1904,История тюркского каганата — расписываем во всех подробностях

В статье кратко рассказывается о великом тюркском народе и событиях, приведших к созданию одной из самых могущественных империй. Из текстов, вырезанных на древнетюркских Орхонских памятниках, ученые узнали об этногенезе, истории, культуре и духовности всех тюркских народов. Эти записи в полной мере отражают духовное представление тюрков, их понимание временной среды, количества и показывают сеть общественных отношений – проблему власти и управления в тюркском ханстве.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 472
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/16116-istorija-tjurkskogo-kaganata-kratko.html

Происхождение древних тюрков и образование каганата

Легенда гласит, что хуннский царевич влюбился в алтайскую волчицу, у них появилось потомство, продолжившее род Ашина. Впоследствии стали называться тюрками.

Около 200 лет, начиная примерно с 552 года н. э., когда тюркские горняки железа на Алтае восстали против жужаньского каганата, так называемое тюркское ханство было крупнейшей и самой могущественной кочевой империей Азии до восхождения Чингисхана. Известные китайцами как тудзюэ, они также быстро протянулись по обширной Евразийской степи от Великой Китайской стены до Черного моря и на юг через грозные горные перевалы в Персию и Индию. Впервые название «тюрк» упоминается в китайских летописях, датируемых 542 годом. Согласно им, тюрки произошли от гуннов (хунну). В 546 году к тюркам на Алтае примкнул большой отряд племени теле. После этого тюркское племя значительно окрепло. Их государство было основано на территории Центральной Азии (Енисейская Киргизия, западная Маньчжурия).

В 551 году предводитель тюрок Бумин женился на китайской принцессе, укрепив связи с Китаем. На руинах побежденного государства они основали Тюркскую империю. Правителем стал Бумин Каган, умерший вскоре после победы над Анагуи. На смену ему пришел его сын Исик. Мало что известно об Исике. Когда он умер, в соответствии с правом наследования, его брат Мугань сменил его, затем пришел Таспар. Во время его правления манихеи из Персии и буддисты из Ци и Чжоу принесли в королевство много новых знаний и силы. Именно в этот период начали записывать свою историю в письменном виде, разработали алфавит, известный как руны. Руническая письменность основана на арамейском и согдийском языках. Официальной религией королевства был тенгризм – шаманская религия, в которой поклонялась одному верховному богу и многим меньшим богам.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1814
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/16116-istorija-tjurkskogo-kaganata-kratko.html

Территория тюркского каганата

Наивысшего расцвета Великий Тюркский каганат достигает во второй половине VI века в процессе освоения новых территорий и включения в него потенциала покоренных племен. Его территория простиралась от Маньчжурии до Северного Причерноморья, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи.

Значительная часть Южного Урала и Нижнего Поволжья, включая территорию современного Татарстана, также входила в состав каганата. «Свое гигантское государство, простиравшееся от Черного моря до Тихого океана, тюрки назвали Вечный Эль, как бы утверждая этим свою власть на вечные времена».

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 601
Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

Расцвет и упадок

Центр кагана переехал вверх по реке Орхон. Живущие здесь эфталиты, оказали сопротивление захватчикам. Под Бухарой в 587 году эфталиты были разбиты. Хотя были еще кочевниками, тюрки быстро признали стратегическое значение Шелкового пути и начали войну с Ираном за контроль над ним. В обмен на сохранение этой прибыльной торговой связи между Китаем и Западом, они и их преемники получают прибыль, взимая дань и налоги. Государственные границы империи тюрков значительно расширились. В 576 году каганат захватил Босфор и возглавил осаду Херсонеса в 581 году.

После смерти Таспара к 581 году каганат утратил прежнее могущество. Тюрки ввязались в гражданскую войну и раскололись на восточное и западное крыло, которое воссоединившиеся китайцы быстро стали эксплуатировать. На востоке турки обратились к китайцам за защитой. Но когда они смело возобновили атаки через Великую стену, тюркская столица в долине Орхон была атакована и оккупирована Китаем. Новая династия Тан также начала массированную вылазку далеко на запад, даже столкнулась с арабскими армиями, входящими в хаотичный регион с другой стороны. К 659 году китайцы восстановили контроль над Шелковым путем и теперь привлекли тюрок для охраны этого жизненно важного звена. Но тюрки, конечно, не были побеждены. Начиная примерно с 680 года, они возродились как второе ханство, которое просуществовало еще 60 лет, но было разделено на две самостоятельные части. Западные тюрки с Алтая сосредоточились в Центральной Азии, распространив свою власть и влияние на Аральское море и вплоть до границ Персии. Восточные тюрки управляли большей частью современной Монголии из исторической долины Орхон и простирались до реки Туул и Селенге на севере и северо-востоке.

Расширить государственные границы востока сумел Капаган. Каган мудрый и его брат Култегин защищали суверенность своих государств. После смерти мудреца начались внутренние конфликты. Разноголосица привела к постепенному разрушению Восточного каганата. Кроме того, в 744 году тюрки были полностью и окончательно разбиты войсками Китая и уйгурами. Последние расправлялись с тюрками с необычайной жестокостью.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2136
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/16116-istorija-tjurkskogo-kaganata-kratko.html

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1008
Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

Государственное устройство

Таспар-каган, разделил каганат для удобства управления на 8 улусов. Каган – главное политическое лицо ханства. Избирался только из аристократической семьи Ашинских тюрок. Он был главой гражданской администрации в своем родовом союзе и выступал в качестве лидера, главного судьи и первосвященника.

Государство делилось на три части: центр (палата), правое крыло (тардуш), левое крыло (толес). Верховная власть принадлежала кагану. Существовал огромный социальный разрыв между богатыми и бедными. Конфликтная ситуация возникала между правящей верхушкой и подчиненными.

Древние тюрки знакомились и присоединялись к буддизму, христианству, иудаизму, исламу. Осваивали достижения других культур: арабской, персидской, византийской, индийской, китайской.

Историки и исследователи всего мира до сих пор не пришли к единому мнению по поводу государственности тюрского каганата. Одни называют его всего лишь племенным союзом. Более современные тюркологи считают, что каганат являлся сильнейшим государством, поскольку имел возможность оказывать сопротивление, могущественной в то время, китайской империи.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1121
Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/16116-istorija-tjurkskogo-kaganata-kratko.html

Боевое искусство Тюркского каганата

Имперский характер государства требовал постоянного внимания к совершенствованию военного дела, усилению боеспособности армии. «Победы коктюрков, в результате которых они стали хозяевами половины мира, были не случайными: они создали эффективную системы  управления армией». Войско коктюрков состояло из тяжелой и легкой кавалерии. Конница являлась основной ударной силой военных действий, она была приспособлена к действиям и в степи, и в горах. Соответственно ее предназначению воины-кавалеристы были хорошо вооружены.

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Во многом это было связано с трансформацией кочевого образа жизни, уклада хозяйствования и стиля мышления, сутью которой является смена «завоевательно-переселенческой» мировоззренческой установки на философию «завоевания — покорения — подчинения». С ней связаны все наиболее кардинальные перемены в решающих сферах жизнедеятельности.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Создание Великой Тюркской империи было, пожалуй, единственной и безальтернативной формой решения этапной исторической задачи — «собирания разбросанных тюркских камней» и завершения длительного процесса формирования общетюркской цивилизации.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3494
Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюрки освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. Зимовали они на окраинах Или, Шу, Талас и Сырдарьи.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 647
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 881
Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

«Впервые традиции общей письменной цивилизации оказались распространенными на территории, став достоянием не отдельного племени (какими были рунические письменности кочевников до тюрков), а всей империи». Расширилась социальная база письменной культуры и территория ее распространения. «Руническая письменность была распространена и активно использовалась во всей зоне обитания древнетюркских племен.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

«Записи на орхонских каменных книгах-памятниках мировой культуры VI — VIII века  поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил древнего космоса, сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью по погибшим героям, стремлением к объединению тюркских племен во имя благоденствия народа».

Орхрнно-енисейский памятник — это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2243
Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

Хронология

«Бугутская стела» VI в. на черепахе — древнейший дошедший до нас памятник Тюркского каганата. Сейчас установлен перед цэцэрлэгским монастырём.

Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата. Даты под звёздочкой являются реконструкцией и имеют предположительный характер.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 335
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

Это выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Общетюркский цивилизационный дом за 200 лет своего существования подготовил к самостоятельной жизни целое поколение новых «потрясателей Вселенной».

Могучий тюркский этнокультурный корень дал крепкие «побеги» в форме десятков каганатов (Уйгурский, Тюргешский, Карлукский, Караханидский, Кимакский и др.), государств и даже империй. Каждый из них имел исторический срок самореализации и формы самопроявления на исторической арене.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1089
Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 15841
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 647 (4%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 335 (2%)
  3. https://www.istmira.com/novosti-istorii/16116-istorija-tjurkskogo-kaganata-kratko.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 5543 (35%)
  4. http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 9316 (59%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий