Макс Фрай – литературный псевдоним, объединяющий двух авторов – одесситов Светлану Мартынчик и Игоря Степина. Также Макс Фрай – главное действующее лицо и рассказчик в их самых блистательных сериях произведений. Макс Фрай – обладатель премий «Зиланткон», журнала «Мир Фантастики» и «Серебряная стрела».
Светлана Мартынчик, писательница и художница, родилась 22 февраля 1965 года в Одессе, но потом вместе с отцом, трудящимся военным музыкантом, переехала в Германию, где прожила до девяти лет. Вспоминает о годах, проведенных в стране, с теплотой. По приезде на родину Светлана долго не могла адаптироваться – Россия воспринималась ею как место культурного и социального застоя, место, не совместимое с творчеством.
Высшее образование Мартынчик так и не получила. Пыталась учиться на филологическом факультете Одесского государственного университета, но забрала документы на третьем курсе и стала искать себя как художник. И именно в этот важный для формирования верного жизненного пути момент, в 1986 году судьба свела ее с будущем мужем Игорем Степиным.
Игорь Степин – художник и соавтор Светланы Мартынчик – родился 21 января 1967 года в Одессе. Создав семью со Светланой, он вдохновил ее на совместную работу над пластилиновым миром – экспозицией «Планета Хомана». Они сотворили не просто игрушечных человечков и строения, но и их культуру, историю, мифы и даже календарь. Труды были представлены сначала на выставке в Москве под названием «Народ Хо», а затем в Германии и США как проект «Мир Хомана».
В 1993 году пара переехала на постоянное место жительства в Москву, а в 2004 году – в Вильнюс.
Содержание
- 1 Макс Фрай: книги
- 2 Скандал
- 3 Все книги Макса Фрая
- 3.0.1 Серия книг — Лабиринты Ехо
- 3.0.2 Серия книг — Хроники Ехо
- 3.0.3 Серия книг — Сновидения Ехо
- 3.0.4 Серия книг — Мир Ехо и приключения Макса
- 3.0.5 Серия книг — Сказки старого Вильнюса
- 3.0.6 Серия книг — Лабиринты Ехо (аудио)
- 3.0.7 Серия книг — Хроники Ехо (аудио)
- 3.0.8 Серия книг — Миры Макса Фрая
- 3.0.9 Без серии
- 3.1 Рекомендуем к прочтению:
- 4 Ехо и что он(а) пишет?
- 5 О чём он(а) пишет?
- 6 Галерея
Макс Фрай: книги
О карьере писателей супруги даже и не думали. Просто сочиняли вымышленные миры и приключения, с ними связанные. А по вечерам делились ими друг с другом. В 1995 году так и родилась известная история сэра Макса в Соединенном Королевстве со столицей под названием Ехо. Светлана решила попробовать описать ее в повести с использованием жанров детектива, фэнтези и пародии. И уже в следующем году издательство «Азбука» стало одну за другой публиковать работы Макса Фрая из цикла «Лабиринты Ехо», а затем мир увидел серии «Сновидения Ехо» и «Хроники Ехо».
Невероятным образом подогревала интерес к изданиям еще и таинственная фигура писателя Макса Фрая. Читателям не терпелось узнать, кто же скрывался за его личностью. В определенный момент литературный мир даже думал, что популярную серию создал симпатичный голубоглазый афроамериканец.
Причиной разоблачения стал конфликт Светланы Мартынчик с директором «Азбуки», который хотел сделать имя персонажа названием торговой марки и выпускать под ним массовые произведения других писателей. Контракт был расторгнут, и нужно было заявить о своем авторстве во всеуслышание.
Так, в 2001 году на записи телепередачи «Ночная смена», ведущим которой выступал Дмитрий Дибров, Светлана раскрыла тайну: Макс Фрай – это ее совместное творчество с мужем. А в 2002 году свет увидели такие произведения, как «Энциклопедия мифов» и «Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа», опубликованные издательством «Амфора».
Стоит отметить, что в последнее время под псевдонимом Макса Фрая пишет только Мартынчик. С момента смены издательства она сочинила более двадцати произведений, среди которых:
- «Кофейная книга»;
- «Чайная книга»;
- «Русские инородные сказки»;
- «Сказки и истории».
Произведения Макса Фрая можно читать на ЛитРес в режиме онлайн или скачать в форматах fb2, txt, epub, pdf.
Это интересно: Макс Планк — краткая биография
Скандал
-
Основная статья: Говнозеркалка
Фишка в том, что до этого о внешности Мартынчик знали так же мало, как 5 лет назад о её настоящем имени. Понятное дело, что фаны Фрая (да и сама Мартынчик) были слегка ошарашены, а сама носительница лица его немного потеряла.
Все книги Макса Фрая
Серия книг — Лабиринты Ехо
- Чужак
- Волонтёры Вечности
- Простые волшебные вещи
- Тёмная сторона
- Наваждения
- Власть несбывшегося (сборник)
- Болтливый мертвец (сборник)
- Лабиринт Мёнина (сборник)
Серия книг — Хроники Ехо
- Чуб земли (сборник)
- Властелин Морморы
- Неуловимый Хабба Хэн
- Ворона на мосту
- Горе господина Гро
- Обжора-хохотун
- Дар Шаванахолы
- Тубурская игра
Серия книг — Сновидения Ехо
- Мастер ветров и закатов
- Слишком много кошмаров
- Вся правда о нас
- Я иду искать
- Сундук мертвеца
- Отдай мое сердце
Серия книг — Мир Ехо и приключения Макса
- Гнезда Химер. Хроники Овётганны
- Энциклопедия мифов. А-К
- Энциклопедия мифов. К-Я
- Гнезда Химер. Хроники Хугайды
Серия книг — Сказки старого Вильнюса
- Сказки старого Вильнюса
- Сказки старого Вильнюса II
- Сказки старого Вильнюса III
- Сказки старого Вильнюса IV
- Сказки старого Вильнюса V
- Сказки старого Вильнюса VI
Серия книг — Лабиринты Ехо (аудио)
- История 1-я. Дебют в Ехо
- История 2-я. Джуба Чебобарго и другие милые люди
- История 3-я. Камера № 5-хох-ау
- История 5-я. «Король Банджи»
- История 6-я. Жертвы обстоятельств
- История 7-я. Путешествие в Кеттари
- История 8-я. Магахонские лисы
- История 9-я. Корабль из Арвароха и другие неприятности
- История 10-я. Очки Бакки Бугвина
- История 12-я. Тень Гугимагона
- История 14-я. Темные вассалы Гленке Тавала
- История 15-я. Дорот – повелитель манухов
- История 16-я. Зеленые воды Ишмы
- История 17-я. Сладкие грезы Гравви
- История 18-я. Возвращение Угурбадо
- История 19-я. Гугландские топи
- История 20-я. Тайна клуба Дубовых Листьев
- История 23-я. Книга Огненных Страниц
- История 24-я. Белые Камни Харумбы
- История 26-я. Тихий город
Серия книг — Хроники Ехо (аудио)
- Туланский детектив. История, рассказанная леди Меламори Блимм
Серия книг — Миры Макса Фрая
- Одна и та же книга (сборник)
- Сказки и истории
- Авиамодельный кружок при школе № 6 (сборник)
- Вторая линия (сборник)
Без серии
- Новая чайная книга (сборник)
- Хроники Ехо (сборник)
- Лабиринты Ехо. Том 1
- Большая телега
- Жалобная книга
- Вселенная Ехо. Том 2
- Ключ из желтого металла
- Ветры, ангелы и люди
- Книга Одиночеств
- Мой Рагнарёк
- Прокотиков (сборник)
- НяпиZдинг, сэнсэе
- О любви и смерти (сборник)
- НаперSники синея
- Первая линия. Рассказы и истории разных лет
- Карты на стол (сборник)
- Сновидения Ехо (сборник)
- Русские дети (сборник)
- Русские женщины (сборник)
Рекомендуем к прочтению:
«Чужак» Макс Фрай
«Волонтёры Вечности» Макс Фрай
«Простые волшебные вещи» Макс Фрай
«Тёмная сторона» Макс Фрай
Ехо и что он(а) пишет?
« |
— Хотите знать, что такое совершенный сюжет? Что ж, могу рассказать. Наделите своего героя теми качествами, которые вы считаете высшим оправданием человеческой породы; пошлите ему удачу, сделайте его почти всемогущим, пусть его желания исполняются прежде, чем он их осознает; окружите его изумительными существами: девушками, похожими на солнечных зайчиков, и мудрыми взрослыми мужчинами, бескорыстно предлагающими ему дружбу, помощь и добрый совет… А потом отнимите у него всё и посмотрите, как он будет выкарабкиваться. Если выкарабкается — а он выкарабкается, поскольку вы сами наделили его недюжинной силой! — убейте его: он слишком хорош, чтобы оставаться в живых. Пусть сгорит быстро, как сухой хворост. Это жестоко и бессмысленно, зато достоверно. Вот такую историю я бы непременно написала, если бы принадлежала к числу господ литераторов. Но я, слава богу, не литератор, а всего лишь женщина, случайно ставшая бессмертной, спрятавшись между строчек чужих стихов. |
» |
— «Лабиринт Мёнина» |
Феерическая расстановка точек от критика
Наибольшую известность Фраю принес цикл книжек про Ехо.Главный герой — женщина лет 40 в образе 30-летнего мужчины по имени сэр Макс. В поведении, типичных реакциях, видении идеальных межгендерных отношений кагбе мужественного и одновременно инфантильного сэра Макса легко прочитывается психология классической 40-летней ТП.
Сферический рассказ про сэра Макса из Ехо в вакууме строится по следующей схеме:
- Он поспал
- Поел
- Что-то увидел/С кем-то познакомился
- Поспал
- Пожрал
- Что-то случилось
- Поспал
- Похавал
- …
- Во всем разобрался
- Покушал
- Лег спать
- ??????
- PROFIT
Стоит отметить весьма заметное изменение стиля и содержания рассказов. Первые рассказы действительно работали по вышеупомянутой схеме, но через некоторое время они стали намного разнообразнее и глубже. Впрочем некоторые рассказы совсем выбиваются из цикла рассказов и выглядят так, как будто их писал совершенно другой автор и о другом персонаже («Гнёзда Химер» например), что, впрочем не мешает писать следующий рассказ в старом стиле.
Также стоит отметить особенную остросюжетность данного цикла. Каждый раз герой находит сверхоригинальный способ избавиться от проблем, часто именуемый народом «роялем в кустах» или «deus ex machina»: каждый раз, когда жизнь Сэра Макса находится на волоске (собственно ровно 2 раза на все 9 книг), он неожиданно для себя находит в своём аномальном теле новую суперспособность. В крайнем случае, если суперспособность он найти не может, у главного злодея случается приступ суицидального настроения, и он убивает сам себя. Или даже так:
« |
Со мной так часто бывает: встанешь невольно на точку зрения противника, а потом глядишь — никакого противника уже и в помине нет. С кем теперь сражаться — совершенно неясно. Хорошо хоть, что я не такой уж большой любитель сражаться, а то бы, конечно, жизнь была бы полна разочарований… |
» |
— «Чуб земли. Туланский детектив» |
Остальной порождаемый Фраем материал никому, кроме матёрых фраефагов неинтересен. Конечно, фанаты кричат о великолепии произведений, отличии от всей остальной литературы, об особом языке и так далее, но, к сожалению, ничего весомого, кроме серии об Ехо, Фрай не создал. Остальные книжки, вероятно, были написаны для выполнения требований контракта с издательством и, скорее, похожи на фанфики, чем на оригинальные книги, кроме разве что «Сказок и историй», вот эту книгу стоит почитать.
О чём он(а) пишет?
« |
Завершив пытку водой, я закутался все в тот же клетчатый плед (никаких там банных халатов у меня отродясь не водилось) и дисциплинированно пошел на кухню выполнять оставшиеся пункты собственной инструкции по выживанию. |
» |
— «Волонтёры вечности» |
« |
Я всегда был неисправимым идеалистом, удивительно еще, что я умудрялся прощать представителям рода человеческого ежедневные походы в сортир… |
» |
— Там же |
О том, как хочется ничего не делать, но чтобы при этом всё было. Количество еды, флюродроса и признания, изливающихся на главного героя (без всяких усилий с его стороны) превышает всякие пределы. С этой идиллической картиной несколько контрастирует фиксация Мартынчик на санитарных помещениях и отходах человеческого организма и местах освобождения от оных (тема полностью раскрыта в книге «Гнезда Химер»), что в сочетании с намеками на клептоманию ГГ заставляет предположить, что детство писательницы было очень непростым.
В 90% содержания данных произведений не происходит ничего необычного для ГГ (за исключением того, что ГГ попадает из привычного ему мира в хуйпоймикуда), среди оставшихся 10% ничего необычного для других героев, практически нет душевных метаний, пафосной прокачки нет, сложного выбора нет, очень мало или почти нет кульминаций, нет этих ебланско-уникальных детективных сюжетов (следователь за свою жизнь может не встретить ни одного дела, которое для расследования требует включать мозг) и в книгах Фрая 90% расследований делается строго по одному алгоритму. То есть отличий от обычной худ. литературы, от цицерона до пейсателя, составляет 99%, а вот хорошо это или плохо — вопрос уже неразрешаемый.
С другой стороны, можно отметить достаточно необычное конструирование другого мира, а именно — его неожиданную «реалистичность». Если в «традиционном» фэнтези вся политика, экономика и прочие занудные атрибуты реального мира обычно сведены к тавернам и всадникам на конях, то здесь всё вполне похоже на реальность. Более-менее подробно описываются континенты Мира Стержня, населяющие его расы, народы, государства, их социальное устройство, традиции, политические и экономические отношения, флора, фауна и так далее. Впрочем, сугубо между делом, так что перегруз информацией (как в какой-нибудь «Дюне», которая не такая уж и «реалистичная») читателю не грозит.
Интересно также решение о положении магии в Мире: по сути, местная магия — лишь проявление более интересных законов физики, чем в нашей Вселенной. Определённые места в Мире способствуют либо препятствуют тем или иным видам магии, а в местной магической столице люди вообще осваивают ее инстинктивно, ещё с момента рождения или раньше. Причём использование магии регулируется строгими законами (потому что избыток колдовства может привести к истощению паранормальных ресурсов и, как следствие, экстерминатусу Мира). Собственно, ГГ и работает в специальной местной полиции, следящей за выполнением ограничений на магию среди местных граждан.
От многих фантастических книг рассказы отчитаются тем что развитие героя происходит не от победы над злодеями, а от получения некоторых необычных знаний о мире и перехода в другое состояние сознания (большая часть местной магии сопровождается не внешними спецэффектами, а резкой сменой восприятия мира и себя главным героем). То есть, это какбе «духовный путь». Что, впрочем, совершенно не скрывается авторшей, коя неоднократно в своей жежешечке признавалась в любви Карлосу нашему Кастанеде. Собственно, истории про Макса — это как бы Кастанеда для школьников. Сам Макс, соответственно, — это аналог книжного Кастанеды.
Это интересно: Максим Горький краткая биография
Галерея
-
Нет такой книжки, это уже пародия.