512,Суть крестовых походов — это познавательно

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман). Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 414
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Предпосылки крестовых походов

Христианский мир в конце XI века просто загнивал и народ искал пути искупления своих грехов. Сама идея пойти воевать во имя церкви и Господа давали им эту надежду на искупление. Убить неверного, освободить святой город – вот цели к спасению. Так считали каждый простолюдин и дворянин католического мира.

Реальной предпосылкой к началу походов стала тяжелая ситуация Константинополя, когда мусульмане взяли в осаду город, а император Византии умолял начать крестовые походы против неверных.

В 1095 году папа Урбан объявил, что святое воинство начинает святой поход в Палестину, дабы уничтожить мусульман и навсегда изгнать их Ближнего Востока.


Блок: 2/3 | Кол-во символов: 676
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/13070-sut-krestovyh-pohodov.html

Причины крестовых походов

В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.

Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. По словам Ж.Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада». Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).

Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.

В конце 1080-х – начале 1090-х социально-экономические и политические трудности усугубились чередой стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы), обрушившихся в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.

В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.

Инициатором и главным организатором крестоносного движения стало папство, существенно укрепившее свои позиции во второй половине 11 в. В результате Клюнийского движения (см. также КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО) и реформ Григория VII (1073–1085) значительно возрос авторитет католической церкви, и она вновь могла претендовать на роль лидера западно-христианского мира.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 3489
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Первый крестовый поход


За стихийной толпой первых крестоносцев в поход вышло организованное рыцарство под предводительством самых доблестных и известных рыцарей того времени: Готфрида Бульонского, герцога Лотарингского, и его братьев. Среди участников первого крестового похода был и граф Гуго Вермандуа (младший брат французского короля) и герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля) и множество других очень знатных рыцарей, чьи имена позже не раз будут упоминаться в многочисленных рыцарских романах. Все эти люди стали во главе первого крестового похода.

В отличие от бедных крестьян, ставших крестоносцами ради «теплого места в Раю», это воинство было прекрасно вооружено, организовано, любило и умело воевать. Так что, дойдя до Константинополя и переправившись через Босфор, в первой же битве крестоносцы наголову разгромили турков-сельджуков, а затем осадили Антиохию. Ее осада продлилась целый год и была полна трудностей и лишений, тем не менее, крестоносцы взяли этот город, а затем разгромили втрое превышавшую их числом армию мусульман, пришедшую на помощь осажденной Антиохии. После этой победы путь на заветный Иерусалим был открыт.

И вот, 15 Июня 1099 года свершилось то, чего так хотели крестоносцы – Иерусалим, который находился в руках египетского султана, был осажден и захвачен «воинством Христовым».

Взятие Иерусалима крестоносцами, средневековая миниатюра.

Захватив Иерусалим, крестоносцы устроили в городе страшную резню, убивая не только мусульман, но и тамошних евреев и даже местных христиан, в общем всех без разбору (ведь и так все грехи прощены). Увы, к таким печальным последствиям может привести слепой религиозный фанатизм.

Первый крестовый поход достиг своей главной цели – отвоевал для христиан Святую Землю и, забегая немного наперед, именно он был самым успешным среди всех крестовых походов. Такому блистательному успеху крестоносцев в какой-то мере поспособствовала и разобщенность мусульман, разделенных на два больших лагеря: суннитов из Мосула и шиитов из Египта. Сунниты и шииты друг друга, мягко говоря, не любили, поэтому о совместных действиях против крестоносцев не договорились и позволили тем в результате таки захватить Иерусалим. Таковы вкратце события первого крестового похода.

На завоеванных территориях крестоносцами было создано Иерусалимское королевство, а Готфрид Бульонский был провозглашен первым Иерусалимским королем. А еще крестоносцы умудрились поссориться со своими византийскими союзниками, которым были обещаны часть отвоеванных у мусульман земель. Но крестоносцы нарушили обещание и оставили эти земли себе. Ссора с византийцами им впоследствии аукнулась.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2640
Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/krestovyie-pohodyi/

Положение на Востоке

С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 599
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Второй крестовый поход

Положение молодого Иерусалимского королевства было с самого начала весьма шатко, что не удивительно для государства окруженного совсем недружественными соседями, причем не только мусульманами, ведь вскоре и византийский император вступил в союз с турками-сельджуками. А последние не сидели сложа руки, и в 1144 году захватили Эдессу – один из ключевых городов крестоносцев в регионе.

Для ее отвоевания был организован второй крестовый поход, участниками которого стали в основном французские рыцари, что неудивительно ведь основной костяк крестоносцев Иерусалимского королевства также составляли французы. Поход был возглавлен французским королем Людовиком VII и немецким императорам Конрадом III Гогенштауфеном. Однако крестоносцы основательно поредели еще по пути к Иерусалимскому королевству, вследствие брака продовольствия, и болезней в войсках. Дойдя, наконец, до цели, они потерпели ряд военных поражений от арабов, после чего оба предводителя отказались от своих намерений отвоевать Эдессу и вернулись в свои владения. Второй крестовый поход закончился полным провалом.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1102
Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/krestovyie-pohodyi/

Клермонский собор

Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 575
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Саладин наносит ответный удар


В 1173 году эмиром Египта стал очень талантливый и энергичный правитель – султан Салах ад-Дин, которого крестоносцы прозвали просто Салладин. Салладин оказался действительно гениальным полководцем, мудрым правителем и дипломатом, а его деятельность стала подлинным проклятием для крестоносцев.

Правивший в то время Иерусалимским королевством король Балдуин IV хотя и был также весьма мудрым правителем и полководцем, тем не менее, оказался болен проказой и вскоре умер от этой болезни, а следующим королем стал муж сестры Балдуина — Гвидо де Лузиньян, человек сколь богатый, столь и чванливый. И когда его вассал, французский барон Рено де Шатильон совершил набег на арабский караван, Гвидо поддержал его, чем дал поводу Салладину начать полномасштабную войну против Иерусалимского королевства.

Войско крестоносцев, выступившее против Салладина, потерпело сокрушительное поражение в битве при Хаттине, сам Гвидо вместе с зачинщиком Рено де Шатильоном, оказались в плену у Салладина, последнего вскоре «укоротили на голову».

Пленные крестоносцы в лагере Салладина.

После этого поражения Иерусалим был осажден армией Салладина, тамошний небольшой гарнизон не мог долго сдерживать осаду и вскоре капитулировал. Иерусалимское королевство было уничтожено, а святой город Иерусалим снова оказался в руках мусульман.

К слову, описанные тут события отлично показаны в интереснейшем историческом фильме «Царство Небесное». Пусть там есть и некоторые исторические неточности (фильм все-таки художественный, а не документальный), мы очень рекомендуем всем его посмотреть, и проникнутся духом тех времен (смотреть стоит обязательно полную режиссерскую версию, она примерно на час длиннее обрезанной версии, которую показывали в кинотеатрах).

Весть о падение Иерусалим повергла всю христианскую Европу в глубокое уныние, а наиболее активные европейские короли стали собираться в третий крестовый поход.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 1922
Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/krestovyie-pohodyi/

Третий крестовый поход

Главной целью третьего крестового похода было повторное отвоевание Святой Земли. А возглавил его главный «сорвиголова» средневековой Европы, бесстрашный и отважный король Англии – Ричард «Львиное сердце». Король Ричард был весьма своеобразной личностью в истории, правителем он был не таким уж и хорошим, своих подданных обкладывал огромными поборами, направо и налево продавал государственные должности, и по его собственным словам, «продал бы даже Лондон, только бы нашелся покупатель», все для того, чтобы собрать деньги для своих военных кампаний. А вот что Ричард по-настоящему любил и умел, так это воевать. Так еще в юношеские годы он вполне успешно воевал с собственным отцом (!) — королем Генрихом II, и королем Франции Филиппом II. Когда до него дошла весть о падение Иерусалима – желание отправиться в новый крестовый поход стало идеей фикс Ричарда.

Интересно, что в третий крестовый поход он выступил совместно со своим недавним противником, королем Франции Филиппом II, впоследствии между английскими и французскими крестоносцами и их королями не раз возникали конфликты на протяжении этого самого похода.

Третьим к крестовому походу присоединился немецкий император Фридрих Барбаросса, который со своими войсками двинулся по суше, в то время как англичане и французы отправились морем.

Третий крестовый поход с самого начала, что называется «не задался». Так переправляясь через небольшую реку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, будучи в тяжелых рыцарских доспехах упал с коня в воду и утонул в этой небольшой реке. Оставшись без своего предводителя, большая часть немецких крестоносцев, попросту повернула домой.

Не лучше обстояли дела и у их английских и французских «коллег», добравшись морем до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, вместо того, чтобы идти и освобождать Иерусалим, крестоносцы осадили крепость Акру, находящуюся у них в тылу. Акра неожиданно оказалась очень «трудным орешком», ее осада продлилась целых два года. Войска Салладина в свою очередь окружили войска крестоносцев, осаждавших Акру.

За время осады предводители крестоносцев, короли Ричард и Филллип окончательно рассорились друг с другом, после чего французский король со своими подданными махнул на все это дело рукой и уплыл обратно во Францию, оставив Ричарда наедине с Салладином. Вскоре правда военная удача улыбнулась английскому королю, крестоносцам таки удалось взять Акру, а затем победить войска Салладина в битве при Арсуфе. Вскоре Ричард Львиное Сердце, наконец, смог приблизиться к заветному Иерусалиму, но тут ему пришли новости из Европы – вернувшись во Францию, король Филипп решил воспользоваться отсутствием английского короля, и под шумок забрал практически все владения Англии на материке. Подобное вероломство возмутило Ричарда, и желание дальше воевать с мусульманами у него как то пошло на убыль. Более того, король Ричард Львиное Сердце, в конце концов, даже подружился с Салладином, вероятно в его лице мусульманский предводитель увидел достойного противника.

Одним словом, третий крестовый поход закончился мирными переговорами между Ричардом и Салладином, английскому королю удалось выторговать право свободного посещения христианскими паломниками Иерусалима (сам город при этом оставался в руках мусульман). Также за крестоносцами оставалась отвоеванная с такими трудами Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 3392
Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/krestovyie-pohodyi/

Государства крестоносцев


Иерусалимский король являлся верховным сюзереном подпавших под власть христиан палестинских и сирийских земель; граф Эдессы, князь Антиохии и граф Триполи находились от него в вассально-ленной зависимости. Каждое государство было организовано по западно-европейской феодальной модели: оно делилось на баронии, а баронии – на рыцарские феоды. Вассалы были обязаны по призыву сюзерена в любое время года нести военную службу. Прямые вассалы правителей заседали в совете (в Иерусалимском королевстве – Ассиза Высшего суда). Правовые отношения регулировались местным судебником – Иерусалимскими Ассизами. В портовых городах ведущую роль играли итальянские купцы (генуэзцы, венецианцы, пизанцы); они обладали широкими привилегиями и имели собственные укрепленные кварталы, управлявшиеся выборными консулами, Зависимое население составляли крестьяне местного происхождения и рабы (в основном пленные).

В церковном отношении крестоносные земли образовывали Иерусалимское патриаршество, делившееся на четырнадцать епископий. Местная католическая церковь обладала большими богатствами и немалым политическим весом. В Сирии и Палестине существовала разветвленная система монастырей.

В крестоносных государствах возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры). Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися римскому папе. Первым таким орденом в Палестине стал орден иоаннитов, или госпитальеров (орден Св. Иоанна Милостивого; с 1522 Мальтийский орден), конституировавшийся в 1113; его члены носили красные плащи с белым крестом. В 1128 оформился орден тамплиеров (орден Храма Соломона); они облачались в белые плащи с красным крестом. В 1190/1191 немецкие рыцари основали Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии); их отличительным признаком был белый плащ с черным крестом.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 2149
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody

Интересные факты о крестовых походах

  • Какое отношение крестовые походы имеют к нашим предкам? Самое прямое, так один из лидеров первого крестового похода, тот самый граф Гуго Вермандуа, младший брат французского короля, был сыном Анны Ярославовны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого, отданной замуж за французского короля.
  • Из всего многообразия крестовых походов самым необычным и бессмысленным был крестовый поход детей, организованный в 1212 году. Детский крестовый поход начался с того что некому французскому пастуху Стефану явилось видение, в котором сам Иисус Христос призвал его возглавить новый крестовый поход из одних лишь детей, которым суждено будет освободить Святую Землю без оружия, силой одной лишь молитвы. В итоге Стефан своими проповедями смог призвать около 30 тис. детей бедных крестьян во Франции и Германии присоединится к этому крестовому походу. Вот только о средствах транспортировки детей-крестоносцев морем на Святую Землю никто не позаботился. В итоге несколько торговцев согласились перевезти их на своих кораблях, но вместо этого продали детей в рабство.
  • Большинство крестоносцев погибало отнюдь не от мусульманской стрелы или сабли, а банально от голода и болезней, особенно от дизентерии – христианские воины не отличались чистоплотностью, и подхватить кишечную инфекцию в походе было проще простого.
  • И еще о чистоплотности и крестоносцах. Такой принятый сегодня обычай мыть руки перед едой крестоносцы переняли у арабов и затем принесли его в Европу.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 1493
Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/krestovyie-pohodyi/

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 18451
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/13070-sut-krestovyh-pohodov.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 676 (4%)
  2. http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/krestovyie-pohodyi/: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 10549 (57%)
  3. https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/krestovye-pohody: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 7226 (39%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.