296,Клермонский собор – открытие пути на Восток — разъясняем со всех сторон

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2018; проверки требуют 7 правок.


О здании см. Собор Клермон-Феррана

Клермонский собор — церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей). Клермонский собор подтвердил обязательность для всех христиан «Мира Божьего», отлучил от церкви короля Франции Филиппа I, вторично женившегося в 1092 году.

26 ноября 1095 года, после окончания заседаний Клермонского собора перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман, обещав участникам крестового похода отпущение грехов, освобождение от долгов и т. п. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы католиков в западноевропейских государствах.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 1316
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Решения Клермонского собора

Знаменитые крестовые походы начались сразу после Клермонского собора.

Определение 1

Клермонский собор – это церковный съезд во французском городе Клермон, состоявшийся 18 ноября 1095 года папой Урбаном II.

Съезд католического духовенства должен был решить несколько церковных вопросов. Среди важнейших было утверждение обязательного соблюдения всеми христианами «Мира божьего».

Определение 2

«Мир Божий» — выделение в течение недели дней, в которые предписывалось превращать междоусобные войны. Это время (с вечера среды до утра понедельника ) следовало посвящать воспоминаниям о жизни и деяниях Христа. К нарушителям требования применялись санкции: отлучение от церкви, конфискация имущества, штрафы, телесные наказания.

На соборе приято решение отлучить от церкви французского короля Филиппа I, нарушившего христианские заповеди и женившегося второй раз на жене графа Анжуйского. На съезде кроме духовенства присутствовали светские лица – французские рыцари и дворяне. Общее число участников было столь велико, что ни одно помещение города не вмещало желающих. Пришлось собираться под открытым небом на площади.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1156
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/krestovye_pohody/klermonskiy_sobor/

Клермонский собор


Клермонский собор открылся в 1095 году, в Оверни. Вопрос об Иерусалиме был десятым по счету среди проблем, поднятых Святыми Отцами. Он обсуждался на главной площади города, до отказа переполненной людьми. Первым выступил Петр Пустынник, голос его дрожал от слез, но слова били подобно ударам тарана. Призыв отшельника немедленно подхватил папа. Он вещал с высокого престола, воздвигнутого в центре площади, и речь его была слышна повсюду. Урбан начал с того, что описал позорное положение детей Христовых под гнетом неверных, он предупредил: поработив до конца Восток, неверные возьмутся и за Европу — угрозы их уже слышны, и кое-где претворяются в жизнь. В подобных условиях молчать и выжидать — значит предавать самих себя и Бога Живого. Урбан II принимал на себя руководство организацией похода и обещал важные льготы будущим воинам Божьим, в том числе отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе.

Речь папы неоднократно прерывалась взрывами пламенного энтузиазма. Перед благородными и бескорыстными душами намеки Урбана открывали Царство Небесное, перед честолюбивыми и алчными материальные блага.

Тут же, в Клермоне, люди давали торжественные клятвы и нашивали на свои одежды красный крест, отсюда и пошло имя «крестоносцы» и название их миссии — «Крестовый поход».

Новоявленные крестоносцы просили Урбана быть их предводителем; но папа, занятый, европейскими делами, отказался, поставив вместо себя епископа Адемара Дюпюи, первым выразившего желание ступить на «путь Божий».

Возвратившись с Собора, епископы стали поднимать народ в своих епархиях, на которое население откликнулось. Подобным настроениям способствовала крайне тяжелая жизнь тех времен. Простые люди недаром ждали конца света. Повсюду господствовало крепостное рабство. Неурожайные годы следовали один за другим. Голод усугубляли грабежи, этот вечный бич земледелия и торговли. Жители сел и городов без сожаления покидали землю, которая не могла их прокормить и предоставить элементарной безопасности, покидали тем охотнее, что Церковь за участие в походе снимала с них кабалу, задолженность и налоги. К беднякам присоединялись и всякого рода темные личности; надежда на легкую поживу, природная склонность к разбою и полная уверенность в безнаказанности была для них лучшим стимулом взять крест.

Многие вельможи собрались в поход, чтобы не утерять власть над подданными. Все они имели массу грехов, но помимо их искупления, надеялись и на богатую добычу. Даже самые мелкопоместные из числа рыцарей рассчитывали стать князьями в Святой земле. Пример подавали епископы, не скрывавшие надежд на новые епархии в Азии и на солидные куши от Восточной церкви.

В основе крестоносного движения лежали не только материальные стимулы. Определяющую роль в подготовке похода, несомненно, сыграл религиозный энтузиазм, многократно усиленный Церковью.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2851
Источник: https://studbooks.net/679652/istoriya/nachalo_krestovyh_pohodov

Литература

  • Клермонский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Заборов М. А. Папство и крестовые походы. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 264 с. — (Научно-популярная серия).
  • Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах: Уч. пос. — М.: Высшая школа, 1977. — 272 с.
  • Куглер Бернгард. История крестовых походов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 512 с. — (События, изменившие мир). — ISBN 978-5-85880-035-1.
  • The First Crusade. — Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1971. — ISBN 0812210174.
  • Somerville, Robert, «The Council of Clermont and the First Crusade», Studia Gratiana 20 (1976), 325–337.
  • Somerville, Robert, «The Council of Clermont (1095), and Latin Christian Society», Archivum Historiae Pontificiae 12 (1974): 55–90 (jstor.org).
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 826
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Ситуация в Европе накануне крестовых походов

Католическое папство в XI веке смогло вернуть былое поклонение и авторитет. Проведённые аскетические реформы поставило католиков в главе религиозной жизни, и породили идею о создании единого Божьего царства на земле. Получив приглашение из Константинополя для войны с «неверными», западные христиане не могли упустить шанс укрепить духовную власть на Востоке. Они надеялись прекратить раздоры внутри христианской Церкви и возглавить её объединение. Кроме этого, европейцы видели в мусульманах наследственных врагов, воюя с ними в Испании и Италии.

Папа Урбан II и византийский император давно находились в дружественных отношениях. Устремления Константинопольского монарха о прекращении церковного раздора находила отклик у папы. Ещё в 1089 году с Алексея Комнина было снято отлучение, наложенное на него как на схизматика. Через два года (в 1091 году) послы Алексея входили в свиту папы во время его поездки по Кампании. Урбан II переработал инициативу византийского императора и решил подать её в выгодной форме. Папе надо было поднять массы верующих, поэтому политические цели были отодвинуты на второй план и не оглашены. Упор делался на религиозный элемент: изгнание неверных со Святой земли и освобождение Гроба Господня.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1282
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/krestovye_pohody/klermonskiy_sobor/

Обращение папы Урбана II

Замечание 1

26 ноября 1095 года собор закончил свою работу. На закрытии заключительного заседания папа Урбан II произнёс пламенную речь. Он обратился к собравшимся с призывом отложить все земные дела и тотчас отправиться в Палестину. По его словам, долг каждого христианина принять участие в освобождении Иерусалима из-под власти мусульман. Каждому участнику освободительного похода папа обещал освобождение от долгов и отпущение прошлых и будущих грехов.

Страстная речь папы Урбана II была услышана и нашла отклик среди многих католиков. В ответ начинают создаваться отряды крестоносцев. Люди тысячами дают обет верности, и в знак согласия выполнить великую миссию пришивают на плечо или на грудь символ веры – красный крест. Поэтому их стали называть крестоносцами, а походы, соответственно, крестовыми.

Но за это время ситуация в Византии изменилась. Император Алексей, сумев разгромить врагов и избежать опасности, не желал вторжение в страну союзников, в которых он теперь видел новых завоевателей. Их количество было столь велико, что угрожало самой Византии. Обстановка осложнялось враждебным отношением греческого Востока к латинскому западу.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1178
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/krestovye_pohody/klermonskiy_sobor/
Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 8609
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2142 (25%)
  2. https://spravochnick.ru/istoriya/krestovye_pohody/klermonskiy_sobor/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3616 (42%)
  3. https://studbooks.net/679652/istoriya/nachalo_krestovyh_pohodov: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2851 (33%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий