355,Арабский халифат, тайны распада могущества

Единый арабский народ? Миф. Эта нация существует в теории. На деле есть сотни кланов и хамул, исторические раздоры и вражда…Лоуренс Аравийский Лоуренс

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 163
Источник: http://historick.ru/view_post.php?id=74&cat=12

Истоки объединения – в исламе

Во всем мире, ислам – мировая религия. Одна из трех самых основных, не уступающая христианству и буддизму. Ее истоки лежат в 7 веке, когда в племенах почитались различные боги, а Аллах выступал верховным богом.

По преданиям, ислам возник в 610 году. Основателем был Мухаммед, проповедник того времени. В его основе лежит создание единого государства, поклонение единственному богу. После длительных прерий и гонений, которым подвергались последователи основоположника исламской религии, а также он сам, было заключено соглашение, в ходе его определялась религиозная власть и политическое влияние Мухаммеда, а также признание ислама. Мекка стала центром ислама, Кааба – святилищем. Благодаря исламу Аравия стала объединяться, но полностью ее обращение и объединение произошло после смерти основателя религии, во время правления первых халифов, приемников Мухаммеда.

У новой религии свои правила – шариат. Она выполняют роль комплекса сводов и постановок. Каждый последователь ислама обязан последовать им в своей жизни, ведь они уготованы самим Аллахом. Близкие к пророку, стали основоположниками Корана. А все что записано в Коране, не что иное, как внушение ангелом Гавриилом пророку учение об Аллахе.

Мусульмане должны соблюдать единое требование – нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его. Есть пять основ, соблюдая которые можно считать себя мусульманином. Это:

— верование в Аллаха как единого бога



— пятиразовая каждодневная молитва




— соблюдение обязательного ежегодного поста




— трата пятой части своей прибыли на милостыню для освобождения от грехов




— совершение паломничества в Мекку или Медину хотя бы один раз за свою жизнь.


Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1680
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/12680-raspad-arabskogo-halifata.html

О расцвете арабской цивилизации

Единая империя арабского халифата просуществовало недолго. Зенита своего могущества арабский халифат достиг в середине VIII в., после чего распался на ряд государств и эмиратов. С тех пор единый мусульманский халифат стал постоянной призрачной мечтой различных авантюристов, вожаков религиозно-освободительных движений, сект.

В то же время расцвет и даже «золотой век» арабо-мусульманской цивилизации наступил именно после распада единого халифата. Во времена правления клана Аббасидов 750- 1037 гг. Расцвет был в духовной культуре (исламское право, наука, философия, литература, зодчество). Арабские сочинители, познакомившись с древними преданиями и традициями Индии, Персии, Египта, Византии, создавали такие шедевры, как «Тысяча и одна ночь».

Больших высот арабская цивилизация достигла в материальной сфере. Интенсивно развивалось ирригационное и монументальное строительство, рост городов и городской инфраструктуры. По количеству жителей (особенно столица Аббасидов — Багдад) и по богатству городов мусульманский Восток значительно превосходил христианскую Европу, вызывая зависть у европейской знати.

При этом арабы в IX веке вовсе не оставляли свои захватнические планы в отношении христианского Средиземноморья. Арабский флот в начале IX века захватил Корсику, Сицилию и Сардинию, а также разгромил византийский и венецианский флоты. После чего арабы стали фактически господствовать на Средиземном море. Затем арабы неоднократно вторгались на побережье Италии- опустошая прибрежную зону. Лишь в 849 г. итальянцам и византийцам удалось нанести поражение арабам на море и отогнать их от итальянских берегов (по Анри Пиренну).

Могущественную империю арабов не только знали, но и уважали в средневековой Европе. Со знаменитым халифом династии Аббасидов Харуном ар-Рашидом (786-806) искал дипломатических отношений сам Карл Великий, самый могущественный правитель Европы. В то время было нелепо даже говорить о превосходстве Европы над Востоком в IX-XI вв. Однако вполне можно отметить то, что не позволило средневековому Востоку выйти на ускоренную буржуазную модель развития непосредственно связанную с городскими свободами и рынком.

Для развития передовых рыночных отношений в арабских городах явно не хватало городского самоуправления и свободного ценообразования. Все города, городские производства и рынки находились под диктатом городских чиновников. В городах специальные чиновники – мухтасибы имели право назначать «справедливую» цену на городских рынках и базарах, наказывая плетьми и даже тюрьмой «спекулянтов» за нарушение ими же установленных цен. Такой административный контроль являлся препятствием для накопления капиталов и складывания самостоятельной городской протобуржуазии, аналогичной западноевропейскому бюргерству.

Зато в завоеванных провинциях арабы активно перенимали византийские, персидские и среднеазиатские политические и культурные традиции, при этом всячески пытаясь сохранить над завоеванными народами свое политическое и культурное превосходство. Арабский язык господствовал в делопроизводстве, а также в научной и культурной сферах Ближнего и Среднего Востока. Все высшие должности аппарата управления обычно занимали арабы, а средние и мелкие должности отдавались местным чиновникам, что делало господство арабов более прочным. При этом арабы были очень восприимчивыми к культурному синтезу с другими культурами, но при условии обязательного принятия ими ислама.

Некоторые арабские государства в средневековый период значительно превосходили западноевропейские не только по богатству, но и по развитию науки и образования. Например, в Испании, где после арабских завоеваний было образовано высококультурное государство аль-Андалус (Кордовский эмират), в школах помимо Корана изучалось письмо и грамматика, медицина, математика и философия. Среди андалусцев грамотность была обычным явлением, в противоположность почти поголовно неграмотной Европе. Именно через Андалусию в арабских переводах Европа вплоть до эпохи Возрождения знакомилась с трудами античных авторов по философии, математике, литературе. По сути, Пиренейский полуостров в это время стал местом встречи (причем не кровавой, как во времена крестовых походов) и плодотворного синтеза двух культур: восточной исламской и европейской христианской.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 4307
Источник: http://historick.ru/view_post.php?id=74&cat=12

Воссоздание халифата приемниками

Смерть создателя ислама стала точкой основы для распрей между мединской знатью и прежними сторонниками. Ведь во главе вопроса лежало главенство государства, а также религиозное лидерство. Было принято решение отдать бразды правления халифам.

На пути первых халифов, которые правили в 632-661 годах, лежали восстания, решение которых, в большинстве разрешалось вооружено. Да и вообще исламский мир активно перешел в атаку, завоевывая новые земли. Противниками Арабского халифата выступали две могущие страны – Иран и Византия, но арабы путем разгрома сумели подчинить Иран, захватили Египет, Сирию и Палестину, а Иерусалим был сдан добровольно.

Преимущество арабов было в их военной тактики. Они создали конницу, которая превосходила множество других своей легкостью. Стремительные атаки арабов доводила противников до отчаянного ужаса, успешно покоряя как пехоту, так и тяжелую конницу врагов. В основе конницы арабов лежали, изобретенные китайцами, стремяны. Опираясь на стремяна, всадники конницы разрубали своих противников наполовину с помощью сабли.

Успех арабской компании способствовал вдохновению на новые походы. На покоренных местах устанавливались свои порядки. У покоренных было захвачено имущество богатых и знати, порабощенные считали арабов освободителями. На захваченной территории была религиозная свобода, но переход в мусульманскую веру поощрялся различными льготами.

Завоевания положили начало огромному государству под названием Арабский халифат.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1503
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/12680-raspad-arabskogo-halifata.html

Почему стал возможным упадок?

За периодом расцвета, исходя из логики циклического развития восточного мира, обычно следовал упадок. Это было также характерно и для социально-экономического и политического развития арабского мира. Раздутый государственный аппарат и большая доля военных расходов постоянно требовали пополнения государственной казны.

Правительства многих арабских стран в результате нехватки денег пошли по довольно опасному пути, а именно приватизации государственного земельного фонда. Правительство само продавало государственные земли в частные руки и вскоре потеряло значительную часть доходов. Если в середине IX в. доходы казны составляли около 300 млн дирхем, то к 910-м гг. они упали до 200 миллионов. Доходы с Ирака (в Аббасидском халифате) уменьшились с 78 до 26 млн дирхем.

Более того, остро нуждаясь в деньгах, государство стало сдавать сбор налогов в частные руки откупщикам. Капиталы откупщиков росли как на дрожжах. Разложение государства проявлялось и в продаже должностей, даже в узаконивании взяточничества. По данным исследователя С. Нефедова, визири начала X века регулярно получали взяток на 10–15 млн дирхемов год.

По сути, мы имеем яркий пример криминализации государства через приватизацию его высшими чиновниками, которые вместо соблюдения общегосударственного интереса реализовывали частный или узкогрупповой интерес. Можно ли в таком случае говорить об укреплении частнособственнических отношений? Ни в коем случае. Частная собственность могла получить свое развитие только лишь через ее узаконивание государством, а не через криминальные формы.

Неудивительно, что власть не считала богатство и доходы скоробогатеев легитимными, и при любом случае халифы и эмиры отнимали у откупщиков и у купцов их богатства, в том числе и силой. Регулярная конфискация собственности и богатств у богачей для пополнения опустевшей казны было столь привычной практикой, что она не удивляла современников. При таких взаимоотношениях государства и «бизнеса» невозможно было развитие частнособственнических и уж тем более капиталистических отношений.

Кризис арабской государственности в X веке был налицо. Ситуация усугублялась постоянными мятежами в войсках из-за нерегулярной выплаты денег и частными сменами правителей в ходе дворцовых переворотов. Последних зачастую свергали гвардейцы-охранники из иноземцев-тюрок. И тем не менее халифат формально единый а на деле распавшийся на многие суверенные государства держался столетиями, ибо имел высшую божественную санкцию на власть. Эмираты же и султанаты распавшегося халифата такой санкции, при формальном существовании багдадского халифа, не имели. Вот почему власть этих правителей не имела устойчивой легитимности в глазах народа и отсюда была непрочной.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2751
Источник: http://historick.ru/view_post.php?id=74&cat=12

«Кончина» халифата

За время существования халифата, у него было четыре правителя из круга друзей Мухаммеда, но после заговорщицкой смерти двух последних халифов, власть досталась династии Омеядов. С этого момента власть передавалась из поколение в поколение. Приход клана к власти сделал из халифата теократическое государство, где монархическая власть утверждается за счет террора и насилия, а его власть не имеет границ ни среди закона, ни среди суда, он не несет ответственности за свои поступки ни перед кем.

Правительство предусмотрело постоянное пополнение казны за счет налогов, в первую очередь для поддержания армии. Законы того времени предусматривали что халифату доставались земли вельможи. Только повиновение и желание халифата решало, может ли прямой наследник вельможи наедятся на малую часть его наследства.

Чиновники строго следили и за уплатой налогов. На то время существовало три основных налога:

-земельный

-десятина

-налог с немусульман — подушный

Для немусульман налогообложение было более чем высокое.

Вместе с несправедливым налогообложением, они не имели прав, им было запрещено носить одежды не отличавшиеся от арабских. Также на их плечи ложилось бремя обеспечения армии. Запрещено носить оружие, нельзя было свидетельствовать в суде против мусульман.

8-9 век принес восстания против власти арабов, подтачивающие халифат. Захваченные земли и народ, живший на них не подавлял надежды вернуть себе свое. Но власти все время подавляли восстания.

Для подавления бунта, халифы набрали войска, впоследствии ставшие гвардией, из пленников – тюрок. Но военачальники гвардии вскоре, получили более могущественную власть, нежели сами халифы. Они имели право свергнуть халифов.

Наместники областей, в то время, крупные феодалы усилились на своих местах, они имели в своем подчинении военную силу, несметное количество рабов и крепостных. Наместники противились подчиняться халифу, становясь, таким образом, независимыми правителями. Свои должности они передавали по наследству, вместе с ними передавались и провинции, бывшие в их управлении.

Распад халифата начался с приходом к власти династии Аббасидов, которые уступали предыдущим в прочности и стабильности. После их прихода не было новых завоеваний, а, напротив – по частям начали отходить разные участки, где стали править эмиры.

Постоянные волнения сектантов отнимали и без того пошатнувшуюся власть правителей. В то время как наместники только укреплялись на местах. В халифате появилось множество самостоятельных государств.

Развитие и расцвет халифата, который принадлежал всецело науке и искусству, а также торговле, повлекло ослабевание армии. Халифат стал уязвим, постоянно подвергался вторжениям. Самый сильный удар был нанесен ордами Монголов.

В 9 веке были отделены и провинции Ирана, Афганистана, Северной Африки, а также Египет. Огромную часть владений Ближнего Востока завоевали турецкие сельджуки в 11 веке. Именно в 1055 году был захвачен Багдад, покорившийся туркам-сельджукам. Сам халиф воздвиг на трон султана правителя турок, короновав его и присвоив ему этот титул.

Таким образом, ввиду усиления феодалов – наместников, силовое объединение народов, имевших разнообразную культуру и быт, историю и вероисповедание, а также постоянная борьба за свою свободу покоренных народов за свою территорию и независимость привело к тому, что Арабский халифат распался. Погрязшие в роскоши халифы, передававшие свою власть потомкам, только расшатывали и ослабляли власть и могущество.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3474
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/12680-raspad-arabskogo-halifata.html

Общая характеристика исторической динамики средневекового Египта

Несущая способность земли в средневековом Египте, по всей видимости, выросла заметно сильнее, чем численность его населения; при этом наблюдавшийся за этот период рост численности населения был многократно ниже аналогичного показателя для всех основных регионов Мир-Системы Старого Света (за пределами Ближнего и Среднего Востока). Это было связано с некоторыми специфическими характеристиками политико-демографических циклов средневекового Египта; средневековые египетские политико-демографические циклы имели относительно небольшую (порядка 90 лет) продолжительность. В ходе непродолжительных средневековых египетских политико-демографических циклов население этой страны, как правило, не имело достаточно времени для того, чтобы в высокой степени заполнить экологическую нишу.

Политико-демографические коллапсы в средневековом Египте, как правило, происходили на уровне заметно ниже потолка несущей способности земли. Средневековый Египет страдал скорее от недонаселённости, чем от перенаселённости; средневековое египетское население флуктуировало заметно ниже уровня потолка несущей способности земли, не выходя на этот потолок даже накануне политико-демографических коллапсов.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1249
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82_%D0%BE%D1%82_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D0%BE_%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

Литература


  • Зеленев Е. И. Египет. Средние века. Новое время. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. — ISBN 5-288-02170-8
  • Коротаев А. В. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египта: Циклы и тенденции. — М.: Восточная литература, 2006. — ISBN 5-02-018526-4
  • Семёнова Л. А. Из истории Фатимидского Египта. Очерки и материалы. — М.: Наука, 1974.
  • Семёнова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. — М.: Наука, 1966.
Блок: 5/8 | Кол-во символов: 405
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82_%D0%BE%D1%82_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D0%BE_%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 15532
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/12680-raspad-arabskogo-halifata.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6657 (43%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82_%D0%BE%D1%82_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D0%BE_%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 1654 (11%)
  3. http://historick.ru/view_post.php?id=74&cat=12: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 7221 (46%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий