5139,Яо (народ)

Wikipedia open wikipedia design.


У этого термина существуют и другие значения, см. Яо.

Яо (зао) (кит. упр. 瑶族, пиньинь: Yáo zú, вьетн. người Dao) — группа народов, живущих на территории Китая (провинции Гуандун, Хунань и Гуанси-Чжуанский автономный район), Вьетнама, Таиланда, Мьянмы и Лаоса. Входят в 56 официально признанных национальностей Китая и 54 официально признанных национальности Вьетнама. Язык относятся к семье мяо-яо. В качестве второго многие владеют китайским и чжуанским языками. Этногенез яо связан с мяо. В Юго-Восточную Азию они пришли не ранее XIII века. Яо сохранили многие архаические черты культуры. До середины XX века «феодальные» отношения у них переплетались с первобытнообщинными. Основные традиционные занятия — мотыжное земледелие и лесной промысел. В анимистических верованиях и культе предков особое место отводится легендарному предку — Паньху (пятицветной собаке).

В Китае 62,1 % живут в Гуанси-Чжуанском автономном районе, 21,5 % — в провинции Хунань, 8,1 % — Юньнань, 6,4 % — Гуандун, 1,5 % — Гуйчжоу.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 1042
Источник: https://www.wikizero.com/ru/%D0%AF%D0%BE_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Районы компактного проживания

  • Хэкоу-Яоский автономный уезд
  • Цзянхуа-Яоский автономный уезд (Хунань)
  • Ляньнань-Яоский автономный уезд (Гуандун)
  • Жуюань-Яоский автономный уезд (Гуандун)
  • Фучуань-Яоский автономный уезд (Гуанси)
  • Дуань-Яоский автономный уезд (Гуанси)
  • Гунчен-Яоский автономный уезд (Гуанси)
  • Дахуа-Яоский автономный уезд (Гуанси)
  • Бама-Яоский автономный уезд (Гуанси)
  • Цзиньсю-Яоский автономный уезд (Гуанси)

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 413
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%AF%D0%BE_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Мяояоистика (хмонг-мьенское языкознание)


Генеалогическое положение и происхождение языков мяо-яо

До недавнего времени мяояоские языки включали в число китайско-тибетских языков. Согласно Полу Бенедикту эти языки входят в мяо-австроазиатскую ветвь аустрических языков. Однако, это родство с австроазиатскими языками еще не доказано. Иногда мяо-яо считают изолированной семьёй.

Исследователи, принимающие эту гипотезу Пола Бенедикта, считают, что выделение мяо-австроазиатского праязыка из праавстрического произошло в 9-8 тысячелетиях до Р.Х., Затем, в 7-6 тыс. до Р.Х. произошло выделение мяо-яо праязыка.

Предки народов мяо и яодревнейшее население юга Восточной Азии. До конца I тысячелетия н. э. существовало мяо-яосское единство, известное в китайской литературе как ман(ь). Разделение народов мяо и яо вызвала миграция с севера в Индокитай тайских народов в I тысячелетии н.э. Переселения мяо и яо не прекращались как по Китаю, так и в страны Юго-Восточной Азии вплоть до начала 20 в. Народы мяо и яо ассимилируются окружающими народами, особенно китайским и тайскими.

Языковед С. Конов (1909) впервые определил языки мяо-яо как отдельную языковую семью и назвал их семьей языков ман. Ранее языки мяо-яо относили к китайско-тибетской языковой семье, опираясь на типологическую схожесть этих языков: слоговые тоновые языки, изолирующий строй (отсутствие словоизменения, использование порядка слов и служебных слов для выражения грамматических значений), наличие классификаторов и т.д. В языках мяо-яо и в китайском имеется немало общих слов, однако это следствие контактов, а не генетического родства.

Некоторые исследователи включают языки мяо-яо в состав гипотетической аустротайской языковой макросемьи к которой относят также кадайские и австронезийские языки, которые, вместе с аустроазиатскими, составляют аустрическую надсемью. Существует точка зрения, что мяо-яо — это языки аустроазиатского происхождения, грамматическая структура которых подверглась влиянию тибето-бирманских языков. Наличие в мон-кхмерских языках и языках мяо-яо небольшого количества

общих слов базовой лексики

говорит о возможном отдаленном родстве с аустроазиатскими языками и не может считаться результатом заимствований, поскольку мяо-яо и мон-кхмеры не имели исторических контактов.

Возможно, народы мяо-яо (и их язык) родственны айну.

Состав и классификация наречий мяо-яо

Языки мяо-яо до сих являются малоизученными, поэтому их число и классификация точно не установлены. По данным А. Одрикура, общий праязык мяо-яо был моносиллабическим, т.е. в нем преобладали односложные слова. Разделение на ветви мяо и яо произошло в период между 4-10 веками. Современные языки мяо-яо образуют три ветви:

  1. мяо,
  2. яо
  3. и хо-нте, или шэ (самоназвание «шаньха») — язык народа, проживающего в Китае (провинции Фуцзянь, Чжэцзян, Аньхуэй и Гуандун, численность 650 тыс. человек, однако большинство шэ говорит на китайском языке).

К  языкам мяо относятся несколько десятков языков, которые объединяются в четыре группы:

  1. восточную (восточная пров. Гуйчжоу, Китай);
  2. северную (на границе пров. Гуйчжоу, Хунань и Хубэй, Китай);
  3. западную (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма), в том числе язык хмонг
  4. и группу ну.

Лингвист П. Бенедикт предлагал рассматривать язык патхен (самоназвание па-хнг, в Китае их называют «красные мяо» или ну, распространен на юге Китая в пров. Гуанси — свыше 10 тыс. человек, и на севере Вьетнама в провинции Туенкуанг и Хазянт — ок. 2 тыс. человек) в качестве отдельной ветви языков мяо-яо, однако, возможно, он принадлежит группе ну.

Языки яо делятся на три группы диалектов: мьен, муен и мун. Группа мьен является наиболее архаичной.

Этнографическая и лингвистическая классификации мяо-яо не всегда совпадают: народности мяо говорят на языках яо, и наоборот. Поэтому, чтобы избежать путаницы, ряд китайских и западных исследователей предлагают называть языки мяо языками хмонг, языки яо — языками мьен, а семью языков мяо-яо — языками хмонг-мьен.

Носители разных диалектов обычно не понимают друг друга, поэтому в качестве средства общения в подобных ситуациях обычно используются языки окружающих народов — китайский, вьетнамский, тайские.

Лингвистическая характеристика мяо-яоских языков

Мяо-яо языки — семья языков Юго-Восточной Азии, на которых говорят народы мяо и яо, разрозненно проживающие в основном в высокогорных районах Южного Китая, Северного Вьетнама, Северного Лаоса, Таиланда и Мьянмы (бывшей Бирмы) в окружении других народов — китайцев, тайцев, кадайцев и вьетнамцев. Общая численность говорящих на языках мяо-яо свыше 10 млн. человек.

Звуковой и слоговой состав в языках мяо-яо

Языки мяо-яо тоновые, моносиллабические (в большинстве случаев морфема и простое слово совпадают со слогом). Каждый слог обладает обязательной тоновой характеристикой. В языках бывает от 6 до 11 тонов. Слог имеет простую структуру. В процессе контактов между языками мяо-яо и тибето-бирманскими произошло изменение слоговой структуры: CCVC > CVC > CV (где C — это согласный, а V — гласный), т. е. имеется тенденция к открытости слогов. Начальнослоговые сочетания согласных встречаются редко.

Система гласных фонем достаточно бедная, в отличие от системы согласных. Согласные различаются по звонкости/глухости, преаспирированности (придыхательная фаза предшествует основной артикуляции), придыхательности/непридыхательности, преназализованности (носовой элемент предшествует основной артикуляции); встречаются аффрикаты, глухие сонорные и глухие боковые. В языках мяо в конечнослоговой позиции могут функционировать неслогообразующие и носовой согласный. В языках яо инвентарь конечнослоговых согласных может состоять из неслогообразующих носовых -m, -n, , и глухих смычных -p, -t, -k. Носовые конечнослоговые могут ослабляться, тогда назализация переходит на предыдущий гласный.

Грамматический строй мяо-яо языков

Языки мяо-ляо относятся к языкам изолирующего строя. Словоизменение отсутствует. Грамматические отношения выражаются порядком слов и служебными элементами. Части речи выделяются в основном по их синтаксическим свойствам. Порядок слов в простом предложении: «подлежащее — сказуемое — дополнение«.

Позиция определения зависит от состава и типа конструкций. Различия в порядке слов в языках мяо и яо в основном касаются определительных конструкций: определение, выраженное существительным, в языках мяо стоит в постпозиции к определяемому существительному, а в языках яо — в препозиции.

Характерной чертой синтаксиса языков мяо-яо является

параллельное существование грамматических и лексических средств

, позволяющих реализовывать в ряде конструкций как препозицию, так и постпозицию зависимых членов относительно главного, например, наличие в языке зао-до (языки яо) двух лексических единиц со значением «большой», из которых одна употребляется в препозиции, а другая в постпозиции к определяемому существительному.

Лексика в мяо-яо языках

Базовая лексика преимущественно односложна. Большое количество заимствований из окружающих языков — китайского, тайских, вьетнамского.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 7965
Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html

История

Происхождение народа Яо можно проследить до династии Цинь (221 — 207 до н.э.). После развития и миграции более чем 2000 лет ,и после развития их социальной экономики вполне из равновесия. Он развивался очень быстро в некоторых районах в результате экономики в странах, которые параллельно, что Хан, однако, в отдаленных горных районах, Яо люди просто жили в группе вокруг ручьев и долин, а также они не имели даже сельское хозяйство. Эти люди зарабатывали на жизнь охотничьих животных в горах. В результате эксплуатации, войн и резни в феодальных правительствах до создания Китае (1949), некоторые из людей, Яо бежали в границу Вьетнама, Лаоса и Таиланда. В 1970-х годах некоторые люди Яо, живущие в этих странах иммигрировали в США, Франции, Канады и других странах.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 778
Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/yao-minority.htm

Письменные традиции народов мяо-яо

В  конце 1950-х годов в Китае для основных диалектов мяо и яо было разработано 3 вида письменности на латинской основе с буквенным обозначением тонов в конце каждого слога . Аналогичная письменность для языка мяо во Вьетнаме существует с 1961 (в основу был положен диалект хмонг ленг — «разноцветных хмонгов«).

Для языков яо существовала также традиция записи фольклорных произведений с помощью видоизмененных китайских иероглифов. Ранее существовало оригинальное пиктографическое письмо языка патхен, которое впоследствии было утрачено.

(Энциклопедия «Кругосвет»)

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 721
Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html

Литература по языкам группы мяо-яо

  • Яхонтов С.Е. К этногенезу народов мяо-яо. — В кн.: Народы, страны бассейна Тихого океана. М., 1971
  • Москалев А.А. Язык дуаньских яо (язык ну). М., 1978
  • Фам Дык Зыонг. Место группы языков мяо-яо среди языков Юго-Восточной Азии и их родственные связи. — В кн.: Новое в изучении вьетнамского языка и других языков Юго-Восточной Азии. М., 1989
  • Нгуен Ван Лой. Некоторые вопросы этнической истории народов мяо-яо. — В кн.: Китайское языкознание. М., 1996
  • Shafer R. Miao-Yao // Monumenta Serica. 23. 1964. P. 398–411.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 606
Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html

Предпочтения в еде


Основные продукты народа Яо включают рис, кукурузу и сладкий картофель. Яо люди любят питьевую вину, и Яо мужчины предпочитают пить из миски чашки. Они делают рисовое вино из сладкого вкуса. В всякий раз, когда гости приезжают, они будут предлагать сладкое рисовое вино. Кипячение с имбирем, коричневый сахар и яйца, сладкое рисовое вино становится восстановительным тоником для женщин после родов.

Яо люди в основном имеют одинаковые предпочтения в еде с народом хань, но также имеют свои собственные признаки еды — Вы Ца (масло чайное. Люди сначала поставят чайные листья в масле, затем добавят воды, чтобы сделать суп из нее. Некоторые приправы, такие как имбирь, перец, соль добавляются. Когда потребляется, суп смешивают с рисом слоеным, жареным бобами, арахисом и другими материалами. Суп ароматный с горьким вкусом в первую очередь. Но после одной миски или два, сладкий вкус постепенно выходит. Масло чайное это здоровый напиток, который способствует притоку крови и согревает тело.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1015
Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/yao-minority.htm

Архитектурный стиль

Яо люди живут в бамбуковых хижинах, срубах, соломенные коттеджи и немногие живут в домах, построенных с глинобитными стенами и черепичными крышами. Яо люди, живущие в горных районах и дома имеют схожие стили как Чжуан и Мяо люди. Ганлан стиль (построенный на сваях, а не исключительно на земле), также называемый Дйаотаоло (проектирование деревянных домов над водой) является наиболее распространенной.

Дом, как правило, двухэтажный. Нижний ярус состоит из свай, которые поддерживают дом, и бамбук, древесные плита заполняются между сваями, чтобы сформировать стены для скота, хранения сельскохозяйственного инвентаря, дров или другой всякой всячины. Члены семьи живут на верхнем этаже, который разделен на 3 или 5 номеров. Некоторые дома являются более сложными, с чердаками или приложениями.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 819
Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/yao-minority.htm

Группа мяо (хмонгские языки)


Языки мяо аспространены в Китае и Вьетнаме, носителей 8 000 000 человек.

Северные мяо-языки

  • .

Восточные мяо-языки

  • .

Западные мяо-языки

  • .

Языковая группа ну

  • Язык ну.
  • Язык хмонг.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 305
Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html

Костюмы

Одежда мужчин и женщин Яо этнической группы изготавливается из синего и зеленого переплетения фольклора. Мужчины любят носить перед открытием короткие одежды без воротников, вместе с длинными брюками или до колен шорты. Люди, живущие в деревнях Яо в Натан деревне Гуанси-Чжуанский автономного района и носят белые вышитые штаны. Яо мужчины, живущие в Лианнан Яо автономном округе на провинции Гуандун и любят делать шиньоны, произносится как «блеск-йон», обычно украшенные перьями фазана за своими волосами с тюрбаном, или обертывают голову с красной тканью. Яо женщины любят носить куртки с боковым отверстием без воротников и длинные брюки, шорты, или аккордеон плиссированной юбки. Кроме того, они всегда любят шить красочные и великолепные работы ручной строчкой, а также вышивки на воротники, манжеты, ремни и юбки полы, чтобы сделать их очень яркими и привлекательными.

Яо люди имеют много головных уборов разновидных стилей. Они хотели бы использовать серебряные заколки, серебряные цветы, струны серебряные бусы, небольшие арочной доски серебра и так далее вместе с цветными ленточками и головные аксессуары. Судя по различным аксессуарам, можно легко определить, они девушка, незамужняя или замужняя женщина.

Яо люди очень уважают пожилых людей. При встрече с пожилым человеком за пределами, необходимо расширить приветствия, а затем отступить к нижней части дороги для них. Нужно демонтировать, если он встречает старого человека во время езды на лошади. Он не имеет права сидеть, скрестив ноги, говорить грязные слова, или использовать их имена, сидя перед пожилым или старым людям. В то время обеда со старым людям, надо предложить им более высокое место, служить им пищей, и положить самые вкусные блюда близкими к старшим гостям.

Вообще говоря, Яо люди не вступают в брак с другими этническими группами. Обычай что муж живёт с семьей жены является довольно популярным. Молодые мужчины и женщины имеют свободу выбора и влюбиться в партнера. Через форму баллады, они ищут своих любовников во время фестивалей, сборки и затишья сельского хозяйства во время посещения различных деревеней. Если они оба любят друг друга, они будут дарить что-то друг другу на память. Это традиция влюбленных свободна, без вмешательства родителей. В некоторых районах они должны получить разрешение от своих родителей, так сваха поможет в общении между двумя сторонами, прежде чем что они решили пожениться.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2415
Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/yao-minority.htm

Группа яо (мьенские языки)


Предки яо и родственных им мяодревнейшее население юга Восточной Азии. В культуре яо прослеживаются связи с австронезийскими народами. Разделение яо и мяо могло быть вызвано продвижением в Индокитай с севера тайских (чжуан-дунских) народов в 1-м тыс. до н.э. С 13 до 20 века яо продвигались на юг и запад, расселялись разбросанно среди народов Индокитая.

Народность яо — этнографическая справка

Народ на юге Китая (провинции Гуандун, Хунань, Юньнань, Гуанси-Чжуанский автономный район), на севере Вьетнама и Лаоса. В 1952 в Китае были созданы автономные уезды Яо: Дуань и Бама в Гуанси-Чжуанском авт. р-не, Ляньнань в пров. Гуандун, Цзянхуа в пров. Хунань. Численность народа яо в Китае 2,2 млн. человек, во Вьетнаме 460 тысяч человек, в Лаосе 80 тысяч человек, 20 тысяч человек Общины яо живут также в Таиланде и 10 тысяч человек – в Мьянме. Говорят на языках группы мяо-яо австроазиасткой семьи.

Численность народности яо — 2 143 013 человек. Районы проживания племён яо: Гуанси-Чжуанский автономный р-н, провинции Хунань, Юньнань, Гуандун, Гуйчжоу. Язык: яо, мяо. Религия: политеизм. Названия народа: яо, зао (название Во Вьетнаме), ман, мань, минь (самоназвание в Китае – «люди»), ким мьен (самоназвание во Вьетнаме «люди гор») .

Основное традиционное занятие – пашенное заливное и подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, батат, гречиха, маниок и др.), животноводство (свиньи, птица, крупный и мелкий рогатый скот), лесные промыслы. Современные яо заняты также в промышленности, сформировалась национальная интеллигенция.

Поселения расположены по склонам гор. Жилище прямоугольное, полусвайное или наземное, стены – из бамбука, глинобитные или из щебня, крыша двускатная, на юге – из соломы или пальмовых листьев, на севере – черепичная.

Традиционная одежда лучше сохранилась у женщин: короткая куртка, несшитая юбка или штаны и халат. Своеобразны прически и способы повязывания платка. В одежде преобладают черный, коричневый и темно-синий цвета, распространены вышивки и серебряные украшения.

Семья патриархальная, брачное поселение патрилокальное. Известны обычаи выкупа и отработки на невесту, гадания и толкование снов, «лунные» танцы и др. церемонии.

Традиционные верования – культы духов, предков, шаманство. Яо создали богатый фольклор.

Мьенский язык

  • Язык мьен.

Муенский язык

  • Язык муен.

Мунский язык

  • Язык мун.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2751
Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html

Фестивали

Яо люди разделяют многие фестивали с ханьцев, но и имеют свои собственные уникальные фестивали. Наиболее важные из них относятся Пануйан фестиваль и фестиваль Дану.

Пануйан фестиваль является величайшим фестивалем среди людей Яо. Всем было известно, что этот фестиваль отмечает борьбу своих предков против эксплуатации древних наследственных вождей. Пануйан фестиваль был обычно называется Развлекательный Бог Пануйан и поблагодарил его за принятие их желания. Он проводится 16-го октября по местному календарю каждые три или пять лет, однако в некоторых областях, Яо люди проводят этот фестиваль один раз в двенадцать лет. Частота этого фестиваля зависит от традиций различных отраслей Яо, как хороший урожай и здоровье людей, так и скот. Обычно несколько семей или даже целые деревни отмечают этот праздник вместе. Во время главной церемонии, народные мастера будут развлекать Бог Пануйан, молятся и поют песни для него, и жители будут играть в танец долгосрочного барабаа, который просит Бога Пануйан для защиты.

Дану праздник приходится на 29 мая по лунному календарю. В Мяо языке, Дану означает что никогда не забыть. Считается, что этот день является днем рождения Цуниан, предок людей Яо. В результате, он также назвал именем Цуниан фестиваль.

Всем было известно, что Цуниан было на самом деле известны как Милуотун древние люди Яо. Однажды она спросила ее третьей дочери пойти в горы, чтобы вернуть на землю. Перед уезда ее дочери, она дала ей драгоценный элемент — бронзовый барабан. Барабан помогает молодой девушке развеять птицев и сделать хороший урожай. Третья дочь Цуниан вышла замуж за местного жителя Яо и жили долго и счастливо в горах. Их жизнь процветала и потомки были все больше и больше, которые были ранними предками Яо народа сегодня. В ознаменовании Цуниан, Яо люди праздновали ее день рождения и назвал его Дану фестивалем.

В этот день все Яо люди из разных сел очистят свои дома и улицы, они также делают подношения из риса и вина, липких рисовых лепешек, курицы и овца, чтобы поклоняться Цуниан. Молодые мужчины и женщины собираются, чтобы отпраздновать день рождения Цуниан, ударив большой барабан, который символизирует бронзовый барабан, который Цуниан дал своей дочери. Все они поклоняются Цуниан и молятся ей за хороший урожай в каждый год желая счастливой и благополучной жизни для людей и скота. Кроме того, они будут петь традиционные песни Милуотун с сопровождением танцы и музыки, как дань Цуниан и то, что она сделала для людей Яо.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 2494
Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/yao-minority.htm

Язык шэ (хо-нте)


  • Шэйский язык («шаньха»).


Блок: 7/7 | Кол-во символов: 817
Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 23468
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://wiki2.org/ru/%D0%AF%D0%BE_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 413 (2%)
  2. http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/austric/miao-yao.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 13165 (56%)
  3. https://www.chinahighlights.ru/culture/yao-minority.htm: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 8848 (38%)
  4. https://www.wikizero.com/ru/%D0%AF%D0%BE_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1042 (4%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий