Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Содержание
- 1 Список православных имен
- 2 Откуда взялись эти заблуждения?
- 3 Именины и День Ангела
- 4 О выборе имени — в Библии
- 5 Почитание и подражание своему святому покровителю
- 6 Имя красит/ безобразит человека, или человек — имя
- 7 Имена в честь Ангелов
- 8 Церковные имена при крещении, список
- 9 Если имени нет в святцах
- 10 Православная традиция и развенчание мифов
- 11 Как встретить именины
- 12 Что дарить на именины
- 13 Святоотеческие высказывания о именинах
Список православных имен
Рђ
Р‘
Р’
Р“
Р”
Р•
Р–
Р—
Р�
Рљ
Р›
Рњ
Рќ
Рћ
Рџ
Р
РЎ
Рў
РЈ
Р¤
РҐ
Р¦
Р
Р®
РЇ
Женские имена
Мужские имена
Славянские имена
�нтересное об именах
Ближайшие именины
10 октября Ангел Анжела Виктор Гаяна Гаянэ Даниэль Дмитрий Зинаида �гнат Марк Нильс Павлина Самуил
11 октября Авраам Агапит Александр Алексей Анастасий Анатолий РђРЅРЅР° Валентин Василий Вячеслав Германн Георгий Григорий Демьян Еремей Р РѕРґРёРѕРЅ Р�ван Р�лья Р�саакий Кирилл Лаврентий Лука Мария Марк Макар РњРёРєР° Мишель Моисей Нестор РќРёРєРѕРґРёРј Никола Николай Остап РџСЂРѕС…РѕСЂ Савва Сергей Семён Ульяна Фёдор Харитон Рльдар Юлианна
12 октября Домна �ван Серафим Феликс
13 октября Акакий Александра Алексей Гаяна Гаянэ Григорий Злата Мадина Мадлен Марианна Михаил Олеся Пётр Серафим Рдуард
14 октября Александр Вера Георгий Доминик Роман �ван Михаил Пётр Савва Юстус
Календарь именин
Источник: https://kakzovut.ru/pravoslavnie-imena.html
Откуда взялись эти заблуждения?
Возможно, что некоторые из подобных предрассудков сохранились с еще дохристианских времен. И связано это, как правило, с языческими представлениями о судьбе как неизбежном роке и с культом предков, предполагающим некую посмертную мистическую связь между родственниками одного племени.
Существует целая наука антропонимика, занимающаяся изучением происхождения имен и информацией, которая содержится в них. Однако наука эта не имеет ничего общего с бытующими ныне всевозможными околонаучными теориями и той распространенной литературой об именах, которая пользуется большой популярностью у населения. Одна часть этих теорий опирается на социальную концепцию, другая — ищет механизм влияния на формирование характера человека в эмоциональных, звуковых и даже цветовых особенностях имени. Сторонники подобных суждений полагают, что каждое имя несет в себе информацию о наклонностях человека, талантах, его умении выстраивать отношения, вести себя тем или иным образом в обществе и даже — о состоянии его здоровья. И, опираясь на эти знания, советуют руководствоваться ими, например, при приеме человека на работу, поскольку существует якобы определенная закономерность, проявляющаяся у обладателей одних и тех же имен. Так ли это?
Никто не станет оспаривать тот факт, что роль личного имени человека в социуме достаточно велика. Произнесенное имя почти всегда ассоциируется с его носителем, с совокупностью определенных качеств личности, с ее образом и характером. «Имена выражают природу вещей», — писал православный богослов и философ священник Павел Флоренский, посвятивший исследованию имен одну из своих работ. «До имени человек не есть еще человек», — отмечал он. И действительно, обоснование этому утверждению находим в Священном Писании.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/vliyaet-li-imya-na-sudbu-cheloveka
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
О выборе имени — в Библии
Первоначальный пример наречения имени преподал Сам Господь Бог после сотворения первого человека (Быт. 2:25), которого тоже наделил таким же даром (Быт. 2:19-20). Дальнейшее библейское повествование показывает, что имена, появлявшиеся на страницах Писания, отражали особые для священной истории функции их носителей. В отдельных случаях они менялись, чтобы отметить новое призвание человека: Аврам на Авраам (Быт. 17: 5), Иаков – на Израиль (Быт. 32:24-30). Часто имена содержали пожелания о каких-то конкретных будущих качествах младенца или роде его деятельности, либо давались с побуждением запечатлеть какие-то события или случаи, связанные с обстоятельствами появления ребенка (Быт. 25:25, 29:32-34, 30:18-24, 35:18, Исх.2:22). Моисей, что означает «спасенный из воды», именно потому так и был назван, что его извлекли из воды (Исх. 2:10); будущий пророк Самуил (испрошенный у Бога) был действительно выпрошен его матерью у Господа (1 Цар. 1:20). Как правило, первыми видели своих рожденных младенцев матери и отцы. Именно они и подмечали определенные, еще не совсем уловимые для посторонних, характерные черты, на основании которых называли своих детей тем или иным именем, отражающим поведение или внешний вид будущей личности: Исав – косматый, Навал – глупый.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/vliyaet-li-imya-na-sudbu-cheloveka
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
- Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
- Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
- В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Это интересно: 3727,Праздник Октябрьской революции: разъясняем развернуто
Имя красит/ безобразит человека, или человек — имя
Однако на страницах Библии мы нигде не встречаем каких-либо прямых указаний или фактов, свидетельствующих о том, чтобы имя могло каким-то образом «программировать» жизнь человека. Мало того, из Священной истории видно, что многие ее герои, носящие одни и те же имена, имели абсолютно разные судьбы. Среди упоминаемых в Библии Иуд (хвала Иеговы), есть и родоначальник одного из колен Израилевых (Быт. 35:23), и известный защитник веры и отечества Иуда Маккавей ( 1Мак. 2:4), и предводитель мятежников (Деян. 5:37), и апостол Иуда Фаддей (Лук. 6:16), и, наконец — Иуда Искариот (Мат. 10:4), навсегда запятнавший это имя предательством. Эти факты свидетельствуют, что лишь жизнь и поступки человека наполняют имя смыслом и могут изменить его значение, но невозможно через имя передать качества и свойства, которые формируются в результате воспитания или в процессе жизни.
Наша прародительница Ева, зная об обетовании Божием относительно будущего избавителя, понадеялась, что его исполнение осуществится уже с рождением ее первенца. Именно потому она и назвала сына Каином, считая его приобретением от Господа (Быт. 4:1). По логике тех, кто полагает, что имя может определять судьбу личности, жизнь Каина должна была бы ему соответствовать. Однако в историю он вошел как первый человекоубийца, которого вряд ли можно ассоциировать с «приобретением от Господа». И, напротив, Авель (суета, ничтожество) оказался боголюбивым человеком и стал первой невинной жертвой (Быт.4:8).
Вообще история, произошедшая с Каином и Авелем, является ярким примером того, что жизнь личности зависит не от имени, а от ее свободного волеизъявления и от того выбора, который она делает. Слова Господа «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» обращены были не только к Каину, но ко всему человечеству (Быт. 4:7).
Источник: https://pravlife.org/ru/content/vliyaet-li-imya-na-sudbu-cheloveka
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Церковные имена при крещении, список
Существует огромное количество имён, которые можно давать при крещении. В основе своей каждое из них соответствует дате (периоду) рождения и дню памяти святого. Их список достаточно велик, поэтому следует обратиться к Святцам, но при этом обязательно учитывать:
- день (дату, период) рождения;
- определение святого (если имён несколько);
- при выборе имени для девочки – женский вариант мужского имени.
Второе имя при крещении дают только при условии, если в календаре данного имени нет, например, Полина – Аполлинария. Днём именин тогда будет тот, который находится ближе всего к святцам. Об этом родителям, как правило, рассказывает священнослужитель.
Имена при крещении женские, в церковном календаре, находятся в намного меньшем количестве, поэтому имя девочки при крещении выбрать достаточно сложно. Ведь родителям зачастую хочется, чтобы оно было и красивым, и значимым. Тогда при выборе им нужно хорошо всё обдумать и обсудить, потому что выбранное имя станет символом для ребёнка и знаковым для его покровителя, а в его лике и для самого Господа.
Предлагаем церковные значения некоторых женских имён, которые сегодня встречаются достаточно часто и вызывают определённые вопросы у родителей во время обряда крещения:
- Алиса – имя при крещении Александра и Елизавета. Такие аналоги предусмотрены в церковном календаре. Заметим, что снова встречаем производные вариации от мужских;
- Мирослава – имя при крещении Миропия или традиционное Мария. Оба имени достаточно созвучны с основным;
- Светлана – при крещении этому имени в православии соответствует имя Фотина или же Фотинья. Желательно девочке с именем Светлана дать именно такие имена. Имя Светлана по церковному при крещении – одно из немногих, которое имеет славянское происхождение. Походит от слова “светлая” и является вариантом мужского имени Светлан;
- Ярослава – при крещении стоит выбирать некое созвучное с ним имя, так как такого нет в святцах. Часто выбор падает на имя, которое начитается на ту же самую букву. Таким именем является Яздундокта. Если данное имя родителям покажется слишком сложным, то можно выбрать другое, менее созвучное, обязательно перед этим посоветовавшись со священником;
- Алина – имя при крещении Елена и Ангелина, вполне созвучные и часто используемые в миру;
- Милана – имя при крещении Маланья и Мария. Оба достаточно просты, красивы и православно значимы;
- Арина – имя при крещении Ирина и Ариадна. Прекрасные православные имена с давней историей;
- Диана – имя при крещении Анна или Дария. Чудесные по созвучию и сочетанию;
- имя Виктория – при крещении аналогом этому имени являются Ника и Вера. Первое имеет не просто схожее, а одинаковое значение с основным – “победа”. А второе говорит само за себя.
Какое имя дают при крещении? Это очень важный вопрос для родителей, которые хотят отдать ребёнка под защиту Господа. Церковное имя – это благодать, сила и характер, которые влияют на всю жизнь и формируют судьбу человека. И этот выбор, как никакой другой, зависит от нас самих.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще и видео, в котором протоиерей рассказывает об именах, данных при крещении:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/imya-pri-kreshhenii-cerkovnye-pravoslavnye-imena/
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Православная традиция и развенчание мифов
В Православии существует своя многовековая традиция наречения имени. Раньше наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершалось до крещения в восьмой день по рождению младенца – по примеру Спасителя Христа (Лк. 2:21), и составляло одно из подготовительных к нему действий. В настоящее время наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения. Таким образом, при Крещении, человек получал от Церкви имя, которое выбиралось по одному из нескольких правил. Чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась либо на день рождения, либо на день наречения имени, либо на день Крещения.
Сегодня Крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного. К этому моменту родители уже, как правило, определяются с именем, которое и вписывается в свидетельство о рождении. Если выбранное имя отсутствует в Православном месяцеслове, то священник рекомендует выбрать православное имя, схожее по звучанию. Одно время существовал в нашем обществе обычай давать детям имена в западноевропейской форме: Анжела, Жанна, Илона, Ян, Леон. Такие имена священник переводил в церковнославянскую форму при совершении Таинства Крещения. Бывает, что ребенка нарекают по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему. Однако все, что касается наречения имени, носит рекомендательный характер, и родители вправе выбрать ребенку любое имя.
Христианская традиция называть детей в честь святых – мера воспитательная. Очень важно иметь положительный жизненный пример и образец подражания для нравственного развития личности. Но чтобы жизненные нормы человека совпадали с жизненными принципами святого, необходимо соответствующее воспитание и волевые усилия самой личности. Имя святого не делает человека святым. Не бывает имен счастливых или несчастливых. Бывают просто имена труднопроизносимые и трудно запоминающиеся, которые могут стать поводом для шуток над человеком. Таких имен нужно просто предусмотрительно избегать, проявляя рассудительность:
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям, —
написал когда-то советский поэт Самуил Маршак в своем стихотворении «В защиту детей». Абсолютным заблуждением является также утверждение, что на характер девочки может повлиять данное ей имя, имеющее мужское происхождение: Александра, Василиса, Феодора и др. Если родители такой дочери дадут ей правильное воспитание, то ее врожденная женственность никогда не превратиться в мужеподобность. Не имя творит судьбу человека, а человек одухотворяет имя своей жизнью и поступками.
***
…В конце этой весны я повстречала на улице радостную Елену, гуляющую с коляской, в которой мирно и царственно посапывал замечательный младенец Василий, абсолютно не ведающий о тех баталиях, что разразились среди родственников еще до его появления на свет. Само небо вступилось за этого ребенка, вымоленного матерью у Бога. Опережая все сроки, он родился на праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого. Необходимость выбора имени разрешилась сама собой.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/vliyaet-li-imya-na-sudbu-cheloveka
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://kakzovut.ru/pravoslavnie-imena.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1475 (5%)
- https://www.pravmir.ru/imeniny-2/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2119 (8%)
- https://azbyka.ru/imeniny: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 7659 (28%)
- https://pravlife.org/ru/content/vliyaet-li-imya-na-sudbu-cheloveka: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 8549 (31%)
- https://ikona-i-molitva.info/imya-pri-kreshhenii-cerkovnye-pravoslavnye-imena/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 7675 (28%)