3254,Общественный строй восточных славян — от семьи к государству

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Изучение общественного строя восточных славян в период 6-9 века важен, поскольку он позволяет отследить процессы изменения в обществе, приведшие к формированию государственности. Этот период характеризуется жизнью населения в племенах, но они были не едиными.


До образования государства у восточных славян было 2 общественных строя. Изначально это была родовая община, а затем ее сменила соседская община. Разберемся в чем разница между ними

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 524
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/obchestvennij-stroj-vostocnich-slavyan.html

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) — семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.

При родовой общине было 2 типа имущества:

  • частное — инструменты, животные и так далее.
  • общественное — земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 722
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/obchestvennij-stroj-vostocnich-slavyan.html

Хозяйство славян


Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно‑огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона‑суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 673
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnykh-slavyan.html

Что такое соседская (территориальная) община

С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.

Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов. В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.

Формирование неравенства

Появление неравенства у восточных славян стало проявляться уже в 7 веке. Как только община переходила от родового типа к соседскому — начинали появляться богатые и бедные. Формирование социального неравенства связано с появлением «элиты». В 7-9 веках ее называли «нарочитая чадь». Это были князья, старейшины, воеводы, лучшие воины. Они начали формировать неравенство:

  • они распределяли продовольствие. Племя собирает урожай, нарочитая чадь говорит кто сколько может взять. Естественно большая часть остается себе.
  • они распределяют военные трофеи. Военные походы приносили трофеи. Большая их часть оставалась у знати.

В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1622
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/obchestvennij-stroj-vostocnich-slavyan.html

Управление племенами и общинами

Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной. Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.

На схеме представлено (снизу вверх):

  • Народное ополчение — все население племени. То есть те люди, которые встанут на защиту своего племени в случае нападения.
  • Дружина — личные войны князя. Они не занимались ничем кроме войны. Их источник обогащения и жизни — награбленное.
  • Князь — управлял племенем. Примерно к 9 веку его власть передавалась по наследству старшему сыну.
  • Старейшина — хранитель традиций племени, а также человек, которые решал все спорные вопросы и конфликты.
  • Вече — всеобщее собрание племени, на котором решались самые важные вопросы, а также избирался старейшина.
Блок: 4/4 | Кол-во символов: 910
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/obchestvennij-stroj-vostocnich-slavyan.html

Славянское язычество

Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:

1) непосредственное поклонение природе и стихиям (анимизм — от лат. anima — «душа»);

2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;

3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле — функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Это проявлялось в почитании солнца и солнечных богов — Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).

Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем орнаменте на предметах быта, в росписях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборов, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных сказках и сказках о животных, в изображении некоторых славянских богов, в святочных вечерах.

В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мертвых, а также культом предков. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации.

Политеизм: в VIII-X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных богов. Каждый из богов пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун — полян, Хорс — древлян, Даждьбог — северян, Стрибог — новгородских словен, Симаргл — дреговичей, Мокошь — кривичей. Сложившийся пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени, свидетельствует об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1755
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnykh-slavyan.html

Итоги общественного развития восточных славян ко второй половине I тысячелетия


— Распад родоплеменного строя.

— Складывание племенных союзов.

— Переход ряда племен к военной демократии, первым элементам государственности.

— Отставание восточнославянских племен в своем общественном развитии от западноевропейских народов.

Факторы, негативно повлиявшие на развитие восточнославянского общества:

— отсутствие античного наследия и слабая связь с центрами мировых цивилизаций, стоявших на более высокой ступени развития;

— удаленность от морей и международных торговых путей;

— соседство со степью и частые вторжения кочевников;

— отсутствие рудных полезных ископаемых;

— наличие больших площадей свободных земель;

— сравнительно однообразные природно‑климатические условия и равнинный характер местности.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 802
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnykh-slavyan.html

Концепции происхождения и прародины славян

  1. Миграционная: «дунайская» (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и «прибалтийская» (М. В. Ломоносов, А. Г. Кузьмин).
  2. Автохтонная (Б. А. Рыбаков).
Блок: 6/7 | Кол-во символов: 185
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnykh-slavyan.html

Концепции трактовки происхождения термина «Русь»


  1. Отечественная

1.1. Днепрово‑Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков — от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева).

1.2. Южнобалтийская (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Сахаров — от названия реки Неман — Руса).

1.3. Азово‑Причерноморская (Г. А. Вернадский, А. Г. Кузьмин — от аланских кланов — русхахам — Причерноморская Русия).

  1. Зарубежная

2.1. Скандинавская (норманнская) (А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер — от финского ruotsi — Швеция; от древнеисландского rohts — гребцы, мореходы).

2.2. Южногерманская (А. В. Назаренко — от древненемецкого ruzzia — заимствовано из славянских языков).

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 649
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnykh-slavyan.html
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 9737
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://istoriarusi.ru/kiev/obchestvennij-stroj-vostocnich-slavyan.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3778 (39%)
  2. https://studopedia.ru/12_209861_zanyatiya-obshchestvenniy-stroy-verovaniya-vostochnih-slavyan.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1895 (19%)
  3. https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnykh-slavyan.html: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 4064 (42%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий