1796,История рыцарских турниров

Кратко о статье: История рыцарских турниров, их истоки и виды: хейстилъюд, меле, джостра, бугурт и другие, а также правила боев, прекрасные дамы, трагические смерти и судебный поединок с собакой.

Каждый день они либо дрались, либо смотрели на драки, и каждую ночь они пели, играли, плясали и пьянствовали. Все это считалось у них благородным времяпрепровождением.

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Что такое рыцарство? Отъевшиеся аристократы, имеющие деньги на хорошую экипировку — а потому способные в одиночку разогнать небольшое войско пешей бедноты? Геральдика, в которой правил больше, чем законов в физике? Титулы, каждый из которых занимает три пухлых тома и не помещается даже на надгробиях? Серенады под балконом прекрасной дамы? Поиски Грааля? Убийства драконов?

Историки и социологи называют рыцарство «феодальным сословием» и «общественным институтом». Романтики считают, что рыцари — это отвага, приключения, защита слабого и культ беззаветной любви. Реалисты вспоминают, что рыцарь — это тяжеловооруженный конник, военная элита средневековья, главный аргумент любого сражения. А там, где статус находится в прямой зависимости от боевых навыков и где каждый считает себя исключительным, обязательно возникнут споры о профессиональном первенстве. Эти вопросы решались на турнирах — одной из самых ярких «визитных карточек» рыцарства.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 1422
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm

История рыцарских турниров

Во франкоязычном регионе словом «tornoi» еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм из Сан-Тьери в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского.


Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово torno в значении спортивного турнира в своем романе «Эрек».После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 932
Источник: http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/vozniknovenie-ryitsarskogo-turnira

Война и мир

Турнирный шлем (15 век, Альбрехт Дюрер).

Горячие средневековые парни спускали пар по-разному: устраивали пиры, охоты, набеги на соседних феодалов, брали в заложники богачей, увлекались алхимией, реализовывали право первой ночи, отправлялись освобождать Святую Землю, наказывали крестьян или, наконец, умножали собственное благосостояние выгодными браками.

Спорта в его сегодняшнем понимании тогда еще не было. Тысячи лет назад греки собирались на Олимпийские игры. Сотни лет назад римляне устраивали гладиаторские бои и гонки на колесницах. Средневековые мезоамериканские индейцы гоняли каучуковые мячи по специально построенным стадионам, а для европейских богатырей главным и едва ли не единственным массовым видом спорта была война.

В мирное время расслабляться тоже было нельзя, поэтому рыцари предпочитали отдыхать, готовясь к очередной войне. Равных по опыту и вооружению партнеров для тренировочных боев найти было сложно (полную экипировку могли позволить себе лишь аристократы — да и то не все), а владельцы соседних замков предпочитали дружеским спаррингам старую добрую резню. Так что спортивные поединки можно было проводить лишь под эгидой могущественного сеньора и по заранее оговоренным правилам.

Строго говоря, европейская традиция рыцарских турниров уходит корнями в римские конно-боевые шоу hippica gymnasia. Они не были состязаниями в прямом смысле этого слова  — всадники, одетые в специально сконструированные роскошные доспехи, работали для увеселения публики. Одна группа кавалеристов преследовала другую, обстреливая затупленными дротиками, а отступающие прикрывались щитами.

Европейские конники тренировались похожим образом, играя друг с другом, отрабатывая погони и атаки. Известно, что в 843 году в городе Вормсе (где, согласно эпосу, жила семья Нибелунгов) состоялись военные игры. Традиционные маневры наступления-отступления закончились массовой «битвой» участников.

Hippica gymnasia. Парадные доспехи дополнялись шлемами с изображениями мужских и женских лиц (возможно, так реконструировались битвы греков и амазонок).

«Изобретателем» турниров считается барон Жоффруа де Прейли, однако, вероятнее всего, это миф. Система правил соревнований формировалась постепенно. Точку отсчета обычно ставят в 11 веке — на первых летописных упоминания о турнирах (примечательно, что первые же записи о турнирах начинаются с несчастных случаев и смертей их участников). Историк Нитгард описывал забавы воинов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого как полную копию римских конных выступлений, делая особый упор на то, что участники шоу особо старались не поразить противника — ни оружием, ни бранным словом, «что обыкновенно случается».

Парадная броня (16 век, Стокгольм).

Согласно немецкой «Турнирной книге» (Thurnierbuch) 1554 года первым монархом, систематизировавшим правила рыцарских турниров, был саксонец Генрих Птицелов (876—936 гг.). Король вел затяжную борьбу с венграми. Он смог выторговать у них 9 лет перемирия, которые использовал для подготовки войск к разгрому противника. Вероятно, турниры были нужны ему для тренировки конницы.

Это интересно
  • Первой «официальной» жертвой турниров стал герцог Генрих III Брабантский, погибший в 1095 году.
  • Есть предположения, что вначале турниры были открыты для простолюдинов. В 1077 году на одном из них погиб сын башмачника (правда, причины смерти хронистами не уточняются — возможно, бедняга просто попал под лошадь).
  • Турниры во время осады замка нередко приводили к курьезам. В 1113 году группа рыцарей выехала из осажденной Генрихом I крепости, чтобы принять участие в турнире. Однако солдатам забыли сообщить о ранее заключенном перемирии. Они бросились в атаку и случайно захватили замок.
  • Падение на землю вместе с лошадью считалось менее позорным, чем вылет из седла.
  • Считается, что традиция рукопожатия возникла на турнирах. Так рыцари показывали, что не держат друг на друга зла.

Некоторые поклонники рыцарства сегодня устраивают джостру на велосипедах.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 4219
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm

Турниры и церковь

Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой «порочной игры» после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.

То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в — пусть и смертельно опасное — спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1707
Источник: http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/vozniknovenie-ryitsarskogo-turnira

Главное — победа, а не участие


Демонстрация боевых качеств первоначально мало чем отличалась от реального боя. Подобные соревнования можно сравнить с «русской рулеткой на деньги», ведь на них использовалось обычное боевое оружие, а вместо того, чтобы получать призы, победители захватывали поверженных оппонентов в плен, присваивали себе их экипировку (для безденежных аристократов это было равносильно разорению) и требовали выкуп. Словом, вели себя как на нормальной средневековой войне. На кон этих азартных игр со смертью ставилось имущество и жизнь представителей самых влиятельных фамилий Европы, что не могло не привлекать толпы зрителей.

Турнирных лошадей учили устойчивой иноходи, чтобы рыцарям легче было целиться копьями.

Пальма первенства здесь принадлежит французам (в Англии рыцарские турниры сперва называли «галльскими боями»). Очень скоро зрелища приобрели популярность в Германии. Рачительные итальянцы относились к массовым рыцарским поединкам менее восторженно — мероприятия были очень дорогими и слишком кровавыми для культурных наследников латинян.

Турнирная лошадь была дороже обычной в 3-7 раз.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1161
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm

Turnei, Buhurt и Tjost — Виды турниров

Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают TurneiBuhurt и Tjost.

Turnei — симуляция группового боя закованных в броню всадников, проводился как правило с участием двух команд. Бухурт был, напротив, командным соревнованием в искусстве верховой езды. Тренировке парного боя служил Тйост. Понятие «турнир» как обозначение всех видов состязаний стало общепринятым к концу 15 в. При Turnei — турнире в узком смысле — симулировалась рыцарская битва. Это происходило следующим образом: две возглавляемые предводителями команды по сигналу (им служило чаще всего перерезывание каната), начинали движение, переходили с рыси в галоп, затем в карьер, сталкивались, разворачивались (tornare!), и все повторялось. Победивший всадник имел право увести в плен выбитого из седла противника или потребовать залог. Был также распространен обычай, по которому побежденный освобождался в обмен на свое оружие или выкуп. Были рыцари, которые благодаря своим успехам на турнирах становились «профессиональными спортсменами» и благодаря участию в турнирах получали неплохой доход.

В турнирах поначалу принимали участие не только рыцари. В 12 в. еще было принято, что рядом с рыцарями сражались вспомогательные пешие войска, вооруженные дубинами и булавами. Лишь в ходе 13 в. от этого обычая постепенно отказались после того, как возросло число жалоб по поводу распространившейся практики «опрокидывания». Речь идет о слугах, которые целенаправленно пытались стянуть противника своего господина из седла с целью обеспечить сеньору большую добычу. Турниры были массовыми мероприятиями. На турнир в Суассоне в 1175 г. граф Балдуин Геннегау (Hennegau) явился с 200 рыцарями и 1200 пешими слугами. На турнире, устроенном в Гейдельберге (Heidelberg) в 1481 г. пфальцграфом Филиппом, присутствовало 5 князей, 20 графов, 4 свободных господина (Freiherr), 60 рыцарей и 385 благородных (т.е. еще не посвященных в рыцари оруженосцев). Из-за большого стечения народа турниры были опасны не только по техническим причинам: если среди бойцов присутствовали те, кто имел между собой личные счеты, то катастрофа была почти запрограммирована. Дурно прославился турнир в Шалоне (Chalons) 1274 г. между рыцарями графа Шалона и англичанами из свиты короля Эдуарда I. Он перерос в кровавую бойню. Королевский двор был так шокирован, что было введено «armes courtoises» — тупое оружие, которое должно было в дальнейшем применятся при состязаниях. При турнире в Виндзоре 1278 г. допускались лишь мечи из китового уса.

Бугурт (или Gyrum) был скорее конным состязанием, уходящей корнями в старинные, возможно древнегерманские обычаи. При этом состязались в демонстрации совершенства верховой езды. При бухурте оружие, как правило, заменялось деревянным. Благодаря мирному характеру этого состязания участие в нем было разрешено даже рыцарям-тамплиерам, для которых участие в турнирах было вообще строго запрещено. Такого рода спектаклем был, вероятно, знаменитый придворный праздник в Майнце в 1184 г. Это мероприятие всегда описывается хронистами как особо блестящее, возможно этот бухурт стал событием века. По данным хрониста Гизельберта фон Монс (Giselbert von Mons) в празднике принимали участие 20000 рыцарей. Центральным событием было посвящение в рыцари сыновей императора, короля Генриха VI и герцога Филиппа. В конных играх участвовал и император со своими сыновьями.

Тйост — это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.

В романах Высокого Средневековья часто сообщается о тйосте. Одно из старейших описаний дает нам Хартманн фон Ауэ (Hartmann von Aue) в своем романе «Эрек» (1190 г.). Подробное описание тйоста можно найти и в рассказе о турнире, устроенном маркграфом Генрихом фон Мейсcен(Heinrich von Meissen) в 1263 г. в Нордхаузене (Nordhausen). Богатый князь установил на турнирном поле искусственное дерево с серебряными и золотыми листьями. Серебряные предназначались в награду тем, кто смог сломать копье противника, золотые — выбившим противника из седла. В немецких землях тйост сначала называли Stechen (от нем. колоть). С переходом на тупые копья было перенято и название тйост. Введение такого тупого оружия, вероятно в 13 в., «обезопасило» тйост, хотя риск и не мог быть полностью исключен. Это доказывает смерть короля ФранцииГенриха II в 1559 г., которому при тйосте обломок копья, прошедший сквозь визир шлема, проник в мозг

Источник — Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.

Выложил — Мэлфис К.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 5129
Источник: http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/vozniknovenie-ryitsarskogo-turnira

Как ни назови..

Первенство французов в «индустрии» турниров подтверждается хотя бы тем, что слово турнир — французское (tournoiement — верчение, кружение). В хрониках 12—15 веков часто упоминается другое слово — хейстилъюд (буквально — «игра копья»). Сегодня под ним принято понимать любой турнир вообще. Все остальные состязания (джостра, меле, бугурт и т. д.) считаются разновидностью хейстилъюда.

Последний турнир, проведенный по всем правилам, состоялся в 1935 году в США.

Сперва турниры были спонтанными и не имели хорошей организации. Рыцари просто договаривались о встрече и в назначенное время съезжались к назначенному месту, чтобы проломить друг другу головы. В дальнейшем турнирные выступления стали подразделяться на дисциплины. В турнирной терминологии разных стран путались историки средневековья, а, следовательно, и современные исследователи, но основные разновидности рыцарских боев мы сейчас назовем.

Меле и ристалища

Копья делались из хрупкой древесины (сосны) с желобками, чтобы их проще было сломать.

Групповые бои («меле»)  — исторически самый ранний вид турнирного боя. Их цель состояла в имитации реального военного сражения. Рыцари делились на два конных отряда во главе с капитанами. Они разъезжались, потом по сигналу бросались в атаку и на полной скорости сшибались друг с другом. Поначалу количество бойцов с каждой стороны исчислялось десятками (что в малонаселенной средневековой Европе могло считаться уже маленькой армией). Позднее число бойцов стало уменьшаться.

В защитной экипировке доминировали кольчуги, плохо державшие колющие удары. Количество «спортсменов» в средневековой Европе стало резко сокращаться, так что рыцари были вынуждены смягчить правила и разрешить использовать тупое оружие. Обязательным оно было далеко не всегда. Особо «безбашенными» считались французы, выходившие на турниры с боевыми копьями. Немцы и англичане же активно использовали «гуманные» деревянные палицы. Убить закованного в латы рыцаря ими было сложно. Зато просто свалить его с седла, где бедняга тут же затаптывался тяжелыми лошадьми.

Самый успешный рыцарь в истории меле — Уильям Маршалл (1146—1219). Турниры служили для него средством к существованию. Если верить историкам, он прошел через 500 конных «сшибок» и ни разу не проиграл, обчистив до нитки множество поверженных оппонентов.

Уильям Маршалл выбивает противника из седла.

Главным оружием фронтальной атаки было копье. Вначале рыцари удерживали его по старинке, прижимая к бедру. В 12 веке они стали поднимать его выше, и, наконец, копье разместилось под мышкой (крюков для фиксации копья тогда еще не существовало). Вопреки распространенному заблуждению, турнирные копья не были гигантскими «бревнами». Диаметр древка редко превышал 6 см, так что им можно было легко управлять и наносить точные, прицельные удары. Длина копий была всегда одинаковой (это проверялось до начала турнира).

Слететь с лошади считалось наиболее позорным, да и опасным тоже, поэтому нередко можно было видеть, как за атакующим рыцарем скачет либо даже бежит слуга. Ему разрешалось подстраховывать господина от падений и прикрывать его от нападений с тыла (хороший удар в спину  — верный путь к победе).

К 12 веку турниры проводились уже повсеместно. Поводом для проведения могло быть что угодно: от коронации, свадьбы или приема послов до скуки во время осады замка. Организаторы турнира — крупные феодалы — заблаговременно (за несколько недель или даже месяцев) рассылали гонцов с приглашениями. Самым популярным местом проведения были поля северо-восточной Франции, где плотники возводили временные «спортивные» сооружения — ограждения и трибуны.

В эпоху Каролингов полная экипировка рыцаря стоила 40 солидов. На эту сумму можно было купить 5 тонн хлеба.

Рыцари по всей Европе готовились к турнирам заблаговременно: украшали лошадей, начищали до блеска доспехи, обновляли краску на гербах, взбивали плюмажи. Некоторые из них отправлялись на турниры с целым обозом челяди, другие — что победнее — брали лишь нескольких слуг.

Вечером перед турниром проводились индивидуальные выступления рыцарей — «весперы»*. Команды для предстоящего меле формировались, как правило, по территориальному признаку (французы против англичан). Утром они проезжали парадным строем перед зрителями, выкрикивая боевые кличи и всячески стремясь произвести впечатление.

*Слово образовано от названия «вечерней звезды» — Венеры.

Рыцарей было не так уж и много. В 13 веке в Англии их насчитывалось не более 3000.

После этого проводились первые, пробные сшибки. В них должны были участвовать лишь молодые, неопытные рыцари. К полудню наступало время гвоздя программы: закованные в латы конники выстраивались в линии (эсторы) и по сигналу герольда пришпоривали коней. После первого столкновения те, кто усидел в седле, должны были быстро развернуться и вновь сойтись с противником. При подобной схеме состязаний боевые построения быстро нарушались, что и дало название состязанию.

Слово «меле» произошло от французского глагола meler — «смешивать», «перемешивать», «приводить в беспорядок».

На противоположных сторонах поля стояли слуги, обеспечивавшие своих господ новыми копьями взамен сломанных. Постепенно количество боеспособных рыцарей уменьшалось. Меле разбивалось на индивидуальные схватки и растягивалось по площади на несколько миль.

Турнирные доспехи были самыми прочными и тяжелыми (около 80 кг), но их приходилось править после каждой серьезной схватки.

Рыцари посильнее старались выбирать себе более слабых противников, чтобы нажиться на их экипировке. Кто-то искал схватки с конкретным бойцом, чтобы отомстить ему за старые обиды, а кто-то с позором отступал под прикрытие слуг (последним нередко приходилось отбивать своего господина от излишне ретивого рыцаря). Некоторые пары бойцов бились до тех пор, пока не падали от усталости, и лишь немногие держались до сигнала об окончании меле, которым служило естественное событие — заход солнца.

Высокая смертность от спортивно-кавалерийских наскоков привела к появлению строгих правил боя. Рыцарям позволялись лишь секущие удары. Колоть и бить плашмя было запрещено. Зачастую ограничивалась и область атаки — справа, на щит противника. Атаки сзади строго запрещались. Также нельзя было атаковать лошадь, захватывать противника руками, бить ниже пояса, атаковать рыцаря, потерявшего шлем.

Вечером после турнира проводился богатый банкет (в средневековье самый обильный прием пищи происходил за ужином). Смягчение правил боя коснулось и его итогов. Грабить поверженных противников было запрещено. Основным видом поощрения рыцарей стали призы, которые обеспечивались устроителями турнира. Они были весьма ценными: полностью экипированный боевой конь, золотые шпоры, оружие, церемониальные кубки, ювелирные изделия, а иногда весьма необычными. Например, в 1215 году победителю одного турнира подарили живого медведя.

Дополнительным — и, надо сказать, весьма мощным — стимулом были дамы. Средневековый культ романтической любви требовал от рыцаря беззаветной преданности даме сердца. Воины месяцами носили на доспехах подаренные их дамами безделушки, восхваляли возлюбленных при каждом удобном случае и посвящали им свои победы.

Дама победившего рыцаря могла стать королевой турнира, что обязывало её совершить в адрес кавалера определенные действия. Она могла подарить ему аксессуар своего туалета, поцелуй или даже руку и сердце. Возможность завоевать супругу становилась причиной страшной вражды между некоторыми рыцарями, чего нельзя было наблюдать в состязаниях за денежные призы.

Лошади получали защиту не для красоты — нередко рыцари попадали и по ним. Сегодня скакунов почему-то не бронируют.

Бугурт

С ристалищем часто путают бугурты. Единого мнения на этот счет у историков нет, да и средневековые летописцы далеко не всегда имели в виду одно и то же под данным наименованием. Наиболее распространена точка зрения о том, что бугурты — не кровавое ристалище, а военизированное шоу, проводимое во время крупных фестивалей. Битвы-спектакли разыгрывались шуточно, поэтому доспехи были не обязательны и в общей костюмированной «потасовке» могли принимать участие даже горожане.

Победитель турнира получает венок из рук дамы (Манесский кодекс, 13 век).

За основу таких мероприятий брался некий героический сюжет. Иногда потешные бои превышали масштабы даже самых крупных турниров. Например, в 1517 году Франциск I приказал построить деревянную крепость с рвами, которую брали приступом 100 рыцарей и 400 пехотинцев. Им помогали пушки, стрелявшие облегченными ядрами.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 8774
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm

Ты не пройдешь!


Одной из форм стихийного состязания был «Вооруженный проход» (Pas d’armes). Странствующий рыцарь или группа рыцарей вставали на мосту или в городских воротах и вызывали на бой каждого проходящего мимо рыцаря. Именно в такую ситуацию попал янки из известного романа Марка Твена, прибыв в прошлое. Если у вызываемого не было коня или оружия, оно ему предоставлялось. Отказ от боя покрывал рыцаря позором и лишал его шпоры — символа боевого достоинства. Дамы, шедшие без кавалеров, оставляли рыцарям перчатку или вуаль, служившие призами для последующего вызываемого (выиграв поединок, тот мог догнать даму и вернуть ей «спасенный» предмет одежды). Иногда pas d’armes выходили за пределы куртуазных забав. Некоторые рыцари, обчитавшись романтической литературы, давали обеты не прекращать защиту прохода, пока не сломают, например, 200 копий. В итоге им приходилось стоять на страже месяцами или бесславно падать с коней от усталости.

На этом мосту через реку Орбиго в 1433 году Суэро Квиньонский и 10 его рыцарей устроили «вооруженный проход», поклявшись сломать 300 копий.

Джостра

Большинство рыцарей предпочитало использовать на турнирах кобыл — они меньше отвлекались на других лошадей.

Второй по значимости вид турнирного поединка, постепенно вытеснивший массовые побоища. Джостра фактически представляла собой дуэль двух рыцарей. Оружие могло быть разным — от топоров или булав до кинжалов, однако наиболее зрелищными были копейные поединки. Бой шел на очки, которые засчитываются арбитрами за сломанные копья, сбитые шлемы и тому подобные достижения. Касание земли коленом или потеря оружия автоматически засчитывались как поражение.

Лобовое столкновение тяжелых коней дестриэ могло бы заставить прослезиться даже видавших виды работников ГАИ. Поэтому во избежание ненужных травм участники джостры стали разделяться деревянными барьерами. Иногда рыцарям разрешалось спешиваться и вести бой на мечах — но тоже через барьер.

Это позволяло делать акцент на фехтовании и избегать запрещенных приемов. А для любителей грязной игры работали помощники судей, защищенные доспехами и вооруженные палками. Они тщательно отмеряли дистанцию разгона коней, проверяли оружие соревнующихся и растаскивали их в том случае, если кто-то слишком увлекался.

В качестве альтернативы дуэлям можно было поражать копьем подвешенные кольца или вращающиеся манекены, причем, если рыцарь проявлял недостаточную ловкость, «противник» разворачивался и бил его мешком по спине (подобные состязания получили название «квинтин»).

Вскоре джостра обросла невероятным количеством формальностей. Герольды тщательно проверяли родословную рыцарей. При обнаружении безродного участника его снаряжение переходило в их собственность, так что интерес герольдов к генеалогии носил сугубо материальный характер. Иногда романтические идеалы оказывались сильнее правил, и в турнирах принимали участия таинственные «черные рыцари» без гербов на щитах, закрывавшие лица шлемами в течение всего турнира.

Перед джострой рыцари выставляли свои щиты с гербами. Их могло быть несколько — разных цветов, означавших разновидности оружия. Желающий вызвать рыцаря на бой должен был лично или посредством представителя подойти к палатке вызываемого и коснуться соответствующего щита.

Квинтин — тренировка на кольцах, щитах или манекенах.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 3496
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm

Всем спасибо, все свободны

Конные схватки на мечах были редки. Иногда они шли после переломления определенного количества копий.

Несмотря на использование специальных усиленных доспехов, затупленных копий из легких пород дерева и барьеров между рыцарями, в финалах многих турниров некрологи были длиннее списков победителей. Поначалу счет жертв шел на десятки. В 1175 году в Германии погибло 17 рыцарей. Однако уже в 1240 году на одном только турнире в городе Нойсе на тот свет отправилось 60 человек.

Особенно не везло королям по имени Генрих. В 1524 году Генрих VIII Английский xуть не погиб, когда осколки копья попали ему за забрало. С Генрихом II Французским вышло хуже — в 1559 году осколок копья противника попал ему в глаз и вышел из уха. Король умер в страшных мучениях через 10 дней.

Монархам не нравилось, что их лучшие рыцари, составлявшие костяк феодальной армии, гибнут в мирное время чаще, чем на войне. Естественно, турниры пытались запретить с самого момента их появления. В 1192 году Ричард Львиное Сердце разрешил их проведение только в строго отведенных местах, причем участие рыцарей стало платным.

С 12 по 13 век вышло шесть церковных эдиктов разной строгости. Одни запрещали проводить турниры с пятницы по понедельник, в религиозные праздники и Пост. В 1130 году папа Иннокентий II запретил хоронить убитых на турнире по христианскому обычаю.

Однако вовсе не запреты привели к закату эпохи турниров. Групповые схватки сошли на нет быстрее всего: последний полноценный турнир проводился в Англии в 1342 году, а во Франции — в 1379. Немалую роль сыграли высокие расходы на их проведение. В том же 1369 жители Гента подняли восстание, когда узнали, что в их городе будет проведен богатый турнир.

Меч Фемиды

В один ряд с турнирами обычно ставят судебные поединки — юридически санкционированные дуэли, решавшие исход тяжбы. Принцип поединка был прост: бог сам решит, кто прав и кто виноват. Интересно, что при этом на чудеса никто не надеялся, поэтому слабая сторона (дети, женщины, инвалиды) могла выставить вместо себя наемного бойца. Правила боев либо отсутствовали вовсе, либо были очень либеральны. В Шотландии случались групповые судебные поединки целых кланов. Согласно легенде, в 1380 году во Франции на поединок с человеком была вызвана… собака, разрывшая могилу своего хозяина и указавшая на его убийцу.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2455
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 31016
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/vozniknovenie-ryitsarskogo-turnira: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7768 (25%)
  2. http://DarkBook.ru/rytsarskiy-turnir-v-sredniye-veka-istoriya: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1721 (6%)
  3. http://old.mirf.ru/Articles/print3102.htm: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 21527 (69%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий