3208,Нужно ли изучать основу светской этики со школьной статьи

Пожалуй, ни одно нововведение в школьной жизни последних лет не вызвало такого количества дебатов и скандалов, как предмет ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»).

Сторонников изучения религиозных культур в школе обвиняли в нарушении Конституции, а противников призывали предать анафеме. Сейчас, когда страсти немного улеглись, можно подвести первые итоги и разобраться во всех плюсах и минусах новой дисциплины.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 425
Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/religiya-i-etika-v-shkole-za-i-protiv.htm

Содержание

Что значит термин «светская этика»?

Базовое светское воспитание еще в царское время было обязательной дисциплиной для изучения подрастающим поколением аристократии и зажиточного сословия. Это был свод правил необходимый для нормального функционирования личности в обществе.

В простонародном воспитании такие основы закладывались общими понятиями, вложенными в ряд запретов и предписаний. Воспитание детей было делом общественным, контроль за качеством которого продолжался на протяжении всей жизни.


С приходом новых понятий некоторые правила ушли в прошлое. Огромные массивы информации и деформированные моральные образы подвигли культурных деятелей общества задуматься о будущем государства.

С появлением нового течения морального возрождения термин «этика» вернулся в словесный оборот. С греческого языка этот термин переводится как «мораль», в дальнейшем под этим понятием стало пониматься несколько разных качеств воспитания:

• нравственность;

• целомудрие;

• добродетель;

• честь;

• достоинство;

• этикет.

Вводя в обиход этот комплекс качеств воспитания, деятели культуры наедятся возродить интерес к личностному росту, борьбу с деградацией. Нельзя сказать, что суть этого вопроса была полностью запущена, многие ученые, писатели и философы на протяжении всего развития общества работали над выведением золотого сечения идеального воспитания полноценного члена общества.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1381
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html

Что такое ОРКСЭ и зачем его ввели

В 2010 году в 19 регионах России, а в 2012 году по всей стране был введен новый школьный предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его преподают в конце 4-го класса. Количество часов, которое уходит на предмет — около 50.

Инициатором введения новой школьной дисциплины выступила РПЦ. Интересно, что изначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», и лишь по итогам многочисленных дебатов название поменяли, а содержание дополнили. Любопытен тот факт, что лидеры остальных конфессий, представленных на территории РФ, поддержали начинание православной церкви.

Сейчас курс состоит из шести модулей. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый школьник может выбрать для изучения только одно направление.

По статистике прошедших лет, максимальное число учащихся (от 40% до 51% в разных областях страны) выбирает модуль «Основы светской этики», на втором месте (порядка 30%) — «Основы православной культуры», на третьем (до 18%) — «Основы мировых религиозных культур», остальные модули идут с большим отрывом. С каждым годом число родителей, выбирающих «Этику», возрастает во всех регионах страны.

Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности и подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению большинства ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1672
Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/religiya-i-etika-v-shkole-za-i-protiv.htm

Насколько важно обсуждать понятия добра и зла?

Если рассматривать продукты кино и медиа индустрии не только как развлечение, можно обратить внимание на такие факты:

• основу любого сюжета составляет борьба светлого и темного начала;

• конфликт интересов человек и общества возводится в ранг личностного противостояния;

• в ранг героя может возводится совершенно аморальная личность, или имеющая моральные отклонения;

• весь развлекательный контент хаотичен, в нем нет единого направления;

• противоречие визуальных выражений доброго и негативного часто заменяют местами.

Задачей изучения этики, как школьной дисциплины дать основную базу определения понятий «добро» и «зло». Считается, что апеллировать этими формами ребенка должны научить родители. Но в условиях нынешних реалий очень многому в воспитании детей не уделяется внимания. Поскольку родители сконцентрированы на решении материальных проблем.

Развивающийся ум вынужден самостоятельно искать ответы в потоке информации. На его мнение может повлиять любое авторитетно и доступно изложенное умозаключение. Что делает неокрепший ум мишенью для манипуляции различных фракций извлекающие из такого положения вещей выгоду.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1182
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html

Дорогие родители и учителя!

Первый этап очень важного педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов Российской Федерации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) близится к завершению.

По официальным данным многие родители выбрали для своих детей-школьников «Основы православной культуры» (ОПК). Но получается так, что большая часть родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

В самом начале апробации комплексного курса, состоящего из шести модулей-предметов, было чётко сформулировано условие: сторонники того, или иного модуля не должны критиковать содержание другого модуля. Однако идеологи так называемой «светской этики» сами же нарушают этот принцип, систематически противопоставляя верующую часть населения атеистам. Они доказывают, что «духовно-нравственная культура не равняется и не является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО Н.Ф. Виноградова. «Учительская газета» № 44, 01.11.2011г.), подчеркивают, что религиозное мировоззрение противоречит науке и «может обладать деструк­тивным потенциалом» («Книга для учителя», изд. «Просвещение», 2010. -С. 3, 8). А сторонников «Основ православной культуры» при этом постоянно призывают к толерантности. Приход православного священника в школу называют прямым нарушением Конституции («Книга для родителей», изд. «Просвещение», 2010. -С.5), как будто мы живём по Конституции РСФСР 1918 г. (23 и 65 статьи этой Конституции, как известно, поражали в правах «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов»). Между тем даже со времен «сталинской» Конституции 1936 года священнослужителей нельзя считать деклассированным элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать людьми «второго сорта», которым запрещен вход в светские школы.

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2610
Источник: http://www.k-istine.ru/opk/opk_pivovarov.htm

Как закладывается понятие морали?

Человек рождается думающим, но не моральным. Первые шаги к усвоению законов общества закладываются в почти бессознательном возрасте. Ребенок чутко реагирует на поведение родителей, их реакцию на то или иное явление.

В случае неправильного воспитания, когда старшее поколение не достаточно компетентно происходят различные отклонения этики сознания. Первые ниточки к светской ориентации исходят от правильно построенной логической цепи «плохо/хорошо». В задачу родителей входит выстроить эту последовательность в правильном порядке.

К сожалению в большинстве вариантов сами родители не имеют достаточной квалификации в вопросах моральных ориентиров. Исправить это положение может общественность. Здоровый социум в состоянии перехватить инициативу, донести нужное зерно истины до ребенка.

Весь этап морального становления личности можно выстроить в следующей последовательности:

• ранее воспитание;

• дошкольный возраст;

• формирования понятий в школьном коллективе;

• приобретение нужных навыков вербального общения в ориентированных субкультурах;

• закрепление убеждений через призму полученного опыта в период перехода на следующий возрастной этап.

У этих этапов нет четких возрастных границ. Скорее они распределены между важными для человека событиями, формирующими отношению к тому или иному процессу.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1340
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html

***


В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» — это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики — по сути нерелигиозной этики».

Протоиерей Борис Пивоваров

На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» — это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно — и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.

Главной задачей учебного предмета «Основы православной культуры» (ОПК) является духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на родной православной культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители; воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к Отечественной истории, к сокровищам тысячелетней православной культуры России. Недаром же действующее законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.).

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 3156
Источник: http://www.k-istine.ru/opk/opk_pivovarov.htm

Что может дать углубленное изучение основ светской этики в раннем возрасте?

Основы правильного понимания базовых понятий на ранних этапах развития формируют здоровые ассоциации между абстрактной формой и действием. Детский ум легко можно перепрограммировать, дав необходимые знания. Без закрепления светской морали на подсознательном уровне человек вырастает не адаптированным к взрослой жизни.

Глубокое изучение основ морального кодекса в раннем возрасте дает ребенку:

• иммунитет от пагубного влияния;

• стойкий фон психического равновесия;

• умение справится со стрессом;

• закладывает основы самоанализа;

• развивает в ребенке критическое мнение;

• прививает уважение к окружающим людям;

• вырабатывает понятие ценности личности;

• дает ему возможность самостоятельно определять правильный ход событий.

Таким образом, выходя из этапа раннего формирования личности, ребенок готов к самостоятельным решениям. Он в состоянии выбрать правильную компанию, отвергнуть деструктивное влияние.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 993
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html

Что же является основой «Основ светской этики»?

Термин «этика» используется в русской философии лишь со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда — светской этикой. В школах Германии, например, имеется предмет «Этика», однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не противопоставляется основам религиозной культуры и религиозному воспитанию.

Нелепое внедрение так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур — это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников. И в этом им усердно помогают солидарные с ними средства массовой информации.

Никакой «светской этики» как целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в современном секулярном обществе нет никаких четких конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в силу собственной исторической ситуации России, сколько в силу общих нравственных и социальных проблем мирового сообщества.

Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим «собственным огнем»». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)

Поскольку само представление о добре в «истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к нему становится не только безосновательным, но и бессмысленным. Возникает вопрос — что же на самом деле существует: «Основы светской этики» или «этика отсутствующих основ»? …

В «Рабочей тетради для учителя» содержатся такие вопросы (для учащихся), что их задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.

Существует ещё одна сторона проблемы.

Мало того, что многим родителям без достаточного разъяснения была рекомендована «светская этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной культуры». В модуль-предмет «Основы православной культуры» (как и в модули по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так называемая толерантность.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 4210
Источник: http://www.k-istine.ru/opk/opk_pivovarov.htm

Нужно ли вводить сложные психологические и социологические понятия в программу?

Рассматриваемые социологами и психологами сложные понятия этики имеют вполне практическое применение. Они несут важную информацию о появившихся, или уже сформировавшихся механизмах воздействия на сознание. Без заложенной основы этих явлений ребенок может стать жертвой чужой манипуляции.

Чтобы донести рациональное зерно этих форм нужно изложить из в простой форме, иллюстрируя примерами или образами. Например «Окно Обертона», обозначает границы дозволенного со стороны светской морали перечня мнений, излагаемых в публичных высказываниях.

Эту сложное определение можно переформулировать так:

Окно Обертона обозначает ряд допускаемых мнений, не противоречащих понятиям нормального, здорового, адекватного. Смещение этого Окна может изменить мнение о чем то негативном, преподнеся это в положительном ключе.

Лучше всего иллюстрирует это понятие изображение окна, в котором видна часть расположенных на определенном протяжении домов. В Окне видно красивый дом с ухоженным садом. Но если его переместить в сторону, вид покажет нелицеприятную картину развалин, или свалки.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1149
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html

Как основы светской этики влияют на адаптацию человека в обществе?

Заложенные с детства основы общечеловеческих понятий помогают ему при взрослении справляться с нагрузкой на психику. Под давлением различных явлений человек может отступить от правил этики, при этом подвергнуться осуждению с стороны светского мнения. Умение оценить ситуацию, переосмыслить ошибки помогает вернуться в общество.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 408
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html

***


Президентская инициатива по введению основ религиозной культуры в школе достигнет цели только в том случае, если не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за светский характер образования навязывать учащимся материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 880
Источник: http://www.k-istine.ru/opk/opk_pivovarov.htm

***

по теме:

Читайте другие публикации раздела «Основы православной культуры — в помощь учителям и родителям»

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 163
Источник: http://www.k-istine.ru/opk/opk_pivovarov.htm

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 25659
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/novosti-istorii/11543-nuzhno-li-izuchat-osnovu-svetskoy-etiki-so-shkolnoy-stati.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 6453 (25%)
  2. https://fom.ru/obshchestvo/10996: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5802 (23%)
  3. http://www.k-istine.ru/opk/opk_pivovarov.htm: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 11307 (44%)
  4. https://letidor.ru/obrazovanie/religiya-i-etika-v-shkole-za-i-protiv.htm: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 2097 (8%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий