История скейтборда


Скейтбо́рдинг (англ. skateboarding) — экстремальный вид спорта, заключающийся в катании, а также в исполнении различных трюков на скейтборде. Человека, занимающегося скейтбордингом, называют скейтборди́стом, или ске́йтером.

С 2017 года считается олимпийским видом спорта. В 2020 году на Олимпийских играх в Токио впервые в истории будут разыграны медали в скейтбординге.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 375
Источник: https://wikipedia.tel/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3

Возникновение скейтбординга

Считается, что впервые передвигаться на досках с колёсиками стали в Калифорнии. Якобы таким образом сёрферы или забавлялись в ожидании больших волн, или тренировались, или пытались быть на доске всегда — на суше и на море. Правда, описания такого занятия в то время почему-то включают в себя ещё и ящики с колёсиками, что запутывает ситуацию. Ясность способно внести изучение истории молодёжных субкультур в разных странах. Ещё в довоенные годы появилось опасное увлечение — кататься по дорогам роликовых коньках, досках с колёсами и в ящиках. К дну последних и к доскам прикреплялись колёса, которые чаще всего делались из подшипников. Смельчаки брали длинные палки с крюками, цеплялись или к борту грузового автомобиля, разгонялись и ехали на большой скорости по дороге. Это было отдельное увлечение, которое охватывало Европу, США и СССР.

Никто не знает имя человека, который придумал скейтборд, но явно это был тот, кто понял — для того, чтобы развить скорость совершенно необязательно цепляться к машинам. Вполне возможно, что им был какой-то сёрфер из Калифорнии, который уже имел навык передвижения на доске по волнам.

Roller Derby, 1960-е

В самом начале 60-ых производители досок для сёрфинга начинают выпускать небольшие партии досок с колёсами. Идею популяризирует журнал Skateboarder Magazine. Первая заводская модель имела название Roller Derby, а её дизайн серьёзно отличался от современного. Однако самые первые попытки не имели широкого распространения, применялись в качестве разогрева перед катанием на серфинге.

Не так уж и важно, кто был автором идеи самого катания. Изобрел скейтборд, в современном понимании его конструкторских особенностей, Лари Стивенсон. В первой половине 60-ых он был издателем спортивного журнала Surf Guide. Им была организована не только PR-кампания этого спортивного развлечения, но и первые соревнования для подростков. Он выпускал собственную модель, которая называлась Makaha Surf & Ski Skateboard. Впоследствии компания Makaha около десять лет удерживала рынок. Уже в 1965 году было выпущено 4 млн. досок. Однако появление огромного количества подростков на досках не считала безопасным полиция. Катающихся молодых людей начали штрафовать и даже подвергать аресту. В результате чего у всех производителей досок возникли некоторые финансовые трудности, а skateboarding испытал временный кризис.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2378
Источник: https://crossarea.ru/street-culture/skateboarding/history-of-skateboarding/

1970—1973: полиуретановая революция

Во время поездки в город Перселвилль, штат Вирджиния, только-только окончивший школу серфер по имени Фрэнк Нэсворти зашел в магазин отца своего друга. Магазин назывался Creative Urethanes; отец друга был изобретателем, экспериментировавшим с уретановым полимером и в то время как раз выполнявшим заказ одного флоридца на производство колес для роликовых коньков.

Фрэнк увидел бочку, в которой лежала куча бесхозных колес, и спросил: «А можно я попробую присоединить их к моему скейтборду Hobie?». Получив разрешение, он набрал 30 пар и уехал в Вашингтон, где попробовал покататься на местных равнинах. Кататься Фрэнку очень понравилось — езда была плавной и бесшумной, к тому же новые колеса оказались очень стойкими и не стерлись несколько часов спустя, как происходило обычно.

Через год Нэсворти поехал в Южную Калифорнию кататься уже на серфе, но в то же время не забыл о полиуретановых колесах — и подумал, что тут, вероятно, можно будет их кому-нибудь продать. Дальнейшее — история; позже, когда Фрэнк уже решит запустить массовое производство и будет придумывать название для своей компании, по телевизору как раз покажут собачьей еды Cadillac.


Более подробно история Нэсворти и его Cadillac Wheels описана в книге «Concrete Wave».

Суть в следующем: полиуретановые колеса Нэсворти в начале 1970-х совершили ни много ни мало революцию и привели к новому всплеску популярности скейтбординга. Те колеса, которые использовались для досок ранее, были сделаны из стали (с 1955-го) или композитного пластика (с 1963-го). Как следствие, они слишком быстро изнашивались, в то время как новые, полиуретановые, имели лучшее сцепление, были надежнее и стабильнее, позволяли кататься на доске быстрее и комфортнее ее контролировать. Позже колеса для скейтборда продолжали эволюционировать, но ничего более важного с ними не случилось.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2947
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2

Появление современного дизайна и дальнейшее развитие


Начало 70-ых годов было ознаменовано несколькими важными событиями. Скейтборд Лари Стивенсона получает полностью современные черты. Он изгибает вверх концы доски. Примерно в это же время Фрэнк Нэсворти разрабатывает полиуретановые колёса. Они более компактны, улучшают сцепление с поверхностью дороги. С этого периода скейтборд становится предметом изготовления множества компаний, а Лари вступает с ними в бесконечные судебные тяжбы. Тогда же самые разные производители и даже институты начинают экспериментировать с использованием различных материалов, но в конце концов устанавливают, что нет ничего лучше кленовой фанеры.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 680
Источник: https://crossarea.ru/street-culture/skateboarding/history-of-skateboarding/

Виды и устройство скейтбордов

Дека

Доска скейтборда называется декой. Её загнутые концы называются ноуз (англ. nose) и тэйл (англ. tail) — перед и зад соответственно. Дека изготавливается из определённого количества слоев клёна (самое частое — 7, реже распространены 9-слойные, ещё реже — 6-слойные), сильно спрессованных и склеенных друг с другом. Некоторые деки снизу имеют ещё один дополнительной пластиковый слой (слик), необходимый для скольжения по перилам. От качества клея зависит то, насколько быстро дека начнёт расслаиваться. Длина деки в среднем — 80 сантиметров. Её ширина бывает разной — от 19 до 21. На узких досках легче закручиваются трюки (флипы). На широкие деки удобнее приземляться после удачно выполненного трюка. Также у дек имеется так называемый конкейв (англ. concave) — это боковые загибы, облегчающие выполнение выше упомянутых флипов. Глубина этих загибов так же различается от доски к доске. Каждая доска имеет разную упругость, что влияет на высоту прыжка на ней (при выполнении любого трюка делается так называемый «щелчок» краем доски об землю, вследствие чего доска как бы пружинит от земли). Самые популярные фирмы-изготовители: Real, Zero, Toy Machine, Santa Cruz, Creature, Flip, Element, Baker, Plan B, Almost. Есть еще так же и Российские фирмы: Юнион, Footwork, Slakers.

Гриптэйп

На деку клеится шкурка — гриптэйп (англ. griptape). Это обыкновенная наждачная бумага, только более стойкая к износу и на самоклеящейся основе. Она необходима для увеличения сцепления подошвы кед с доской, повышающего контроль при выполнении трюков. Самые популярные фирмы-изготовители: Jessup Griptape, Grizzly, M.O.B, Shake Junt, Mouse, Diamond, Lucky, Black Magi.

Подвески

К деке снизу прикручиваются подвески — траки (англ. trucks). На подвески скейтборда надеваются колёса. Между декой и траками иногда кладутся резинки, защищающие деку от нагрузки, или проставки, увеличивающие расстояние от деки до колеса. Подвески различаются своим весом и прочностью. Обычно, чем легче подвески, тем они более хрупкие, но вес критичен при исполнении флипов. Предпочтительно соблюдать одно нехитрое правило при сборе своего скейтборда: важно подбирать траки так, чтобы колёса находились полностью под доской, не торчали сбоку и не были сильно уже доски. Самые популярные фирмы-изготовители: Krux, Independent, Thunder, Tensor.

Колёса

Колеса различаются по диаметру и жёсткости. От их диаметра зависит максимальная скорость и «проходимость» доски: трещины на асфальте, небольшие камни, стыки плит — легче проехать с большими колёсами (от 62 до 99 мм). Пропорционально увеличивается и вес доски, влияющий на нюансы катания. Парковые колеса (52—60 мм) идеальны для «агрессивного» стиля катания и более ровной поверхности. Мягкие колёса плохо держат скорость, но на них приятно ездить, они передают меньше вибраций и управлять скейтом на таких колёсах легче. Хотя более высокий коэффициент сцепления мягких колёс имеет и обратную сторону — из-за трения они быстрее изнашиваются, да и набранная скорость быстро падает. Жёсткие — наоборот, хорошо держат скорость и их легко сорвать в «слайд», но ездить на них не очень-то приятно — скейтборд сильно вибрирует. Поэтому мягкие колёса подходят для катания на улице или в парке, а жёсткие — для катания в рампе и специально предназначенных для катания площадках. Самые популярные брэнды: OJ Wheels, Ricta, Spitfire, Bones, Pig.

Подшипники

С обеих сторон каждого колеса расположены углубления, предназначенные для установки в них подшипников. В индустрии скейтбординга используются подшипники стандарта ABEC. Более высокое качество подшипников позволяет дольше сохранять инерцию движения после толчка, а также облегчает набор скорости.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 3692
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3

1971—1975: Z-Boys меняют игру

Джеф мастерил серфы своими руками, Крейг же делал для них рисунки, вдохновленные местными граффити и тем самым отличавшиеся от типичных радужных изображений на других досках. Втроем же они основали команду Zephyr Surf Team — в нее вошли местные райдеры, у которых кроме серфинга в жизни не было ничего, так что именно с его помощью они хотели самоутвердиться. Zephyr, настроенные враждебно по отношению к окружающей среде (в которой преобладали пьяницы), больше напоминали не серф-команду, а уличную банду.

Так или иначе, скейтбординг сперва для них был просто увлечением — до тех пор, пока они не присоединили к декам уретановые колеса Нэсворти.

В то время были распространены два стиля катания — слалом (то есть скоростная езда между конусами) и фристайл (напоминающий балет или катание на коньках). С фристайлом Zephyr не имели ничего общего, зато любили гонять по холмам и по школьным площадкам, где пробовали кататься по тротуару как по волнам и выкристаллизовывали свой стиль.

В 1975 году состоялось крупнейшее скейтбордическое соревнование Del Mar National Championships, спонсированное Bahne Skateboards & Cadillac Wheels. Хотя выиграл его Расс Хоуэлл, позднее попавший, кстати, в Книгу рекордов Гиннесса за то, что дольше всех простоял на доске и на руках и сделал больше всех (163!) вращений на 360 градусов, выступление Zephyr (или Z-Boys) оказалось исторически значимым событием. Они вышли в футболках Zephyr и синих Vans — и катались не как кто-то другой: агрессивно, низко, резко поворачивая, как бы издеваясь над самим видом контеста. Многим это запомнилось и понравилось, а после серии статей Крега Стейчика в перезапустившимся журнале Skateboarder, начавшейся в том же году и называвшейся «Dogtown Articles» (заголовок первой — «Аспекты даунхилл-слайдинга») с завораживающими фотографиями, Z-Boys стали невероятно популярны.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1874
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2

Стойки

Стойка (англ. stance — стойка, положение) — позиция из которой выполняется трюк. Основная (базовая) стойка зависит от индивидуального удобства перемещения левым/правым боком вперед и использования задней ноги, в качестве щелчковой при прыжке.

Основные:

  • goofy (англ. жарг. — бестолковый, глупый) — стойка, в которой левая нога является задней (толчковой).
  • regular (англ. — обычный, нормальный) — стойка, в которой правая нога является задней (толчковой).
  • монго — стойка, в которой передняя нога является толчковой, а задняя — щелчковой.
  • switch (англ. — в знач. наоборот, переключение) — стойка, в которой передняя и толчковая ноги меняются местами.

Используемые только при выполнении трюков:

  • nollie stance — стойка, в которой передняя нога ставится на нос и выступает в роли щелчковой.
  • fakie — стойка, по-сути, являющаяся nollie switch stance/движением спиной вперед в обычной стойке.
Блок: 4/11 | Кол-во символов: 891
Источник: https://wikipedia.tel/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3

1976—1978: Vans выпускают главные модели для скейтеров



Еще в начале 1970-х скейтеры, которым нравилась вулканизированная подошва и стиль обуви Vans, предпочитали гонять по Южной Калифорнии именно в ней. К концу 1970-х, благодаря популярности скейтбоординга, у Vans было 70 магазинов по Калифорнии и продажи не только по Америке, но и по всему миру.

В 1974-м Vans начали сотрудничать с одним из членов команды Zephyr, Тони Альвой. Через два года, в 1976-м, Альва и другой «зэд-бой», Стейси Перальта, разработают модель Vans #95, сегодня известную как Vans Era — первую модель Vans, созданную специально для скейтбордистов и любимую ими и поныне.

В том же 1976 году Vans представили логотип «Off the Wall».

1977-й — год появления Vans #36, или Vans Old Skool, тоже модели для скейтбординга, с другим силуэтом и c применением замши для прочности. Случайно нарисованная Полом Ван Дореном линия — «джазовая полоска» — с тех пор стала отличительной чертой Vans.


В том же году при участи скейт- и BMX-райдеров были представлены легендарные Vans #98, или Vans Slip-Ons.


В следующем, 1978-м, появилась модель Vans #38, или Vans Sk8-Hi — вторая с «джазовой полоской» и еще более удобная для катания, так как защищала уязвимую область голеностопа.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1260
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2

Современное развитие спортивных городских увлечений

В настоящее время в крупных городах стали создаваться специальные площадки. На их территории устанавливаются рампы и делаются различные препятствия для преодоления на скайтах. Современный скейтпарк включает в себя ещё и тренажеры для физического развития. Во многих работают клубы, которые объединяют поклонников разных направлений и стилей. Кроме досок их участники катаются ещё и на специальных самокатах и велосипедах для стрит-дерта.

Всё это не могло не найти отражения в массовой культуре. Поклонники досок стремятся выделяться в одежде, вводить в язык общения специфичный сленг, вырабатывают коллективные музыкальные пристрастия. Считается, что в музыке увлечение выражает особой подвид панка, который получил название скейт-панк. Но это не точно, поскольку  скейтбординг объединяет самых разных людей со всего мира, а им нравится большое число музыкальных жанров.

В изобразительном искусстве катание на досках тоже находит самое разное выражение. В первую очередь следует упомянуть дизайн одежды, включая нанесение картинок на майки. Конечно же тема не минула и стрит-арт. Единение двух этих направлений самовыражения подтверждает то, что музей уличного искусства в Питере даже выставляет в качестве одного из экспонатов настоящую рампу. А образы человека на доске изображены десятками уличных художников.

В настоящее время постоянно говорят о том, что в нише скейтбординга наблюдается какой-то кризис. Нужно понимать, что касается он специализированные издания, производителей досок, видеоигр, но не сам вид спорта. Бизнесу постоянно нужна сверхприбыль, но количество тех, кто может и будет увлекаться экстремальными видами спорта ограничено. Просто течение достигло максимума в развитии, добилось своего официального признания и теперь выражается в жизни соответствующих клубов.

Получать первым

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1914
Источник: https://crossarea.ru/street-culture/skateboarding/history-of-skateboarding/

1976—1978: новые споты — скейтпарки и высохшие бассейны




В Калифорнии началась сильная засуха, вследствие которой местные открытые бассейны, оказавшиеся без воды, оккупировали катающиеся на досках подростки.

Фотограф Хью Холланд, выпустивший книгу «Locals Only: California Skateboarding 1975-1978», говорит, что езда в бассейнах распространялась по всему региону быстро, «как пожар». Этот период — самое начало верт-скейтбординга (то есть вертикальной, а не горизонтальной езды) и изобретения первых трюков, не считая распространенного еще в 60-е хиппи-джампа (прыжка скейтера через препятствие, в то время доска проезжает под этим препятствием).


Вообще, скейтерам приходилось кататься где придется до самого 1976-го. В 1976-м в городе Порт-Оранж, штат Флорида, и округе Сан-Диего, Калифорния, построили два первых скейтпарка. В журнале Investment Journals сообщили, что скейтпарки — это вообще-то хорошая инвестиция; и тут их начали строить по всей стране. По разным данным, то ли до 1979-го, то ли до 1982-го их было построено порядка как минимум 200, как максимум — 400, а то и больше.

Верт — это, безусловно, более быстрый и травмоопасный вид скейтбординга. Его развитие привело, с одной стороны, к возникновению производителей наколенников (Norcon, Rector), а с другой — добавило владельцам вчера открывшихся парков хлопот, ответственности и прежде всего расходов на страхование, из-за чего многие постепенно, почти сразу же стали закрываться.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1468
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2

1977—1978: олли

Летом 1977-го 14-летний флоридец Алан Гельфанд по прозвищу «Олли» тренировал в бассейне липслайд (или то, что тогда было известно под таким названием — для нынешней версии липслайда уже нужно уметь прыгать). Внезапно все четыре колеса его оторвались от поверхности. Друзья Алана назвали это «олли поп». Через полтора года Алан продемонстрировал перед заезжими калифорнийцами более эффектную версию того же трюка — «олли эйр» (олли в воздухе). Потом про олли написали в Skateboarder Magazine — люди не могли поверить в то, что видят на фотографии, потому что это как будто противоречило законам гравитации.

Есть и другая версия — согласно ей, «олли эйр» изобрел совсем другой человек. Его зовут Джефф Дуэрр, и он был одним из друзей Алана. Джефф первым показал Алану, как делать олли в воздухе, но избегал внимания медиа и потому стал относительно известен только благодаря книге «Секретная история олли», написанной историком серф- и скейт-культуры Крейгом Снайдером и посвященной одному-единственному трюку, который, хоть в дальнейшем видоизменялся, и сегодня остается самом базовым в арсенале любого скейтбордиста.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1130
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2


Середина 1970-х: новые деки и подвески




Все 1970-е производители досок экспериментировали с материалами для них — использовали дерево, алюминий, полипропилен, стекловолокно, хотя в основном делали деки из кленовой фанера. Доска постоянно менялась в размерах; были популярны разные модели — например, гибкий и крепкий «банана-борд», выполненный в разных расцветках.

В то же время наряду с колесами и досками изменилась еще одна важная часть скейтборда — собственно, соединяющая колеса с доской. Дешевые, не надежные, расшатывающиеся на скорости подвески, производимые компаниями, специализирующимися на роликах, больше не устраивали прогрессивных райдеров.

Увидев потенциал в новых полиуретановых колесах, сразу несколько производителей — среди них Tracker Trucks, Bennett, Gullwing — занялись делом. Например, Bennett в своих Bennett Hijacker использовали высококачественные гайки и по-новому расположили кингпин (центральный болт) относительно к оси. Подвески становились стабильнее, управляемее, прочнее, что тоже послужило одним из фактором популяризации катания.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1078
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2

Конец 1970-х: тем временем в СССР


С конца 1970-х в советских журналах — например, «Юный техник» и «Умелые руки» — публиковались схемы «Роликовых самокатов», по которым некоторые пытались делать доски самостоятельно.

Примерно в то же время в Таллине начали производить доски Rula — еще без киктейла, для езды по прямой.

Скейтборд в качестве сувенира постепенно начал попадать в другие города Союза. Все только начиналось.

Продолжение следует…



Блок: 9/9 | Кол-во символов: 458
Источник: https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 20145
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://crossarea.ru/street-culture/skateboarding/history-of-skateboarding/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4972 (25%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 3692 (18%)
  3. https://wikipedia.tel/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3: использовано 2 блоков из 11, кол-во символов 1266 (6%)
  4. https://The-flow.ru/features/skateboarding-history-pt2: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 10215 (51%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий