368,Объединение Испании — разбираемся по порядку

    Èñïàíèÿ âñåì èçâåñòíà, êàê ãîñóäàðñòâî, çàíèìàþùåå ïî÷òè âñþ òåððèòîðèþ Ïèðåíåéñêîãî ïîëóîñòðîâà. Â ñâîåì ñîâðåìåííîì âèäå îíî ïîÿâèëàñü â êîíöå XV âåêà ïîñëå îáúåäèíåíèÿ äâóõ êîðîëåâñòâ  — Êàñòèëèè è Àðàãîíà.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 216
Источник: http://ispaniy.web-3.ru/information/cityspain/?act=full&id_article=37388

Испания / Реконкиста и объединение Испании

Реконкиста — это многовековой (VIII–XV веков) процесс отвоевания у арабов земель на Пиренейском полуострове. Будучи растянутой во времени серией военных операций против арабских завоевателей, Реконкиста вместе с тем представляла собой длительный и сложный исторический период становления единого испанского государства, процесс освоения (колонизации) опустошённых войной земель, в который были вовлечены все социальные слои. Началом Реконкисты считается 718 год, когда в битве при Ковадонге арабы потерпели поражение. После этой победы Астурия, ставшая независимым королевством, превратилась в один из оплотов сопротивления арабам на Иберийском полуострове.

С 924 года королевство Астурия, увеличившееся к тому времени в размерах, стало именоваться по названию новой столицы королевством Леон. Другой силой, противостоящей как арабам, так и франкам, стала Наварра в районе Пиренеев (в середине IX века добилась независимости и оформилась в качестве королевства). На северо-востоке современной Испании на завоёванных в конце VIII — начале IX века франками землях была основана Испанская марка, которая также оказывала сопротивление арабам. По мере ослабления халифата и его распада, временно приостановленного появлением Альморавидов из Северной Африки, подчинивших себе в конце XI века разрозненные арабские эмираты, усиливались противостоящие ему испанские государства. Военные успехи испанских государств привели к тому, что к середине XIII века только на юге Испании сохранился Гранадский эмират.

В ходе Реконкисты произошло оформление Португалии сначала в качестве графства в рамках королевства Леон, затем королевства Португалия (с 1139 года), независимость которого была признана Леоном в 1143 году.

Реконкиста требовала более тесного сотрудничества испанских государств. Так, в 1037 году в единое королевство объединились Леон и Кастилия, хотя их окончательное объединение закрепилось в 1230 году. В 1469 году сын Иоанна II Арагонского Фердинанд вступил в брак с Изабеллой Кастильской и после смерти отца в 1479 году соединил Арагон с Кастилией в одно королевство. Династическая уния Кастилии и Арагона оформила объединение Испании в единое государство. В 1492 году была покорена Гранада, что стало завершением Реконкисты.

Фердинанду и Изабелле при активном содействии эрмандадов (союзов городов) удалось добиться подчинения феодалов центральной власти, существенно ограничив их полномочия. Считая религиозный унитаризм залогом величия Испании, королева в 1480 году учредила в стране инквизиционный трибунал (с тех пор инквизиция до 1834 года играла важную политическую роль в стране). В 1492 году, после падения Гранадского эмирата, происходит массовое изгнание евреев. В 1502 году всех мавров и иудеев, не принявших христианство, вынудили покинуть Испанию.

Фактически с 711 по 1492 годы испанское общество (в наибольшей степени это относится к Кастилии) постоянно пребывало в состоянии войны. Главным воюющим классом стало дворянство, многочисленное и могущественное. Особенностью того времени стала социальная мобильность общества.

Процесс феодализации Испании активно развивался, однако закрепощение крестьян имело неоднородный характер. Крестьяне Леона и Кастилии обладали сравнительно большими свободами, нежели жители других регионов, а в 1486 году подобного статуса удалось добиться и каталонцам. В области развития политической системы в испанских землях произошли качественные изменения — уже в конце XII века в Леоне, а с середины XIII века во всех христианских королевствах полуострова сложились кортесы, ставшие первыми официальными представительными институтами в Европе. В их состав входили представители знати, церковной элиты и горожан. Кортесы следили за соблюдением порядка престолонаследия, принимали клятву короля относительно фуэрос (испанские фуэрос, аналогичные португальским форалам и французским кутюмам, являлись документами обычного права, которые регламентировали правовые отношения населения с центральной властью), решали вопрос о субсидиях, выражали жалобы населения.

←   Назад  |   Реконкиста и объединение Испании   |   Вперёд   →


Путешествие вокруг света

Автор книги — выдающийся писатель и естествоиспытатель — рассказывает о …

Основы биогеографии

Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые …

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 4342
Источник: http://www.hyno.ru/tom1/760.html

Испания в XIV—XV вв. Развитие городов

На протяжении XIV и большей части XV в. Испания оставалась ещё разъединённой на Леоно-Кастильское и Арагоно-Каталонское королевства, из которых каждое в свою очередь распадалось на множество феодальных сеньорий.

Правление кастильских королей Хуана II (1406—1454) и Генриха IV (1454— 1474) было заполнено бесконечными феодальными смутами, выступлениями крупных феодалов, значительно увеличивших свои владения во время реконкисты, против королевской власти. Восставшие феодалы расхищали королевский домен, разоряли села, зависевшие от городов, и старались нанести ущерб самим городам, которые, как правило, выступали на стороне королевской власти.

В XIV—XV вв. значительных успехов достигло развитие городов. Ремёсла, которыми ещё в XII в. занималось исключительно население отдельных городов, например Сант-Яго, с XIII в. получили распространение во всех крупных городах и особенно в тех из них, которые находились на отвоёванной у арабов территории, где ремесло существовало ещё при арабском господстве. Статуты цехов и братств свидетельствовали о развитии в городах Испании производства шерстяных и шёлковых тканей, оружия, ювелирных изделий и т. д. Эти ремёсла в XIV в. обслуживали уже не только местный рынок. Продукты ремесленного производства вывозились далеко за пределы страны. Несмотря па плохие пути сообщения внутри страны, росло значение ярмарок (в Севилье, Мурсии, Куэнке и других городах). Особое значение приобрела ярмарка в Медине дель Кампо, ставшая торговым центром для северных и северо-западных городов и центральных районов Кастилии.

Ремесла и торговля развивались в XIV—XV вв. также в Каталонии и Арагоне, особенно в городах, находившихся на побережье Средиземного моря. Наиболее крупным городским центром там являлась Барселона. Каталонские купцы соперничали с итальянскими в торговле с различными странами Европы, Азии и Африки, расположенными по берегам Средиземною моря. Каталонские города имели своих консулов в таких итальянских городах, как Генуя и Пиза. Каталонские купцы торговали во Фландрии, их суда проникали в Северное море и в Балтику. Торговое право Барселоны было принято в городах Южной Франции. Картографы Каталонии и остров Майорка создали целые школы последователей своего искусства, считавшегося в то время выше итальянского.


‘Львиный двор в Альгамбре’ (Гранада). XIV в.

Короли Арагона и феодальные сеньоры, получавшие немалые доходы от внешней торговли, всячески поощряли купцов и давали городам различные привилегии и льготы. Однако существовавшие феодальные порядки создавали одновременно множество препятствий в виде многочисленных таможенных застав и пошлин, стеснявших внутреннюю торговлю, привилегий, которые давались одним городам в ущерб другим, феодальных грабежей на больших дорогах и на морских путях.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2847
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Ðåçóëüòàòû îáúåäèíåíèÿ ïèðåíåéñêèõ êîðîëåâñòâ

   Îáúåäèíåíèå äâóõ êîðîëåâñêèõ äèíàñòèé îêàçàëî âëèÿíèå íà ìíîãèå ïðîöåññû ñðåäíåâåêîâîé Èñïàíèè. Â ðåçóëüòàòå âîåííûõ äåéñòâèé ïîñëåäîâàòåëüíî îñâîáîæäàëèñü íîâûå çåìëè, àðàáû îòòåñíÿëèñü íà þã. Ïîñëåäíèì èõ îïëîòîì îñòàâàëèñü Ãðàíàäñêèå ýìèðàòû. Â XV âåêå ýòî áûëî ãîñóäàðñòâî ñ êðåïêîé ñòðóêòóðîé âëàñòè, ñèëüíîé ýêîíîìèêîé è âûñîêîðàçâèòîé êóëüòóðîé. Íî îíî óæå íå ïðåäñòàâëÿëî óãðîçû.

   Áîëåå ñåðüåçíîé óãðîçîé äëÿ Èñïàíèè ÿâëÿëèñü âíóòðåííèå ïðîáëåìû: ñìóòà, ñîïåðíè÷åñòâî è áîðüáà çà âëàñòü â ñðåäå ôåîäàëüíîé çíàòè. Âñå ýòî ïðèâåëî ê îïóñòîøåíèþ êîðîëåâñêîé êàçíû, ðàçîðåíèþ ñåë è ãîðîäîâ, ìíîãî÷èñëåííûì êðåñòüÿíñêèì âîññòàíèÿì. Â 1462 â Êàòàëîíèè âñïûõíóëà Êðåñòüÿíñêàÿ âîéíà, êîòîðàÿ äëèëàñü áîëåå 10 ëåò.

   Èçàáåëëà è Ôåðäèíàíä ïîâåëè ðåøèòåëüíóþ áîðüáó çà öåíòðàëèçàöèþ âëàñòè è îáúåäèíåíèå Èñïàíèè â åäèíîå ãîñóäàðñòâî. Èì óäàëîñü ñëîìèòü ñîïðîòèâëåíèå ôåîäàëîâ, íî çàòåì ïîñëåäîâàëî îãðàíè÷åíèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ãîðîäîâ è çàêðåïëåíèå íàä íèìè âëàñòè êîðîëåâñêèõ ÷èíîâíèêîâ.

   Îñíîâíûìè ðåçóëüòàòàìè îáúåäèíåíèÿ Èñïàíèè ìîæíî íàçâàòü ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:

  • ñîçäàí íîâûé àïïàðàò óïðàâëåíèÿ ñòðàíîé;
  • óñèëèëèñü êàðàòåëüíûå ïîëíîìî÷èÿ êàòîëè÷åñòâà (ó÷ðåæäåí èíêâèçèöèîííûé òðèáóíàë, ñëóæèâøèé â ñòðàíå ìîùíûì ïîëèòè÷åñêèì ðû÷àãîì);
  • íà÷àëèñü ãîíåíèÿ íà ìóñóëüìàí è åâðååâ;
  • ó÷ðåæäåíû íîâûå íàëîãîâûå ñáîðû, íàïîëíÿþùèå êàçíó, à öåðêîâü ïîçâîëÿëà ðàñïîðÿæàòüñÿ äåíüãàìè âåðóþùèõ;
  • àðìèÿ, ñîñòîÿùàÿ èç ðûöàðåé, êîòîðóþ ñîäåðæàëè çà ñ÷åò êîðîëåâñêîé êàçíû, îáåñïå÷èâàëà âíóòðåííþþ è âíåøíþþ áåçîïàñíîñòü.

    Îáúåäèíåíèå Èñïàíèè äàâàëî ñâîè ïëîäû. Ê êîíöó XV âåêà ñòðàíà èìåëà ìîùíóþ ãîñóäàðñòâåííóþ ñèñòåìó è ñèëüíûå âîéñêà, ÷òî ïîçâîëèëî Ôåðäèíàíäó è Èçàáåëëå â 1481 ãîäó âîçîáíîâèòü áîåâûå äåéñòâèÿ ïðîòèâ Ãðàíàäñêèõ ýìèðàòîâ. Ñïóñòÿ äåñÿòü ëåò, èçìîòàííûå ñîïðîòèâëåíèåì èñïàíöàì è âíóòðåííèìè êîíôëèêòàìè, ýìèðàòû ðàñïàëèñü.

   1 ÿíâàðÿ 1492 ãîäà ïîñëåäíèé ïðàâèòåëü Ãðàíàäû, ìàâðèòàíñêèé êîðîëü Áîàáäèë âðó÷èë êëþ÷è îò ãîðîäà ïîáåäèòåëþ. Ýòî ñîáûòèå ïîñòàâèëî òî÷êó â êîíöå ñòðàíèöû ìíîãîâåêîâîé èñòîðèè Ðåêîíêèñòû è ïîñëóæèëî íà÷àëîì Çîëîòîãî âåêà Èñïàíèè.

                              

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2183
Источник: http://ispaniy.web-3.ru/information/cityspain/?act=full&id_article=37388

Сельское хозяйство и положение крестьянства

Недостаточное количество данных, собранных исторической наукой, не позволяет сделать определённых выводов относительно сельского хозяйства и положения крестьянства с Испании в XIV—XV вв. Можно отметить лишь основные факты и среди них в первую очередь дальнейшее развитие овцеводства наряду с зерновым хозяйством и в ущерб ему, особенно в Кастилии. Огромные стада, принадлежавшие крупным феодалам, церкви и королю, перегонялись из Кастилии в Эстремадуру на зиму и обратно весной из Эстремадуры в Кастилию (так называемые «перегонные стада» — «меринос»). Владельцы этих огромных стад, организованные ещё в XIII в. в особое привилегированное общество «Места», пользовались правом выпаса на государственных и общинных землях, что неизбежно вело к разорению хозяйств мелких крестьян. Шерсть мериносов вывозилась в большом количестве в города Италии, а с XV в. — в Нидерланды.

Положение крепостных и других групп феодально зависимого крестьянства о Испании в XIV—XV вв. было очень тяжёлым. Значительное количество вольных крестьянских общин-бегетрий, члены которых, как лично свободные люди, несли относительно лёгкие повинности в пользу своих сеньоров, имелось только в Кастилии. Однако и они после окончания реконкисты и прекращения колонизации новых земель постепенно утратили свои вольности и были принуждены подчиниться сеньорам.

С развитием товарно-денежных отношений в Кастилии, как и в других областях страны, начался процесс так называемого освобождения крестьян, т. е выкуп крестьянами ряда повинностей, связанных с их личной зависимостью. Этот процесс завершился в Кастилии в XIV—XV вв., но он отнюдь не означал облегчения повинностей или повышения благосостояния основной массы непосредственных производителей деревни, так как крестьянин (соларьего) оставался феодальным держателем земли, обязанным уплачивать феодальную ренту, главным образом в денежной форме, и подчинённым сеньору в судебном отношении. Соларьего имел право уйти от сеньора куда угодно, но при этом был обязан оставить сеньору землю. Оброк крестьян всё время увеличивался, о чём свидетельствовала петиция кортесов 1385 г. В ней отмечалось, что сеньоры наложили на соления «весьма значительные подати и чинят великие насилия, беззаконие и зло, а поэтому упомянутые местечки и сёла доведены до разорения и обезлюдели».

Особенно тяжёлым было положение крестьян в Арагоно-Каталонском королевстве. Кроме обычных феодальных платежей, крестьяне несли здесь еще ряд других обременительных повинностей, известных под названием «дурных обычаев», связанных с личной зависимостью крестьян. В Каталонии, например, значительную часть наследства крестьянина, а также имущество крестьянина, умершего бездетным или без завещания, захватывал сеньор. Феодалы брали высокие штрафы за самые мелкие правонарушения, имели право взимать с крестьянина большие платежи за отчуждение имущества в качестве приданого и т. д.

Большинство крестьян в Каталонии находилось на положении так называемых ременсов, т. е. крепостных, имеющих право выхода (слово «ременс» означает «выкуп»). Крестьяне-ременсы могли уйти со своих участков только в том случае, если они предварительно выкупались на волю, что для крестьянина оказывалось почти невозможным, ибо выкупная сумма была очень велика. Суд над крепостными и зависимыми крестьянами как в Арагоне, так и в Каталонии находился всецело в руках феодалов.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 3416
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Крестьянские восстания в XIV—XV вв

На усиление феодального гнёта крестьяне отвечали восстаниями. Наиболее крупные крестьянские восстания в это время происходили в Арагоно-Каталонском королевстве, где крестьянское движение приняло значительный размах с начала XV в. Крестьяне-ременсы требовали отмены «дурных обычаев» и крепостничества. Короли Арагона из страха перед крестьянскими восстаниями не раз издавали указы об отмене крепостного права и «дурных обычаев», но сопротивление знати, а частично и городов, у которых тоже были зависимые крестьяне, сводило практическое значение этих указов к нулю.

В 1462 г. в Каталонии началось восстание крестьян под предводительством мелкого дворянина Вернтадьята. Восстание охватило не только большую часть Каталонии, но и распространилось на Южную Францию. «Адам, — заявляли восставшие, — умер, не оставив завещания, следовательно, земля должна быть разделена на равные участки между всеми людьми — его детьми, так как несправедливо, чтобы одни владели ею, а другие оставались без земли».

Движение скоро приняло более или менее организованный характер. Крестьяне осадили ряд городов. Крестьянская война длилась целых 10 лет, до 1472 г. Король был вынужден отменить некоторые из «дурных обычаев» и уменьшить особо тяжёлые повинности. Однако уже в 1474 г. по требованию главным образом церковных феодалов все эти льготы были ликвидированы, и крестьяне скоро очутились в прежнем положении. Поэтому в 1484 г. крестьяне снова поднялись на борьбу. Во главе их стоял теперь крестьянин Педро Хуан Сала, оказавшийся талантливым организатором, хорошо знавшим военное дело. Восставшие крестьяне, ядро которых составляли ременсы, подошли в январе 1485 г. к Барселоне. Только в марте дворянству удалось разбить крестьян. Захваченный в плен Сала был казнён. Но крестьянское движение продолжалось, превратившись в партизанскую войну, наводившую ужас на феодалов. Сеньоры, наконец, согласились на компромисс с восставшими, в результате чего были отменены «дурные обычаи» и крестьяне освобождены от личной зависимости. Однако все платежи за землю сохранились полностью. Крестьяне остались в феодальной зависимости, хотя и превратились в лично свободных людей.

Скудость и отрывочность сведений в источниках о крестьянских движениях в Кастилии в XIV—XV вв. не позволяют нарисовать сколько-нибудь полной картины народного сопротивления, но ряд фактов доказывает, что оно имело место. Наиболее ярким свидетельством этого является восстание в местечке Фуэнте-Овехуна (расположенном вблизи Кордовы в Андалусии), происшедшее в 1476 г. (). Население Фуэнте-Овехуна восстало против своего сеньора — командора ордена Калатрава — Гусмана, жестоко притеснявшего жителей селения. Фуэнте-Овехуна находилось прежде (до 1458 г.) в зависимости от Кордовы, и восставшие жители, после того как были убиты Гусман и 14 его приближённых, отдали своё селение под покровительство Кордовы. Благодаря своему мужеству и стойкости во время следствия восставшие добились от королевской власти подтверждения перехода под власть Кордовы, т.е. по существу оправдания своих действий.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 3099
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Политическое объединение страны

Экономическое развитие Испании в XIV — XV вв. имело весьма важные последствия: усилилось политическое влияние городов, которые выступали в союзе с королевской властью против крупных феодалов, носителей политической раздробленности. В Испании складывались предпосылки для её политического объединения. Силы, способствовавшие установлению единства страны, всё более крепли в лице городских союзов (эрмандад), враждовавших с феодальной знатью. Горожане чем дальше, тем всё более отчётливо заявляли о своих интересах на кортесах, самую влиятельную часть которых, начиная с XIV в., они составляли.


Аутодафе. Картина Педро Берругете. XV в. Конец XV — начало XVI в.

Однако на пути к централизации власти в Испании стояли большие трудности. Основным препятствием были крупные сеньоры, которые за время реконкисты значительно увеличили свои земельные владения и богатства. Кроме того, патрицианская верхушка городов — носительница средневековых вольностей и привилегий, поддерживала королевскую власть против крупных феодалов и духовенства лишь при условии неприкосновенности всех этих вольностей. Опорой королевской власти являлось мелкое и среднее дворянство, для которого сильная центральная власть служила гарантией сохранения феодальной ренты, получаемой с крестьян, и наилучшим орудием в борьбе с крестьянским сопротивлением.

Экономическое развитие Испании и поддержка, оказываемая королевской власти дворянством и городами, ускорили политическое объединение полуострова. Оно произошло в 1479 г. , когда королем Арагона стал Фердинанд, вступивший ранее в брак с Изабеллой Кастильской. Создалась крупная держава, в состав которой вошли большая часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова, Сицилия, Сардиния и Южная Италия.

С помощью дворянства и горожан короли начали борьбу против крупных феодалов, стремившихся сохранить политическую раздробленность страны. У феодалов были отняты права чеканки монеты и ведения частных войн. Были произведены конфискации коронных земель, расхищенных раньше знатью. Не будучи в состоянии ликвидировать духовно-рыцарские ордены, возникшие в период реконкисты и o6oгатившиеся огромными земельными приобретениями, король стал их магистром и таким путем получил в свое распоряжение все их имущество.

В борьбе с крупными феодалами королевская власть Испании использовала военную силу городов, объединенных в союз — «святую эрмандаду». Городские отряды стояли заставами по большим дорогам и вели ожесточенную борьбу с бесчинствовавшими феодалами. Но, покорив в основном знать с помощью горожан, королевская власть стала затем постепенно ограничивать и права городов на самоуправление, подчиняя их королевским чиновникам. Укрепив свою власть в стране, Фердинанд и Изабелла начали войну с Гранадой — последним оплотом арабов в Испании. Война эта продолжалась 10 лет и закончилась в 1492 г. взятием Гранады.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 2964
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Королевская власть и католическая церковь

В борьбе за укрепление своей власти испанские короли опирались на католическую церковь. Нигде католическая церковь не была так сильна, как в Испании. Так как реконкиста осуществлялась под лозунгом борьбы «креста с полумесяцем», т. е. борьбы христианских народов против мусульман, в Испании создалась благоприятная почва для католического фанатизма. Королевская власть использовала это и поддерживала новый политический порядок всей силой церковного авторитета.

В 1480 г. в Испании была организована инквизиция, и вскоре начались беспощадные гонения на мусульман, евреев и еретиков. Особенно усилились эти гонения после взятия Гранады. Евреям и мусульманам было предложено или покинуть страну, или перейти в христианство. Десятки тысяч людей, главным образом ремесленников и торговцев, ушли из Испании. Но и перешедшим в христианство евреям и мусульманам грозила вечная опасность. Стоило кому-нибудь донести, что они придерживаются своей прежней веры, их немедленно предавали суду инквизиции. Политическая оппозиция королю стала приравниваться в Испании к церковной ереси, и врагов королевской власти начали привлекать к суду инквизиции в качестве еретиков. Таким образом, инквизиция беспощадно расправлялась не только с евреями и мусульманами, но и с испанцами-христианами, если их подозревали во враждебном отношении к церкви и королю. «…Благодаря инквизиции,— писал К. Маркс, — церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма.» ().


Зал послов в Альказаре (Севилья). XIV в.

В Испании казнь еретиков проводилась в виде мрачного церковного представления, которое носило название «аутодафе» (что значит в переводе — «дело веры»). Сожжение еретиков происходило на площадях в присутствии королевского двора, феодалов и горожан. В процессии под пение религиозных гимнов впереди шло духовенство, а за ним вели осужденных на казнь. На кострах сжигали массу людей. Страшную известность приобрел инквизитор Торквемада, который за годы, когда он возглавлял инквизиционный трибунал, сжег свыше 8 тыс. «неверных» (мусульман и евреев) и еретиков. Усердие инквизиции в преследовании еретиков подогревалось тем, что в пользу инквизиторов и доносчиков шла треть имущества осужденных. Остальное получал король. Испанский народ, освободивший страну от арабов, оказался порабощенным деспотической королевской властью, феодалами и хищным, фанатическим духовенством.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 2508
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Развитие культуры в XIV—XV вв

Развитие городов и усиление политического влияния бюргерства, выступавшего против феодальной аристократии, нашли свое отражение в культуре Испании. Народное и бюргерское влияние самым ярким образом проявилось в поэме Хуана Руиса (1283—1350) «Книга о благой любви». Форма повествования этой биографической поэмы напоминала позднейшую «плутовскую новеллу», в которой слуги, выходцы из простого народа, оказываются более умными и ловкими, чем их сеньоры.

Существенные изменения стали заметны и в литературе высших классов. Феодальная аристократия потерпев поражение в борьбе с усилившейся королевской властью и превратившись в придворную знать, замкнулась в узком кpугу сословных предрассудков и начала культивировать «рыцарские» добродетели и верноподданнические чувства. В этой среде получили широкое распространение поэтические произведения провансальских трубадуров, французские рыцарские романы и старинные романсы, воспевающие героику борьбы с маврами.

В последней четверти XV в. был создай один из замечательных памятников испанской литературы — драматизированная новелла «Селестина», автором которой был, по-видимому, Фернандо де Рохас. В этой новелле явственно проступают плебейско-демократические черты: борьба нового человека против феодальных обычаев, требование полной свободы личного чувства и стремление к реализму.


Ваза Фортуни. Малага. XIV в.

В изобразительном искусстве XIV—XV вв. новые явления экономической и социальной жизни нашли свое отражение главным образом в архитектурном оформлении пышных дворцов испанской аристократии, в великолепных, выстроенных каменщиками и ремесленниками, городских ратушах и соборах, сочетавших в себе элементы готики, мавританского (арабского) стиля и раннего итальянского Возрождения. Все эти здания отличались богатством декоративных украшений и художественной резьбой по камню и дереву, являвшихся плодом творчества ремесленных мастеров. Большого развития достигло керамическое производство. В числе наиболее известных образцов так называемой испано-мавританской керамики — знаменитая ваза Фортуни, расписанная люстром. Она называется так по имени ее владельца испанского живописца Мариано Фортуни (1838—1874).

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 2226
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Возникновение Португальского государства

Начало политической самостоятельности Португалии было связано с победой над арабами, одержанной португальцами под предводительством графа Альфонса Энрикеса при Орике в 1139 г. После этого Альфонс Энрикес был провозглашен королём Португалии. Но король Леона признал королевский титул Альфонса только в 1143 г. под давлением папы, причём Португалия была объявлена находящейся в вассальной зависимости от последнего с обязательством ежегодной уплаты ему определённой денежной суммы.

Реконкиста и в Португалии велась соединёнными силами крестьянства и рыцарства, организованного в духовно-рыцарские ордены. По мере отвоевания территории росли земельные 6oгатства португальской знати и духовенства и образовывались, особенно на юге, громадные владения, принадлежавшие духовенству, духовно-рыцарским орденам и отдельным крупным светским феодалам. Но так как в реконкисте принимало участие крестьянство, получившее в свои руки оружие, крупные землевладельцы оказывались вынужденными приглашать на свои земли крестьян на особо льготных условиях. Всё это способствовало тому, что на юге Португалии — во вновь отвоёванных землях — крестьянство сохранило свою свободу, в то время как на севере оно находилось в принимавшей различные формы феодальной зависимости, вплоть до серважа. Кое-где были и рабы из пленных мусульман.

Класс португальских феодалов был представлен магнатами, средним дворянством (инфансонами) и низшим дворянством (кавалерами-рыцарями). Особое значение в Португалии, находившейся с середины XII в. в вассальной зависимости от папы, приобрело духовенство. Захватив огромные пространства земли, оно добилось освобождения от налогов, постоянно вмешивалось в управление страной и являлось исполнителем всех приказаний папства, когда последнее не получало требуемых им денежных сумм из Португалии и подвергало её население всевозможным церковный карам (интердикту и отлучению от церкви). Борьба королей Португалии Против притязаний пап шла в течение трёх столетий (XII—XIV вв.). Так, Диниш I (1279—1325) добился ограничения юрисдикции духовенства и запретил ему приобретение новых земельных владений. В начале XV в. король Жуан I (1385—1433) закончил борьбу фактически полным подчинением духовенства королевской власти.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 2286
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml

Развитие городов, ремесла и торговли в Португалии

В этой борьбе на стороне королевской власти выступали городские общины, крепнувшие по мере развития ремесла и торговли. С продвижением португальцев к югу увеличивалось количество городов-крепостей, становившихся опорными пунктами реконкисты. Со второй половины XIII в. начало расти и экономическое значение этих городов в качестве центров ремесла и торговли. С этого времени города Португалии, используя своё местоположение на берегу Атлантического океана, завязали оживлённые торговые отношения с Францией и Англией, а также с городами на побережье Средиземного моря, куда из Португалии шёл хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.

Короли и феодальные сеньоры покровительствовали разработке железных и золотых рудников, кораблестроению и морской торговле. Города получали всевозможные привилегии и права самоуправления, а в середине XIII в. их представители появились на собраниях кортесов. Король Диниш I выписывал из Генуи мастеров корабельного дела и приказывал сажать на склонах гор по восточной границе государства деревья, которые дали впоследствии великолепный мачтовый лес. Имея в виду развитие в Португалии кораблестроения, Энгельс назвал Португалию иберийской Голландией ().

Заинтересованность португальских королей в развитии кораблестроения имела вполне определённые причины. К середине XIII в. реконкиста на территории королевства была в основном закончена. Многочисленное португальское дворянство, считавшее недопустимым для своей чести какое-либо иное занятие, кроме военной службы, оказалось не у дел. Тогда оно само перешло в наступление и продолжало вести ожесточённую борьбу с арабами и берберами на африканском побережье, куда те были оттеснены после завершения реконкисты и откуда время от времени совершали набеги на португальские берега.

Вместе с тем развивавшаяся морская торговля португальских городов требовала наличия искусных мореходов и капитанов — водителей кораблей. Эти обстоятельства и способствовали тому, что португальские дворяне сменили коней на корабли и из рыцарей превратились в мореходов, которым Португалия была обязана с середины XV в. важными открытиями как в Атлантическом океане, так и на путях в Индию. В организации этих морских предприятий принимал деятельное участие сын короля Португалии Жуана I — Генрих, получивший прозвище Мореплавателя.

В 1415 г. португальцы захватили на африканском берегу крепость Сеуту. Это завоевание сделалось исходным пунктом продвижения португальцев на западное побережье Африки, куда их влекло не только желание держать под ударами африканское население, но и жажда богатства. Португальцы искали там золото.







Блок: 9/9 | Кол-во символов: 2759
Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 31842
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://www.hyno.ru/tom1/760.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 4342 (14%)
  2. http://ispaniy.web-3.ru/information/cityspain/?act=full&id_article=37388: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 5395 (17%)
  3. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st045.shtml: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 22105 (69%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий