786,Возникновение имущественного неравенства и как следствие, социальной дифференциации — описываем суть

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств планеты. Согласно другим оценкам, 2 % самых богатых владеют более чем 50 % богатств планеты.

Французский экономист Т. Пикетти в своей книге Капитал в XXI веке делает вывод, что рост социального неравенства — это основная тенденция в современном мире, что промышленная революция не уничтожает её, хотя и делает такой рост менее равномерным во времени.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 862
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Неравенство в городах во всем мире

Самые богатые 20% населения мира потребляют 6% мировых товаров, а 80% человечества получает остаток. Среди других вещей Симмс отмечает, что решение неравенства с другого конца важно, потому что экономическое обоснование высокой заработной платы исполнителей с точки зрения эффективности деятельности компании не задерживается и потому, что у крайне неравных обществ есть привычка распадаться.

Выше прожиточного уровня, что подрывает наше чувство благополучия больше всего, не является нашим абсолютным уровнем дохода, но насколько велики пробелы между нами и нашими сверстниками. Предоставление сверхбогатам возможности жить отдельно от общества так же вредно по своему усмотрению, как исключение самых бедных.


Объяснять процесс образования варварских королевств.

Основные положения

Хронологические рамки западного Средневековья. Встречаантичной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1222
Источник: https://erteam.ru/factors-contributing-to-the-emergence-of-inequality-worksheet-primitive-epoch.html

Îñíîâíûå âèäû ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà ñîãëàñíî ó÷åíèþ Ýìèëÿ Äþðêãåéìà. Êëàññû â ìàðêñèçìå êàê áîëüøèå ãðóïïû ëþäåé, îòëè÷àþùèåñÿ ïî èõ ìåñòó â èñòîðè÷åñêè îáóñëîâëåííîé ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà. Îïðåäåëåíèå ëè÷íîé ñîáñòâåííîñòè Ì. Âåáåðîì

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ââåäåíèå

Ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî ñîïðîâîæäàåò ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ âåêîâ. Îäíàêî âîïðîñ, î âîçìîæíîñòè ñóùåñòâîâàíèÿ îáùåñòâà áåç ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà, äî ñèõ ïîð îñòàåòñÿ îòêðûòûì. ×òîáû îòâåòèòü íà äàííûé âîïðîñ, íàäî ðàçîáðàòüñÿ â ñóùíîñòè è ïðè÷èíàõ ðàçëè÷íîãî ïîëîæåíèÿ ëþäåé â îáùåñòâå.  òàêèõ íàóêàõ êàê èñòîðèÿ è ñîöèîëîãèÿ íå ñóùåñòâóåò åäèíîãî îáúÿñíåíèÿ óêàçàííîãî ÿâëåíèÿ. Íî äàííûå ðàçëè÷èÿ ñóùåñòâóþò, ÷òî âïîëíå åñòåñòâåííî, åñëè âçÿòü âî âíèìàíèå òîò ôàêò, ÷òî âñå ëþäè ðàçëè÷àþòñÿ ïî ñâîèì ñïîñîáíîñòÿì, ïðåäïî÷òåíèÿì â æèçíè, èíòåðåñàì è ëè÷íîñòíûì êà÷åñòâàì.  ëþáîì îáùåñòâå åñòü áåäíûå, à åñòü áîãàòûå, ñóùåñòâóþò îáðàçîâàííûå è íåîáðàçîâàííûå ëþäè, âëàñòâóþùèå è òå, êòî îêàçûâàþòñÿ ïîä ýòîé âëàñòüþ.  ñâÿçè ñ ýòèì, ïðîáëåìà ïðîèñõîæäåíèÿ ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà, îòíîøåíèå ê íåé, ñïîñîáû å¸ ðåøåíèÿ âñåãäà âûçûâàåò ïîâûøåííûé èíòåðåñ, ïðè÷åì íå òîëüêî ó ïîëèòèêîâ è ó÷¸íûõ, íî òàêæå è ó ïðîñòûõ ëþäåé, ðàññìàòðèâàþùèõ ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî êàê íåñïðàâåäëèâîñòü, êîòîðàÿ ñêëàäûâàåòñÿ èç-çà áåçíàêàçàííîñòè âûñøåãî êëàññà, ïîðîêîâ îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâà.

Ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî íàáëþäàåòñÿ â êàæäîì îáùåñòâå íåçàâèñèìî îò ýòàïà ðàçâèòèÿ èñòîðèè. Ñî âðåìåíåì ìåíÿþòñÿ òîëüêî ôîðìû è ñòåïåíü ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà. Ïðè äðóãèõ óñëîâèÿõ ó ëþäåé ïðîïàë áû ñòèìóë çàíèìàòüñÿ ñëîæíûìè è òðóäîåìêèìè, îïàñíûìè èëè íåèíòåðåñíûìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè, ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî äëÿ äîñòèæåíèÿ óñïåõà íå íóæíî ïðåäïðèíèìàòü íèêàêèõ óñèëèé, ïîïðîñòó áû ïîãóáèëî îáùåñòâî. Ñ ïîìîùüþ íåðàâåíñòâà ëþäè ñàìè ïîáóæäàþò ñåáÿ ê çàíÿòèÿì íóæíûìè, íî òðóäíûìè è íåïðèÿòíûìè ïðîôåññèÿìè, îáùåñòâî âîçíàãðàæäàåò òåõ, êòî áîëåå îáðàçîâàí èëè òàëàíòëèâ è òåõ ëþäåé, êîòîðûå âëàäåþò ÷åì-ëèáî ëó÷øå äðóãèõ.

1. Ñóùíîñòü ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà

Ðàçíîîáðàçèå ïîëîæåíèé, îòíîøåíèé è ðîëåé ëþäåé ñóùåñòâóåò â êàæäîì îáùåñòâå. Ãëàâíîé ïðîáëåìîé ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî íå ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííîãî ïîðÿäêà îòíîøåíèé ìåæäó ðàçíûìè ãðóïïàìè ëþäåé, êîòîðûå îòëè÷àþòñÿ ïî ìíîãèì ïðèçíàêàì. ×òî æå åñòü íåðàâåíñòâî?  ñàìîì óçêîì ñìûñëå ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî îçíà÷àåò, ÷òî ëþäè èìåþò ðàçëè÷íûé äîñòóï ê îãðàíè÷åííûì ìàòåðèàëüíûì è äóõîâíûì ðåñóðñàì. ×òîáû îïèñàòü ñèñòåìû íåðàâåíñòâà ñîöèîëîãè èñïîëüçóþò ïîíÿòèå: «Ñîöèàëüíàÿ ñòðàòèôèêàöèÿ».

Äëÿ ðàññìîòðåíèÿ ïðîáëåìû ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà ñòîèò èñõîäèòü èç òåîðèè ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé íåîäíîðîäíîñòè òðóäà. Âûïîëíÿÿ íåðàâíûå âèäû òðóäà, â ðàçíîé ñòåïåíè óäîâëåòâîðÿÿ îáùåñòâåííûå ïîòðåáíîñòè, ëþäè èíîãäà îêàçûâàþòñÿ, çàíÿòû ýêîíîìè÷åñêè íåîäíîðîäíûì òðóäîì, ïîòîìó ÷òî ðàçíûå âèäû òðóäà èìåþò ðàçíóþ îöåíêó îáùåñòâåííîé ïîëåçíîñòè. Èìåííî ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ íåîäíîðîäíîñòü òðóäà íå òîëüêî ñëåäñòâèå, íî è ïðè÷èíà ïðèñâîåíèÿ îäíèìè ëþäüìè ñîáñòâåííîñòè, âëàñòè, ïðåñòèæà è îòñóòñòâèÿ òàêîâûõ â îáùåñòâåííîé èåðàðõèè ó äðóãèõ. Êàæäàÿ êîíêðåòíàÿ ãðóïïà âûðàáàòûâàåò ñâîè íîðìû è öåííîñòè, íà êîòîðûå îïèðàþòñÿ â ïîñëåäóþùåì. Åñëè ãðóïïû ðàçìåùàþòñÿ ïî ïðèíöèïó èåðàðõèè, òî îíè ÿâëÿþòñÿ ñîöèàëüíûìè ñëîÿìè.

2. Òåîðèè ïîÿâëåíèÿ ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà

Òåîðèÿ ôóíêöèîíàëèçìà.

Ïåðâûì èç ñîöèîëîãîâ, îáðàòèâøèõñÿ ê ïðîáëåìå ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà, áûë Ý. Äþðêãåéì.  ðàáîòå «Î ðàçäåëåíèè îáùåñòâåííîãî òðóäà», â êîòîðîé îí èçëîæèë ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ ïî äàííîìó âîïðîñó.

Ýìèëü Äþðêãåéì âûäåëÿë äâà âèäà ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà â îáùåñòâå: íåðàâåíñòâî ñïîñîáíîñòåé è ñîöèàëüíî çàêðåïëåííîå íåðàâåíñòâî.

Åñëè ãîâîðèòü î íåðàâåíñòâå ñïîñîáíîñòåé, òî îíî, ïî ìíåíèþ ñîöèîëîãà, òîëüêî óñèëèâàåòñÿ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ. Ñ òî÷êè çðåíèÿ Ý. Äþðêãåéìà áîëåå òàëàíòëèâûå ëþäè íàñòðàèâàþòñÿ îáùåñòâîì íà âûïîëíåíèå íàèáîëåå çíà÷èìûõ è îòâåòñòâåííûõ, ñ òî÷êè çðåíèÿ äàííîãî îáùåñòâà, ôóíêöèé. Ïî ñóòè, äîñòàòî÷íî ðàçâèòîå îáùåñòâî ïûòàåòñÿ ïðèâëå÷ü òàêèõ ëþäåé ê èñïîëíåíèþ äàííûõ ôóíêöèé çíà÷èòåëüíûìè äîõîäàìè, è âûñîêèì ïîëîæåíèåì â îáùåñòâå. Ó÷¸íûé òàêæå ïîëàãàë, ÷òî â ëþáîì îáùåñòâå ðàçëè÷íûå âèäû äåÿòåëüíîñòè îöåíèâàþòñÿ ïî-ðàçíîìó, îí ïîäðàçäåëÿë èõ íà áîëåå è ìåíåå âàæíûå è ïðåñòèæíûå. Âñå ôóíêöèè, êîòîðûå áîëåå âåñîìû ñ òî÷êè çðåíèÿ âûæèâàíèÿ îáùåñòâà, íå ÿâëÿþòñÿ ðàâíûìè, â êàæäîì îáùåñòâå îíè ñîñòàâëÿþò èåðàðõèþ, è òî, êàê ýòî ïðîèñõîäèò, èçáèðàåòñÿ ñàìèì îáùåñòâîì. Òàê, â îäíîì ìîãóò áîëüøå öåíèòüñÿ ôóíêöèè, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ðåëèãèåé, à â äðóãîì îáùåñòâå íà ïåðâîå ìåñòî âûõîäèò ýêîíîìè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå.

Òàêèì îáðàçîì, ó÷¸íûé âûäåëèë äâå ïðè÷èíû ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà: ðàçäåëåíèå òðóäà è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà. Ñëåäîâàòåëüíî, Ý. Äþðêãåéì âûäåëÿë è äâà êðèòåðèÿ ñòðàòèôèêàöèè ïåðâûé-ðîä äåÿòåëüíîñòè, âûïîëíÿåìàÿ ÷åëîâåêîì èëè ãðóïïîé ëþäåé ôóíêöèÿ, âòîðîé — èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè.

Òåîðèÿ êëàññîâ.

Îñíîâîïîëîæíèêàìè äàííîé òåîðèè ÿâëÿåòñÿ âåëèêèé ýêîíîìèñò, ñîöèîëîã è ôèëîñîô Êàðë Ìàðêñ, à çàòåì è Ôðèäðèõ Ýíãåëüñ. Äàííàÿ òåîðèÿ ÿâëÿåòñÿ âàðèàíòîì îáúÿñíåíèÿ íåðàâåíñòâà ïðè ïîìîùè ýêñïëóàòàöèè.

 ìàðêñèçìå êëàññû — ýòî áîëüøèå ãðóïïû ëþäåé, îòëè÷àþùèåñÿ ïî èõ ìåñòó â èñòîðè÷åñêè îáóñëîâëåííîé ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà, ïî èõ îòíîøåíèþ ê ñðåäñòâàì ïðîèçâîäñòâà, ïî èõ ðîëè â îáùåñòâåííîé îðãàíèçàöèè òðóäà, è ïî ñïîñîáàì ïîëó÷åíèÿ è ðàçìåðàì òîé äîëè îáùåñòâåííîãî áîãàòñòâà, êîòîðîé îíè âëàäåþò.

Èçíà÷àëüíî, âî âðåìåíà äèêîñòè è íèçøåé ñòóïåíè âàðâàðñòâà áîãàòñòâîì ñ÷èòàëèñü æèëèùà, îäåæäû, óêðàøåíèÿ, îðóäèÿ äëÿ äîáûâàíèÿ è ïðèãîòîâëåíèÿ êàêîé-ëèáî ïèùè. À ñàìûì ïðîñòûì ñïîñîáîì äîáû÷è ýòîé ñàìîé ïèùè ñòàëî ðàçâåäåíèå ñêîòà, îíî íå òðåáîâàëî áîëüøèõ óñèëèé, íåîáõîäèìî áûëî ëèøü ïðèãëÿäûâàòü çà æèâîòíûìè è ñîçäàâàòü óñëîâèÿ äëÿ èõ âûæèâàíèÿ è ðàçìíîæåíèÿ. Îõîòà â ñâîþ î÷åðåäü óõîäèò íà âòîðîé ïëàí, ÿâëÿÿñü íåêîé ðîñêîøüþ.

×åëîâåê ýïîõ äèêîñòè è íèçøèõ âàðâàðñòâà åùå íå ïðèäàâàë çíà÷åíèÿ ëþäñêîìó ñêîòó — ðàáàì. Îäíàêî, êîãäà ïðîèçîøëî ïåðâîå ðàçäåëåíèå òðóäà, êîãäà èç ðîäîâîé îáùèíû ñòàëè âûäåëÿòüñÿ ñåìüè, à ñêîòîâîäñòâî è çåìëåäåëèå óêðåïèëèñü â îáùåñòâå, ïîÿâèëàñü ïîòðåáíîñòü â ðàáî÷åé ñèëå. Äëÿ íàäçîðà çà ñêîòîì è óõîäà çà ðàñòåíèÿìè òðåáîâàëîñü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ëþäåé. Ýòèìè ëþäüìè è ñòàëè âçÿòûå â ïëåí âðàãè, êîòîðûå ðàçìíîæàëèñü è óâåëè÷èâàëè ñâîè ñèëû. Òàêèì îáðàçîì, íå óñïåâ íóæíûì îáðàçîì ñôîðìèðîâàòüñÿ, ðàñïðåäåëåíèå òðóäà ïðèâåëî ê ïîÿâëåíèþ ñîáñòâåííîé ïðîòèâîïîëîæíîñòè — ýêñïëóàòàöèè îäíèì ÷åëîâåêîì äðóãîãî.

×àñòíàÿ ñîáñòâåííîñòü è óâåëè÷åíèå îáúåìà ïðèáàâî÷íîãî ïðîäóêòà íà ó÷àñòêàõ ïðèñâîåííîé çåìëè, à òàêæå ìåæïëåìåííûå âîéíû è êîíôëèêòû, çàêàí÷èâàþùèåñÿ óñïåõîì, îáîãàùàëè è óñèëèâàëè îïðåäåëåííóþ ÷àñòü ñîïëåìåííèêîâ.

Ó òàêèõ ãðóïï íàñåëåíèÿ ðîæäàëàñü ïîòðåáíîñòü â îðãàíèçàöèè îáùåñòâà, êîòîðàÿ ìîãëà áû îáåñïå÷èòü íåïðèêîñíîâåííîñòü èõ âëàäåíèé. Êàê ñëåäñòâèå, ïîÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîñòü ñîçäàòü íîâûé ñîöèàëüíûé ñëîé, êîòîðûé ñòîÿë áû íà ñòðàæå çåìåëüíûõ ãðàíèö ñîñåäñêîé îáùèíû è å¸ èìóùåñòâà. Ñî âðåìåíåì, çàíÿòèå èñêëþ÷èòåëüíî âîåííûì äåëîì ñòàíîâèëîñü ïîñòîÿííûì — ïîÿâëÿëàñü ïðîôåññèîíàëüíàÿ âîîðóæåííàÿ ñèëà, ñ ïîìîùüþ íå¸ âîåííûå ïðåäâîäèòåëè è çíàòü çàõâàòûâàëè àäìèíèñòðàòèâíî-ïîëèòè÷åñêóþ âëàñòü äàëåå ïðåâðàùàÿ åå â íàñëåäñòâåííóþ.

Òàêèì îáðàçîì, ñ òî÷êè çðåíèÿ òåîðèè êëàññîâ, îñíîâíîé ïðè÷èíîé íåðàâåíñòâà ÿâëÿåòñÿ ýêîíîìè÷åñêèé ôàêòîð. Ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè âëèÿþò íà ìèðîâîççðåíèå è èäåîëîãèþ ëþäåé. Âûäåëåíèå ýêîíîìè÷åñêîãî ôàêòîðà êàê îñíîâíîãî â ðàññëîåíèè îáùåñòâà, áåçóñëîâíî, ñûãðàëî è ïðîäîëæàåò èãðàòü ñâîþ ðîëü, äåéñòâèòåëüíî, ìàòåðèàëüíîå ïîëîæåíèå â îáùåñòâå ÿâëÿëîñü è ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùèì.

Òåîðèÿ Ì. Âåáåðà.

Êëàññè÷åñêèé ýòàï ñòàíîâëåíèÿ íåðàâåíñòâà ïðåäñòàâëÿåò íàì Ì. Âåáåð.

Åñëè Êàðë Ìàðêñ ïðèäàâàë çíà÷åíèå ýêîíîìè÷åñêèì ôàêòîðàì, òî Âåáåð, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîëàãàë, ÷òî ýêîíîìè÷åñêèå èíòåðåñû -ýòî ÷àñòíûé ñëó÷àé êàòåãîðèè «öåííîñòåé». Êðîìå ýêîíîìè÷åñêîé ñòðàòèôèêàöèè, îí òàêæå ó÷èòûâàë âëàñòü è ïðåñòèæ. Ì. Âåáåð ðàññìàòðèâàë ñîáñòâåííîñòü, âëàñòü è ïðåñòèæ êàê òðè îòäåëüíûõ ôàêòîðû, êîòîðûå ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé è ÿâëÿþòñÿ îñíîâàìè èåðàðõèè â îáùåñòâå. Ðàçíîå êîëè÷åñòâî è êà÷åñòâî ñîáñòâåííîñòè ïîðîæäàåò ýêîíîìè÷åñêèå êëàññû. Ðàçíîå îòíîøåíèå ê âëàñòè, ïîðîæäàåò ïîëèòè÷åñêèå ïàðòèè, à ðàçëè÷èÿ â ïðåñòèæå ñïîñîáñòâóåò ïîÿâëåíèþ ñòàòóñíûõ ãðóïïèðîâîê, èëè ñòðàò.

Òàêèì îáðàçîì, Ì. Âåáåðîì áûëî ñôîðìèðîâàíî ñîáñòâåííîå ïðåäñòàâëåíèå îá èçìåðåíèÿõ ñòðàòèôèêàöèè, êîòîðûå îí íàçâàë àâòîíîìíûìè. Ó÷¸íûé ïîä÷åðêíóë, ÷òî «…»êëàññû», «ñòàòóñíûå ãðóïïû» è «ïàðòèè» — ÿâëåíèÿ, îòíîñÿùèåñÿ ê ñôåðå ðàñïðåäåëåíèÿ âëàñòè âíóòðè ñîîáùåñòâà».

Ïî Âåáåðó ñîáñòâåííîñòü — ýòî âàæíûé, íî íå åäèíñòâåííûé êðèòåðèé , ñïîñîáíûé îïðåäåëèòü ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî. Äëÿ íåãî òàêîâûìè, îïðåäåëÿþùèìè ôàêòîðàìè, ÿâëÿþòñÿ ðûíîê è âèäû âîçìîæíîñòåé ÷åëîâåêà íà ýòîì ðûíêå, åãî ñïîñîáíîñòè îáëàäàòü áëàãàìè è ïîëó÷àòü äîõîäû â óñëîâèÿõ ðûíêà òîâàðîâ è òðóäà.

 òàêîì ñëó÷àè, ïî ìíåíèþ Âåáåðà, êëàññ — ýòî ëþäè, íàõîäÿùèåñÿ â îäíîé êëàññîâîé ñèòóàöèè, èíûìè ñëîâàìè, òå, êòî èìåþò îáùåå ïîëîæåíèå â ýêîíîìè÷åñêîé ñôåðå: ïîõîæèå ïðîôåññèè, ðàâíûå äîõîäû, ïðèáëèçèòåëüíî îäèíàêîâîå ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå. Ñëåäîâàòåëüíî, íå îáùèå èíòåðåñû, à èíòåðåñû ÷åëîâåêà, âõîäÿùåãî â êëàññ, ñòðåìëåíèå åãî è ïîäîáíûõ åìó ëþäåé ïîëó÷èòü äîñòóï íà ðûíîê, ê áëàãàì è äîõîäàì èñòèííûì èñòî÷íèêàì êëàññîâîé áîðüáû.

Èíûìè ñëîâàìè, ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî ïî Ì. Âåáåðó ïîäðàçóìåâàåò íàëè÷èå íà îäíîì è òîì æå ÷åëîâå÷åñêîì ìàòåðèàëå, âûñòóïàÿ â ðàçëè÷íûõ êîíôèãóðàöèÿõ, ñóùåñòâîâàíèå è âçàèìîäåéñòâèå òðåõ ðàçëè÷íûõ, íî âçàèìîñâÿçàííûõ òèïà èåðàðõèé ñòðàòèôèêàöèè.

Êîììóíèçì ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîöèàëüíî ýêîíîìè÷åñêèé ñòðîé îáùåñòâà, ïðè êîòîðîì âñå ÷ëåíû îáùåñòâà ðàâíû.

Ïî Ê. Ìàðêñó êîììóíèçì ÿâëÿåòñÿ ðàçðåøåíèåì ïðîòèâîðå÷èé ìåæäó ëþäüìè è ïðèðîäîé, ÷åëîâåêîì è ÷åëîâåêîì, ðàçðåøåíèåì ñïîðà ìåæäó ñóùåñòâîâàíèåì è ñóùíîñòüþ. «Îí — ðåøåíèå çàãàäêè èñòîðèè, è îí çíàåò, ÷òî îí åñòü ýòî ðåøåíèå».

 ñàìûõ ïðèìèòèâíûõ îáùíîñòÿõ ëþäåé ñóùåñòâîâàëî ðàâåíñòâî ïî îòíîøåíèþ ê ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè, êîòîðîé â ïðèíöèïå è íå ñóùåñòâîâàëî. Îäíàêî, íåñìîòðÿ íà êîììóíèñòè÷åñêîãî îáùåñòâà, îíî îñòàâàëîñü è îñòàåòñÿ ëèøü òåîðèåé. Êàê èçâåñòíî, íà ïðàêòèêå êîììóíèçì òàê è íå îñóùåñòâèëñÿ.

 áîëåå ñîâðåìåííîì Ðîññèéñêîì îáùåñòâå êîììóíèçì ïûòàëèñü ñòðîèòü 70 ëåò.  ïåðèîä ñ 1917 ãîäà, ó ñòðàíû áûëè íåêîòîðûå óñïåõè, îäíàêî îíè ñòîèëè ìèëëèîíîâ ÷åëîâå÷åñêèõ æèçíåé. Êîììóíèçì â Ðîññèè îêàçàëñÿ âîïëîùåíèåì ñòðàõà, îòñóòñòâèÿ ãóìàííîñòè è ãîñïîäñòâà æåñòîêèõ íàêàçàíèé çà íåïîâèíîâåíèå. Ñîâåòñêîå ãîñóäàðñòâî ðóõíóëî â 1991 ãîäó, ïîäòâåðäèâ òåì ñàìûì óòîïè÷íîñòü êîììóíèñòè÷åñêèõ èäåé.

Çàêëþ÷åíèå

ñîöèàëüíûé íåðàâåíñòâî äþðêãåéì êëàññ

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ñóùíîñòü íåðàâåíñòâà, òåîðèè è ïðèíöèïû âûäåëåíèÿ ñîöèàëüíûõ ñëî¸â îáùåñòâà, ìîæíî ñäåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå âûâîäû.

Âî-ïåðâûõ, íåðàâåíñòâî — ýòî õàðàêòåðíûé ïðèçíàê îáùåñòâà ëþäåé. Íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ñóùåñòâîâàíèÿ ëþäåé ãîñïîäñòâîâàëî ïðèðîäíîå íåðàâåíñòâî, îòðàæàþùååñÿ â ðàçäåëåíèè èíäèâèäîâ ïî ôèçè÷åñêîé ñèëå, âûíîñëèâîñòè, óìó, ïðèâëåêàòåëüíîñòè, ñïîñîáíîñòÿì, ïîëó è âîçðàñòó.

Ðàçâèâàÿñü îáùåñòâî ñòàëî ðàçäåëÿòüñÿ ïî ñîöèàëüíûì ïðèçíàêàì. Äàííîå äåëåíèå äî ñèõ ïîð âûðàæàåòñÿ â íåðàâíîìåðíîì äîñòóïå ê äåôèöèòíûì ðåñóðñàì òàêèì êàê äåíüãè, ÷àñòíàÿ ñîáñòâåííîñòü, âëàñòü, ïðåñòèæ, îáðàçîâàíèå. Ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî äåëèò îáùåñòâî íà ñòðàòû, ðàñïîëîæåííûå â âåðòèêàëüíîì ïîðÿäêå. Êàæäàÿ ãðóïïà, â ñâîþ î÷åðåäü, èìååò ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå ÷åðòû.

Âî-âòîðûõ, îòñóòñòâèå ñîöèàëüíîé ñòðàòèôèêàöèè — ýòî ëèøü óòîïèÿ. Èáî êàæäûé ÷åëîâåê ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàáîð êàêèõ-ëèáî ïðåèìóùåñòâ, íî âìåñòå ñ òåì è íåäîñòàòêîâ. Îò ïðèðîäû ëþäè áûëè ïîäåëåíû íà ãðóïïû: ìóæ÷èí è æåíùèí, ñèëüíûõ è ñëàáûõ, áîëåå è ìåíåå èíòåëëåêòóàëüíî ðàçâèòûõ. Ýòà äèôôåðåíöèàöèÿ ñóùåñòâóåò ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ÷åëîâåêîïîäîáíûõ ñóùåñòâ è ñîõðàíÿåòñÿ äî ñèõ ïîð, âêëþ÷àÿ â ñåáÿ åùå è ñîöèàëüíûå àñïåêòû.

Èñõîäÿ èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî, ìîæíî îïðåäåëèòü, ÷òî ñîöèàëüíîå íåðàâåíñòâî — ýòî âå÷íîå è åñòåñòâåííîå ñîñòîÿíèå ëþáîãî îáùåñòâà îò ïðèìèòèâíîãî äî ñîâðåìåííîãî.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 12017
Источник: https://revolution.allbest.ru/sociology/00726506_0.html

Взгляды на неравенство


Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей.

Наиболее опасным считается низовое неравенство возможностей, не связанное с личными усилиями членов общества, когда талантливые от рождения люди не могут реализовать свои таланты из-за неблагоприятных социально-экономических условий в детстве и юности. Например, способные дети из бедных семей не имеют возможности получить хорошее образование и в результате оказываются в «ловушке нищеты».

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путём введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы;
  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1913
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Причины неравенства

Как считал Эмиль Дюркгейм, причина неравенства — это необходимость поощрять самых лучших. Во всех обществах одни профессии считаются более важными, чем другие. В примитивных обществах самыми уважаемыми были воины и целители. В общинах пуритан самая важная профессия — это профессия священника. В современных обществах — это профессия банкира и предпринимателя, инженера и врача. Тот человек, который выполняет главную функцию в обществе, имеет максимальное количество престижа и материальных благ. Второй причиной неравенства является разный уровень таланта у людей, а самых умелых нужно вознаградить за их заслуги, они должны выполнять самые важные функции. Во все времена самыми важными функциями были роли священника, управляющего и техника.

С точки зрения теории конфликта, причина неравенства — это защита привилегий власти, кто контролирует общество и власть, тот имеет возможность извлекать выгоды лично для себя, неравенство — результат уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить свой статус. Роберт Михельс вывел железный закон олигархии: олигархия складывается всегда, когда численность организации превышает определённую величину, ибо 10 тысяч человек не могут обсуждать вопрос перед каждым делом, они поручают обсуждение вопроса руководителям.

Джон Масионис задаёт вопрос, действительно ли оплата труда отражает вклад человека в развитие общества, является ли обоснованной такая высокая степень социального неравенства? Когда ведущая телевизионных передач Опра Уинфри с доходом в 100 млн долларов в год зарабатывает за 2 дня больше, чем президент США Джордж Уокер Буш за целый год на посту президента, тогда сможет ли кто-нибудь утверждать, что вести ток-шоу важнее, чем руководить страной? В странах с рыночной экономикой размер заработной платы зависит от соотношения на рынке труда спроса и предложения. Звёзды кино и шоу-бизнеса, выдающиеся спортсмены, авторы популярных песен, удачливые менеджеры и другие профессионалы обладают редкими талантами, на которые спрос превышает предложение, поэтому эти звёзды так много зарабатывают.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2071
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Изменение степени социального неравенства в процессе истории


Джерард Ленски сравнил этапы развития общества с точки зрения неравенства и обнаружил:

  • В обществах охотников и собирателей растений, например, у папуасов острова Киваи, неравенство имеет место в наименьшей степени.
  • В садоводческих обществах наибольшим влиянием пользуются политический лидер, купец и священник. Степень социального неравенства невысокая.
  • Неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах, где возникла наследственная монархия и рабовладение.
  • В промышленных обществах неравенство и концентрация власти меньше, чем в аграрных.
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 611
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Критерии неравенства

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

  • Богатство.
  • Престиж.
  • Власть.

Б. Барбер добавил ещё три менее важных критерия неравенства:

  • Уровень образования.
  • Степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе в Индии.
  • Ранжирование по родственным и этническим группам.

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия — по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия — по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 1000
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Фигуры неравенства


  • Пирамида.
  • Ромб.

Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. На вершине фигуры находится элита. За последние сто лет западное общество проделало эволюцию от пирамидальной структуры к ромбовидной. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. Ромбовидная структура является более предпочтительной по сравнению с пирамидальной, так как многочисленный средний класс не позволит кучке бедняков устроить гражданскую войну. А в первом случае громадное большинство, состоящее из бедняков, может легко опрокинуть социальную систему.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 694
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Литература

  • Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория и реальность; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0913-5
  • Смелзер Н. Социология. — М., 1994
  • Масионис Дж. Социология. 9-е издание. СПб. 2004
  • Сорокин П. А. Человек. Цивилизация Общество. М. 1992. Социальная и культурная мобильность.
  • Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс Лекций. М. «Владос» 1995.
  • Большой толковый социологический словарь в 2 т. (Collins)/ Сост. Джерри Д., Джерри Дж.- М., 1999.
Блок: 11/11 | Кол-во символов: 545
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 21119
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://erteam.ru/factors-contributing-to-the-emergence-of-inequality-worksheet-primitive-epoch.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1222 (6%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 7880 (37%)
  3. https://revolution.allbest.ru/sociology/00726506_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 12017 (57%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий