2569,Лопари (лапландцы) (народ)

Саамы, живущие в сказочной, но такой далекой и холодной Лапландии, не верят в Санта-Клауса, ведь у них свой «Дед Мороз». Коренной народ севера, выживший на недружелюбной арктической территории, очаровывает самобытностью, бережным отношением к природе и духам предков.


Блок: 1/15 | Кол-во символов: 269
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Название

Раньше народы, занимавшие территории современной Лапландии и Ладожского озера, называли «лопарями», или «лапландцами», в древнерусской Новгородской летописи 1216 года встречается имя «лопь». Похожи по звучанию и финские экзонимы lappi, или lappalainen: так называли не только саамов, но и всех представителей диких племен. Есть версия, что к ним относится наименование finn, встречающееся во многих Средневековых источниках.

Исследователи считают, что это выражение принесли викинги, обитавшие в Скандинавии и районе Ладожского озера в начале второго тысячелетия нашей эры. От них слово lapp переместилось в шведский язык, закрепилось в письменных источниках и до XX века употреблялось в отношении лапландцев. Определение нельзя назвать корректным, поскольку оно относится ко всем жителям региона Лапландия, который населяют представители разных народностей.

Самоназвание нации абсолютно другое — sami, «саами», «сами», а также «саммъ» и «саммьленч» для саамов Кольского полуострова. Основная версия происхождения относит к корням ẑeme, sabme, zemas балтийского типа, которые означают «земля», «низменный», «низкий». Еще одна версия отсылает к уральским этнонимам с корнем sa(a)m, значащим «речной», «водный».

Блок: 2/15 | Кол-во символов: 1223
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Сапми


Сами саамы называют свою страну Сапми (с.-саамск. Sápmi, «земля саамов»)), подразумевая под этим понятием территорию своего традиционного расселения. Это слово обычно используется как синоним названия Лапландия, однако некоторое различие между двумя понятиями имеется, поскольку, во-первых, не вся территория Северного Калотта является территорией традиционного расселения саамов, а, во-вторых, часть Сапми находится южнее Северного полярного круга.

Слово Sápmi используется в названиях различных организаций, имеющих отношение к саамам. К примеру, саамские радиостанции в Норвегии и Швеции называются NRK Sápmi и SR Sápmi соответственно.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 646
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Где живут

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы.

К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни — полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

Блок: 3/15 | Кол-во символов: 1664
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Географические данные района

Пейзаж близ Йокмокка, Лапландия (Швеция)

Национальный парк Сарек, Лапландия (Швеция)

Лапландия в основном представляет собой плоскогорье, прорезанное многочисленными речными долинами и горными ущельями; северная и западная части его заняты хребтом Хьёлен, северо-восточной частью Скандинавских гор. За этой горной страной следует терраса, усеянная озёрами и болотами, а за ней — приморская полоса, покрытая обширными сосновыми лесами и превосходными пастбищами. В последней сосредоточено оседлое население, тогда как горы посещаются почти исключительно кочующими саамами.

Фиельды, или фьельды — некрутые платообразные горы, поросшие лесом, тундровой растительностью или шапками ледников — постепенно «поднимаются» с востока на запад и достигают на шведско-норвежской границе высоты более 2000 метров: Кебнекайсе (высшая точка Швеции и Лаппландии), Сарекчокко, Акка.

По территории Лапландии протекают такие большие реки, как Турнеэльвен (Торнионйоки), Танаэльв (Тенойоки), Кемийоки, Оулуйоки, Каликсэльвен, Лулеэльвен, Питеэльвен, Тулома, Ивалойоки

Климат региона субарктический морской на побережье Норвежского и Баренцева морей и умеренно-холодный в районах, удаленных от морского побережья. На норвежском побережье зима мягкая, с частыми ветрами, снежный покров неустойчив. В горах наблюдается высотная поясность. В континентальных районах (северная территория Швеции и Финляндии, континентальные районы Мурманской области) зима продолжительная и суровая со средними температурами января-февраля -12-16 градусов, с частыми метелями. За полярным кругом наблюдается полярная ночь и полярный день. Лето повсеместно непродолжительное, прохладное и дождливое. Заморозки и выпадение снега возможны в любой день лета.

На территории региона раскинулась тундра с вечной мерзлотой, покрытая лишайниками, карликовыми берёзами и ивами, а также морошкой.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1879
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Численность

По оценкам, число саамов колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Численность саамов по странам составляет:

  • Норвегия: 40-60 тысяч.
  • Швеция: 17-20 тысяч.
  • Финляндия: 6-8 тысяч.
  • Россия: 2 тысячи.

Меньше всего саамов живет в России, подавляющее большинство из них ведет оседлый образ жизни в поселках Мурманской области. Самым «саамским» считается район сельского поселения Ловозеро, где постоянно проживают 860 представителей народности. Примерно одинаковые показатели у села Ревда — 144 человека, и города Мурманска — 137 человек.

Число саамов в России на протяжении последнего столетия держится на уровне двух тысяч человек. Так, в 1897 году их численность составляла 1812 человек, а в 2010 ненамного меньше — 1771 человек.

Блок: 4/15 | Кол-во символов: 738
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Административные единицы


На территории Лапландии, разделённой между четырьмя странами, расположены административные единицы:

Крупнейшие населённые пункты: Арвидсъяур, Инари, Йокмокк, Кируна, Рованиеми, Торнио, на Кольском полуострове — город Мурманск, являющийся крупнейшим городом региона.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 294
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Язык

Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви. Он занимает обособленное место, поскольку треть слов не входит в эту категорию. Происхождение лексики не удалось установить до сих пор.

Считается, что она пришла в саамский из языка древнейшего европейского населения, которое позднее было ассимилировано саамами или угро-финнами. Существует и более интересная версия, которая говорит, что саамы и были тем самым коренным населением, жившим на территории Лапландии и чуть южнее уже в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Впрочем, этот язык тоже можно считать исчезнувшим: из-за больших территорий расселения и разделения региона на разные государства, сегодня существует более 10 диалектов саамского языка. Исследователи делят их на две группы:

  1. Восточная — на нем разговаривают саамы Финляндии и России.
  2. Западная — язык саамов Швеции, Норвегии и части Финляндии.

Конечно, общие элементы сохранились, однако глобальные различия настолько значимы, что исследователи выделяют их как разные языки, а представители народности разных стран с трудом понимают друг друга.

В Норвегии и Швеции саамский язык носит статус государственного, наряду с другими национальными. В России официальный статус ему не присвоен, а изучение его в школах ведется лишь в начальных классах в местах проживания народности. Первый алфавит, схожий с латинским, был создан в 1920 году, после, вплоть до 1934 года, несколько раз модернизировался. Уже к 1937 году был создан кириллический алфавит, однако издание книг на нем практически не велось. Окончательную форму нормы письменности у российских саамов приняли лишь к 1970 году.

Блок: 5/15 | Кол-во символов: 1645
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Исторические данные


На территории Лапландии обнаружены следы охотничьей и рыболовецкой деятельности человека, относящиеся к неолиту. Примерно в 100 г. до н. э. Лапландию населяли саамы, которые были вытеснены шведами дальше на север в XVII веке (см. Лаппмарк). Жители Северной Лапландии платили дань русским и норвежским монархам. Южная часть Лапландии до 1809 г. принадлежала Швеции. В последующие годы территория нынешней Финляндии, а с ней и территория финской Лапландии, входила в состав Российской империи. Соответственно, с 1809 г. южная Лапландия была разделена на западную (шведскую) и восточную (финскую) части. В 1917 г. после Октябрьской революции Финляндия получила независимость, и с тех пор Лапландия разделена между четырьмя государствами.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 757
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

История

Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов севера, на протяжении веков сохранившим национальную принадлежность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы еще 10-11 тысяч лет назад, заняв земли, так называемой, Фенноскандии. Это обширная северо-европейская территория, площадью чуть менее 2 миллионов км2, в которую входят Финляндия, Норвегия, Швеция, запад Архангельской губернии и Олонецких островов.

Здесь они ассимилировались с местным населением. Около 7 тысяч лет назад в их формировании приняли участие арктические народы: схожие гаплогруппы нашли, например, с якутами. В этот и последующий период происходит смешение с другими племенами финно-угорской группы.

О саамах было известно еще древним римским и греческим авторам. В том числе под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В этот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни.

В VII — X веках начинается давление славянских и финно-угорских племен, которое заставляет народ мигрировать все дальше на север, спасаясь от угнетения и налогов. В IX-XI веках они все же попадают в зависимость от Новгородского царства, а затем Московского царства на Кольском полуострове, а также от Дании в регионах Скандинавии.

Из-за неразберихи с принадлежностью северных территорий часто к саамам одновременно приходили сборщики податей от двух, а то и от трех правителей. В XIII-XIV веках ситуация стала более определенной, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского.

Русские князья заставляли саамов платить дань пушниной, рыбой, а позже и оленьими шкурами. Именно это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. С отменой крепостного права дань отменили, однако пришла новая проблема: купцы, зная о слабости всех северных народов до водки, откровенно спаивали саамов, за бесценок выкупая у них промысловые товары.

С приходом советской власти традиционные промыслы и уклад жизни саамов был разрушен. Практика коллективизма, создание колхозов, принуждение к оседлости заставили народность утратить свои знания и навыки. Еще один негативный фактор — разрушение традиционного семейного уклада. Мужчины теперь уезжали на промысел в одиночестве, а жены оставались с детьми в поселках. Это приводило к утрате традиционной передачи знаний от отца к сыну с раннего детства, еще больше погружало мужчин в пьянство.

Блок: 6/15 | Кол-во символов: 2511
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Культурное влияние


Блок: 6/10 | Кол-во символов: 38
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Внешность

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.

Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами — верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами.

К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;

Блок: 7/15 | Кол-во символов: 1098
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Семейный уклад


Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.

Жили малыми двухпоколенными семьями, число детей доходило до 10-12. Старшие братья уходили из родительского дома и жили собственными семьями, младший оставался с родителями.

Брачный возраст у девушек и юношей был примерно одинаковым: 20-25 лет. Свадьбы проводились по сговору, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж никого не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки и обсуждали условия будущего союза.

После невеста с родственниками совершала ответный визит. На этом этапе в дело вступал жених: он должен был подойти к девушке и поцеловать ее в губы, прижавшись носом: без этого поцелуй у саамов считался «ненастоящим».

Если невеста отвечала согласием на предложение, договаривались о дате свадьбы. К ней жених готовил выкуп, обычно состоявший из оленей, невеста тоже приходила в новую семью с собственным стадом. По традиции, на рождение ребенку дарили оленей — сколько позволяло материальное положение. Поэтому к совершеннолетию у девушки могло быть большое стадо.

В большинстве общин был патриархальный уклад, но женщина чувствовала себя в доме свободно. Из-за кочевой жизни семьи проводили значительную часть времени наедине, были друг для друга помощниками и партнерами. Обязанности часто могли взаимозаменяться, однако традиционно мужчина занимался промыслами и торговлей, а женщина готовила пищу, обустраивала быт, воспитывала детей. Ремеслами занимались вместе: мужчины изготовляли кухонную утварь из дерева, а женщины делали ее из бересты.

У саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, часто у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами — их называли нойды.

Блок: 9/15 | Кол-во символов: 2144
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Жизнь

Традиционные занятия саамов — охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовали технологию вольного выпаса. Она заключалась в том, что олени сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище: в жестких арктических условиях природное чутье животных спасало лучше, чем догадки человека. Олени круглый год были на подножном корме, при длительных стоянках им строили загоны, кормили, лечили, помогали в родах.

Охота издревле была основным способом пропитания: ей занимались все, независимо от места проживания. В основном добывали дичь, птицу, мелких пушных зверей, особенно ценились дикие олени и лоси.

Неоднозначно относились к охоте на медведя. В одних племенах его считали нечистым и после убийства сдирали шкуру, а мясо оставляли в лесу. Другие же, наоборот, практиковали традиционный для северных народов медвежий праздник. На нем были ритуальные песни и танцы, шаманы проводили обряды, задабривая духов. Прежде чем нести тушу убитого медведя в поселок, ему в рот вставляли кусок рыбы, приговаривая, не возвращаться из леса ненакормленным, и наказывая передать товарищам, что и их накормят, если те придут.

Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские — треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.

Блок: 11/15 | Кол-во символов: 1434
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Культура

Фольклор саамов, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа.

Еще один важный пласт фольклора — легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории.

Интересна легенда об олене Мяндаш. Он был сыном шамана и оленихи, способной принимать женский облик, сам мог при желании обращаться в человека. Он нашел жену из саамок, но она не смогла исполнять его заветы, поэтому ему пришлось уйти в лес к стаду. Видя, как она голодает, он рассказал ей об искусстве охоты, дав лишь один наказ: не убивать беременных самок. Саамы так и делают: причем важенок не только не убивают, но и приводят в стойбища, чтобы те не замерзли в лесу.

Блок: 12/15 | Кол-во символов: 895
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Религия


Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3 основных направления духовной культуры:

  1. Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу — хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
  2. Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
  3. Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды — священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.

Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Сохранилась у них и вера в духов. Так, несмотря на то, что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, у саамов есть собственный «Дед Мороз»: лесной дух по имени Мунь Каллсы, который выручает охотников, заблудившихся в зимнем лесу.

Блок: 13/15 | Кол-во символов: 1322
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Известные саамы

Одной из известных представительниц саамов является актриса Рене Зельвегер. К древней северной нации принадлежала ее мама, подарившая девушке необычную внешность, сделавшую ее знаменитой.

Саамы сумели пронести свою аутентичность, верования, мифологию и отношение к жизни сквозь века. Рост национального самосознания позволит даже в век технологий сохранить уникальную культуру коренного северного народа.

Блок: 14/15 | Кол-во символов: 423
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii

Видео

Блок: 15/15 | Кол-во символов: 6
Источник: https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii
Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 31109
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii: использовано 13 блоков из 15, кол-во символов 15372 (49%)
  2. https://arheologija.ru/lopari/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 12123 (39%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 3614 (12%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.