1372,ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XIV: XV вв.)

На этом уроке вы познакомитесь с эпохой Средневековья: узнаете его характерные черты и периодизацию. Данный урок посвящен раннему Средневековью: антисанитария и эпидемия чумы, первые варварские королевства, становление Франкского королевства и его расцвет при Карле Великом – об этом и пойдет речь в данном уроке.


Блок: 1/8 | Кол-во символов: 313
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе – госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице…»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен – безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций – документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 5842
Источник: https://studopedia.ru/3_46215_pozdnee-srednevekove-v-evrope-XVI-XVII-vv.html

Введение


В данном уроке речь идет об истории Средних веков. Этот период занимал большое место в истории человечества и длился около 1000 лет. Эпоха Средних веков начинается в 476 году, с падением Западной Римской империи. Именно тогда последний римский император Ромул Август был низложен. Также в это время в Европе создаются многочисленные варварские королевства. Что касается времени, когда Средневековье заканчивается, то здесь единого мнения у историков нет. Одной из версий является 1640 годначало Английской революции. По другой версии считается, что эпоху Средневековья можно завершать 1492 годомначалом Великих географических открытий, или 1500 годом. По третьей версии Средневековье заканчивается в 1453 году с падением Византии.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 745
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Классическое средневековье (XI-XV вв.)

Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

Учреждения, где оказывалась помощь:

· убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

· Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

· Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.


Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

— светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

— духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

— крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров – сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз, гангрена, чесотка, опухоли, экзема, рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом, а также уродства и нервные болезни.

На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни – проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума.

В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

Церковная благотворительность:

1) раздачи милостыни;

2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 9274
Источник: https://studopedia.ru/3_46215_pozdnee-srednevekove-v-evrope-XVI-XVII-vv.html

Характеристика эпохи Средних веков

Своим названием эта эпоха обязана итальянским гуманистам, которые жили в эпоху Возрождения. Считается, что Флавио Бьондо в 1453 году предложил делить всю историю на 3 этапа: Древний мир, Новое время, в которое он жил, а то, что оставалось между ними – посередине – Средними веками. Он датировал Средние века 410–1410 гг. 410 год – это время, когда Рим начали грабить варвары.

В отечественной науке было принято считать, что Средневековье – это эпоха феодализма. Сам термин «феодализм» ввел Француа Гизо в начале XIX века. Феодализмом называют систему отношений, которая пронизывала все средневековое общество. Феодализм представлял так называемую вассально-ленную систему, иначе говоря, дворяне были связаны друг с другом поземельной зависимостью. Дворянин, служа своему господину, или сеньору, получал от него земельный надел – лен. Однако не во всех европейских странах существовала такая вассально-ленная система.

В эпоху Средневековья рабство уже не существовало, на смену ему пришли сословия. Но ведь сословия существовали и в эпоху Нового времени, поэтому границу здесь провести очень сложно.

С точки зрения человека Нового времени, эпоха Средних веков – это эпоха варварства, упадка. Период Средневековья находился на менее высокой ступени развития, чем античные Греция и Рим. Уровень грамотности был ниже, санитарное состояние городов было ужасным, кроме того, велись войны, сопровождавшиеся огромным числом жертв. Например, в середине XIV века Европу потрясла эпидемия чумы (рис. 1).

Рис. 1. Эпидемия чумы в Средние века (Источник)

С другой стороны, существуют представления, что Средневековье было не таким уж темным периодом. Так, например, после Французской революции, которая проходила под знаменем «свобода, равенство и братство» историки стали говорить о том, что Средние века – это время господства государства, подчинения людей и время дисциплины.

В итоге мы можем видеть, что в эпохе Средних веков были свои плюсы, но в то же время и свои минусы.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2007
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Классическое Средневековье


С по XIV век Западная Европа переживала эпоху Классического Средневековья. К этому времени средневековое общество окончательно разделилось на три основных класса:

  • Духовенство — христианские священнослужители, которые обязаны были вести религиозную жизнь и наставлять мирян своими проповедями. Духовенство не несло повинностей, владело обширными земельными владениями, содержалось за счет десятины – 1/10 доходов, выплачиваемых крестьянами в пользу церкви.
  • Военное сословие –короли, графы, герцоги, бароны, рыцари, простые воины. Они защищали народонаселение от врагов, боролись с противниками христианской веры.
  • Крестьяне – самое многочисленное сословие Средневековья. Они подразделялись на лично свободных и зависимых. Лично свободные крестьяне несли повинности в пользу государства, не были прикреплены к земле. Зависимые крестьяне принадлежали своему феодалу, обрабатывали его земли и несли в его пользу множество разнообразных повинностей.

Крестовые походы

В эпоху Классического Средневековья в XI векеначалась череда Крестовых походов, продлившихся более 400 лет.

Запоминаем новые слова!

Крестовые походы – вооруженные экспедиции христианна Восток с целью отвоевания христианских реликвий, приобщения к истинной вере неверных (мусульман).

B1095 году глава христианской церкви – папа Римский Урбан IIпризвал христиан совершить военный поход для освобождения святой земли Палестины и находящегося там гроба Господня, которую захватили турки-сельджуки, исповедовавшие ислам.Папа объявил, что участникам крестового похода Бог простит все грехи, а погибшие в бою попадут прямиком в рай.



Источник

Несмотря на громкие лозунги и высокие идеи, феодалы и духовенство в действительности использовали крестовые походы с целью:

  • Приобретения новых земельных владений.
  • Установления власти над Восточными странами.
  • Увеличения собственных доходов за счет разграбления захваченных земель.

Кроме того, крестовые походы должны были избавить Европу от переизбытка населения, которое к XI веку ощущало острую нехватку в продовольствии и свободных землях.

Так как участники походов на Восток нашивали на свою одежду красные кресты, их прозвали рыцарями-крестоносцами. Помимо феодалов и рыцарей в походах принимали участие также зависимые крестьяне, желавшие освободиться от власти своих господ и городская беднота, стремившаяся разбогатеть на военных грабежах.

В эпоху Классического Средневековья объединенными силами французских, германских и немецких феодалов было совершено 8 крестовых похода, в результате которых началась колонизация европейцами Ближнего Востока.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2604
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-strany-zapadnoj-evropy-srednevekovya

Периодизация эпохи Средних веков

Если говорить о делении эпохи Средних веков на периоды, то в современной исторической науке чаще всего встречается следующее деление:

— Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.), в это время в Европе существуют ранние феодальные государства;

— Высокое (развитое) Средневековье (XI – XV вв.);

— Позднее Средневековье (XVI – первая половина XVII века).

Существует и другая точка зрения, согласно которой позднее Средневековье – это XV век, а XVI – начало XVII века – это уже период раннего Нового времени.

В данном уроке речь пойдет именно о раннем Средневековье (конец V – середина XI вв.).

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 634
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Позднее Средневековье


Позднее Средневековье – один из самых трагичных периодов в мировой истории. Первым из крупномасштабных бедствий эпохи Позднего Средневековья, приходившейся на время с XIV по XV век, стал великий голод. Он охватил территории современной Англии, Франции, Италии, Германии, Ирландии, Финляндии, Польши, Белоруссии, Литвы, Латвии.

В 1315 году на территориях Европы выпал аномально высокий уровень осадков, повлекший за собой неурожаи и резкий рост цен на продукты питания. Внезапное похолодание, которое историки связывают с наступлением Малого ледникового периода в Европе, уничтожило все весенние всходы и привело к страшному голоду.С голодом получили распространение болезни, резко усилилась преступность,в обществе воцарился хаос. Нередко родители бросали своих малых детей, не в силах их прокормить. Люди поедали кошек, собак, крыс, были распространены даже случаи каннибализма.



Источник

Великий голод бушевал в Европе вплоть до 1322 года, унес жизни более 25% городского населения.

Столетняя война

В эпоху Позднего Средневековья между Англией и Францией разгорелась Столетняя война, продолжавшаяся с 1337 по 1453 годы. Причиной войны стал династический кризис во Франции и притязания Англии на французские земли. Король Англии – Эдуард III стал зачинщиком конфликта, заявив о своих правах на французский престол, в связи с его родственными узами с династией французских королей.

В результате военных действий, продолжавшихся на протяжении 116 лет, Англия утратила большую часть своих территорий, погрузилась в экономический кризис и череду внутригосударственных междоусобиц.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1613
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-strany-zapadnoj-evropy-srednevekovya

Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм»

Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе – госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице…»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен – безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций – документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 6640
Источник: https://studopedia.ru/3_46215_pozdnee-srednevekove-v-evrope-XVI-XVII-vv.html

«Черная смерть»


В XIV веке в Европе началась эпидемия самой страшной в мировой истории болезни – чумы. Эпидемия чумы в Европе унесла более 1/3 всего народонаселения, повлекла за собой экономическую, социальную, культурную разруху.

Особенно быстро заразная болезнь распространялась в городах, там смертность достигала 80%. Скученность городского населения, отсутствие канализаций, игнорирование правил личной гигиены практически не оставляли шансов для средневекового человека.

Зараженные чумой вскоре покрывались бесчисленными язвами — бурбонами, которые вздувались и приносили больному ужасные страдания. Зачастую, больной терял зрение, слух, теряли память. Заразившись утром, больные частоне доживали до вечера, но тем, кому удавалось выжить, уже не грозило повторное заражение.



Источник

Важной особенностью Позднего Средневековья стало завершение эпохи феодальной раздробленности и складывание единых централизованных государств. Англия и Франция стали централизованными вследствие Столетней войны, в ходе которой каждая из стран вынуждена была мобилизовать все свои силы, предоставить широкие полномочия своим королям. В Испании централизованное государство сложилось в результате отвоевания испанцами Пиренейского полуострова у арабов.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1251
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-strany-zapadnoj-evropy-srednevekovya

Первые варварские государства

Первые варварские феодальные государства появились сразу после того, как участники Великого переселения народов осели на тех территориях, которые смогли захватить у слабеющей Римской империи. Из государств, существовавших в раннем Средневековье, можно назвать Толедское королевство, которое занимало большую часть Испании и было образовано вестготами. Также известно Королевство остготов в Италии, а в Северной Африке свое королевство создали вандалы – Королевство вандалов. В Северной Галлии появилось государство – Бургундия (Королевство Бургундов). Все эти государства исчезли еще в эпоху Средних веков, некоторые из них просуществовали по 100–150 лет, но они сыграли свою роль в истории Европы. Именно на этих государствах проверялась модель политических, экономических и социальных отношений, которая существовала в Европе до конца эпохи Средних веков. В качестве примера можно привести Лангобардское королевство. Это государство просуществовало около 200 лет (с 568 по 770-е гг.) и занимало территории Северной Италии (рис. 2).

Рис. 2. Первые варварские королевства (Источник)

Еще один фактор, сыгравший важную роль в истории эпохи Средневековья, – это формирование раннего законодательства. Те законодательные памятники, которые возникают в это время, получили название Варварские правды. На этих документах базировалась правовая система Средневековья и Нового времени.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1410
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Проблемы Средневековья


Жизнь средневекового человека была связана с множеством различных трудностей, в среднем люди жили не более 30-40 лет. Сложнее всего жилось зависимым крестьянам и городской бедноте, однако жизнь привилегированных слоев населения- духовенства и феодальной знати-также подвергалась различным опасностям.

Во-первых, на протяжении всего Средневековья, в Европе бушевали феодальные войны. Феодалы непрерывно воевали друг с другом по самым незначительным поводам, стремясь обогатиться за счет захвата земель своих соседей. Множество жизней европейцев унесли также крестовые походы.

Во-вторых, жизни средневековых людей угрожали эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, проказы. В особенности страшной была чума, которую в народе прозвали «черной смертью». В эпоху Позднего Средневековья от нее погибло около 1/3 народонаселения всей Западной Европы.

Втретьих, низкая производительность в сельском хозяйстве и неумение заготавливать большие запасы продовольствия впрок, не раз становились причиной голода в Европе.

Вчетвертых, в течение всего Средневековья нередкими были крестьянские восстания, в ходе которых зависимые крестьяне сжигали замки своих господ.



Источник

Несмотря на то, что многие историки, считают эпоху Средневековья «темным временем» в странах Западной Европы, она привнесла значимые в истории изменения:

  • В этот период возникло большинство европейских государств, городов.
  • В Средние века большинство европейских жителей приняли христианство.
  • Было открыто множество школ, университетов, библиотек, что в дальнейшем послужило развитию образования.
  • В эту эпоху сформировалось большинство современных языков: французский, немецкий, английский, итальянский.

В конце XV века на смену Средним векам пришел Ренессанс – эпоха Возрождения, которая принесла с собой расцвет культуры, науки, искусства.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1835
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-strany-zapadnoj-evropy-srednevekovya

Франкское королевство

Самое известное государство эпохи Средневековья – Франкское королевство. Это государство образовалось в 486 году. Его основателем считается вождь Хлодвиг I (рис. 3), который жил вместе со своими племенами на территории нынешней Северной Франции и Бельгии. Он находился у власти около четверти века. За это время ему удалось подчинить себе огромные территории. Франкское государство сумело не просто выстоять в тяжелых условиях, но и самому организовывать успешные захватнические экспедиции. Большую роль в процессе подъема этого государства сыграл тот факт, что был принят свод законов, известный как Салическая правда. Она должна была защищать интересы всех слоев населения: не только франков, но и всех остальных, к примеру жителей Римской империи, несмотря на то что это государство уже полвека не существовало.

Рис. 3. Хлодвиг I (Источник)

По имени легендарного предка Хлодвига, Меровея, вся династия получила название Меровингов. Вожди-Меровинги достаточно быстро приобретают королевский статус. Этим они обязаны своим военным успехам. Помимо этого, священнические функции короля были очень важны. В VII веке короли Франкского государства постепенно теряют свои военные полномочия. Эти полномочия сосредотачиваются в руках вождей более низкого ранга, а всё управление государством переходит в руки майордомов – старших сановников дворца времен Меровингов. Фактически все рычаги власти из рук королей передавались майордомам.

Майордомов не устраивало то, что они обладали властью реальной, но при этом не обладали властью номинальной. В 687 году майордом Пипин Геристальский захватил власть в собственные руки. В 751 году его потомки уже приняли королевский титул. Таким образом, короля династии Меровингов низложили, лишили власти. К власти пришла другая династия, по имени своего основателя она получала название Пипиниды. У этой династии был очень яркий и известный представитель – Карл Великий. Поэтому в историю эта династия вошла под названием династия Каролингов. Им приходилось защищать свои интересы не только от королей, которые все еще продолжали претендовать на систему политического управления, но и от многочисленных набегов. В 732 году состоялось важное событие, сыгравшее важную роль в истории всей Европы. Один из арабских отрядов в 732 году был отправлен для завоевания государства франков. Сражение, состоявшееся между арабским отрядом и войсками Карла Мартелла (правителя Франкского государства, рис. 4) произошло около местечка Пуатье. Эта битва считается финальной точкой в истории арабских завоеваний Европы. После этого похода, оказавшегося неудачным, арабы отказались от идеи завоевывать европейские территории. Вплоть до 1492 года арабские государства сохраняются в Европе только на территории современных Испании и Португалии.

Рис. 4. Статуя Карла Мартелла (Источник)

Преемник Карла Мартелла – Пипин III Короткий (741–768) (рис. 5) – распространил свое влияние не только на Южные территории Франции, но и на территорию Италии. Именно Пипин Короткий начал проводить активную деятельность по подчинению себе политики Папы Римского. Римские священники нуждались в поддержке со стороны мощных правителей северо-западной Европы. Поэтому в эпоху Пипина Короткого возникает идея создания единого государства, которое объединяло бы территорию Франции и нынешней Италии. Но реализовать эти идеи в то время было абсолютно невозможным. Пользуясь поддержкой Папы Римского, Пипин Короткий отстранил от власти реального короля Хильдерика III, он был последним представителем династии Меровингов. Хильдерик III был отправлен в монастырь, а его место в звании официального короля занял Пипин Короткий.

Рис. 5. Пипин Короткий (Источник)

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 3684
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Расцвет Франкского королевства при Карле Великом


Сыном Пипина Короткого был знаменитейший Карл Великий (768–814) (рис. 6). Большую часть своей жизни он проводил различные военные операции. Он подчинил себе огромные территории: он осуществлял походы в Саксонию, Италию, Баварию. Именно при нем сформировалось единое государство, которое охватывало огромные территории в Европе. Он присоединил большие территории на окраинах своего государства, в частности, именно при нем были покорены Пиренеи и Восточная марка (современная Австрия).

Рис. 6. Карл Великий (Источник)

Важнее, чем территориальные присоединения, оказалось то, что Карл Великий сумел создать первую европейскую средневековую империю (рис. 7). В 800 году он пришел в Рим и восстановил на престоле Папу Римского Льва III, а также добился от него своей коронации. В 800 году Карл Великий был коронован в Риме как император Римский (рис. 8).

Рис. 7. Империя Карла Великого (Источник)

Рис. 8. Коронация Карла Великого в Риме (Источник)

Возникает проблема преемственности: с одной стороны, Византия была правопреемницей Рима, византийские императоры считали себя римскими, а с другой стороны, возникает идея правопреемственности между Римом и другими христианскими государствами Средневековья. Карл Великий позиционировал себя как очередной Цезарь, как правопреемник многочисленных римских правителей.

Такая поддержка со стороны церкви Карлу Великому была абсолютно необходима. Теперь протестовать против его власти означало протестовать против божественного выбора, который сделал Папа Лев III и вся католическая церковь.

Эпоха Карла Великого – это время не только крупных завоеваний, государственных изменений, но и процесс серьезного культурного преобразования. В эпоху Карла Великого происходит первый подъем в культуре Средневековья. Этот подъем вошел в историю под названием Каролингское возрождение. Именно в это время во Франкском государстве создается первая средневековая энциклопедия. Этот труд, написанный Рабаном Мавром, называется «О природе вещей». Однако распространение этого текста было небольшим, за пределами королевского двора его мало кто читал. Следует отметить, что и при королевском дворе способны прочитать его были совсем немногие. Ведь время раннего Средневековья – это время тотальной неграмотности. Сам Карл Великий очень хотел научиться читать и писать, но сумел сделать это только на склоне лет. Если человек умел писать свое имя, это уже считалось невероятным. В то время грамотность в Европе была практически неизвестна.

В столице, в городе Ахене, который находится сегодня почти на границе Франции и Германии, Карл Великий построил роскошный дворец. Он до наших дней не дошел, на его месте находится городская площадь, но зато сохранились башня этого дворца и собор, который в рамках этого дворца был построен. По этим постройкам можно судить о том, насколько при Карле Великом заботились о развитии архитектуры.

Мощнейшая империя Карла Великого просуществовала сравнительно недолго. Сын Карла Великого, Людовик I Благочестивый (814–840) (рис. 9) разделил империю между своими сыновьями. Этот раздел империи был закреплен Верденским договором, который в 843 году заключили трое сыновей Людовика Благочестивого: Лотарь I, Карл II Лысый и Людовик II Немецкий. Карл Лысый получил западные территории, которые стали основой современного французского государства, Людовик Немецкий унаследовал восточные территории (современное германское государство), средний участок получил старший сын Лотарь, он унаследовал и имперскую власть. Сегодня на карте существует Лотарингия, но этот маленький кусочек нельзя сравнить с тем огромным наделом, который унаследовал Лотарь I (рис. 10). Соперничество за поделенные земли шло на протяжении всей эпохи Средних веков.

Рис. 9. Людовик Благочестивый (Источник)

Рис. 10. Верденский раздел 843 года (Источник)

Список литературы

1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. – 1-е изд. – М.: Дрофа, 2005. 

2. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.

3. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.

4. Лебек С. Происхождение франков. V–IX века / Перевод В. Павлова. – М.: Скарабей, 1993.

5. Тьерри О. Рассказы о временах Меровингов. – СПб.: Иванов и Лещинский, 1994. 

6. Хэгерманн Д. Карл Великий. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

Домашнее задание

1. Перечислите основные черты эпохи раннего Средневековья.

2. Назовите первые варварские государства. Как вы считаете, почему они распались?

3. Чем известен период правления Пипина Короткого?

4. Почему период правления Карла Великого считается расцветом Франкского королевства? Что важного в это время произошло?

5. Почему империя Карла Великого просуществовала сравнительно недолго?

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 4905
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope

Словарь

1. Реликвия — это ценная для верующих вещь, которую они тщательно хранят, почитают как святую.

2. Каннибализм — это поедание людьми человеческой плоти.

3. Централизованные государства — это государства, в которых существует сильная центральная власть, подчиняющая себе все местные органы власти.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 306
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-strany-zapadnoj-evropy-srednevekovya
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 45112
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/rannee-srednevekovie-v-zapadnoy-evrope: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 13698 (30%)
  2. https://100urokov.ru/predmety/urok-5-strany-zapadnoj-evropy-srednevekovya: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 7609 (17%)
  3. https://studopedia.ru/3_46215_pozdnee-srednevekove-v-evrope-XVI-XVII-vv.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 23805 (53%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий