Макс Фрай краткая биография

Макс Фрай – литературный псевдоним, объединяющий двух авторов – одесситов Светлану Мартынчик и Игоря Степина. Также Макс Фрай – главное действующее лицо и рассказчик в их самых блистательных сериях произведений. Макс Фрай – обладатель премий «Зиланткон», журнала «Мир Фантастики» и «Серебряная стрела».


Светлана Мартынчик, писательница и художница, родилась 22 февраля 1965 года в Одессе, но потом вместе с отцом, трудящимся военным музыкантом, переехала в Германию, где прожила до девяти лет. Вспоминает о годах, проведенных в стране, с теплотой. По приезде на родину Светлана долго не могла адаптироваться – Россия воспринималась ею как место культурного и социального застоя, место, не совместимое с творчеством.

Высшее образование Мартынчик так и не получила. Пыталась учиться на филологическом факультете Одесского государственного университета, но забрала документы на третьем курсе и стала искать себя как художник. И именно в этот важный для формирования верного жизненного пути момент, в 1986 году судьба свела ее с будущем мужем Игорем Степиным.

Игорь Степин – художник и соавтор Светланы Мартынчик – родился 21 января 1967 года в Одессе. Создав семью со Светланой, он вдохновил ее на совместную работу над пластилиновым миром – экспозицией «Планета Хомана». Они сотворили не просто игрушечных человечков и строения, но и их культуру, историю, мифы и даже календарь. Труды были представлены сначала на выставке в Москве под названием «Народ Хо», а затем в Германии и США как проект «Мир Хомана».

В 1993 году пара переехала на постоянное место жительства в Москву, а в 2004 году – в Вильнюс.

Макс Фрай: книги

О карьере писателей супруги даже и не думали. Просто сочиняли вымышленные миры и приключения, с ними связанные. А по вечерам делились ими друг с другом. В 1995 году так и родилась известная история сэра Макса в Соединенном Королевстве со столицей под названием Ехо. Светлана решила попробовать описать ее в повести с использованием жанров детектива, фэнтези и пародии. И уже в следующем году издательство «Азбука» стало одну за другой публиковать работы Макса Фрая из цикла «Лабиринты Ехо», а затем мир увидел серии «Сновидения Ехо» и «Хроники Ехо».

Невероятным образом подогревала интерес к изданиям еще и таинственная фигура писателя Макса Фрая. Читателям не терпелось узнать, кто же скрывался за его личностью. В определенный момент литературный мир даже думал, что популярную серию создал симпатичный голубоглазый афроамериканец.

Причиной разоблачения стал конфликт Светланы Мартынчик с директором «Азбуки», который хотел сделать имя персонажа названием торговой марки и выпускать под ним массовые произведения других писателей. Контракт был расторгнут, и нужно было заявить о своем авторстве во всеуслышание.

Так, в 2001 году на записи телепередачи «Ночная смена», ведущим которой выступал Дмитрий Дибров, Светлана раскрыла тайну: Макс Фрай – это ее совместное творчество с мужем. А в 2002 году свет увидели такие произведения, как «Энциклопедия мифов» и «Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа», опубликованные издательством «Амфора».

Стоит отметить, что в последнее время под псевдонимом Макса Фрая пишет только Мартынчик. С момента смены издательства она сочинила более двадцати произведений, среди которых:

  • «Кофейная книга»;
  • «Чайная книга»;
  • «Русские инородные сказки»;
  • «Сказки и истории».

Произведения Макса Фрая можно читать на ЛитРес в режиме онлайн или скачать в форматах fb2, txt, epub, pdf.

Скандал


Основная статья: Говнозеркалка

Фишка в том, что до этого о внешности Мартынчик знали так же мало, как 5 лет назад о её настоящем имени. Понятное дело, что фаны Фрая (да и сама Мартынчик) были слегка ошарашены, а сама носительница лица его немного потеряла.

Все книги Макса Фрая

Серия книг — Лабиринты Ехо

  • Чужак
  • Волонтёры Вечности
  • Простые волшебные вещи
  • Тёмная сторона
  • Наваждения
  • Власть несбывшегося (сборник)
  • Болтливый мертвец (сборник)
  • Лабиринт Мёнина (сборник)

Серия книг — Хроники Ехо

  • Чуб земли (сборник)
  • Властелин Морморы
  • Неуловимый Хабба Хэн
  • Ворона на мосту
  • Горе господина Гро
  • Обжора-хохотун
  • Дар Шаванахолы
  • Тубурская игра

Серия книг — Сновидения Ехо

  • Мастер ветров и закатов
  • Слишком много кошмаров
  • Вся правда о нас
  • Я иду искать
  • Сундук мертвеца
  • Отдай мое сердце

Серия книг — Мир Ехо и приключения Макса

  • Гнезда Химер. Хроники Овётганны
  • Энциклопедия мифов. А-К
  • Энциклопедия мифов. К-Я
  • Гнезда Химер. Хроники Хугайды

Серия книг — Сказки старого Вильнюса

  • Сказки старого Вильнюса
  • Сказки старого Вильнюса II
  • Сказки старого Вильнюса III
  • Сказки старого Вильнюса IV
  • Сказки старого Вильнюса V
  • Сказки старого Вильнюса VI

Серия книг — Лабиринты Ехо (аудио)

  • История 1-я. Дебют в Ехо
  • История 2-я. Джуба Чебобарго и другие милые люди
  • История 3-я. Камера № 5-хох-ау
  • История 5-я. «Король Банджи»
  • История 6-я. Жертвы обстоятельств
  • История 7-я. Путешествие в Кеттари
  • История 8-я. Магахонские лисы
  • История 9-я. Корабль из Арвароха и другие неприятности
  • История 10-я. Очки Бакки Бугвина
  • История 12-я. Тень Гугимагона
  • История 14-я. Темные вассалы Гленке Тавала
  • История 15-я. Дорот – повелитель манухов
  • История 16-я. Зеленые воды Ишмы
  • История 17-я. Сладкие грезы Гравви
  • История 18-я. Возвращение Угурбадо
  • История 19-я. Гугландские топи
  • История 20-я. Тайна клуба Дубовых Листьев
  • История 23-я. Книга Огненных Страниц
  • История 24-я. Белые Камни Харумбы
  • История 26-я. Тихий город

Серия книг — Хроники Ехо (аудио)

  • Туланский детектив. История, рассказанная леди Меламори Блимм

Серия книг — Миры Макса Фрая

  • Одна и та же книга (сборник)
  • Сказки и истории
  • Авиамодельный кружок при школе № 6 (сборник)
  • Вторая линия (сборник)

Без серии

  • Новая чайная книга (сборник)
  • Хроники Ехо (сборник)
  • Лабиринты Ехо. Том 1
  • Большая телега
  • Жалобная книга
  • Вселенная Ехо. Том 2
  • Ключ из желтого металла
  • Ветры, ангелы и люди
  • Книга Одиночеств
  • Мой Рагнарёк
  • Прокотиков (сборник)
  • НяпиZдинг, сэнсэе
  • О любви и смерти (сборник)
  • НаперSники синея
  • Первая линия. Рассказы и истории разных лет
  • Карты на стол (сборник)
  • Сновидения Ехо (сборник)
  • Русские дети (сборник)
  • Русские женщины (сборник)

Рекомендуем к прочтению:

«Чужак» Макс Фрай

«Волонтёры Вечности» Макс Фрай

«Простые волшебные вещи» Макс Фрай

«Тёмная сторона» Макс Фрай

Ехо и что он(а) пишет?

«

— Хотите знать, что такое совершенный сюжет? Что ж, могу рассказать. Наделите своего героя теми качествами, которые вы считаете высшим оправданием человеческой породы; пошлите ему удачу, сделайте его почти всемогущим, пусть его желания исполняются прежде, чем он их осознает; окружите его изумительными существами: девушками, похожими на солнечных зайчиков, и мудрыми взрослыми мужчинами, бескорыстно предлагающими ему дружбу, помощь и добрый совет… А потом отнимите у него всё и посмотрите, как он будет выкарабкиваться. Если выкарабкается — а он выкарабкается, поскольку вы сами наделили его недюжинной силой! — убейте его: он слишком хорош, чтобы оставаться в живых. Пусть сгорит быстро, как сухой хворост. Это жестоко и бессмысленно, зато достоверно. Вот такую историю я бы непременно написала, если бы принадлежала к числу господ литераторов. Но я, слава богу, не литератор, а всего лишь женщина, случайно ставшая бессмертной, спрятавшись между строчек чужих стихов.

»
— «Лабиринт Мёнина»

Феерическая расстановка точек от критика

Наибольшую известность Фраю принес цикл книжек про Ехо.Главный герой — женщина лет 40 в образе 30-летнего мужчины по имени сэр Макс. В поведении, типичных реакциях, видении идеальных межгендерных отношений кагбе мужественного и одновременно инфантильного сэра Макса легко прочитывается психология классической 40-летней ТП.

Сферический рассказ про сэра Макса из Ехо в вакууме строится по следующей схеме:

  • Он поспал
  • Поел
  • Что-то увидел/С кем-то познакомился
  • Поспал
  • Пожрал
  • Что-то случилось
  • Поспал
  • Похавал
  • Во всем разобрался
  • Покушал
  • Лег спать
  • ??????
  • PROFIT

Стоит отметить весьма заметное изменение стиля и содержания рассказов. Первые рассказы действительно работали по вышеупомянутой схеме, но через некоторое время они стали намного разнообразнее и глубже. Впрочем некоторые рассказы совсем выбиваются из цикла рассказов и выглядят так, как будто их писал совершенно другой автор и о другом персонаже («Гнёзда Химер» например), что, впрочем не мешает писать следующий рассказ в старом стиле.

Также стоит отметить особенную остросюжетность данного цикла. Каждый раз герой находит сверхоригинальный способ избавиться от проблем, часто именуемый народом «роялем в кустах» или «deus ex machina»: каждый раз, когда жизнь Сэра Макса находится на волоске (собственно ровно 2 раза на все 9 книг), он неожиданно для себя находит в своём аномальном теле новую суперспособность. В крайнем случае, если суперспособность он найти не может, у главного злодея случается приступ суицидального настроения, и он убивает сам себя. Или даже так:

«

Со мной так часто бывает: встанешь невольно на точку зрения противника, а потом глядишь — никакого противника уже и в помине нет. С кем теперь сражаться — совершенно неясно. Хорошо хоть, что я не такой уж большой любитель сражаться, а то бы, конечно, жизнь была бы полна разочарований…

»
— «Чуб земли. Туланский детектив»

Остальной порождаемый Фраем материал никому, кроме матёрых фраефагов неинтересен. Конечно, фанаты кричат о великолепии произведений, отличии от всей остальной литературы, об особом языке и так далее, но, к сожалению, ничего весомого, кроме серии об Ехо, Фрай не создал. Остальные книжки, вероятно, были написаны для выполнения требований контракта с издательством и, скорее, похожи на фанфики, чем на оригинальные книги, кроме разве что «Сказок и историй», вот эту книгу стоит почитать.

О чём он(а) пишет?

«

Завершив пытку водой, я закутался все в тот же клетчатый плед (никаких там банных халатов у меня отродясь не водилось) и дисциплинированно пошел на кухню выполнять оставшиеся пункты собственной инструкции по выживанию.

»
— «Волонтёры вечности»
«

Я всегда был неисправимым идеалистом, удивительно еще, что я умудрялся прощать представителям рода человеческого ежедневные походы в сортир…

»
— Там же

О том, как хочется ничего не делать, но чтобы при этом всё было. Количество еды, флюродроса и признания, изливающихся на главного героя (без всяких усилий с его стороны) превышает всякие пределы. С этой идиллической картиной несколько контрастирует фиксация Мартынчик на санитарных помещениях и отходах человеческого организма и местах освобождения от оных (тема полностью раскрыта в книге «Гнезда Химер»), что в сочетании с намеками на клептоманию ГГ заставляет предположить, что детство писательницы было очень непростым.

В 90% содержания данных произведений не происходит ничего необычного для ГГ (за исключением того, что ГГ попадает из привычного ему мира в хуйпоймикуда), среди оставшихся 10% ничего необычного для других героев, практически нет душевных метаний, пафосной прокачки нет, сложного выбора нет, очень мало или почти нет кульминаций, нет этих ебланско-уникальных детективных сюжетов (следователь за свою жизнь может не встретить ни одного дела, которое для расследования требует включать мозг) и в книгах Фрая 90% расследований делается строго по одному алгоритму. То есть отличий от обычной худ. литературы, от цицерона до пейсателя, составляет 99%, а вот хорошо это или плохо — вопрос уже неразрешаемый.

С другой стороны, можно отметить достаточно необычное конструирование другого мира, а именно — его неожиданную «реалистичность». Если в «традиционном» фэнтези вся политика, экономика и прочие занудные атрибуты реального мира обычно сведены к тавернам и всадникам на конях, то здесь всё вполне похоже на реальность. Более-менее подробно описываются континенты Мира Стержня, населяющие его расы, народы, государства, их социальное устройство, традиции, политические и экономические отношения, флора, фауна и так далее. Впрочем, сугубо между делом, так что перегруз информацией (как в какой-нибудь «Дюне», которая не такая уж и «реалистичная») читателю не грозит.

Интересно также решение о положении магии в Мире: по сути, местная магия — лишь проявление более интересных законов физики, чем в нашей Вселенной. Определённые места в Мире способствуют либо препятствуют тем или иным видам магии, а в местной магической столице люди вообще осваивают ее инстинктивно, ещё с момента рождения или раньше. Причём использование магии регулируется строгими законами (потому что избыток колдовства может привести к истощению паранормальных ресурсов и, как следствие, экстерминатусу Мира). Собственно, ГГ и работает в специальной местной полиции, следящей за выполнением ограничений на магию среди местных граждан.

От многих фантастических книг рассказы отчитаются тем что развитие героя происходит не от победы над злодеями, а от получения некоторых необычных знаний о мире и перехода в другое состояние сознания (большая часть местной магии сопровождается не внешними спецэффектами, а резкой сменой восприятия мира и себя главным героем). То есть, это какбе «духовный путь». Что, впрочем, совершенно не скрывается авторшей, коя неоднократно в своей жежешечке признавалась в любви Карлосу нашему Кастанеде. Собственно, истории про Макса — это как бы Кастанеда для школьников. Сам Макс, соответственно, — это аналог книжного Кастанеды.

Галерея


  • Нет такой книжки, это уже пародия.

Фанарт

Ролевые игры по сабжу


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.