1937,История Янтарной комнаты, где оригинал?

Воссозданная Янтарная комната


Янтарная комната (первоначально: Янтарный кабинет, «Янтарная камора») — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. В отделке преимущественно использовался янтарь — большой кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Б. Ф. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 672
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0

История создания

Создание Янтарной комнаты по планам Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте было начато в 1701 году датчанином Готтфридом Вольффрамом (нем. Gottfried Wolffram) и закончено спустя десять лет данцигскими мастерами Эрнстом Шлахтом (нем. Ernst Schacht) и Готтфридом Турау (нем. Gottfried Thurau) по заказу прусского короля Фридриха I. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Мозаичные янтарные панно были установлены в нижнем зале в Людских палатах Летнего сада.

Сохранившиеся подлинные фрагменты Янтарной комнаты (собрание Эрмитажа):

  • Ларец. Данциг. Конец XVII века. Янтарь, металл, фольга; резьба. Государственный Эрмитаж. Был подарен Фридрихом Вильгельмом I Петру Великому во время его пребывания в Берлине в 1716 году.

  • Зеркало. Кёнигсберг. 1700—1705. Государственный Эрмитаж. Вместе с Янтарной комнатой было подарено Фридрихом Вильгельмом I Петру Великому во время его пребывания в Берлине в 1716 году.

  • Мозаичная картина «Осязание и Обоняние». Италия, 1751. Входило в цикл мозаик, подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией

В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Б. ф. Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2082
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0

Янтарная комната Кёнигсберг: начало


6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти. 

Его тело нашли на окраине городка Альтдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1561
Источник: https://densegodnya.ru/about/article_post/tayna-yantarnoy-komnaty-gde-seychas-yantarnaya-komnata

В столице Российской империи

В Петербурге янтарные панели разложили в одном из залов царского дворца. Царь Петр был разочарован – собрать панно немецкой комнаты дворцовые мастера не смогли. В этих янтарных пазлах отсутствовали соединительные элементы панелей, детали потайного крепежа к стенам, несколько рам и дверных наличников.

Вскоре панели убрали с глаз долой в чулан Летнего дворца, где они пылились долгих двадцать семь лет, пока дочь Петра, императрица Елизавета, не загорелась идеей расположить подзабытую Янтарную комнату в новом крыле Зимнего дворца. Но и там она не прижилась. Еще через несколько лет, в 1755 г., янтарные сокровища доставили в Царское село, резиденцию российских монархов под Петербургом. Здесь за дело взялся талантливый итальянский зодчий Бартоломео Растрелли, состоявший на службе у российской короны в качестве придворного архитектора.

Первоначально драгоценные панели были рассчитаны на покрытие 55-ти кв. м. Перед Растрелли встала та же проблема, что и перед его предшественниками – избранное императрицей помещение оказалось великоватым, чтобы покрыть всю площадь стен, подаренных панелей не хватило. Тогда зодчий решил создать новые детали. Растрелли пригласил известного итальянского мастера Алессандро Мартелли, русского мастера Василия Кирикова с помощниками, и работа закипела.

Старое фото янтарного кабинета

Растрелли внес в композицию Янтарной комнаты новые черты. Он разместил панно по собственной схеме, ввел в интерьер зеркала, золотые светильники, позолоченные резные карнизы из дерева, спроектировал мозаичные картины, и заказал их во Флоренции. Эти изображения создавались из кусочков поделочных камней, Использовались пластины полированной яшмы, дополненной разноцветными агатами. Декоративные стеклянные элементы изготовили во Франции. Для Янтарных покоев изготовили прекрасную мебель, отделанную солнечным камнем.

Читать по теме: Яшма – каменная палитра Создателя, Агат – каменная живопись Природы

К 1770 г. все работы были завершены. О Янтарной комнате вновь заговорили, как о чуде света непревзойденной красоты.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2065
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Исчезновение Янтарной комнаты


Во время Великой Отечественной войны дворец оказался на оккупированных территориях и «комната» была вывезена немецкими войсками.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте (это по официальной версии, ведь впоследствии немцы демонтировали панно всего за двое суток). Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. Захватив и ограбив Екатерининский дворец, немцы похитили и Янтарную комнату.

С 1942 года по весну 1944 года панно Янтарной комнаты были смонтированы в одном из залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал в Царскосельском дворце. Таким образом, с тех пор какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно. В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом почти не пострадали, янтарные панно упаковали в ящики и сложили (по свидетельству очевидцев) в одном из залов замка. Ящики с панелями хранились там вплоть до начала штурма города советскими войсками. Замок был занят советской армией 9 апреля 1945 года, а 11 апреля (как было уточнено много лет спустя) начался неожиданный пожар.

Немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села и незаконно увёзший часть её на родину в качестве «сувенира» (это флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II), передал его на временное хранение некоему нотариусу. Впоследствии этот нотариус попытался эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, его самого судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и передал её музею-заповеднику «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и. о. президента РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2284
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0

Версии местонахождения исчезнувших панелей

В течение многих десятилетий на исчезнувшие ящики с панелями Янтарной комнаты ведут охоту сотрудники спецслужб и секретные агенты полиции европейских стран, сомнительные авантюристы и частные детективы, журналисты и азартные искатели приключений. Они анализируют документы в доступных архивах, собирают воспоминания и свидетельства, но пока тщетно.

Ходят слухи о закрытых со времен войны архивах НКВД, где может храниться достоверная информация о судьбе Янтарной комнаты. Так почему же нынешние российские спецслужбы не воспользуются секретными подсказками? Самый разумный ответ – такой информации в тех архивах не существует. Если она есть, зачем же было тратить сотни миллионов рублей и два десятилетия на воссоздание копии комнаты?

Оптимисты уверяют, что данные имеются, но они указывают на недоступные тайники, расположенные на территории военных баз зарубежных стран. Указывают и на соляные шахты на севере Польши, на горные рудники в самой Германии, где и вправду были обнаружены спрятанные нацистами произведения искусства. Например, весной 1945 г. возле Дрездена советские бойцы отыскали в подземных штольнях около 1 500 картин европейских художников XVI-XVIII веков. Возможно, янтарные панели лежат на дне Балтийского моря, на борту немецкого парохода, пытавшегося вывезти ценности из Кенигсберга в Германию, и напоровшегося на подводную мину.

Теплится надежда у жителей Калининграда, в центре которого стоял тот самый Кенигсбергский замок, ставший последним убежищем панелей Янтарной комнаты. В конце 60-х годов его руины были окончательно снесены. Возможно, под городским асфальтом сохранились средневековые каменные подземелья, и где-нибудь там, за потаенной дверью, до сих пор лежат ящики с резным янтарем.

Наиболее фантастическая версия гласит, что нацисты вывезли Янтарную комнату и другие пропавшие бесследно ценности на подводных лодках в Южную Америку или даже на секретную базу, скрытую во льдах Антарктиды.

Самое печальное и очень похожее на правду предположение заключается в том, что Янтарная комната была обращена в пепел во время бомбежек и артиллерийских обстрелов Кенигсберга в 1945 г. Ведь янтарь – это вовсе не камень, а окаменевшая смола доисторических деревьев, и горит эта затвердевшая органика не хуже древесины. Поджечь кусочек янтаря можно обыкновенной спичкой, что уж говорить о зажигательных авиабомбах.

Поиски исчезнувшего янтарного сокровища увлекали и людей с мировыми именами. Среди них известный филантроп барон Фальц-Фейн, охотно финансировавший поисковые исследования и экспедиции. Бельгийский писатель Жорж Сименон, мастер детективного жанра и «отец» полицейского комиссара Мегрэ, основал фонд «Янтарная комната», пытаясь обнаружить доказательства, ведущие к разгадке волнующей тайны. Его не менее известный коллега, российский писатель Юлиан Семенов, «отец» советского разведчика Штирлица, тоже основал организацию, целью которой были поиски Янтарной комнаты, и написал на эту тему увлекательный роман.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2992
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Найденные фрагменты янтарной комнаты


В 1997 г. на немецком «сером» арт-рынке в Бремене появился фрагмент Янтарной комнаты – мозаика в флорентийском стиле размером 55 на 70 см. Это была панель в металлической рамке, на ней из цветного мрамора и оникса искусно изображен садовый ландшафт с двумя собачками, играющими у входной арки. Некий «Мистер Икс» пытался продать этот артефакт за 2,5 миллиона долларов через контору бременского адвоката Манхарда Кайзера.

На переговорах с клиентами Кайзер демонстрировал любительский фильм, где было представлено каменное панно. Наконец, нашелся коллекционер-толстосум, готовый подписать банковский чек. Незадачливый посредник не подозревал, что «покупатель», берлинский бизнесмен Питер Вебер, сотрудничал с полицией, а под видом оценщика он привел крупнейшего знатока эпохи барокко – самого Буркхардта Гереса, директора Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург. Таким образом, сделка была сорвана немецкой полицией, а украденный полстолетия назад артефакт конфискован.

На допросе адвокат рассказал, что отец его таинственного клиента якобы служил офицером вермахта, и в 1941 г. сопровождал колонну автомобилей, загруженных контейнерами с предметами из дворцов Царского Села, которые командование приказало направить в Кенигсберг. В пути грузовики подверглись бомбардировке советской авиации, часть ящиков была разрушена. Офицер эскорта воровато припрятал красивую мозаику – на память. После его смерти в 1978 г. сын обнаружил артефакт на пыльном чердаке отцовского дома, и повесил его в гостиной над диваном. Там старинная мозаика провисела двадцать лет, пока «Мистер Икс» не решил продать отцовский «сувенир».

В этой истории многие детали вызвали сомнения у следователей, некоторые из них были уверены, что никакого «Мистера Икс» не существует, и вся эта легенда выдумана ловким пройдохой-адвокатом. Однако эксперты признали – удалось обнаружить одну из четырех мозаичных панелей, созданных в XVIII в. по эскизам Растрелли в одной из мастерских флорентийских художников-камнерезов.

Тем временем на европейском нелегальном рынке антиквариата в конце 90-х столь же таинственно «всплыл» комод, украшенный янтарными изразцами и позолотой, принадлежавший к мебельной обстановке легендарной комнаты. Его опознали по довоенным фотографиям, сделанным в Янтарном апартаменте Екатерининского дворца. Продавец также оказался неуловимым анонимом, действующим через цепочку подставных лиц и посредников.

Оба предмета были переданы законному владельцу – правительству Российской Федерации, сегодня они заняли свое место в экспозиции Янтарной комнаты.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2584
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Воссоздание

В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва).

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

Основатель, совместно с Юлианом Семёновым, Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард фон Фальц-Фейн отмечал: «Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела». Посещавший старую комнату, он высказал мнение, что восстановленная комната сделана лучше, чем прежняя.

  • Achim Middelschulte, former Ruhrgas CEO (2018)

  • Jacques Chirac in the Amber Room

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1126
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0

Практическая информация


Где находится

Адрес музея: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Стоимость посещения и режим работы

Стоимость входного билета в Екатерининский дворец – 700 рублей для взрослых, для школьников и пенсионеров – 250 рублей. Администрация заповедника устанавливает время работы музея в зависимости от туристического сезона. С июня по август экспозицию можно осмотреть с 12:00 до 20:00. В другие месяцы музей закрывается в 19:00. Продажа билетов в кассах прекращается за 1 час до указанного времени работы музея.

Билеты можно приобрести и через интернет на сайте музея. Они обойдутся примерно на сто рублей дороже, зато избавят вас от очереди в кассу и толчеи в гардеробе. Для посетителей с электронным билетом устроен отдельный вход во дворец, здесь нужно показать его на дисплее вашего телефона и получить бумажный талончик.

Выходной день – вторник, музей закрыт для посетителей также в последний понедельник месяца. В зимние месяцы режим посещений может измениться, уточняйте детали в местных турагентствах или на сайте заповедника.

Что купить

Рядом с Екатерининским дворцом, во флигеле, располагается Янтарная мастерская и сувенирный магазин. Здесь предлагаются разнообразные изделия из янтаря. Среди них – статуэтки, курительные трубки, шкатулки, цветы, вазы, бижутерия. Состоятельные туристы могут приобрести янтарные шахматы, иконы, панно с мотивами украшений Янтарной комнаты.

Как добраться

В Петербурге на метро доезжайте до станции «Купчино». Переходите на Витебский железнодорожный вокзал, оттуда на электричке отправляйтесь до ж/д станции «Детское село».

От станции метро «Московская» в г. Пушкин следуют рейсовые автобусы маршрутов №№ 381 и 287.

Герб первого Прусского короля Фридриха I

Деталь столика

Корона Прусского короля

Фпагмент оранмента янтарной рамы

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1848
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 17214
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 3208 (19%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 2956 (17%)
  3. http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 9489 (55%)
  4. https://densegodnya.ru/about/article_post/tayna-yantarnoy-komnaty-gde-seychas-yantarnaya-komnata: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1561 (9%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий