1731,История наказания поркой

11 августа по старому стилю (24 по новому) 1904 года в Российской Империи отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников. Это была последняя социальная группа, для которой еще применялись различные виды физического воздействия. Чуть ранее, в июне того же года, телесные наказания отменили на флоте и в армии. Мы решили вспомнить историю боли и наказания, которые на протяжении десяти веков царили на территории России.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 439
Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

История

Телесные наказания уже были известны законам Хаммурапи, широко применялись в Римской империи. Особенно массовый характер применение телесных наказаний приобрело в период феодализма. Они были также распространены в период перехода к Новому времени, например, в Англии, по законодательству против бродяг и нищих, по общегерманскому уголовно-судебному уложению «Каролина».

Одним из первых, кто стал говорить о безнравственности и неэффективности телесных наказаний, был английский философ Иеремия Бентам (1748—1832). Он обращал внимание на то, что даже если количество причитающихся осуждённому ударов четко зафиксировано в законе, их реальная сила целиком зависит от палача, который может быть подкуплен, в результате чего преступник будет наказан не соразмерно тяжести своего преступления, а в соответствии со своим имущественным положением.

С конца XVIII в. страны Европы под влиянием идей Просвещения стали одна за другой отменять этот вид наказания. Первой это сделала Франция в УК 1791 г (фр.) (однако окончательный отказ произошёл лишь в 1881 году). В 1820 году телесные наказания были законодательно отменены в Нидерландах, в 1860 году — в Италии, в 1867 году — в Австрии и Бельгии, в 1871 году в Германии, в 1890 году — в Финляндии, в 1900 году — в Японии, в 1904 году — в России, в 1930 году — в Дании, в 1936 году — в Норвегии, в 1948 году — в Англии (в войсках отменены в 1881 году, в тюрьмах (за нападение на сотрудников тюрьмы, по приговору судьи) были отменены в 1967 году, фактически применялись до 1962 года), в 1949 году — в Китае, в 1955 году — в Индии, в 1972 году — в Канаде.

Сфера применения телесных наказаний продолжает сокращаться. В 1988 году они были отменены в Зимбабве (в отношении взрослых). С 1996 года их применение было запрещено в Замбии, Кении, на Сент-Винсенте и Гренадинах, Тринидаде и Тобаго, в Уганде, на Фиджи, в ЮАР, на Ямайке. В то же время, они сохраняются как вид уголовного наказания более чем в 20 странах мира.

В США последний раз телесное наказание по приговору суда было применено в 1952 г. в Делавэре — мужчина получил 20 плетей за избиение жены. В этом штате наказание плетьми было официально отменено лишь в 1972 г.

Обратная к общемировой тенденция наблюдается в мусульманских государствах, где с 1980-х годов из-за политики возврата к «законам шариата» сфера применения телесных наказаний значительно расширилась: они были вновь включены в уголовное законодательство после долгого перерыва (Ливия, Мавритания, Иран, Судан, Пакистан, Йемен), либо стали применяться существенно чаще, чем до этого (ОАЭ, Саудовская Аравия).

Телесные наказания детей также применялись с глубокой древности их родителями, воспитателями, учителями. Ребёнок рассматривался почти как собственность своих родителей, которые могли его наказывать практически любым образом или передоверять это право другим. Отказ от телесных наказаний как от способа воспитания начался лишь в XVIII веке и был во многом связан с изменением характера обучения, постепенным отказом от зубрежки как от неэффективного и жестокого метода, возникновением попыток заинтересовать детей учёбой. Впервые в мире телесные наказания в школах запретили в Речи Посполитой в 1783 г. При этом между странами наблюдались значительные различия. Так, во Франции в XIX веке воспитание было значительно либеральнее, чем в Великобритании. В Великобритании телесные наказания в государственных школах были запрещены только с 1987 года, в частных школах такие наказания были запрещены в 1999 году (Англия и Уэльс), 2000 (Шотландия) и 2003 (Северная Ирландия).

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 3549
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Киевская Русь


В эту эпоху, по словам историков, физические наказания на Руси были не в почете. «Русская Правда», основной юридический источник того времени, гласит:

«Если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен».

Если судить по отдельным упоминаниям, которые можно трактовать по-разному, наказания применялись в основном против холопов или людей, грубо нарушивших церковные устои. Из пыток упоминаются битье на санях, отрезание языка, битье розгами и выжигание клейма на щеках. Но в целом свободные люди, которых было большинство, не подвергались телесным наказаниям. Во всяком случае, в древнерусских источниках нет массового упоминания о таких фактах. Наоборот, есть информация о том, что в Новгороде отказались подписывать договор о дружбе с немецким городом Готланд, в котором упоминались пытки в качестве наказания ворам.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 848
Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 4047
Источник: https://mel.fm/vospitaniye/6412580-punishment

Московское государство

С конца XIII века, после нашествия монголо-татар, телесные наказания стали применяться к представителям почти всех слоев населения. Татары сами использовали изощренные пытки и поддерживали их косвенно, содействуя уничтожению прежних порядков. О татарском влиянии свидетельствует распространение битья кнутом. В Европе и Византии этот вид наказания почти не использовался, у иностранцев в Москве вызвал ужас.

Телесные наказания — клеймение или вырывание ноздрей — стали применяться для выявления преступника.

Телесные наказания подразделяются на три большие группы:

  • Членовредительные (изувечивающие) — лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация);
  • Болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки);
  • Осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе.

Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы. Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки — за татьбу (воровство) в первый раз. Всю левую руку по запястье — за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда. Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.

В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Катошихин в своих записках о наказании денежных воров пишет:

«И того же дни около села повесили 150 человек, а достальным всем был указ, пытали, жгли и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы».

Кнут

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину. К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли. Катошихин пишет:

«Спина после наказания выглядела так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости».

Иностранец в Москве писал:

«Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его (наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твердой, как лед».

Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час, по свидетельству Катошихина. Иногда процедура тянулась от восхода до заката солнца. Катошихин продолжает:

«Некоторые наказанные таким образом молодцы натягивают на израненную спину свою шкуру только что убитой овцы и этим способом скоро излечиваются от ран».

Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 ударов, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Батоги

Более легким наказанием считалось битье 6атогами — палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. На правеже ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди — подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело.

«Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем».

То же наказание Афрему Шепелеву за слова:

«У меня де нога лучше Государя Царя Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси».

И подьячему, который пил за здоровье царя и не снял шляпы. При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею. Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги. Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием: в 1676 году служилые люди Нерчинских острогов жаловались на своего приказчика, что он_ «велит в руку имать батогов по пяти и шести, а батоги бьет нагих по спине и по брюху, и по бокам, и по стегнам»_.

Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков). Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить. Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 6130
Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

Телесные наказания в других странах

Лиловым цветом отмечены страны, где в настоящее время применяются телесные наказания по приговорам судов

В настоящее время законодатели большинства стран рассматривают телесные наказания в любой форме как противоречащие положениям «Всеобщей декларации прав человека» (1948) и «Международного пакта о гражданских и политических правах» (1966), которые, в частности, запрещают пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство человека наказания.

В то же время в современном мире существуют две группы стран, которые сохраняют в своём уголовном законодательстве рассматриваемый вид наказания.

Наибольшее значение телесные наказания сохраняют в тех странах, где в качестве источника уголовного права действует мусульманское право (Афганистан, Бахрейн, Иран, Йемен, Ливия, Мавритания, Малайзия, северные штаты Нигерии, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Судан, Пакистан и др.).

При этом в большинстве указанных стран предусмотрены не только болезненные (битьё плетьми), но и членовредительские виды наказания.

Помимо мусульманских стран, телесные наказания по-прежнему предусмотрены уголовным законодательством многих государств — бывших английских колоний (Зимбабве, Нигерия, Сингапур, Танзания, Тонга, Шри-Ланка и др.), где они применяются в основном в виде порки.

В этих же странах телесные наказания официально применяются в школах и тюрьмах. В настоящее время телесные наказания применяются в школах и в некоторых штатах США.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1467
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Эпоха Петра

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением.

В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников — вырезанием ноздрей,для менее важных — клеймением буквой «В». Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом. Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний — шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены

Немецкие шпицрутены — гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой.

Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние.

Кошки и линьки

Кошки — четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников.

Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1565
Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

XIX и XX века


В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году — священники, затем — лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов. Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены. Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

  • Допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;
  • Разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка (такая порка участников майской демонстрации в Вильно в конце XIX века описывается в мемуарах Александры Бруштейн);
  • Ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами — соответственно до 100 и 30 ударов;
  • Плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;
  • Допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Высшие слои населения трепетно относились к запрету телесных наказаний. В июле 1877 года петербургский градоначальник Трепов в нарушение закона 1863 года приказал выпороть розгами политического заключенного Боголюбова. Образованный Боголюбов сошел с ума и умер от такого оскорбления, а знаменитая Вера Засулич отомстила за него, тяжело ранив Трепова. Суд оправдал Засулич.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением. В 1988 году журналист Филиппов провел анонимное анкетирование 7500 детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, 60% признались, что родители применяли к ним телесные наказания.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2462
Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2352
Источник: https://mel.fm/vospitaniye/6412580-punishment

Эпоха Екатерины

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» — калеки были обузой для государства.

Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних. Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, — тюремному заключению, ссылке и каторге. Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 668
Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

Литература


  • Телесные наказания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Телесные наказания в войсках // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дорошевич В. М. «Сахалин. Телесные наказания», «Исчезнут ли тягчайшие наказания?»
  • Толстой Л. Н. Стыдно
  • Кон И. С. Культурная антропология телесных наказаний. Телесные наказания детей
  • Жбанков Д. Н. Телесные наказания в России в настоящее время. — М., 1899. — 212 с.
  • Биншток. Материалы для истории отмены телесных наказаний в России // Юридический Вестник. 1892. № 7.
  • Тимофеев А. Г. История телесных наказаний в русском праве. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Тип. В.Безобразова и Ко, 1904. — 328 с.
  • Евреинов Н. Н. История телесных наказаний в России. СПб.: Издательство В. К. Ильинчика, 1913. — 216 с., илл.
  • Рогов В. А. Телесные наказания в русском праве периода становления и развития сословного представительства // Сословно-представительные монархии: государственность-право-идеология. Сборник научных трудов. М., 1987.
  • Покровская А. Ю. История телесных наказаний в русском уголовном праве (недоступная ссылка) .
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1162
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 29136
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 6178 (21%)
  2. https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 12112 (42%)
  3. https://mel.fm/vospitaniye/6412580-punishment: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 10846 (37%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий