Всемирной парижской выставке Эйфелева башня.

Эйфелева башня, Париж

Особенности интерьера

Интерьер домов в стилях конструктивизм и Ар Деко полностью соответствовали основным чертам направления и включали следующие особенности:

  • чётко выраженный каркас и компактные формы;
  • отсутствие каких-либо загадок и тайн – каждый предмет выполнял исключительно возложенные на него функции.

Конструктивизм предполагал создание просторных габаритных помещений, применение стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для зонирования комнат использовали передвижные ширмы. В декоре отсутствовали всякие изыски – орнаменты, лепные украшения. Основными цветами выступали: белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый. Хоть конструктивизм и отрицал декор, однако, допускалось создание небольших акцентов за счёт применения ярких покрытий ил освещения. Стены и потолок зачастую отделывались однотонной штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия использовалась паркетная доска. Что касается мебели, то основными требованиями к ней были удобство и функциональность. Такая мебель зачастую имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.

Скульптура

В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов. Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной ан выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов.

На этом этапе скульптура носила абстрактный характер. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было поразить зрителей, сформировать переход от изображения к конструкции.

Особую роль в становлении конструктивистской скульптуры играет деятельность Н. Габо и Н. Певзнера.

Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы плоскостей), Певзнер же прославился создание беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов. Позднее Габо был сформирован «Реалистичный манифест», отражавший сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования, и вмещал следующие положения:

  • действительность – высшая красота;
  • отрицание цвета, глубина композиции достигалась за счёт фактур и тона;
  • отрицание начертательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых в композиции сил;
  • отрицание объёма, мерой пространства признавалась глубина;
  • отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объём можно сконструировать из плоскостей.
  • отрицание статических композиции.

про скульптуры барокко.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 6821
Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html

Конкурсы и идеи творческих объединений




Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru

Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1515
Источник: https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/

Модные течения

Расцвет конструктивизма пришёлся на начало 1920-х годов В этот период происходят первые попытки создания советского стиля моды. Особое внимание уделялось созданию «одежды для трудящихся». Основными критериями нового советского стиля стали удобство и простота. За основу большинства как женских, так и мужских нарядов был взят простейший крой рубахи, составленный из прямоугольников.

Позднее в советскую моду стали поникать костюмы «маренго», фетровые боты, пальто, кортиковые манто, беличьи шубы и чулки со стрелками. Однако обеспечить себе модную одежду могли далеко не многие женщины, посему большинство просто перешивали свои старые наряды по выкройкам из журналов.

К 1930-му году в стране начала активно развиваться лёгкая промышленность. Резко возросло производство тканей из ситца, однако, купить даже её в свободной продаже могли далеко не все. Поэтому многие даже не задумывались о моде, а носили что есть.

В таких условиях мода отрицалась, как буржуазное понятие. Все усилия народа направлялись на строительство социализма, посему одежда делалась максимально удобной для труда. Мужчины носили одежду спортивного или полувоенного стилей – френч, брюки, заправленные в сапоги, гимнастёрки или рубахи с вышивкой.

Женщины же в качестве повседневной одежды носили жакеты, трикотажные кофты, блузы и юбки. Единичные праздничные платья украшались кружевными воротниками. Зимой носили ватные пальто с каракулевыми воротниками.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1444
Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html

Особенности конструктивизма

Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.

В этом – главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.

  • Монолитность

К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.

  • Сегментированность

Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.

  • Масштабность

В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.

  • Объемные решения

Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.

  • Материалы

Ведущие – бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.

  • Выразительные средства

Одна из заметных характеристик конструктивизма – отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.

  • Цветовая гамма

Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений  выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.





Блок: 5/13 | Кол-во символов: 3210
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Конструктивизм возрождается


В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые идеи 1920-х стали реальностью. Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен в духе двадцатых годов), многообразное по исполнению элитное жильё в Москве и прочие сооружения современного мегаполиса.

В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм. На сегодняшний день скандинавский конструктивизм наиболее широко прижился в России, в Санкт-Петербурге. Архитектурная концепция скандинавского конструктивизма считается наиболее органичной для загородных домов близ Северной Столицы. В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечного света. Эта проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизму больших площадей остекления и объемных помещений в домах. Ритмичность линий и подчеркнутая строгость геометрии придают домам, выполненным в стиле скандинавского конструктивизма, свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральных материалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органично вписываются в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1778
Источник: http://artishock.org/style_a/konstruktivizm

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). 

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Ленинградские конструктивисты:

  • Александр Иванович Гегелло; 
  • НиколайДемков;
  • Евгений Адольфович Левинсон; 
  • Эрих Мендельзон; 
  • Александр Сергеевич Никольский; 
  • Яков Георгиевич Чернихов;
  • Игорь Георгиевич Явейн.  

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2187
Источник: http://artishock.org/style_a/konstruktivizm

Плакаты российского конструктивизма 1920-х – 1930-х годов


Блок: 6/7 | Кол-во символов: 59
Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html

Мосторг на Красной Пресне

1927-1928 гг.

Первое конструктивистское здание работы братьев Весниных. Большая площадь фасадного остекления выполняла не только утилитарную, но и идеологическую задачу: демонстрировала советскому человеку изобилие произведенных в стране товаров. На крыше архитекторы разместили вентиляционные шахты, обдувающие витрину и защищающие стекло от морозного инея.

Четвертый этаж отвели для помещений технического и складского назначения, а снаружи расположили огромные буквы «Мосторг. Универсальный магазин».

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 546
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Заключение

Конструктивизм стал одним из уникальных направлений авангардистского искусства. Данное направление руководствовалось не только эстетическими, но и функциональными критериями, в отличии от позднего классицизма. Все, создаваемые предметы и вещи лишались ненужных украшений и элементов. Это течение возникло в рамках социалистического советского движения и полностью соответствовало духу времени. Очень много сходств конструктивизм имеет со стилем минимализм, хотя задатками появления данного стиля считаются как раз эмпиризм и рационализм.

про неоклассицизм – это художественное явление, которое понимается на Западе и Востоке по-разному.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 648
Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html

Дворец культуры завода имени Лихачева

1931-1937 гг.

Еще один пример реализации конструктивизма в архитектуре авторства братьев Весниных. Они использовали в работе теорию Ле Корбюзье и применили свободную планировку, крышу сделали плоской, окна вытянутыми, на месте несущих стен установили опорные столбы. Дворец включил несколько больших корпусов (выставочный, лекционный, киноконцертный залы, обсерваторию, кабинеты для занятий кружков, зимний сад, библиотеку на три этажа). Внешние формы повторяли внутреннюю планировку отдельных секций.

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 553
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Гараж для автомобилей ВАО «Интурист»

1934 г.

Работу над главным фасадом поручили Константину Мельникову. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника. Внутри здания за остекленным экраном, как за витриной, мелькали автомобили, движущиеся по спиральному пандусу.

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 316
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Коммунальные дома эпохи конструктивизма

Отдельного упоминания заслуживают проекты, идея которых отражала взгляды архитекторов на тему общежития, равенства и свободы. Жилые дома в конструктивизме виделись коммунами, где зона помещений для сна объединялась со столовой, прачечной, спортзалом, даже детским садом.

Достоинства и недостатки такого подхода одними из первых испытали студенты. Здание общежития московского Текстильного института, расположенное на ул. Орджоникидзе (проект Ивана Николаева, 1930-1931 гг.), представляло собой длинный параллелепипед. Внутри размещалось 1000 спальных кабин. В каждой такой ячейке со сторонами 2,3 х 2,7 м стояли две кровати и две тумбочки, и здесь разрешалось только спать.

Утром после подъема студент направлялся по конвейеру: в душевую, комнату для физзарядки, приводил себя в порядок в раздевалке, затем приходил в столовую. Готовиться к учебе можно было в индивидуальных кабинках. Внутри общежития разместили также библиотеку, актовый зал, плоскую крышу заняли открытой террасой. Насколько удобно было так жить, доподлинно неизвестно.

Зато известно, что в 1960-х планировку здания реконструировали, и от «конвейерного» быта отказались. Сегодня здесь по-прежнему живут студенты, а экстерьер и интерьер обновлены.

В архитектурном стиле конструктивизм выдержан и дом-коммуна для сотрудников Наркомфина. Проект 1930 г. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В основе задумки – многофункциональный комплекс из жилых комнат, фабрики-кухни, читального и спортивного залов, служебных помещений.

Но главная ценность этого объекта – в применении новаторских материалов и конструкций. Каркас здания сделан из монолитного железобетона (впервые в советском жилом строительстве), три ряда бетонных столбов проходят через все этажи и держат перекрытия. Получается, что стены не несут нагрузки, и стало возможным выполнить на фасаде сплошное ленточное остекление. Внутренние перегородки возвели из фибролита и бетонитовых пустотелых камней.

Большинство московских зданий, построенных в стиле конструктивизм, сохранились до наших дней в плачевном состоянии без должного содержания. Но ряд объектов пытаются восстановить в былом величии. Вот так должен выглядеть бывший дом Наркомфина после реставрации.

Блок: 10/13 | Кол-во символов: 2264
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Возрождение идей

Расцвет конструктивизма как архитектурного движения занял одно десятилетие. В начале 30-х годов прошлого века политическая ситуация в стране изменилась, и новаторские течения были признаны буржуазными. Архитекторы-авангардисты попали в опалу, а на смену пролетарскому аскетизму пришел пышный дизайн советского неоклассицизма.

В 60-70-е годы к идеям функционального проектирования вновь вернулись на волне политической борьбы с излишествами. И очередное обращение к стилю мы переживаем сегодня, причем не в городском контексте, а в частном загородном строительстве.

Блок: 11/13 | Кол-во символов: 595
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Современный конструктивизм: жилые дома с акцентом на удобство

Подробно о современных загородных домах, об их проектировании смотрите тут – готовые проекты и реализованные частные дома.

Блок: 12/13 | Кол-во символов: 191
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Видео – загородные дома в стиле конструктивизма

статью

Читать другие статьи раздела

Блок: 13/13 | Кол-во символов: 115
Источник: https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

Кол-во блоков: 36 | Общее кол-во символов: 42060
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 4575 (11%)
  2. http://artishock.org/style_a/konstruktivizm: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 7814 (19%)
  3. https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/konstruktivizm/unikalnoe-techenie-russkogo-avangarda.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 11608 (28%)
  4. https://fofoi.ru/sovetskij-konstruktivizm-i-gigantizm/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4675 (11%)
  5. https://www.TopDom.info/article/catarticle1/articlenews440.php: использовано 13 блоков из 13, кол-во символов 13388 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.